Управление образования администрации Курагинского района
Районное методическое объединение учителей искусства
Сборник методических разработок
уроков искусства
по программе Б.М.Неменского.
8 класс
Курагино, 2016
Составитель: Радостева Наталья Алексеевна
Сборник методических разработок уроков искусства по программе Б.М.Неменского. 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека. – Курагино. – 2016 – 149 с.
Предмет «искусство» был введен в школьную практику сравнительно недавно, в силу этого, у многих педагогов, преподающих этот предмет, возникает проблема поиска материала к темам урока. В данном случае, сборник является попыткой решить эту проблему.
В сборнике представлены поурочные разработки по искусству для 8 класса по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского.
Основной целью разработанных уроков является формирование художественной культуры учащихся через творческих подход к познанию архитектуры и дизайна. Этому способствует активная поисковая и практическая деятельность учащихся на уроке: изображение архитектурных форм на плоскости и в объеме, организация экспресс-выставок и защита проектов.
Предлагаемый материал предназначен учителям искусства образовательных учреждений, руководителям художественных студий и педагогам дополнительного образования.
Районное методическое объединение
учителей изобразительного искусства
Курагинского района Красноярского края
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………………4
Раздел 1. Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры
Урок 1. Мир, который создает человек …………………………
Урок 2. Основы композиции в конструктивных искусствах …………………
Урок 3. Прямые линии и организация пространства ……………………
Урок 4. Цвет – элемент композиционного творчества ……………………
Урок 5. Свободные формы: линии и пятна ………………………………………………
Урок 6. Буква – строка – текст. Искусство шрифта …………………………
Урок 7. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне ………………
Урок 8. Многообразие форм графического дизайна …………………………………………..
Раздел 2 Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий
Урок 9. Объект и пространство ………………………………………………………………
Урок 10. Композиционная организация пространства ………………………………………..
Урок 11. Конструкция – часть и целое …………………………………………………………
Урок 12. Важнейшие архитектурные элементы здания ………………………………………
Урок 13 Вещь: красота и целесообразность …………………………………………………...
Урок 14. Образно-тематическая инсталляция …………………………………………………
Урок 15. Роль и значение материала в конструкции …………………………………………..
Урок 16. Цвет в архитектуре и дизайне ………………………………………………………...
Раздел 3 Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
Урок 17. Город сквозь времена и страны ……………………………………………………….
Урок 18. Архитектурные стили …………………………………………………………………
Урок 19. Архитектурные стили ………………………………………………………………….
Урок 20. Великие архитекторы прошлого ………………………………………………………
Урок 21. Великие архитекторы ХХ века ………………………………………………………..
Урок 22. Город сегодня и завтра ………………………………………………………………..
Урок 23. Архитектурные чудеса света ………………………………………………………
Урок 24. Живое пространство города ………………………………………………
Урок 25. Граффити – новый облик городов ………………………………………………
Урок 26. Интерьер и вещь в доме ………………………………………………………
Урок 27. Природа и архитектура ………………………………………………………
Урок 28. Архитектура российских столиц …………………………………………………….
Раздел 4 Человек в зеркале дизайна и архитектуры
Урок 29. Мой дом – мой образ жизни ……………………………………………………
Урок 30. Интерьер комнаты – портрет хозяина ……………………………
Урок 31. Дизайн и архитектура моего сада ………………………………
Урок 32. Мода, культура и ты ………………………………………………………
Урок 33. Массовая культура ……………………………………………………………
Урок 34. Сфера имидж-дизайна ……………………………………………………………
Урок 35. Моделируя себя – моделируешь мир ……………………………………
Введение
Искусство – это язык чувств, эмоций, но что они из себя представляют? Ведь они возникают у школьника не сами по себе, они являются его реакцией на явления окружающей жизни. Другими словами, смыслом этих чувств и эмоций является выражение отношения школьника к различным объектам и событиям, то есть – их оценка. А оценка, в свою очередь, выступает в качестве способности ученика осознавать и формировать собственное отношение к окружающему миру и самому себе.
В настоящее время существует несколько программ по предмету «Искусство», одной из самых прогрессивных является программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского. Данная программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Изучение курса искусства в 8 классе посвящено содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре. Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с различными сторонами жизни общества.
Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.
Архитектура любого века, любого народа является памятником человеческих отношений, закрепленных как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определенную среду. С изменением отношений в обществе меняется и архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживании в нем человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры – используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объем, пространство, фактура, цвет и т.д.).
Дизайн как искусство возник в XX веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т.п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, посуды до машин, станков и т.д. Ныне трудно определить, что к архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т.д. связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основаниями образного языка (объем, форма, пространство, фактура и т.д.).
Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объемной композиции одинаковы и для архитектуры, и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объемно-пространственной.
Каждый современный человек живет в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того, чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их существования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) и жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств.
Раздел 1. Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура.
Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры
1 урок
Тема: Мир, который создает человек
Цели:
сформировать представление об архитектуре и дизайне как особых видах искусства;
развивать ассоциативно-образное мышление, умение выделять главное, строить аналогии;
воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни, активную жизненную позицию в осознании прошлого и будущего.
Ход урока
Организационный момент. Постановка художественной задачи
А) Введение в предмет
У: Что вы понимаете под словом «искусство»?
(варианты ответов детей)
У: Какие понятия из перечисленных, относятся к искусству: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино, фотография.
(работа в группах (1 - 2 минуты)
Представление итогов групповой работы (дети делают вывод, что все перечисленные понятия можно отнести к видам искусства).
Б) Определение понятия и темы урока
У: Этимология слова «искусство», как в русском, так и в греческом языке подчеркивает такие положительные качества, как мастерство и искусность. Таким образом, искусство - художественное творчество в целом.
У: Сегодня на уроке мы попробуем ответить на вопрос: «Искусство создаёт мир или мир порождает искусство?».
Беседа об архитектуре и дизайне как особых видах искусства
У: Каждый из нас хочет хорошо выглядеть, модно одеваться, жить в удобном доме и красивом городе. Но не думайте, что для достижения этого нужны только деньги. Нужна культура, художественный вкус и знания. Эти знания о красоте и удобстве зданий и вещей, законы их сооружения и составляют основу архитектуры и дизайна.
Попробуем определить, что такое дизайн, и что такое архитектура.
Задание: соотнесите термин и определение.
архитектура | - это искусство создания облика вещей |
дизайн | - это искусство создания динамического равновесия |
| - это искусство «сочинения» зданий и одновременно сами здания, окружающие нас |
(В процессе работы в парах школьники делают вывод)
Вывод:
Архитектура - это искусство «сочинения» зданий и одновременно сами здания, окружающие нас.
Дизайн- это искусство создания облика вещей
б) Продолжение работы над темой. Типологизация видов искусств
У: Все сооружения, будь то заводы и вокзалы, дворцы и церкви или жилые дома, конструируются архитектором. Вещь, если присмотреться к ней, - тоже сконструированное «сооружение». Различаются лишь принципы их конструирования. Основу любой вещи или здания составляет какая-то конструкция, соединение объемных форм, выполненных из разных материалов, поэтому мы можем объединить архитектуру и дизайн в единое понятие - пространственно-конструктивные искусства.
У: Здания и вещи составляют предметный мир, окружающий нас.
- Для каких целей человек строит здания? (защита от природных стихий, удобства быта, выполнение различных функций в зависимости от назначения).
- Почему этот предметный мир мы относим к сфере искусства наряду с живописью и графикой? (Потому что при взгляде на древний храм или современный мост у нас захватывает дух не только от технических возможностей человека, но и от совершенства пропорций и красоты форм. Они вызывают у нас художественные, эстетические переживания, как картина или рисунок).
- Какие виды искусства мы еще можем отнести к пространственно-конструктивным?
(живопись, скульптура, графика)
У: Действительно, они были созданы раз и навсегда, их существование и восприятие не зависит от течения времени. Проходят годы, а они все те же, не меняют ни своих размеров, ни своего вида, когда бы и сколько бы мы их не рассматривали.
- Что мы отнесем к временным видам искусства?
(музыка, художественная литература, танец, кино)
Эти виды искусства меняются, развиваясь во времени, в постоянном чередовании звуков и движений. Их жизнь и восприятие ограничены временем их исполнения.
(В ходе беседы школьники заполняют таблицу)
Виды искусства |
Пространственные (пространственно-конструктивные) | Пространственно-временные (зрелищные) | Временные |
Изобразительное искусство -живопись; -скульптура; -графика | Театральное искусство | Художественная литература |
Архитектура | Киноискусство | Музыка |
Декоративно-прикладное искусство | Эстрадно-цирковое искусство | |
Дизайн | Танцевальное искусство | |
Художественная фотография | | |
Практическая работа
а) работа с презентацией
Задание: Определить является ли представленное сооружение на слайде архитектурным и какую роль выполняет (для каких целей построено)
Слад № 1 Слайд 2
Стоунхендж Колокольня Иван-Великий
Слайд 3 Слайд 4
Мост в Сан-Франциско
Собор Святого Петра в Риме
Слайд 5 Слайд 6
Небоскребы Нью-Йорка
Пирамида Лувра
Слайд 7
Оперный театр в Сиднее
Слайд 8
Дома-фантазии.
Вывод: Архитектура — это средство самовыражения.
б) Выполнить эскиз архитектурного сооружения любой направленности
Домашнее задание
Выяснить когда появился термин «дизайн»
Привести в качестве примера 2 — 3 архитектурных сооружения, которые вас поразили.
Итог урока
а) повторение терминов, изученных на уроке (искусство, архитектура, дизайн, пространственные и временные искусства)
б) Почему нам надо знать основы дизайна и архитектуры. Если мы живем в мире готовых вещей и зданий? (Потому что изучение грамоты конструктивных искусств — это способ развития художественного вкуса и выработки умения «командовать» миром вещей и зданий. Знание основ организации окружающей вещной среды позволяет превратить ее из чужой в свою, удобную для нас).
У: Конечно, все вы не станете дизайнерами или архитекторами, но те художественно-творческие навыки, которые приобретете, понадобятся вам всем в любых сферах жизни.
2 урок
Тема: Основы композиции в конструктивных искусствах
Цели:
научить строить глубинную и фронтальную композицию на плоскости, познакомить с приемами передачи движения и статики в композиции.
развивать умение создавать гармонию в изображаемом, зрительное равновесие;
формировать навыки работы с художественным материалом;
воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира.
Ход урока
Организационный момент. Проверка домашнего задания
а) Введение понятия «дизайн»
Слово «design» появилось в XVI веке и однозначно употреблялось во всей Европе. Слово "дизайн" впервые упомянул в одной из своих работ итальянец К. В. Скьер.
Как вид искусства сложился в эпоху расцвета машинного производства вещей в конце XIX — начале XX века.
б) презентация примеров архитектурных сооружений
Определение темы урока
(ученикам демонстрируются листы бумаги, на которых изображены геометрические фигуры и картина К.Малевича «Черный квадрат»)
У: Как вы думаете, что это? (ответы)
У: Это все КОМПОЗИЦИИ. В архитектуре и дизайне композиция — это конструирование объектов, т.е. соединение отдельных частей в единое целое.
Отдельные части целого должны быть расположены не хаотически, а осмысленно, гармонично.
Гармония — согласованность и упорядоченность всех элементов, составляющих целое.
Достижение гармонии — это основная композиционная задача художника.
В результате работы получается законченное произведение, которое имеет определенный смысл, например картина К.Малевича «Черный квадрат».
Сегодня мы научимся составлять различные композиции.
Работа над темой урока
а) Педагогический показ учителя с элементами поисковой работы
У: Перед вами лист бумаги. Пустое белое пространство, где ничего нет, где ничего не происходит — изобразительное бездействие. Для того чтобы начался разговор, диалог между чем-то и чем-то, должна появиться сила, спорящая с безмолвием белого поля.
Что может стать этой силой? (предположения)
У: Это любое изображение — пятно или росчерк, прямоугольник или точка. С их появлением и возникает диалог, даже конфликт, противостояние. Он рождается контрастом между черным и белым.
Слайд № 1
У: Если изображения расположены на листе бумаги случайно, мы невольно стремимся преодолеть эту случайность и хаотичность. Художественный инстинкт заложен в каждом из нас. Достижение гармоничного расположения элементов по отношению к друг другу и их уравновешенность в целом и составляет суть композиции.
У: Существуют ли законы композиции? И да, и нет. Проверим на примерах
(на 3 листах бумаги изображены прямоугольники разного размера, ученикам нужно определить, где создана гармония)
Слайд № 2
Вывод: в третьем случае достигается наибольшая гармония черного и белого.
У: Древние рассматривали мира как хаос. И главной задачей художника видели внесение в него порядка. Даже если на белом поле один прямоугольник, человек старался расположить его …. в центре листа. Такой вид композиции называется центровым. Попробуйте создать центровую композицию, используя геометрические фигуры.
(ребята выполняют работу в тетрадях).
У: Одним из видов центровой композиции является симметричная композиция — композиция, на которой изображение слева подобно изображению справа и как бы разделено по вертикали, горизонтали или по какой-либо другой оси. Постройте в своих тетрадях симметричное изображение с использованием 3 фигур.
(варианты выполненных работ)
Б) Продолжение работы по теме урока
У: Вернемся ко второму слайду. На этих композициях, где черное пополам с белым — наибольшая гармония. Симметрия снимает зрительное напряжение, но какой ценой? Ценой исчезновения изобразительного конфликта. Композиция превратилась в орнамент.
Достичь гармонии можно и исходя из композиционных принципов асимметрии (слайд 3).
На рисунке 1 черный прямоугольник расположен не по центру белого поля, отчего возникает раздражающее ощущение дисбаланса белого и черного которое может быть преодолено добавлением второй фигуры. Она будет там, где вы ощущаете наибольшую пустоту «дыру» в белом пространстве. (рисунок 1, 2 слайд № 3)
Слайд № 3
Затем ищутся такие размеры второго прямоугольника, чтобы достичь наибольшего равновесия масс черного и белого. (рисунок 3 – 4, слайд 3)
В этих упражнениях решается задача достижения баланса масс в ассиметричной композиции.
В) Построение ассиметричного изображение с использованием 2 — 3 фигур
Г) Знакомство с видами композиции.
У: Взгляните на эти композиции. Скажите, чем они различаются? (ответы детей)
Слайд 4 Слайд 5
Фронтальная композиция — композиция, в которой фигуры расположены параллельно краям поля.
Глубинная композиция — композиция, в которой фигуры расположены под углом к краю поля и как бы уходят в глубину пространства.
Подумайте, какие фигуры будет сложно использовать во фронтальной композиции? Почему? (треугольники, многоугольники, овалы и круги).
Д) Рассмотрение приемов передачи движения и статики на плоскости
У: Даже простейшие сочетания прямоугольников дают основу для понимания изобразительной выразительности и движения в композиции. Что можно сказать про прямоугольник, расположенный на белом поле листа (слайд 6, рис1). Казалось бы, лежит себе и лежит. Но если сравнить его с рис. 2, то увидим, что первый рисунок выглядит статично и менее интересно, а второй динамичнее. Далее, увеличиваем движение (рис3). А как приостановить движение? (предположения учеников) рис 4.
Не менее чем форма композиционных элементов, важен характер их расположения. Это можно сравнить с музыкой, где есть и звук и тишина. То же самое можно изобразить на плоскости.
Слайд 6
Практическая работа(10 — 15 минут)
Задание: используя цветную бумагу и клей, создать глубинную и фронтальную композицию из геометрических фигур.
Анализ работ
(Анализируются работы школьников в плане правильность выполнения композиций (фронтальной и глубинной), использование уместных геометрических фигур, творческая составляющая).
Домашнее задание
Подготовить сообщение о творчестве К.Малевича или привести в качестве примеров несколько картин этого художника.
Итог урока.
а) повторение терминов, изученных на уроке (композиция, гармония, глубинная и фронтальная композиция);
б) Подумайте, может ли композиция, выполненная из простых геометрических фигур стать произведением искусства?
14