СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник математические игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сборник математические игры»

Министерство Образования и науки РК КГУ" Учебно-Воспитательный и Оздоровительный Центр"





Сборник дидактических игр по формированию геометрических представлений у дошкольников Прасолова О.А.















Город Риддер.

2017 год.

В сборник включены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с геометрическими фигурами. Сборник предназначен для воспитателей ДОУ и родителей.



Содержание

1.Введение………………………………………………………. 4

2.Основная часть……………………………………………….. 5

3.Дидактические игры…………..................................................7-16

4.Заключение…………….............................................................17





































Введение.

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Математика даёт огромные возможности для развития мышления. Математика занимает особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий как геометрические фигуры и формы предмета. Исследуя особенности геометрических фигур детьми А.А.Столяр приходит к выводу, что геометрическое мышление вполне возможно развить ещё в дошкольном возрасте. И здесь актуальным становится применение игровых технологий. Дидактическая игра занимает значительное место в жизни детей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. В исследованиях отечественных педагогов и психологов подчёркивалась многоплановая взаимосвязь и взаимопонимание игры и обучения. Исследования педагогов Т.М. Бубновой и А.К.Бондаренко позволили определить дидактическую игру как эффективный метод воспитания умственной активности и самостоятельности.

Работая над проблемной темой " Формирование геометрических представлений у дошкольников посредством дидактической игры с математическим содержанием", я старалась показать возможности использования дидактических игр с математическим содержанием, раскрыть роль игр в развитии логического мышления, сообразительности, смекалки, познавательных интересов, личностных качеств (целенаправленности, поисковых практических и умственных действий. настойчивости, самостоятельности).

Надеюсь что, данный материал поможет организовать учебную деятельность дошкольников в занимательной форме.











Основная часть.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов. Дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах или явлениях окружающего мира; сравнивать; группировать; классифицировать предметы по определенным признакам; делать правильные выводы, обобщения. Дидактическая игра создает интерес к решению умственных задач, способствует развитию произвольного внимания, очень важного фактора успешного обучения. Дидактическая игра является способом обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий, а также создает интерес к решению умственных задач.

Игры с математическим содержанием. Это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Желание достичь цели - составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат - стимулирует активность, проявление нравственно - волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата)





































Дидактические игры.

Дидактическая игра «Лото с геометрическими фигурами».

Цель игры:

закреплять знания детей о геометрических фигурах, умения различать и находить нужную геометрическую фигуру;

закреплять умения детей в счете предметов;

развивать внимание;

учить (закреплять) умения детей играть по правилам, быть ведущим

***

Игра для детей от 4 лет.

В игру могут играть 3-7 человек.

Игра состоит из шести больших карточек. Каждая карточка разделена на четыре части. В каждой части размещено разное количество геометрических фигур в разном порядке.




Игра « Чудесный мешочек» хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка.

Игра «Найди такой же» перед детьми лежат карточки, на которых изображены три- четыре различные геометрические фигуры. Воспитатель показывает свою карточку (или называет, перечисляет Фигуры на карточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять ее.

Игра «Кто больше увидит?» На доске в произвольном порядке расположены различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как можно больше фигур, размещенных на фланелеграфе. Что бы дети не повторяли ответы товарищей ведущий может выслушивать каждого ребёнка отдельно. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур он становится ведущим. Продолжая игру ведущий меняет количество фигур

Игра «Посмотри вокруг» помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы. Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Ведущий (им может быть воспитатель или ребенок) предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов , и . т.д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.

Игра «Геометрическая мозаика» предназначена для закрепления у детей знания о геометрических фигурах , формирует умение преобразовывать их , развивает воображение и творческое мышление,, учит анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец. Организуя игру, воспитатель заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной трудности. На составление изображения предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека – девочка в платье), работа по собственному замыслу ( просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходный материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключении игры дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

Игра «Найди свой домик». Дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно переместив домик. Детей учат видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, арбуз-шар, тарелка, блюдце- обруч- круг, крышка стола, стена, пол, потолок, окно-прямоугольник, платок –квадрат; косынка-треугольник; стакан- цилиндр; яйцо, кабачок- овал.

«Кошкин дом» - это увлекательная дидактическая игра, позволяющая в занимательной форме усвоить геометрический материал. Она будет интересна и полезна детям дошкольного возраста: младших дошкольников научит быстро и легко различать круг, квадрат, треугольник; старших - сравнивать фигуры по размеру, форме и цвету, ориентироваться в пространстве; у детей подготовительной группы будет способствовать развитию фантазии, аналитико-синтетических способностей, конструкторских умений. Я использую эту игру в разных вариантах уже шестой год в комплексной работе по формированию сенсорных умений у детей с общим недоразвитием речи.

Дидактическая игра «Кошкин дом» состоит из коробки с набором конвертов, в каждом квадраты, круги, треугольники трех цветов: желтый, рыжий, черный. На фигурах прорисованы мордочки кошек, лапки, полоски. Еще есть таблицы-домики из трех, шести и девяти ячеек. Внутри коробки вкладыш-пояснение с кратким перечислением дидактических задач, игровых правил и действий, оборудования, вариантов усложнений заданий.

Дидактические задачи: Закреплять умение различать квадрат, круг, треугольник. Учить сравнивать предметы по нескольким признакам. Упражняться в составлении последовательных рядов, развивая чувство ритма. Способствовать развитию фантазии и логики, вариативности мышления.

Игровые правила и действия: Нужно сложить изображение кошки из набора фигур, чтобы части тела были одинаковой формы и цвета.

Оборудование: Конверты с набором квадратов, кругов, треугольников трех цветов: желтый, рыжий, черный. Дом-таблица из 9 ячеек.

Варианты усложнений заданий: 1. Части тела должны совпадать по цвету, но различаться по форме. 2. Нужно сложить «кошачью семью» - кот-папа, кошка-мама, ребенок- котенок . 3. Собрать три «кошачьих семьи» - рыжие, черные, желтые. 4. Кошки размещаются в таблице, чтобы не повторялись строки и столбики.

Педагог показывает детям модель сказочного дома, читает отрывок из сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом»:

Бим-бом! Тили-бом!

Был на свете кошкин дом.

Справа, слева – крыльца,

Красные перильца,

Ставенки резные,

Окна расписные.

Дети рассматривают дом, называют геометрические формы, цвет, размер, считают количество дверей, окон и т.д.

Далее педагог знакомит детей с игровыми правилами и действиями (в зависимости от возраста и подготовки детей они разные):

1. Сложить изображения кошек из набора фигур, чтобы туловище и голова были одинаковой формы и цвета.

2. Туловище и голова должны совпадать по цвету, но различаться по форме.

3. Туловище и голова - одинаковой формы, но различного цвета.

4. Нужно сложить «кошачью семью» - кот-папа, кошка-мама, ребенок-котенок.

Или собрать вместе все «кошачьи семьи» - рыжие, черные, желтые.

5. «Кошачья семья» должна состоять из трех кошек разного цвета и с разной формой головы и туловища.

6. Кошки размещаются в домике-таблице так, чтобы на каждом этаже были одинаковые или, наоборот, разные по цвету или форме жители.

Творчески работающий педагог может предложить детям массу различных вариантов заданий.

Все действия с фигурами сопровождаются комментариями. Очень важно, чтобы дети не просто перекладывали фигуры, а различали их форму, цвет, величину, правильно описывали получившегося персонажа. Например: «Это котенок, он рыжего цвета. У него круглая голова и треугольное туловище. А его мама тоже рыжая, но у нее треугольная голова и квадратное туловище».



Игра "Какую фигуру забыл нарисовать художник?"

Вам нужны карточки, на которых изображения фигур были таким образом, чтобы каждый раз была пропущена одна из фигур.

Пример карточки:



Дидактическая игра " Посмотри вокруг"

Цель: закрепить представления о геометрических фигурах, учить находить предметы определённой формы.

Детям вначале предлагается назвать геометрические фигуры, прямоугольник, треугольник, круг, квадрат, овал.

1. Найти предмет прямоугольной формы.

2. Найти предмет треугольной формы.

3. Найти предмет круглой формы.

4. Найти предмет квадратной формы.

Ребёнок ищет эти предметы в групповой комнате.

" Геометрическое домино"

Цель: закрепление знаний геометрических фигур. Развитие внимания, мышления.

На два сектора крышки наклеиваются разные геометрические фигуры, составляются цепочки, соблюдая принцип " домино".

" Чьи бусы длиннее"

Дети выкладывают на полу цепочки из крышек одного цвета. Чем старше дети , тем сложнее варианты, например: 4 синих, 1 красная, 5 зелёных и т. д.

"Сложи квадрат"

Цель: развивать цветоощущение и сообразительность при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.

В игре нет строго ограниченных зданий





«Геометрическое лото»

Дидактическая игра для детей среднего – старшего возраста.

Цель: закреплять знание детей о геометрических фигурах, развивать быстроту реакции.

«Нарисуй треугольник ниткой»

Дидактическая игра для детей среднего – старшего возраста.

Цель: учить детей проводить отрезки из ниток, образовывая треугольники. Закреплять знания о том, что у треугольника три стороны, три угла и три вершины.

«Помоги мышонку»

Дидактическая игра для детей среднего – старшего возраста.

Цель: закреплять знания о геометрических фигурах, учить узнавать их.

Ход: дети помогают мышонку найти кусочки сыра определенной формы.

«Помоги кошке добраться до мышки»

Дидактическая игра для детей старшего возраста.

Цель: развивать знание названий геометрических фигур, развивать логическое мышление, зрительно восприятие.

Ход: детям предлагается помочь кошке добраться до мышки по островкам определенной формы (круги)

«Подбери рукавички»

Дидактическая игра для детей среднего – старшего возраста

Цель: учить классифицировать геометрические фигуры по нескольким признакам, дать понятие «пара»

Ход: детям предлагается помочь зайцу собраться на прогулку, а именно найти одинаковые рукавицы. Усложнение: рукавицы могут быть с одной фигурой, двумя- тремя и с узором из геометрических фигур.

«Геометрические дорожки»

Дидактическая игра для детей среднего – старшего возраста.

Цель: учить детей находить закономерность расположения фигур и продолжать её.

Уточнить значение слов «дорога, дорожка, тропинка»

Ход: Детям предлагается продолжить геометрический ряд.

«Поймай рыбку»

Дидактическая игра для детей среднего – старшего возраста.

Цель: учить складывать силуэт рыбы из геометрических фигур

Закреплять названия рыб, обитающих в водоемах края.

Ход: детям предлагается выловить геометрические фигуры и сложить из них силуэт рыб























Заключение.

Дидактические игры позволяют сделать процесс обучения более занимательным, управляемым. В условиях целенаправленного поэтапного формирования у детей глубже, устойчивее складываются представления о геометрических фигурах и форме предмета. Использование дидактических игр приводит к позитивным результатам. В процессе использования дидактических игр выявила значимость и необходимость их применения в работе с детьми, так как:
- прослеживается тенденция к повышению уровня сформированности знаний и умений;
- наблюдается положительная динамика в развитии интереса к подобным играм;
- в поведении детей прослеживается заинтересованность, желание заниматься.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!