СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Секреты пунктуации и орфографии

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  внеурочной деятельности по русскому языку ориентирована  на языковое развитие учащихся 8 класса. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они   расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно пройти итоговую государственную аттестацию.

Просмотр содержимого документа
«Секреты пунктуации и орфографии»

Пояснительная записка


1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Программа внеурочной деятельности «Трудные случаи пунктуации и орфографии»

разработана в связи с

  • невысоким уровнем грамотности учащихся 8 класса;

  • с недостаточностью времени на уроке для орфографического и пунктуационного тренинга.

Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:

  1. повышение качества знаний учащихся по русскому языку;

  1. поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка;

  2. подготовка к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

  3. формирование функциональной грамотности учащихся, необходимой для дальнейшей жизни.

Программа ориентирована на языковое развитие учащихся 8 класса. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно пройти итоговую государственную аттестацию.

Актуальность программы определяется и тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический). Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала. В этом состоит отличительная особенность данной программы от уже существующих.

Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:

  • коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

  • интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

  • информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

  • организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Структура факультативного курса сформирована с учетом закономерностей усвоения русского языка. 8 класс рассматривается как этап основного учения, имеющий морфолого-орфографическую направленность и включающий в содержание вводный курс синтаксиса и пунктуации.

Распределение часов по темам примерное и корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.



2. Цель программы:

Обеспечить условия для успешного освоения учащимися трудных случаев пунктуации и орфографии, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций учащихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков.

Задачи:

  1. Способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

  1. Содействовать формированию навыка относительной орфографической и пунктуационной грамотности;

  2. Способствовать развитию метапредметных умений и навыков.

  3. Обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).

3. Сроки реализации программы.

Объем курса – 34 часа.

Количество часов в неделю – 1 час.

4. Формы, виды занятий.

Курс "Трудные случаи орфографии и пунктуации" имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.

На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.

Программой предусмотрены практические занятия.

5. Методы обучения.

  1. Объяснительно-иллюстративный;

  1. Частично-поисковый, исследовательский;

  2. Словесно-наглядный, практический;

  3. Самостоятельная работа учащихся с информацией.

6. Средства обучения.

Предметные: тексты, предложения, слова.

Практические: лингвистические анализы, различные разборы, работа со словом, схемами, тестирование.

Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Технические: мультимедийная установка, компьютер, ЦОР, ЭОР.

7. Ожидаемые результаты и способы определения их достижения.

После изучения курса учащиеся должны знать

  • правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; правила постановки знака препинания или его отсутствия;

  • условия, от которых зависит написание;

  • норму, действующую при данных условиях;

  • последовательность обнаружения изучаемой орфограммы, пунктограммы;

  • приёмы разграничения схожих написаний.

уметь

  • правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;

  • правильно писать сложные слова,

  • правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,

  • правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

  • правильно писать не с разными частями речи;

  • ставить знаки препинания при однородных членах, обращениях;

  • ставить знаки препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного).

Способом определения достижения ожидаемых результатов станут проверочные и тестовые работы, проводимые после каждой большой темы.

8. Формы подведения итогов реализации программы.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает задания по основным проблемам курса.

Содержание программы.





Раздел программы

Количество

часов

1

Правописание гласных и согласных корня.

4

2

Правописание приставок.

2

3

Правописание форм глагола.

5

4

Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.

6

5

Правописание н и нн в различных частях речи.

4

6

Правописание не с разными частями речи.

5

7

Правописание служебных частей речи.

2

8

Пунктуация в простых и сложных предложениях.

5



Правописание гласных и согласных корня.

Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Правописание чередующихся гласных в корне слова.

Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных.

О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий.

Правописание приставок.

Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с. Приставки пре-/при-.

Правописание н и нн в различных частях речи

Употребление н и нн в полных формах отыменных и отглагольных прилагательных, причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, в именах существительных.

Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.

Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.

Слитные и дефисные написания имён прилагательных.

Слитные и раздельные написания имён числительных.

Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.

Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных.

Дефисное написание наречий.

Правописание форм глагола.

Правописание личных окончаний глагола.

Употребление мягкого знака в глагольных формах.

Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.

Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-),
-ом- (-ем-), -им-
.

Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.

Правописание не с разными частями речи.

Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не.

Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.

Написание не с именами существительными, прилагательными.

Написание не с причастиями.

Написание не с наречием.

Правописание служебных частей речи.

Правописание предлогов.

Правописание союзов.

Пунктуация в простых и сложных предложениях.

Пунктуация в предложениях с обращениями.

Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами.

Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.

Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.

Пунктуация в сложных предложениях.

















Календарно-тематическое планирование

«Трудные случаи орфографии и пунктуации» 8 класс



№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Корректировки


Правописание гласных и согласных корня.

4




1

Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе.

1




2

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

1




3

Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных.

1




4

О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий.

1





Правописание приставок.

2




5

Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с.

1




6

Приставки пре-/при-.

1





Правописание форм глагола.

5




7

Правописание личных окончаний глагола.

1




8

Употребление мягкого знака в глагольных формах.

1




9

Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.

1




10

Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-),
-ом- (-ем-), -им-
.

1




11

Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.

1





Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.

6




12

Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.

1




13

Слитные и дефисные написания имён прилагательных.


1




14

Слитные и раздельные написания имён числительных.

1




15

Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.

1




16

Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных.

1




17

Дефисное написание наречий.

1





Правописание н и нн в различных частях речи.

4




18

Употребление н и нн в полных формах отыменных имён прилагательных.

1




19

Употребление н и нн в полных формах причастий и отглагольных прилагательных.

1




20

Употребление н и нн в кратких формах имён прилагательных, причастий и наречиях.

1




21

Употребление н и нн в именах существительных.

1





Правописание не с разными частями речи

5




22

Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не.

1




23

Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, причастиями.

1




24

Написание не с именами существительными, прилагательными.

1




25

Написание не с причастиями.

1




26

Не с наречиями.

1





Правописание служебных частей речи.

2




27

Правописание предлогов.

1




28

Правописание союзов.

1





Пунктуация в простых и сложных предложениях.

5




29

Пунктуация в предложениях с обращениями.

1




30

Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами.

1




31

Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.

1




32

Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.

1




33

Пунктуация в сложных предложениях.

1




34

Итоговая тестовая работа.

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!