СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник "искусство" 8 класс

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сборник "искусство" 8 класс»

Управление образования администрации Курагинского района

Районное методическое объединение учителей искусства






Сборник методических разработок

уроков искусства

по программе Б.М.Неменского.

8 класс







Курагино, 2016

Составитель: Радостева Наталья Алексеевна


Сборник методических разработок уроков искусства по программе Б.М.Неменского. 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека. – Курагино. – 2016 – 149 с.






Предмет «искусство» был введен в школьную практику сравнительно недавно, в силу этого, у многих педагогов, преподающих этот предмет, возникает проблема поиска материала к темам урока. В данном случае, сборник является попыткой решить эту проблему.

В сборнике представлены поурочные разработки по искусству для 8 класса по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского.

Основной целью разработанных уроков является формирование художественной культуры учащихся через творческих подход к познанию архитектуры и дизайна. Этому способствует активная поисковая и практическая деятельность учащихся на уроке: изображение архитектурных форм на плоскости и в объеме, организация экспресс-выставок и защита проектов.

Предлагаемый материал предназначен учителям искусства образовательных учреждений, руководителям художественных студий и педагогам дополнительного образования.

























Районное методическое объединение

учителей изобразительного искусства

Курагинского района Красноярского края



Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………4


Раздел 1. Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры

Урок 1. Мир, который создает человек …………………………

Урок 2. Основы композиции в конструктивных искусствах …………………

Урок 3. Прямые линии и организация пространства ……………………

Урок 4. Цвет – элемент композиционного творчества ……………………

Урок 5. Свободные формы: линии и пятна ………………………………………………

Урок 6. Буква – строка – текст. Искусство шрифта …………………………

Урок 7. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне ………………

Урок 8. Многообразие форм графического дизайна …………………………………………..

Раздел 2 Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий

Урок 9. Объект и пространство ………………………………………………………………

Урок 10. Композиционная организация пространства ………………………………………..

Урок 11. Конструкция – часть и целое …………………………………………………………

Урок 12. Важнейшие архитектурные элементы здания ………………………………………

Урок 13 Вещь: красота и целесообразность …………………………………………………...

Урок 14. Образно-тематическая инсталляция …………………………………………………

Урок 15. Роль и значение материала в конструкции …………………………………………..

Урок 16. Цвет в архитектуре и дизайне ………………………………………………………...

Раздел 3 Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

Урок 17. Город сквозь времена и страны ……………………………………………………….

Урок 18. Архитектурные стили …………………………………………………………………

Урок 19. Архитектурные стили ………………………………………………………………….

Урок 20. Великие архитекторы прошлого ………………………………………………………

Урок 21. Великие архитекторы ХХ века ………………………………………………………..

Урок 22. Город сегодня и завтра ………………………………………………………………..

Урок 23. Архитектурные чудеса света ………………………………………………………

Урок 24. Живое пространство города ………………………………………………

Урок 25. Граффити – новый облик городов ………………………………………………

Урок 26. Интерьер и вещь в доме ………………………………………………………

Урок 27. Природа и архитектура ………………………………………………………

Урок 28. Архитектура российских столиц …………………………………………………….

Раздел 4 Человек в зеркале дизайна и архитектуры

Урок 29. Мой дом – мой образ жизни ……………………………………………………

Урок 30. Интерьер комнаты – портрет хозяина ……………………………

Урок 31. Дизайн и архитектура моего сада ………………………………

Урок 32. Мода, культура и ты ………………………………………………………

Урок 33. Массовая культура ……………………………………………………………

Урок 34. Сфера имидж-дизайна ……………………………………………………………

Урок 35. Моделируя себя – моделируешь мир ……………………………………









Введение


Искусство – это язык чувств, эмоций, но что они из себя представляют? Ведь они возникают у школьника не сами по себе, они являются его реакцией на явления окружающей жизни. Другими словами, смыслом этих чувств и эмоций является выражение отношения школьника к различным объектам и событиям, то есть – их оценка. А оценка, в свою очередь, выступает в качестве способности ученика осознавать и формировать собственное отношение к окружающему миру и самому себе.

В настоящее время существует несколько программ по предмету «Искусство», одной из самых прогрессивных является программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского. Данная программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Изучение курса искусства в 8 классе посвящено содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре. Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с различными сторонами жизни общества.

Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.

Архитектура любого века, любого народа является памятником человеческих отношений, закрепленных как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определенную среду. С изменением отношений в обществе меняется и архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживании в нем человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры – используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объем, пространство, фактура, цвет и т.д.).

Дизайн как искусство возник в XX веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т.п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, посуды до машин, станков и т.д. Ныне трудно определить, что к архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т.д. связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основаниями образного языка (объем, форма, пространство, фактура и т.д.).

Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объемной композиции одинаковы и для архитектуры, и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объемно-пространственной.

Каждый современный человек живет в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того, чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их существования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) и жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств.

Раздел 1. Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура.

Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры


1 урок

Тема: Мир, который создает человек

Цели:

  • сформировать представление об архитектуре и дизайне как особых видах искусства;

  • развивать ассоциативно-образное мышление, умение выделять главное, строить аналогии;

  • воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни, активную жизненную позицию в осознании прошлого и будущего.

Ход урока

  1. Организационный момент. Постановка художественной задачи

А) Введение в предмет

У: Что вы понимаете под словом «искусство»?

(варианты ответов детей)

У: Какие понятия из перечисленных, относятся к искусству: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино, фотография.

(работа в группах (1 - 2 минуты)

Представление итогов групповой работы (дети делают вывод, что все перечисленные понятия можно отнести к видам искусства).

Б) Определение понятия и темы урока

У: Этимология слова «искусство», как в русском, так и в греческом языке подчеркивает такие положительные качества, как мастерство и искусность. Таким образом, искусство - художественное творчество в целом.

У: Сегодня на уроке мы попробуем ответить на вопрос: «Искусство создаёт мир или мир порождает искусство?».

  1. Беседа об архитектуре и дизайне как особых видах искусства

У: Каждый из нас хочет хорошо выглядеть, модно одеваться, жить в удобном доме и красивом городе. Но не думайте, что для достижения этого нужны только деньги. Нужна культура, художественный вкус и знания. Эти знания о красоте и удобстве зданий и вещей, законы их сооружения и составляют основу архитектуры и дизайна.

Попробуем определить, что такое дизайн, и что такое архитектура.

Задание: соотнесите термин и определение.

архитектура


- это искусство создания облика вещей


дизайн


- это искусство создания динамического равновесия



- это искусство «сочинения» зданий и одновременно сами здания, окружающие нас



(В процессе работы в парах школьники делают вывод)

Вывод:

Архитектура - это искусство «сочинения» зданий и одновременно сами здания, окружающие нас.

Дизайн- это искусство создания облика вещей

б) Продолжение работы над темой. Типологизация видов искусств

У: Все сооружения, будь то заводы и вокзалы, дворцы и церкви или жилые дома, конструируются архитектором. Вещь, если присмотреться к ней, - тоже сконструированное «сооружение». Различаются лишь принципы их конструирования. Основу любой вещи или здания составляет какая-то конструкция, соединение объемных форм, выполненных из разных материалов, поэтому мы можем объединить архитектуру и дизайн в единое понятие - пространственно-конструктивные искусства.


У: Здания и вещи составляют предметный мир, окружающий нас.

- Для каких целей человек строит здания? (защита от природных стихий, удобства быта, выполнение различных функций в зависимости от назначения).

- Почему этот предметный мир мы относим к сфере искусства наряду с живописью и графикой? (Потому что при взгляде на древний храм или современный мост у нас захватывает дух не только от технических возможностей человека, но и от совершенства пропорций и красоты форм. Они вызывают у нас художественные, эстетические переживания, как картина или рисунок).

- Какие виды искусства мы еще можем отнести к пространственно-конструктивным?

(живопись, скульптура, графика)

У: Действительно, они были созданы раз и навсегда, их существование и восприятие не зависит от течения времени. Проходят годы, а они все те же, не меняют ни своих размеров, ни своего вида, когда бы и сколько бы мы их не рассматривали.

- Что мы отнесем к временным видам искусства?

(музыка, художественная литература, танец, кино)

Эти виды искусства меняются, развиваясь во времени, в постоянном чередовании звуков и движений. Их жизнь и восприятие ограничены временем их исполнения.

(В ходе беседы школьники заполняют таблицу)

Виды искусства

Пространственные (пространственно-конструктивные)

Пространственно-временные

(зрелищные)

Временные

Изобразительное искусство

-живопись;

-скульптура;

-графика

Театральное искусство

Художественная литература

Архитектура

Киноискусство

Музыка

Декоративно-прикладное искусство

Эстрадно-цирковое искусство


Дизайн

Танцевальное искусство


Художественная фотография





  1. Практическая работа

а) работа с презентацией

Задание: Определить является ли представленное сооружение на слайде архитектурным и какую роль выполняет (для каких целей построено)

Слад № 1 Слайд 2

Стоунхендж Колокольня Иван-Великий

Слайд 3 Слайд 4

Мост в Сан-Франциско

Собор Святого Петра в Риме


Слайд 5 Слайд 6

Небоскребы Нью-Йорка

Пирамида Лувра


Слайд 7

Оперный театр в Сиднее


Слайд 8


Дома-фантазии.


Вывод: Архитектура — это средство самовыражения.

б) Выполнить эскиз архитектурного сооружения любой направленности

  1. Домашнее задание

Выяснить когда появился термин «дизайн»

Привести в качестве примера 2 — 3 архитектурных сооружения, которые вас поразили.

  1. Итог урока

а) повторение терминов, изученных на уроке (искусство, архитектура, дизайн, пространственные и временные искусства)

б) Почему нам надо знать основы дизайна и архитектуры. Если мы живем в мире готовых вещей и зданий? (Потому что изучение грамоты конструктивных искусств — это способ развития художественного вкуса и выработки умения «командовать» миром вещей и зданий. Знание основ организации окружающей вещной среды позволяет превратить ее из чужой в свою, удобную для нас).

У: Конечно, все вы не станете дизайнерами или архитекторами, но те художественно-творческие навыки, которые приобретете, понадобятся вам всем в любых сферах жизни.


2 урок

Тема: Основы композиции в конструктивных искусствах

Цели:

  • научить строить глубинную и фронтальную композицию на плоскости, познакомить с приемами передачи движения и статики в композиции.

  • развивать умение создавать гармонию в изображаемом, зрительное равновесие;

  • формировать навыки работы с художественным материалом;

  • воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира.


Ход урока

    1. Организационный момент. Проверка домашнего задания

а) Введение понятия «дизайн»

Слово «design» появилось в XVI веке и однозначно употреблялось во всей Европе. Слово "дизайн" впервые упомянул в одной из своих работ итальянец К. В. Скьер.

Как вид искусства сложился в эпоху расцвета машинного производства вещей в конце XIX — начале XX века.

б) презентация примеров архитектурных сооружений

    1. Определение темы урока

(ученикам демонстрируются листы бумаги, на которых изображены геометрические фигуры и картина К.Малевича «Черный квадрат»)

У: Как вы думаете, что это? (ответы)

У: Это все КОМПОЗИЦИИ. В архитектуре и дизайне композиция — это конструирование объектов, т.е. соединение отдельных частей в единое целое.

Отдельные части целого должны быть расположены не хаотически, а осмысленно, гармонично.

Гармония — согласованность и упорядоченность всех элементов, составляющих целое.

Достижение гармонии — это основная композиционная задача художника.

В результате работы получается законченное произведение, которое имеет определенный смысл, например картина К.Малевича «Черный квадрат».

Сегодня мы научимся составлять различные композиции.

    1. Работа над темой урока

а) Педагогический показ учителя с элементами поисковой работы

У: Перед вами лист бумаги. Пустое белое пространство, где ничего нет, где ничего не происходит — изобразительное бездействие. Для того чтобы начался разговор, диалог между чем-то и чем-то, должна появиться сила, спорящая с безмолвием белого поля.

Что может стать этой силой? (предположения)

У: Это любое изображение — пятно или росчерк, прямоугольник или точка. С их появлением и возникает диалог, даже конфликт, противостояние. Он рождается контрастом между черным и белым.

Слайд № 1


У: Если изображения расположены на листе бумаги случайно, мы невольно стремимся преодолеть эту случайность и хаотичность. Художественный инстинкт заложен в каждом из нас. Достижение гармоничного расположения элементов по отношению к друг другу и их уравновешенность в целом и составляет суть композиции.

У: Существуют ли законы композиции? И да, и нет. Проверим на примерах

(на 3 листах бумаги изображены прямоугольники разного размера, ученикам нужно определить, где создана гармония)

Слайд № 2

Вывод: в третьем случае достигается наибольшая гармония черного и белого.


У: Древние рассматривали мира как хаос. И главной задачей художника видели внесение в него порядка. Даже если на белом поле один прямоугольник, человек старался расположить его …. в центре листа. Такой вид композиции называется центровым. Попробуйте создать центровую композицию, используя геометрические фигуры.

(ребята выполняют работу в тетрадях).

У: Одним из видов центровой композиции является симметричная композиция — композиция, на которой изображение слева подобно изображению справа и как бы разделено по вертикали, горизонтали или по какой-либо другой оси. Постройте в своих тетрадях симметричное изображение с использованием 3 фигур.

(варианты выполненных работ)

Б) Продолжение работы по теме урока

У: Вернемся ко второму слайду. На этих композициях, где черное пополам с белым — наибольшая гармония. Симметрия снимает зрительное напряжение, но какой ценой? Ценой исчезновения изобразительного конфликта. Композиция превратилась в орнамент.

Достичь гармонии можно и исходя из композиционных принципов асимметрии (слайд 3).

На рисунке 1 черный прямоугольник расположен не по центру белого поля, отчего возникает раздражающее ощущение дисбаланса белого и черного которое может быть преодолено добавлением второй фигуры. Она будет там, где вы ощущаете наибольшую пустоту «дыру» в белом пространстве. (рисунок 1, 2 слайд № 3)


Слайд № 3

Затем ищутся такие размеры второго прямоугольника, чтобы достичь наибольшего равновесия масс черного и белого. (рисунок 3 – 4, слайд 3)

В этих упражнениях решается задача достижения баланса масс в ассиметричной композиции.

В) Построение ассиметричного изображение с использованием 2 — 3 фигур

Г) Знакомство с видами композиции.

У: Взгляните на эти композиции. Скажите, чем они различаются? (ответы детей)

Слайд 4 Слайд 5


  1. Фронтальная композиция — композиция, в которой фигуры расположены параллельно краям поля.

  2. Глубинная композиция — композиция, в которой фигуры расположены под углом к краю поля и как бы уходят в глубину пространства.

Подумайте, какие фигуры будет сложно использовать во фронтальной композиции? Почему? (треугольники, многоугольники, овалы и круги).

Д) Рассмотрение приемов передачи движения и статики на плоскости

У: Даже простейшие сочетания прямоугольников дают основу для понимания изобразительной выразительности и движения в композиции. Что можно сказать про прямоугольник, расположенный на белом поле листа (слайд 6, рис1). Казалось бы, лежит себе и лежит. Но если сравнить его с рис. 2, то увидим, что первый рисунок выглядит статично и менее интересно, а второй динамичнее. Далее, увеличиваем движение (рис3). А как приостановить движение? (предположения учеников) рис 4.

Не менее чем форма композиционных элементов, важен характер их расположения. Это можно сравнить с музыкой, где есть и звук и тишина. То же самое можно изобразить на плоскости.


Слайд 6

      1. Практическая работа(10 — 15 минут)

Задание: используя цветную бумагу и клей, создать глубинную и фронтальную композицию из геометрических фигур.

      1. Анализ работ

(Анализируются работы школьников в плане правильность выполнения композиций (фронтальной и глубинной), использование уместных геометрических фигур, творческая составляющая).

      1. Домашнее задание

Подготовить сообщение о творчестве К.Малевича или привести в качестве примеров несколько картин этого художника.

      1. Итог урока.

а) повторение терминов, изученных на уроке (композиция, гармония, глубинная и фронтальная композиция);

б) Подумайте, может ли композиция, выполненная из простых геометрических фигур стать произведением искусства?



14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!