СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семейная педагогика В.А. Сухомлинского

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную тему можно развивать на родительских собраниях, классных часах, которые будут направлены на формирование убеждения важности семьи, научат детей гордиться достижениями, традициями и обычаями своей семьи ,

Просмотр содержимого документа
«Семейная педагогика В.А. Сухомлинского»

Учитель физики Москалёва И.С.

" Семейная педагогика" В.А. Сухомлинского

В качестве эпиграфа я выбрала простую, короткую, но ёмкую фразу Василия Александровича Сухомлинского:

Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”.



Проблема «отцов и детей «во все времена, во все эпохи стояла особо остро. Взаимоотношениями поколений всегда интересовались педагоги, поэтому в современной теории воспитания существует раздел - семейное воспитание. В концепции семейного воспитания В.А. Сухомлинского можно выделить 3 аспекта:

1) Воспитание в семье.

2) Воспитание «о семье».

3) Воспитание родителей.

1)Воспитание ребенка в семье

«Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека».

Семья, по мнению Сухомлинского первичная ячейка человеческих отношений (моральных, эстетических, нравственных).

Все мысли В.А. Сухомлинского, в его произведениях посвященных семейному воспитанию пронизаны тем, что ребёнок – это воплощение его родителей. Важно понимать чего он хочет и что ему необходимо, различать это, не быть слепым, к его просьбам, но в то же время нельзя «слепо» любить, не требуя отдачи, а затем в определённый период удивиться тому, что малыш вырос не таким, каким хотели его родители.

Огромная ответственность в семейном воспитании лежит на родителях, на их взаимоотношениях.

Функции семьи :

-Воспитание ребенка- Основной метод, по мнению Сухомлинского В.А. – воспитание взаимоотношениями. Ребенок считывает социальные роли родителей, каким быть папой или какой мамой, – это функция социализации семьи.

- Хозяйственно-бытовая: Она заключается не только в обеспечении своего ребенка всеми благами, но и в умении сделать так, чтобы всего было в меру, без излишеств.

-Первичная защита: Важно, чтобы ребенок знал, что в любой момент может обратится за помощью к родителям.

2)Воспитание знаний о семье. По мнению Василия Александровича, в школе не учат жить. Важная мудрость жизни, которую должен постичь человек – человеческие взаимоотношения. Необходимо со школьной скамьи ввести такой предмет, на котором бы дети получали знания о семье, о том, как жить, как быть отцом и матерью. Но это лишь одна сторона, другая заключается в умении родителей взаимодействовать со школой и в умении учителя взаимодействовать с семьей.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями



3) Воспитание родителей

Педагогу очень важно знать семью обучаемого им ребенка. У Сухомлинского на этот счет двойная точка зрения: с одной стороны – это плюс для учителя, в плане его взаимодействия с родителями, уверенность в его заинтересованности в обучении и воспитании ребенка. С другой стороны это плюс для самой семьи – общение с другими родителями, обмен опытом, взаимное решение проблем. Методы, которые использовал Сухомлинский :

Конференция родителей (решение учебных проблем детей)

Посещение семей (сравнение требований учителя и родителей к самостоятельной работе)

Эти методы нашли отражение в современной школе в виде

-Индивидуальных форм работы

-Анкетирование. 

-Приглашение. 

-Консультации  .

-Переписка с родителями.



-Групповые формы работы - родительские собрание, заседание родительского комитета, школа осознанного родительства, общешкольные родительские собрания.



Очень важно, чтобы родители понимали детей, основное их непонимание еще в школьном возрасте происходит из-за неуспеваемости детей, вследствие чего родители могут применять «ременную педагогику» для «решения» (по их мнению) проблемы. Но этого допускать нельзя и необходимо объяснить это родителям. Но как? Поэтому Сухомлинский и говорит о работе с коллективом родителей. Если у людей есть желание помочь своим детям не только в учебе, но и в жизни, они способны найти время, чтобы включиться во все работы, проводимые учителем, коллективом учителей. Они должны получать знания о возрастных особенностях ребенка, о кризисах, настигающих ребенка в различные периоды его жизни, чтобы понять, как нужно действовать, чтобы сохранить его доброту, уважение, здоровую психику. Это нужно не только детям, это нужно самим родителям.



По В.А. Сухомлинскому

-В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.


Данная концепция имеет довольно долгую историю своего существования и является актуальной уже много лет.

Современную интерпретацию семейного воспитания по Сухомлинскому увидела в спортивной секции, куда ходит мой ребёнок.


Уважаемые родители!

Мы хотим напомнить вам, что такие волшебные слова, как "здравствуйте", "спасибо", "пожалуйста" , "извините", впервые дети узнают дома.

Именно дома дети учатся быть честными, пунктуальными и прилежными, хорошо относиться к друзьям, уважать старших и учителей.

Именно дома они учатся быть аккуратными , не говорить с набитым ртом и бросать мусор в урну.

Дома также они учатся быть организованными, ухаживать за своими вещами и не трогать чужие.

Родительское воспитание мы лишь подкрепляем, но не заменяем!

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя

могут дать детям большое человеческое счастье»

В.А. Сухомлинский

Данную тему можно развивать на родительских собраниях, классных часах, которые будут направлены на формирование убеждения важности семьи, научат детей гордиться достижениями, традициями и обычаями своей семьи , как вариант:"История моей семьи", "Мир увлечений моей семьи", изготовление родословного дерева, изготовление своими руками подарков для родителей к праздникам, совместные выходы на природу, экскурсии на рабочие места родителей.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!