СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семья как социальный институт

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный урок помогает учащимся расмотреть что такое семья какие ее функции

Просмотр содержимого документа
«Семья как социальный институт»

Семья как социальный институт.

Задачи:

  1. Рассмотреть семью как один из наиболее древних социальных институтов.

  2. Познакомиться с функциями семьи и особенностями их реализации в современном обществе.

  3. Формировать умение работать в группах; аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

  4. Сформировать у учащихся четкое осознание необходимости создания семьи.



Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы.



Учебник: Обществознание: учебник для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень. / Под ред. Л.Н. Боголюбова.- М.: Просвещение, 2006.

План изучения нового материала:

  1. Семья и брак как социальные институты.

  2. Функции семьи.

  3. Типы семьи.

Ход урока

  1. Орг. Момент

Постановка целей, задач урока, определение темы урока:

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» ( Л. Н. Толстой). Работа с эпиграфом, подвести к теме урока и определить цели и задачи. 2-3 мин

  1. Проверка домашнего задание выполнение теста 5-7 мин



« ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»

ВАРИАНТ 1.

Задания части 1.

1. Российское правительство оказало материальную помощь лицам, пострадавшим в результате сильного наводнения. Какую сферу экономической деятельности иллюстрирует данный факт?

А) распределения

б) потребления

в) обмена

г) производства.

2. Экономические системы различаются:

А) объемом инвестиций в экономику б) способами распределения ограниченных ресурсов в) количеством денежной массы в обращении г) уровнем квалификации работников.


3. Сводный план сбора доходов государства и использование полученных средств на покрытие всех видов его расходов называется:

а) финансовым планом

б) бухгалтерским отчетом

в) государственным бюджетом

г) экономическим расчетом.


4. Верны ли суждения:

А. Размеры полученной производителем прибыли являются одним из факторов роста предложения.

Б. Увеличение цены обычно приводит к увеличению предложения.

А) верно только А.

б) верно только Б.

в) оба верны

г) оба неверны.



5. Прямые налоги характеризуются тем, что они:

А) взимаются только с предприятий- монополистов

б) не взимаются с граждан

в) используются только для сокращения государственного долга

г) являются обязательным сбором в пользу государства.


6. Государство в рыночной экономике:

А) обеспечивает правовую защиту частной собственности б) устанавливает цены на товары первой необходимости в) централизованно распределяет ресурсы г) определяет размеры ставок и окладов рабочих на предприятиях.


7. К типам предприятий, выделенных в зависимости от формы собственности, относится:

А) производственное объединение б) акционерное общество в) естественная монополия г) филиал фабрики.


8. К рынку экономических ресурсов относится:

А) рынок труда б) товарный рынок в) фондовый рынок г) валютный рынок.


9. К расходам государственного бюджета относится:

А) прибыль гос. предприятий б) % по гос. облигациям в) взносы на социальное обеспечение г) акцизы.


10. Верны ли суждения:

А. Основной целью деятельности Банка России ( Центробанка) является получение прибыли.

Б. Важнейшая задача Центробанка состоит в защите и обеспечении устойчивости рубля.

А) верно только А. б) верно только Б. в) оба верны г) оба неверны.


11. Экономический показатель, выражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны за год:

А) ВВП б) ВНП в) личный доход г) национальный доход.


12. Рост спроса на услуги бухгалтеров отражает ситуацию на рынке:

А) капиталов б) труда в) фондовом г) товаров и услуг.


13. Верны ли суждения:

А. В процессе приватизации государственная собственность переходит в частную собственность.

Б. Акционерное общество является формой коллективной собственности.

А) верно только А. б) верно только Б. в) оба верны г) оба неверны.


14. Ценная бумага, дающая право на получение дивидендов - это:

А) акция б) кредит в) сертификат г) вексель.


15. Что не характерно для периода подъема в экономическом цикле:

А) сокращение инвестиций б) снижение безработицы в) рост заработной платы

г) увеличение объемов кредитов.


Задания части 2.

1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В начале 90-х гг в России было лишь около 10 государственных банков, которые обслуживали все расчеты на территории страны.(2) По официальным данным Центробанка, на май 1996г. в России зарегистрировано 2568 банков, в том числе 1556- паевых и 1012- акционерных. (3) Несмотря на бурный рост числа коммерческих банков, до формирования оптимальной банковской системы еще далеко. (4) Специалисты считают, что российская банковская система на целые десятилетия отстает от западной по техническому уровню.

Определите, какие положения носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений. Ответ запишите в виде последовательности букв.


2. Установите соответствие между факторами производства и примерами. Ответ запишите в виде последовательности букв.

ПРИМЕРЫ: ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА:



1. токарный станок А) земля Б) труд В) капитал.



2. каменный уголь

3. наладчик оборудования

4. офис фирмы

5. менеджер.





«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»

ВАРИАНТ №2.

Задания части 1.

1. Экономическая категория, отражающая права владельца имуществом- это:

А) приватизация б) кооперация в) собственность г) национализация.



2. В рыночной экономике в отличие от командной государство:

А) поддерживает конкуренцию производителей б) устанавливает необходимые объемы производства в) регулирует ценообразование г) перераспределяет ресурсы между предприятиями.



3. Частная собственность является основой:

А) рыночной экономики б) командно- административной экономики в) традиционной

Г) плановой.



4. В связи с сокращением промышленного производства произошел рост числа безработных. Это пример проявления рынка:

А) услуг б) средств производства в) фондового г) труда.



5. Верны ли суждения:

А. Экономическая жизнь современного государства включает в себя элементы и конкуренции, и монополии.

Б. Государство стремится ограничить правовыми методами деятельность монополий.

А) верно только А. б) верно только Б. в) оба верны г) оба неверны.



6. Какую экономическую функцию государства характеризует изменение ставки прямого налога:

А) производства б) распределения в) защиты прав собственности г) перераспределения доходов.



7. Основным источником дохода коммерческого банка является:

А) сдача в аренду недвижимости б) оплата населением через банк коммунальных услуг в) налоговые отчисления г) плата за предоставленный кредит.



8. К ценным бумагам относится:

А) дивиденд б) кредитная карта в) валюта г) акция.



9. К фазам экономического цикла относится:

А) дефляция б) девальвация в) депрессия г) дефолт.



10. Согласно закону спроса при прочих равных условиях:

А) по низкой цене удается продать товаров больше, чем по высокой б) при высокой цене удается продать столько же товаров, сколько и по низкой в) количество проданных товаров зависит не столько от цены, сколько от их качества г) при низкой цене удается продать товаров меньше, чем при высокой.



11. Превышение доходов государства над его расходами называют бюджетным:

А) профицитом б) дефицитом в) кредитом г) ассигнованием.



12. Экстенсивный путь экономического развития предполагает:

А) вовлечение в производство все большего количества ресурсов б) повышение производительности труда в) совершенствование технологии г) сокращение числа занятых в производстве.



13. Основным инструментом денежно- кредитной политики государства в условиях рынка выступает регулирование:

А) учетной ставки банковского процента б) гос. расходов и доходов в) размера минимальной оплаты труда г) ставки подоходного налога.



14. Верны ли суждения:

А. В ВВП входит стоимость только конечных товаров и услуг.

Б. В ВВП входит стоимость промежуточных товаров и услуг.

А) верно только А. б) верно только Б. в) оба верны г) оба неверны.



15. Из государственного бюджета финансируется (-ются):

А) независимые СМИ б) проекты индивидуального строительства в) судебная система

Г) фермерские хозяйства.



Задания части 2.

1. Заполните пропущенное в схеме: ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

Труд Земля ____________ Предпринимательские способности.



2. Прочитайте приведенный ниже текст, все положения которого пронумерованы:

(1) Из года в год военно- промышленный комплекс усиливал свои позиции и наращивал свою мощь.(2) Конечно, мы понимали, как тяжело отзываются на экономике непомерные военные расходы.(3) Оказалось, что военные расходы составили не 16, а 40% (!) госбюджета.(4) Из 25 млрд. руб. общих расходов на науку_ около 20 млрд. шло на военно0 технические исследования и разработки.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений.

Ответ запишите в виде последовательности букв.



ВАРИАНТ №1 Ответы:



Задания части 1: А1-а; А2- б; А3- в; А4- в; А5-г; А6- а; А7-б; А8-а; А9-б; А10-б; А11-а; А12-б; А13- в; А14-а; А15- а.



Задания части 2: В1- смешанная; В2- ААББ; В3- ВАБВБ.







  1. Изучение нового материала

1. Семья является предметом изучения многих общественных наук:

демографии, истории, этнографии, экономики, юриспруденции, педагогики,

социальной психологии, социологии.



Задание:

Исходя из знания общего предмета науки, самостоятельно ответьте на вопрос:

Что конкретно изучают, рассматривая семью, эти науки?



Примерные ответы учащихся:

Демография рассматривает вопросы семьи в связи с социально-демографической ситуацией, процессами и явлениями, происходящими в структуре, размещении, перемещении и динамике народонаселения (например, вопросы динамики рождаемости, многодетных семей и др.).

Социальная психология рассматривает вопросы семьи как малой группы (психологию брачных отношений, разводов, повторных браков, функций семьи и т.п.).

Этнография описывает вопросы семьи и брака у разных народов.

Социология дает обобщающее определение семьи и рассматривает ее одновременно как социальный институт и как малую группу.



С определением семьи как малой группы и семьи как социального института можно познакомиться, обратившись к рабочему листу.



Семья — это группа людей, основанная на кровном родстве или заключении брака

Семья — основной социальный институт, способствующий удовлетворению важнейших человеческих потребностей, в первую очередь, воспроизведение самого человека

Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

Социальный институт* – исторически сложившаяся форма организации людей, которая регулирует их деятельность и удовлетворяет те или иные фундаментальные человеческие потребности.

Семья – один из наиболее древних социальных институтов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы. Так, от общества к обществу, от эпохи к эпохе варьировались социальные нормы, предписывающие правила выбора и количество супругов, роль главы семейства, прав и обязанностей родственников, место поселения молодой семьи. Под влиянием экономического и политического развития общества, культурных и национальных традиций менялись и основные характеристики семьи. Но с течением времени не изменяется сама социальная необходимость семьи. На всех этих этапах общественного развития она обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве.

С институтом семьи тесно связан другой социальный институт – институт брака.



А) работа с текстом учебника стр 260; пар 23 3-5 мин

Что по вашему мнение такое брак? Стр 261 пункт «вступление в брак…» первый абзац.

(Брак - это юридический термин, означающий узаконенный союз мужчины и женщины, несущий за собой некоторые права и обязанности в области в семейных взаимоотношений)

Найдите в тексте учебник какие виды брака существуют ( фактический, церковный, гражданский) запишите в тетрадь виды брака.

Б) работа с документом из Семейного кодекса РФ вопросы к нему стр 269 п23 и стр 261-262 5 мин

Существуют определенные условия для вступления в брак т.е его регистрации. Откройте стр 269 прочтите документ и определите условия заключения и расторжения брака.



Физ.минутка 2-3 мин



В) работа с материалом на рабочем листе (функции семьи) 5 мин

Каждая семья – это своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях. Семья играет определенную роль в общественном прогрессе. Благодаря ей осуществляется непосредственная преемственность поколений. Из девочки семья готовит будущую жену и мать, из мальчика – отца и мужа. Тем самым, семья выполняет воспитательную функцию.

Семья, выполняет ряд функций (кроме воспитательной, всегда выполняет еще целый ряд функций, среди которых выделяют главные специфические (репродуктивная и воспитательная) и неспецифические.



ФУНКЦИИ СЕМЬИ.



1. Репродуктивная – воспроизводство новых членов общества.



2. Воспитательная ( социализации) – формирование индивида как личности, Передача культурных ценностей и норм следующим поколениям.



3. Экономическая – совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета (общее хозяйство, помощь, поддержка.)



4. Защитная – физическая, экономическая, психологическая защита.



5. Социально-статусная – передача детям определенного социального положения , принадлежность к определённому социальному слою, национальности и т.д.



6. Эмоционального удовлетворения – психологическая поддержка членов семьи

( доверительное общение, эмоциональное выражение чувств, забота, ласка, любовь.)



Г) выполнение заданий направленные на подготовку к ГИА

1. 1.К функциям семьи относится:

а) воспитание законопослушного поведения у детей

б) определение размера коммунальных платежей

в) установление стандартов школьного образования

г) определение минимального размера оплаты труда

2. В совместном расходовании семейного бюджета проявляется функция семьи:

а) экономическая

б) социально – статусная

в) психологическая-восстановительная

г) репродуктивная

3.Репродуктивной функцией семьи является:

а) рождение и содержание детей;

б) поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

в) накопление и передача собственности;

г) освоение норм совместной жизни с другими людьми

4. Досуговая (рекреационная) функция семьи проявляется в:

а) предоставлении ребенку определенного статуса

б) совместном посещении культурно – массовых мероприятий

в) составлении семейного бюджета

г) создании благоприятного психологического климата



2. В семье N. под одной кры­шей живут су­пру­ги, их дети, внуки и пра­вну­ки. Гла­вой семьи яв­ля­ет­ся стар­ший муж­чи­на, чьи ре­ше­ния обя­за­тель­ны для осталь­ных до­мо­чад­цев. Жен­щи­ны за­ни­ма­ют­ся до­маш­ней ра­бо­той, а муж­чи­ны обес­пе­чи­ва­ют ма­те­ри­аль­ные усло­вия су­ще­ство­ва­ния семьи. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки дан­ной семьи и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) нук­ле­ар­ная

2) партнёрская

3) тра­ди­ци­он­ная

4) мно­го­по­ко­лен­ная

5) де­мо­кра­ти­че­ская

6) мо­но­гам­ная





Д) Типы семей работа с рабочим листом



  1. . Семья Н. состоит из четырех человек. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что это семья нуклеарная?

  1. Глава семьи работает директором магазина.

2. Семья проживает в собственном загородном доме.

3. В состав семьи входит мать, отец и двое детей.

4. В состав семьи входит мать, отец, ребенок и бабушка.

  1. Закрепление изученного

Я предлагаю вам посмотреть и ответить на вопросы

Наполнить банку камнями.

- полна ли банка?

Засыпать гречку

- полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Засыпать пескок.

полна ли банка?

Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.

А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь.

Как вы думаете, что символизируют камни?

Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется.

Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль.

Песок — это всё остальное, мелочи.

А что случится, если наполнить банку песком?

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.

Если спросят про воду, если нет то обратить их внимание

. Я это сделала просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.



  1. Рефлексия

Сегодня на уроке я научился…

Что, на ваш, взгляд удалось?

6 Домашнее задание п 23.

Написать сочинение «мысли мудрых» стр 271













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!