Итак, мы переходим к изучению нового материала. Каждый из нас является членом семьи. Сначала человек живет с родителями, а затем создает свою семью. Семья выполняет исключительно важную функцию – воспроизводство человеческого рода. В семье происходит рождение и воспитание детей, в ней заботятся о престарелых и нетрудоспособных, организуют быт и отдых. Семья выступает основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение. Давайте попробуем сформулировать определение понятия «семья». Запишем определение. (Слайд 6) Семья – круг лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства и принятия детей на воспитание. Несмотря на существование законодательства в семейной сфере, многие отношения этого института находятся вне правового регулирования и определяются иными социальными нормами. Скажите, какие другие социальные нормы вы знаете? Семья как общественный институт прошел разные этапы своего развития. (Слайд 7) У многих современных народов существует только один вид семьи – моногамия, то есть брак одного мужчины с одной женщиной в одно и тоже время. У некоторых народов в прошлом, а кое-где и сейчас, обычной формой семьи была полигамия – одновременное существование более одного партнера в супружестве. Наиболее распространенную форму полигамного брака представляет полигиния, или многоженство. Очень редкая форма полигамии – полиандрия, когда одна женщина имеет несколько мужей. (Слайд 8) По составу семьи бывают расширенные (многопоколенные) и нуклеарные. Расширенные семьи состоят из супружеской пары с детьми и родственников мужа или жены, проживающих в одном доме и ведущих совместное хозяйство. Нуклеарные семьи – это семьи в рамках которых совместно проживают два поколения – родители и дети. Возникновение и прекращение существования семьи имеет определенный социальный смысл, который проявляется в ряде выполняемых семьей функций (Слайд 9). Найдите в материалах, которые я вам предоставила таблицу с названием: «Функции семьи». Сейчас мы их рассмотрим, и вы попутно будете заполнять таблицу в колонке «характеристика». - биологическое воспроизводство человеческого рода; - связана с наследственной передачей ребенку статуса семьи; - удовлетворение материальных и бытовых потребностей членов семьи и ведение общего хозяйства; - основана на потребности человека в любви, заботе. - упорядочение естественных сексуальных потребностей; - подготовка к выполнению необходимых социальных ролей и адаптации в обществе. Молодцы, отложите свои таблицы в сторону. Как вы думаете какие нормативные документы регулируют отношения в семейной сфере? (Слайд 10) Семейный кодекс введен в действие 1 марта 1996 года. Это основной закон в сфере семейного права. С каким событием закон связывает возникновение семьи? Что же такое брак? (Слайд 11) Внимание на слайд (дается определение брака). В нашей стране государственной поддержкой пользуется только зарегистрированный брак в органах ЗАГС. Кто мне скажет, как расшифровать данную аббревиатуру? Фактические брачные отношения, а также брак, оформленный по религиозным канонам, не защищаются государством. Что в первую очередь должны сделать желающие вступить в брак? Допускается ли заочная регистрация брака? Если один из вступающих в брак по объективной причине не может прибыть в ЗАГС, то допускается регистрация брака по его месту пребывания. (Слайд 12) Закон устанавливает условия действительности брака: - взаимное добровольное согласие; - достижение брачного возраста; - отсутствие другого зарегистрированного брака; - отсутствие близкого родства; - дееспособность лиц. Нарушение этих условий является поводом для признания брака недействительным. Какой орган может принимать такое решение? Будет ли такой брак влиять на права детей? Существует такое понятие как расторжение брака. Что это? В какой орган супруги могут обратится для расторжения брака? При какой ситуации брак расторгается в ЗАГСе? А при каких ситуациях через суд? (Слайд 13) Семейный кодекс предусматривает заключение брачного договора, как в период брака, так и после его регистрации. Такой договор подлежит нотариальному удостоверению. Брачный договор может изменить законный режим совместной собственности. Супруги вправе определить свои права и обязанности по взаимному содержанию, порядок несения ими семейных расходов, варианты раздела имущества после развода. Когда прекращается действие брачного договора? В каком случае брачный договор может быть изменен или расторгнут? (Слайд 14) С рождением ребенка у родителей возникают по отношению к нему права и обязанности. Какие вы знаете? В ряде случаев закон предусматривает возникновение алиментных обязательств. Что такое алименты? (Слайд 15) Кто имеет права получать алименты? Внимание на слайд. Алименты имеют право получать (Слайд 16): - несовершеннолетние дети; - бывшие супруги (если трудоспособность потеряна во время пребывания брака); - нетрудоспособные родители. Наиболее распространен способ уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей. Давайте рассмотрим размер уплаты алиментов (Слайд 17): - на одного ребенка – одна четверть от всех доходов; - на двух детей – одна треть; - на трех и более – половина дохода. На примере задачи попробуем рассчитать размер алиментов. (Слайд 18) В семье один ребенок. Супруги развелись. Постановлением суда ответчику назначены алиментные обязательства. Какую сумму ответчик ежемесячно будет выплачивать своему ребенку, если размер его заработной платы составляет 15000 рублей с учетом вычета налога на доходы физических лиц. В своих рабочих материалах найдите листок с названием «Расчет алиментов». Вы видите, что в качестве задания вам предложены две задачи. Рассчитайте размер алиментов по каждой задаче. Не спешите и будьте внимательны при прочтении условий задач. На выполнение данного задания у вас 3 минуты. Проверим, что у вас получилось. Кто желает поделиться решением? После ответов вывести решения на слайд 19. Семейное законодательство предусматривает ответственность за нарушение норм семейного права (Слайд 20). Какая ответственность предусмотрена за ненадлежащее воспитание детей? А в случае неуплаты алиментов? Мы закончили рассмотрение основных вопросов темы сегодняшнего урока. Давайте вернемся к целям, которые мы поставили перед собой. (Слайд 21) Все ли цели мы выполнили? Было ли во время объяснения что-то непонятно? Какие вопросы возникли? (если возникли, отвечаю). Итак, давайте сделаем вывод нашего занятия, подумайте и скажите, что обеспечивают семья и брак? Обобщив, ваши предположения, можно сказать, что (Слайд 22) семья и брак призваны обеспечивать человеческие отношения, создают для человека не только ряд прав, но и возлагают определенные обязанности, обеспечивают не только личные, но и имущественные отношения. Теперь подведем итоги нашего занятия и выясним, насколько хорошо вы усвоили материал. Предлагаю выполнить тестовое задание. Возьмите листок с названием «Контроль усвоения новых знаний» и выберите верные на ваш взгляд ответы. На выполнение данного задания вам дается 5 минут. Давайте проверим правильность ваших ответов. (Слайд 23) Как вы считаете, кто из однокурсников был наиболее активен? Кого из однокурсников вам хотелось бы отметить? Почему? | Студенты высказывают свои версии. Записывают определение. Обычаи и традиции, религиозные нормы, моральные нормы, корпоративные нормы. Студенты записывают в тетрадь виды семей в тетрадь и задают вопросы, если таковые появляются. Записывают материал в тетрадь. Студенты заполняют таблицу. Конституция РФ, Семейный кодекс. Брак. Формулируют определение. Записывают определение. Орган записи актов гражданского состояния. Подать заявление в ЗАГС. Нет. Записывают в конспект. Суд. Нет. Прекращение супружеских отношений. ЗАГС и суд. Добровольное согласие и отсутствие несовершеннолетних детей. Во всех остальных. С момента прекращения брака. При взаимном согласии супругов. Студенты отвечают на вопрос. Средства на содержание. Отвечают. Записывают в конспект. Записывают в конспект. Ответ – 3750 рублей в месяц. Студенты выполняют задания. Студенты называют полученные результаты. Лишение родительских прав. Уголовная ответственность. Если возникли вопросы задают. Предлагают варианты. Студенты записывают вывод в конспект. Выполняют задания. Проверяют себя. Отвечают на вопросы. |