1. Самоанализ урока учителем: критерии оценки эффективности урока План 1. Закономерности учебного процесса 2. Типы и виды анализа урока 3. Общие критерии анализа урока 4. Уровни самоанализа урока 5. Самоанализ 6. Литература Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся. Урок представляет собой творчество учителя, опирающегося, с одной стороны, на психолого-педагогические закономерности обучения, и, с другой стороны, на предъявленные требования образовательными стандартами. Общие закономерности учебного процесса. Постановка целей зависит от уровня развития и потребностей общества, его требований к процессам образования, воспитания и развития личности. Отбор содержания зависит от целей и задач обучения, от возрастных и индивидуальных возможностей школьников, от уровня развития теории и практики обучения. Выбор методов зависит от задач и содержания обучения, от реальных учебных возможностей учащихся по их применению. Формы организации обучения зависят от целей, содержания и методов обучения. Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у них внутренних познавательных мотивов, а также от внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов. Качество обучения зависит от взаимосвязанности процессов преподавания и учения. Эффективность учебного процесса зависит от условий, в которых он протекает и взаимосвязанности всех закономерностей. Частные закономерности учебного процесса: дидактические включают содержательно-процессуальные характеристика процесса (содержание, методы, виды, средства, способы, формы и т.д.); гносеологические определяют аспект познания учащимися под руководством учителя объективной действительности, фактов и законов природы и общества и самих себя; психологические относятся преимущественно к внутренней, психической (познавательной) деятельности учащихся в процессе обучения; кибернетические отражают все многообразие связей, существующих в учебном процессе, циркуляцию информационных потоков, управление усвоением информации. Социологические охватывают отношения между участниками учебного процесса (взаимодействие учителя и учащихся, направленность, социальная значимость обучения и т.д.). Организационные отражают учебный процесс в аспекте интеллектуального труда (организация учебного и преподавательского труда, их материально-техническое оснащение, стимулирование, производительность, рентабельность и т.д.). Знание закономерностей обучения позволяет процесс обучения построить оптимально в самых разных конкретных ситуациях. Типы и виды анализа урока Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества: Без самоанализа невозможно: построить целостную систему обучения; повысить мастерство, развить творческие способности; обобщить передовой педагогический опыт; сократить затраты времени на техническую работу; обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя. Типы анализа урока 1 – полный – проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы; 2 – краткий – отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества; 3 – комплексный – предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока. Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов. 4 – аспектный – используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя. Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный. Цели педагогического анализа могут быть различными, исходя из них применяется частичный анализ, соответствующий какому-либо аспекту урока (общепедагогическому, психологическому и т.п.). Общие критерии анализа урока Результативность. Считается, что результативность урока зависит от технологии его проведения, основанной на соблюдении основных правил организации учебного процесса, и чем качественнее технология, тем выше результат урока. Поэтому вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших психолого-педагогических достижений. Основные пути повышения эффективности урока: постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач; оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся); стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся; применение активизирующих методов и средств обучения; организация самодеятельности учащихся; единство формирования знаний, умений и навыков как специальных, так и общих; организация оперативной обратной связи; формирование отношений сотрудничества учителя и учащихся; создание благоприятного психологического микроклимата; интенсификация учебного процесса путем НОТ учителя и учащихся. Структура урока На сегодняшний день объем научной информации огромен, время обучения ограничено. И одним из актуальных требований является нахождение оптимальных методов и содержания обучения. Структура урока строится на основе дидактических целей, с учетом содержания учебного материала, составом умственных и практических операций, осуществляемых в ходе учебной деятельности, психологических закономерностей и условий (состав класса, уровень подготовки, влияние сильных и дезорганизующих учеников и т.д.). Исходя из закономерностей усвоения того или иного учебного материала, учитель создает свою логику его изучения, свою последовательность, что определяется многообразием возможных конкретных способов методик и приемов обучения. Рациональную структуру урока обеспечивают: комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития; выделение в содержании урока и теме главного, существенного; определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления домашнего задания; выбор рациональных методов, приемов и средств обучения; дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам; создание необходимых учебно-материальных условий обучения. Активизация познавательной деятельности учащихся Для эффективного усвоения знаний необходимо, чтобы учебный материал стал предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика. Закономерно, что чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность усвоения. Поэтому преподавание учебных дисциплин должно опираться на методологический принцип деятельностного подхода, в процессе обучения необходимо формирование учебно-познавательной деятельности. Структура учебно-познавательной деятельности осознание и принятие школьником учебно-познавательной задачи; построение плана ее решения; практическое решение задачи; контроль над процессом решения задачи; оценка результата в соответствии с эталоном; определение задач дальнейшего совершенствования приобретенных знаний. Учителю необходимо уметь создать творческую самостоятельную учебную деятельность учащихся на уроке и руководить процессом усвоения через использование “активных” методов обучения и разнообразных методических приемов, через особым образом организованное общение. Уровни самоанализа урока Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью. Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному плану и целям. Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку. Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию. Самоанализ урока Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся. Основные требования к анализу урока учителем: цель и задача анализа темы; знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций; умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок; характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке; обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока; обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств; психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке; оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока; выполнение намеченных задач урока; оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке; умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их; удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами); намечаемые меры по устранению недостатков. Самоанализ урока 1. Оценка общей структуры урока. К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково место урока в теме, разделе, курсе? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока? 2. Реализация основной дидактической цели урока. Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли продумана методика решения отдельных “блоков” нового материала? Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему? Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.п.)? 3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения. Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Имело ли место эстетическое развитие учащихся? 4. Воспитание в процессе урока. Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя? 5. Соблюдение основных принципов дидактики. Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения? 6. Выбор методов обучения. Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)? 7. Работа учителя на уроке. Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся и др.)? Был ли достигнут контакт с классом? 8. Работа учащихся на уроке. Какой была активность учащихся на разных этапах урока? Какими были виды деятельности учащихся на уроке? Обращалось ли внимание на культуру труда? Какая дисциплина была на уроке и почему? 9. Гигиенические условия урока. Достаточна освещенность классной комнаты. Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание? 10. Некоторые социальные задачи. Задачи, связанные с решением педсовета, метод объединения или продиктованы исследованием школы. В зависимости от момента анализ может проводиться не по всем параметрам, а по двум-трем из перечисленных. Самоанализ – это уже начало подготовки учителя к следующему уроку. Вопросы для самоконтроля Для чего необходим учителю самоанализ урока? Назовите основные требования к современному уроку. По каким аспектам можно проводить анализ урока? Назовите основные критерии оценки эффективности урока. Литература Зотов Ю.Б. Организация современного урока /Под ред. П.И.Пидкасистого, М., 1984. Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. М., 1984. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 1980. Культура современного урока /Под ред. Н.Е.Щурковой. – М., 1997. Махмудов М.И. Современный урок 2-е изд.. – М., 1985. Омищук В.А. Урок в современной школе. – М., 1985. Селевко Г.К. тестовый аспектный анализ урока. – М., 1996. Справочник администрации школы по организации учебного процесса /Сост. Е.М.Муравьев, А.Е.Богоявленская. – М., 1999. Конаржевский Ю.А. Анализ урока М., 2000. Посещение и анализ урока как вид управленческой деятельности администрации школы //Сельская школа. – 1999 - № 4,5. |