СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семья как малая социальная группа. Семья и брак

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия: «Семья как малая социальная группа. Семья и брак».

 

Цели учебного занятия:

 

1) Обучающие

– организовать деятельность студентов по изучению и первичному закреплению новых понятий по теме «Семья как малая социальная группа. Семья и брак»;

– организовать деятельность студентов по формированию коммуникативных компетенций с использованием  учебных презентаций изучаемого материала.

 

2) Развивающие

формирование умений анализировать полученную информацию, построение грамотных вопросов и ответов;

– развивать умение работать с конспектом;

– развивать умение сравнивать и обобщать полученные знания.

 

3) Воспитательные

– создать устойчивую мотивацию, способствующую успешному усвоению и закреплению нового материала;

– способствовать воспитанию толерантности и этики в процессе обсуждения вопросов изучаемой темы;

-  способствовать умению работать в коллективе, находить и устанавливать контакт с собеседником;

– стимулировать творческую активность студентов.

 

Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.

 

Вид урока: комбинированный урок.

Просмотр содержимого документа
«Семья как малая социальная группа. Семья и брак»

План-конспект учебного занятия

по дисциплине «Обществознание»


Преподаватель: Балакина Надежда Николаевна.


Группа, курс: ТПП-01-16, 1 курс.


Дата проведения: 13.04.2017г.


Тема занятия: «Семья как малая социальная группа. Семья и брак».


Цели учебного занятия:


1) Обучающие

– организовать деятельность студентов по изучению и первичному закреплению новых понятий по теме «Семья как малая социальная группа. Семья и брак»;

– организовать деятельность студентов по формированию коммуникативных компетенций с использованием учебных презентаций изучаемого материала.


2) Развивающие

– формирование умений анализировать полученную информацию, построение грамотных вопросов и ответов;

– развивать умение работать с конспектом;

– развивать умение сравнивать и обобщать полученные знания.


3) Воспитательные

– создать устойчивую мотивацию, способствующую успешному усвоению и закреплению нового материала;

– способствовать воспитанию толерантности и этики в процессе обсуждения вопросов изучаемой темы;

- способствовать умению работать в коллективе, находить и устанавливать контакт с собеседником;

– стимулировать творческую активность студентов.


Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.


Вид урока: комбинированный урок.


Методы обучения: словесные (беседа, диалог, фронтальный опрос); наглядные (слайд-презентация, дидактический материал); практические (работа с таблицами, решение ситуационных задач).


Оборудование:


ТСО – мультимедийный проектор, персональный компьютер.

Наглядность – слайд-презентация.


Дидактические материалы –тесты, таблицы «Способы разрешения конфликтов», «Функции семьи», «Самодиагностика», ситуационные задачи.



Литература к учебному занятию:

1. Важенин А.Г. Обществознание. Уч. пособие. – М., 2013.

2. Римар Е.В. Рабочая тетрадь. Обществознание. Часть 2. Смоленск, 2010.




Ход учебного занятия


Действия преподавателя

Действия студентов

1. Организационный момент и проверка домашнего задания – 15 мин.

(Слайд 1) Здравствуйте, уважаемые студенты! Присаживайтесь. Я рада вас видеть. Давайте посмотрим, кто сегодня отсутствует (отмечаю отсутствующих в журналу).

Я надеюсь у всех хорошее настроение и рабочий настрой.

Давайте определим ход сегодняшнего урока. Первым этапом нашего занятия будет проверка домашнего задания, затем мы приступим к изучению нового материала, с последующим контролем насколько хорошо вы его усвоили. Программа занятия насыщенная, я попрошу вас быть внимательными!

Были ли у вас проблемы при подготовке домашнего задания, возникли какие-то вопросы? (если возникли вопросы, отвечаю).

Итак, давайте перейдем к проверке домашнего задания.

У вас на столах лежат файлы с материалами, найдите в них листок с названием «Контроль домашнего задания». Подпишите работу.


Контроль д/з мы проведем в виде тестирования, которое включает в себя 10 заданий. Выберите только один правильный ответ из предложенных вариантов.

На выполнение задания вам дается 5 минут. (Слайд 2) Обратите внимание на слайд с правильными ответами, проверти, как вы справились с заданием. Выставите себе оценки по критериям, выведенным на слайд.

На этом проверка домашнего задания не окончена. На прошлом занятие вам была предложена таблица «Способы разрешения социальных конфликтов». Я надеюсь, что все выполнили задание, так как данную работу вы должны вложить в свое портфолио по изучаемой дисциплине.

(Слайд 3) Итак, на примере конфликтной ситуации, посмотрим насколько хорошо вы владеете тем материалом, который должны были изучить самостоятельно.

Предположим, что Вы с группой студентов находитесь в аудитории колледжа на занятие. В аудитории достаточно жарко и душно. Вы предложили открыть единственное окно. Вас поддержали слушатели, сидящие рядом. Но однокурсники, пришедшие в аудиторию раньше Вас и занявшие места возле окна, воспротивились Вашему предложению. Они заявили, что им и так хорошо, что они боятся сквозняков и простуды и не намерены рисковать своим здоровьем ради прихоти других людей. Как разрешить данный конфликт, используя те способы, которые указаны в ваших таблицах.

























Делая вывод ответьте на вопрос, какой способ разрешения конфликта будет оптимален для данной ситуации?

Прошу студентов собрать тестовые работы и работы с таблицей и передать мне.
















Если возникли вопросы, студенты их задают.





Студенты рассматривают дидактические материалы.





Студенты выполняют тестовые задания.




Студенты проверяют себя, выставляют оценки.










Студенты отвечают на вопросы.



Студенты выполняют просьбу.

Уход – покинете аудиторию, пропустив, таким образом, важное занятие.

Сглаживание – соглашение со всеми и обещание открыть окно позже (после перемены).

Компромисс - способ сработает, если договориться о частичном открытии окна или его части. Но при этом никто в полной мере не будет доволен данным решением. Потому что свежий воздух почти не доходит, а боящиеся сквозняков все-таки рискуют простыть.

Принуждение – если будет устроен скандал, попытка силой аргументации и голосовых связок доказать свою правду, сами откроете окно, преодолевая физическое сопротивление своих оппонентов. Вместо прекращения конфликта произойдет его разрастание, конфликтная ситуация перерастет в инцидент. Даже если удастся открыть окно и удерживать его открытым, стать победителем, то фактически будет проигрыш, т.к. не будет удовлетворен тот интерес, ради которого пришли в аудиторию – послушать лекцию. 

Конфронтация – каждый будет настаивать на своем, и конфликт зайдет в тупик.

Сотрудничество – освежить аудиторию можно разными способами: 
а) открытия двери, ведущей в коридор; 
б) включения кондиционера или вентилятора; 
в) организации короткого проветривания помещения на перерыве, на время которого все выйдут из аудитории; 
г) наконец, боящиеся простуды могут пересесть на места подальше от окна – туда, где не дует. 

Студенты отвечают на вопрос, приводя аргументы.


Студенты выполняют просьбу.

2. Актуализация опорных знаний, постановка темы и целей занятия – 7 мин.

Прежде чем мы перейдем к изучению нового материала, мне бы хотелось рассказать вам одну притчу.

(Слайд 4) Было это давно или совсем недавно, не важно. Да только пришел в одно селение путник. И остался в нем жить. Мудрый был человек. Людей любил, а особенно деток. А уж что руки золотые! Такие игрушки мастерил, что ни на одной ярмарке не сыщешь. Да вот только незадача – поделки-то, слишком хрупкие. Обрадуется ребятня забаве, а она возьмет да и разобьется. Поплачут дети, а мудрец им новую игрушку смастерит. Да еще более хрупкую.

– Что же ты, мил человек, такие подарки детям нашим делаешь? Ведь ты мудр и любишь их, как родных, - спрашивали у мастера родители. – Дети стараются играть аккуратно, а подарки ломаются. Сколько слез-то!

Улыбнулся мудрец:

– Время мчится очень быстро. Совсем скоро другой человек подарит вашему сыну или дочке свое сердце. Хрупкая вещь! Думается, мои игрушки научат их бережно относиться к этому бесценному дару…


Скажите, какой смысл в этой притче?




Как вы думаете, о чем мы сегодня будет говорить на уроке?


Скажите, а что является первичной ячейкой общества, без которой невозможно его существование?


Давайте вместе попробуем сформулировать тему нашего урока?


Вы все абсолютно правы. (Слайд 5) Тема нашего занятия звучит так: «Семья как малая социальная группа. Семья и брак». Запишите тему урока у себя в тетрадях.


Скажите, а для чего нам нужно изучать данную тему?



Своими ответами вы обозначили цели сегодняшнего занятия (щелчок по слайду):

- рассмотреть понятия «семья» и «брак»;

- изучить функции семьи и условия заключения брака.




























Мудрец учил детей, относится ко всему, что им дается бережно. В данном случае речь идет о человеческих отношениях.


О человеческих отношениях.



Семья.




Студенты предлагают свои варианты.



Студенты записывают тему урока.





Студенты отвечают на вопрос.

3. Изучение нового материала – 55 мин.

Итак, мы переходим к изучению нового материала.

Каждый из нас является членом семьи. Сначала человек живет с родителями, а затем создает свою семью. Семья выполняет исключительно важную функцию – воспроизводство человеческого рода. В семье происходит рождение и воспитание детей, в ней заботятся о престарелых и нетрудоспособных, организуют быт и отдых. Семья выступает основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение.

Давайте попробуем сформулировать определение понятия «семья».

Запишем определение. (Слайд 6) Семья – круг лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства и принятия детей на воспитание.

Несмотря на существование законодательства в семейной сфере, многие отношения этого института находятся вне правового регулирования и определяются иными социальными нормами. Скажите, какие другие социальные нормы вы знаете?

Семья как общественный институт прошел разные этапы своего развития. (Слайд 7) У многих современных народов существует только один вид семьи – моногамия, то есть брак одного мужчины с одной женщиной в одно и тоже время. У некоторых народов в прошлом, а кое-где и сейчас, обычной формой семьи была полигамия – одновременное существование более одного партнера в супружестве. Наиболее распространенную форму полигамного брака представляет полигиния, или многоженство. Очень редкая форма полигамии – полиандрия, когда одна женщина имеет несколько мужей.

(Слайд 8) По составу семьи бывают расширенные (многопоколенные) и нуклеарные. Расширенные семьи состоят из супружеской пары с детьми и родственников мужа или жены, проживающих в одном доме и ведущих совместное хозяйство. Нуклеарные семьи – это семьи в рамках которых совместно проживают два поколения – родители и дети.

Возникновение и прекращение существования семьи имеет определенный социальный смысл, который проявляется в ряде выполняемых семьей функций (Слайд 9).

Найдите в материалах, которые я вам предоставила таблицу с названием: «Функции семьи». Сейчас мы их рассмотрим, и вы попутно будете заполнять таблицу в колонке «характеристика».

- биологическое воспроизводство человеческого рода;

- связана с наследственной передачей ребенку статуса семьи;

- удовлетворение материальных и бытовых потребностей членов семьи и ведение общего хозяйства;

- основана на потребности человека в любви, заботе.

- упорядочение естественных сексуальных потребностей;

- подготовка к выполнению необходимых социальных ролей и адаптации в обществе.

Молодцы, отложите свои таблицы в сторону.

Как вы думаете какие нормативные документы регулируют отношения в семейной сфере?

(Слайд 10) Семейный кодекс введен в действие 1 марта 1996 года. Это основной закон в сфере семейного права.

С каким событием закон связывает возникновение семьи?

Что же такое брак?

(Слайд 11) Внимание на слайд (дается определение брака).

В нашей стране государственной поддержкой пользуется только зарегистрированный брак в органах ЗАГС.

Кто мне скажет, как расшифровать данную аббревиатуру?

Фактические брачные отношения, а также брак, оформленный по религиозным канонам, не защищаются государством.

Что в первую очередь должны сделать желающие вступить в брак?

Допускается ли заочная регистрация брака?

Если один из вступающих в брак по объективной причине не может прибыть в ЗАГС, то допускается регистрация брака по его месту пребывания.

(Слайд 12) Закон устанавливает условия действительности брака:

- взаимное добровольное согласие;

- достижение брачного возраста;

- отсутствие другого зарегистрированного брака;

- отсутствие близкого родства;

- дееспособность лиц.

Нарушение этих условий является поводом для признания брака недействительным.

Какой орган может принимать такое решение?

Будет ли такой брак влиять на права детей?

Существует такое понятие как расторжение брака. Что это?

В какой орган супруги могут обратится для расторжения брака?

При какой ситуации брак расторгается в ЗАГСе?

А при каких ситуациях через суд?

(Слайд 13) Семейный кодекс предусматривает заключение брачного договора, как в период брака, так и после его регистрации. Такой договор подлежит нотариальному удостоверению. Брачный договор может изменить законный режим совместной собственности. Супруги вправе определить свои права и обязанности по взаимному содержанию, порядок несения ими семейных расходов, варианты раздела имущества после развода.

Когда прекращается действие брачного договора?

В каком случае брачный договор может быть изменен или расторгнут?

(Слайд 14) С рождением ребенка у родителей возникают по отношению к нему права и обязанности. Какие вы знаете?

В ряде случаев закон предусматривает возникновение алиментных обязательств.

Что такое алименты? (Слайд 15)

Кто имеет права получать алименты?

Внимание на слайд. Алименты имеют право получать (Слайд 16):

- несовершеннолетние дети;

- бывшие супруги (если трудоспособность потеряна во время пребывания брака);

- нетрудоспособные родители.

Наиболее распространен способ уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей.

Давайте рассмотрим размер уплаты алиментов (Слайд 17):

- на одного ребенка – одна четверть от всех доходов;

- на двух детей – одна треть;

- на трех и более – половина дохода.

На примере задачи попробуем рассчитать размер алиментов.

(Слайд 18) В семье один ребенок. Супруги развелись. Постановлением суда ответчику назначены алиментные обязательства. Какую сумму ответчик ежемесячно будет выплачивать своему ребенку, если размер его заработной платы составляет 15000 рублей с учетом вычета налога на доходы физических лиц.

В своих рабочих материалах найдите листок с названием «Расчет алиментов». Вы видите, что в качестве задания вам предложены две задачи. Рассчитайте размер алиментов по каждой задаче. Не спешите и будьте внимательны при прочтении условий задач. На выполнение данного задания у вас 3 минуты.

Проверим, что у вас получилось. Кто желает поделиться решением? После ответов вывести решения на слайд 19.

Семейное законодательство предусматривает ответственность за нарушение норм семейного права (Слайд 20).

Какая ответственность предусмотрена за ненадлежащее воспитание детей?

А в случае неуплаты алиментов?


Мы закончили рассмотрение основных вопросов темы сегодняшнего урока. Давайте вернемся к целям, которые мы поставили перед собой. (Слайд 21) Все ли цели мы выполнили?


Было ли во время объяснения что-то непонятно? Какие вопросы возникли? (если возникли, отвечаю).


Итак, давайте сделаем вывод нашего занятия, подумайте и скажите, что обеспечивают семья и брак?


Обобщив, ваши предположения, можно сказать, что (Слайд 22) семья и брак призваны обеспечивать человеческие отношения, создают для человека не только ряд прав, но и возлагают определенные обязанности, обеспечивают не только личные, но и имущественные отношения.


Теперь подведем итоги нашего занятия и выясним, насколько хорошо вы усвоили материал. Предлагаю выполнить тестовое задание. Возьмите листок с названием «Контроль усвоения новых знаний» и выберите верные на ваш взгляд ответы.

На выполнение данного задания вам дается 5 минут.


Давайте проверим правильность ваших ответов. (Слайд 23)


Как вы считаете, кто из однокурсников был наиболее активен? Кого из однокурсников вам хотелось бы отметить? Почему?














Студенты высказывают свои версии.


Записывают определение.




Обычаи и традиции, религиозные нормы, моральные нормы, корпоративные нормы.





Студенты записывают в тетрадь виды семей в тетрадь и задают вопросы, если таковые появляются.



















Записывают материал в тетрадь.






Студенты заполняют таблицу.





















Конституция РФ, Семейный кодекс.







Брак.


Формулируют определение.

Записывают определение.





Орган записи актов гражданского состояния.




Подать заявление в ЗАГС.


Нет.





Записывают в конспект.










Суд.

Нет.

Прекращение супружеских отношений.


ЗАГС и суд.


Добровольное согласие и отсутствие несовершеннолетних детей.

Во всех остальных.












С момента прекращения брака.


При взаимном согласии супругов.


Студенты отвечают на вопрос.





Средства на содержание.

Отвечают.

Записывают в конспект.









Записывают в конспект.









Ответ – 3750 рублей в месяц.






Студенты выполняют задания.









Студенты называют полученные результаты.





Лишение родительских прав.


Уголовная ответственность.








Если возникли вопросы задают.




Предлагают варианты.










Студенты записывают вывод в конспект.


Выполняют задания.









Проверяют себя.



Отвечают на вопросы.

4. Рефлексия, подведение итогов, постановка домашнего задания – 5 минут

(Слайд 24) А сейчас я вам предлагаю заполнить анкету по итогам сегодняшнего занятия. Найдите листок с названием «Анализ моей деятельности на уроке» и приступайте к заполнению.


(Слайд 25) Запишите домашнее задание:

  1. Повторить конспект лекции

  2. Составить кроссворд по изученной теме (10 вопросов).

  3. Сочинение на тему: «Моя идеальная семья».


(Слайд 26) Благодарю за внимание и прощаюсь.



Студенты заполняют анкету.





Студенты записывают д/з






9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!