СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник игр и упражнений "Приемы развития психических процессов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сборник игр и упражнений "Приемы развития психических процессов"»

Приемы развития психических процессов.


Цель работы:

  1. Определение уровня развития познавательных процессов (внимание, память, мышление)

  2. Способы развития познавательных процессов

Оборудование, программное обеспечение, материалы:

пособие по выполнению практической работы.

Рекомендуемые информационные материалы:



Интернет –ресурсы:

  1. https://studopedia.ru/6_170850_psihicheskie-poznavatelnie-protsessi-v-yuridicheskoy-deyatelnosti.html

  2. https://psychojournal.ru/shulte.html


Ход выполнения работы

Задание № 1

«Расстановка чисел»

Тест предназначен для оценки произвольного внимания. Рекомендуется использовать при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функции внимания.

Инструкция: в течение 2 минут Вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя.

Зафиксировать время воспроизведения чисел.

Стимульный материал

16

37

98

29

54

80

92

46

59

35

43

21

8

40

2

65

84

99

7

77

13

67

60

34

18











Бланк для заполнения

Чтобы правильно оценить свои возможности, после двух-минутного рассматривания исходного квадрата Вы должны закрыть его листом плотной бумаги, после чего приступайте к заполнению бланка. Не забудьте засечь время, так как цифры, написанные после двух минут заполнения, в зачет результата не идут.


Задание №2

«Заучивание 10 слов»
А.Р. Лурия

Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психи­ческими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии. 


Тестовый материал


Примеры набора слов:
Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.
Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.


Выберите рад слов для запоминания, прочитайте. Закрыть слова и воспроизвести в тетради, количество запомнившихся слов.


Задание №3

Тест Мюнстерберга

 Методика направлена на определение избирательности и концентрации внимания. Тест разработан немецко-американским психологом Гуго Мюнстербергом (Hugo Munsterberg, 1863–1916). Методику можно использовать при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости.

Инструкция. Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача - как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова
Пример: «лгщьбапамятьшогхеюжп»
Время выполнения задания — 2 минуты. Все слова фиксируем в тетради.

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл
ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт



Задание № 4

Методика «Тип мышления»
(методика в модификации Г. Резапкиной)

Инструкция. У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет – минус. (раздаточный материал)

Методика «Тип мышления»

(методика в модификации Г. Резапкиной)

Инструкция. У каждого человека преобладает определенный тип

мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего

мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс,

если нет – минус.

1 Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

2 Мне интересно составлять компьютерные программы.

3 Я люблю читать книги.

4 Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

5 Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.

6 Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.

7 Я люблю играть в шахматы.

8 Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

9 Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.

10 Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.

11 Мне нравится все делать своими руками.

12 В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.

13 Я придаю большое значение сказанному слову.

14 Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

15 Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

16 При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

17 Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

18 Мне интересна работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста.

19 Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.

20 Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.

21 Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего.

22 Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

23 Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.

24 Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

25 Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.

26 Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

27 Я понимаю красоту математических формул.

28 Мне легко говорить перед любой аудиторией.

29 Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

30 Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

31 Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.

32 Мне интересно было бы расшифровать древние тексты.

33 Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

34 Красота для меня важнее, чем польза.

35 Не люблю ходить одним и тем же путем.

36 Истинно только то, что можно потрогать руками.

37 Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.

38 Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.

39 Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.

40 Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.


Обработка результатов. Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка.

Каждая колонка соответствует определенному типу мышления.

Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0-2 – низкий, 3-5 – средний, 6-8 – высокий).


№ Тип мышления Вопросы

1 Предметно-действенное 1 6 11 16 21 26 31 36

2 Абстрактно-символическое 2 7 12 17 22 27 32 37

3 Словесно-логическое 3 8 13 18 23 28 33 38

4 Наглядно-образное 4 9 14 19 24 29 34 39

5 Креативность (творческое) 5 10 15 20 25 30 35 40



1 Предметно-действенное мышление (П-Д) свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.

2 Абстрактно-символическим мышлением (А-С) обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

3 Словесно-логическое мышление (С-Л) отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

4 Наглядно-образным мышлением (Н-О) обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

5 Креативность (К) – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим. Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии. Насколько удачен ваш выбор? Если ваши профессиональные планы не вполне соответствуют типу мышления, подумайте, что легче изменить – планы или тип мышления?



Задание № 5.

Упражнения для развития внимания

1. Два-три человека садятся перед группой на стулья. Ведут себя естественно.

Некоторое время на них не надо обращать внимания, чтобы дать им возможность успокоиться и привыкнуть к обстановке. Затем предлагается группе , в том числе сидящим на стульях, рассказать о всех событиях, которые произошли в комнате. Это могут быть скрип стула, падение тетради или книги, передвижения или какие-то другие действия ребят и учителя, покашливание, смех, взгляды, перемены поз и пр.

2. Часто в жизни вы не замечаете самых простых вещей. Поэтому рассмотрите хорошо знакомые вам предметы, например свой портфель, рюкзак, туфли, руки, и расскажите о тех деталях, на которые раньше не обращали внимания. Опыт показывает, что их бывает больше, чем вы предполагали.

3. Участник садится на стул перед группой и объявляет всем, на чём он намерен сосредоточиться, например на шуме улицы. Все находящиеся в группе тоже начинают прислушиваться, чтобы потом оценить, насколько этот он был внимателен. В процессе сосредоточения внимания обычно обнаруживается, что слышались и другие звуки (шумы в комнате, за дверью, своё сердцебиение и др.). Через 5—7 минут ученик должен рассказать о том, что он слышал. Чем больше звуков он перечислит, тем лучше. Все остальные выступают в качестве экспертов. Затем место на стуле занимает другой участник. Рассказы участников сравнивают и оценивают.

4. Один обучающийся читает вслух страницу книги или отрывок из газеты. Остальные активно мешают ему, стараясь отвлечь его от чтения шумом, разговорами, остротами. Выполняющий упражнение должен суметь сосредоточиться на объекте внимания, вникнуть в смысл читаемой страницы настолько, чтобы затем рассказать о прочитанном.

Выполнить задание с кем - нибудь из родственников или друзей и в тетради написать результаты.


Задание № 6

Упражнения для развития наблюдательности

1. Посмотрите на рисунки. Постарайтесь найти на них все 20 отличий.

(раздаточный материал)



2. Посмотрите на рисунок (2—3 минуты) и ответьте на следующие вопросы.

(раздаточный материал)

  • Вверх или вниз по течению идёт пароход? Почему вы так считаете?

  • Какое время года изображено? Почему вам так кажется?

  • Глубока ли река в этом месте? Обоснуйте свой ответ.

  • Далеко ли, по вашему мнению, до пристани? Если да, то обоснуйте.

  • На этом ли берегу находится пристань? Обоснуйте.

  • Имеются ли несоответствия в рисунке?





Если вы правильно ответили на 5 вопросов, то у вас хорошие показатели наблюдательности и способности устанавливать причинно-следственные связи; если ответили на 4 вопроса, у вас средние показатели; если ответили на 2—3 вопроса — плохие показатели.

3 вспомните свою группу когда видели её в последний раз и опишите то что вы запомнили ответив на следующие вопросы

В какой последовательности сидят в группе ? Кто в костюме? Кто в спортивной одежде? Кто в платье?

  • Что делал тот-то и тот-то?

  • Кто улыбался?

  • Какие книги лежат на столах?

  • Кто как пострижен?

  • Кто отсутствует?



Задание №7

Упражнения для развития ощущений

Для развития осязания

1. Положите на стол несколько предметов и накройте их непрозрачной тканью. Определите на ощупь (через ткань) каждый из этих предметов, назовите их.

2. Возьмите в руки какой-нибудь предмет, например спичечный коробок, и старайтесь как можно внимательнее ощупать его. Почувствуйте его форму и поверхность, попробуйте описать, чем отличаются на ощупь чёрные бока коробка от его верха и низа. При этом старайтесь не смотреть на предмет. Вы должны знать, что пальцы человека «помнят» привычные предметы, такие, например, как мяч, карандаш, ручка, лист, яблоко, стакан и др.

Всё описываем в тетради.


Упражнения для развития восприятия

Для развития точности восприятия времени

1. вам даётся задание определить промежуток между первым и вторым ударом карандаша по столу преподавателя. Временные отрезки даются вначале с нарастанием (например, 7, 15, 27, 36, 43, 55 секунд), а затем вразброс (например, 45, 9, 17, 4, 29 секунд). Часами или секундомером пользуется только учитель.

Для развития глазомера

2. Посмотрите на спинку своего стула. Закройте глаза. Не открывая глаз, раздвиньте руки на ширину спинки стула. Откройте глаза, проверьте. Посмотрите на тетрадь или книгу, лежащую на столе. Закрыв глаза, покажите поочерёдно несколько раз ширину стула, тетради, книги. Сделайте то же с открытыми глазами, затем с закрытыми.

Для развития слуха

3. участнику упражнения даётся команда отвернуться, затем его спрашивают, по какому предмету стучит карандашом другой участник упражнения . А теперь? Звуки разные: карандаш постукивает то по книге, то по столу, то по стеклу, то по руке, то по авторучке, то по часам.

Для развития навыков ориентирования в пространстве

4. Стоящего с закрытыми глазами, крутят то в одну, то в другую сторону. После этого просят показать, где юг, где восток и т. д.

Упражнения для развития памяти

1. Запомните пять предметов, лежащих на столе, и их взаимное расположение. Дайте характеристику, описание лежащих на столе предметов. Изобразите схематично в тетради предметы и их взаимное расположение. Время первоначального восприятия предметов — 30 секунд. Упражнение повторяют 6—8 раз. Время постепенно сокращают и доводят до 10 секунд.

За точное выполнение задания учащийся получает 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.

2. Запомните предметы в комнате и их расположение. Изобразите схематично предметы в комнате.

Время первоначального рассмотрения предметов — 30 секунд. Упражнение повторяют 5—6 раз. Время выполнения его постепенно сокращают, доводя до 10 секунд.

За точное выполнение задания учащийся получает 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.

3. Упражнение «Фотограф»: 5—6 человек принимают какие-нибудь позы или разыгрывают действие. По команде ведущего они фиксируют своё положение, и каждый запоминает его. Тренируемый, стоявший до этого к группе спиной, поворачивается к ней лицом и в течение 10 секунд запоминает предложенную сцену. Ведущий отсчитывает секунды каким-нибудь предметом. На десятый удар тренируемый вновь отворачивается, а группа выстраивается в шеренгу. На двадцатый удар тренируемый поворачивается и в течение 10 секунд расставляет группу в «сфотографированном» положении. Остальные ученики выступают в роли судей.

При «фотографировании» тренируемый должен несколько раз закрывать глаза и стараться несколько раз «увидеть» наблюдаемую сцену, а открывая их, сверять образ с действительностью. В процессе тренировок упражнение можно усложнять: увеличивать количество человек в группе, количество изменений в одежде, сокращать время на «фотографирование».


Выполняйте в паре, все результаты заданий и тренировки описываем в тетради.


Задание №8

Упражнения для развития мышления

Для развития умения анализировать

1. Прочитайте слова каждого ряда, вычеркните лишнее и скажите, что объединяет оставшиеся слова:

собака, корова, овца, лось, кошка;
Енисей, Ока, Москва-река, Лена, Байкал.

Для развития гибкости мышления

2. К каждому из приведённых слов подберите слово противоположного значения:

тонкий — ...
грязный — ...
тупой — ...
чужой — ...
крупный — ...
младший — ...
закат — ...
твёрдый — ...
поднимать — ...

Для развития умения обобщать

3. Назовите общий признак следующих пар слов: медь — золото; воробей — соловей; Солнце — Земля; автобус — трамвай; стол — шкаф; щука — акула; репа — морковь; ручка — карандаш; кукла — плюшевый мишка.





Задание №9

Выполните приемы саморегуляции

Приёмы психической саморегуляции

1. Приём психической саморегуляции выполняют сидя или стоя, с закрытыми или открытыми глазами - как приятнее. Руки можно скрестить на груди, положить на колени или свободно опустить. Голову слегка откидывают назад в такое положение, из которого как бы не хочется выходить.

Начинайте слегка покачивать корпусом вперед-назад, из стороны в сторону, круговыми движениями. Остановитесь на том, что для вас более органично, и ищите наиболее приятный ритм раскачивания.

2. Сидя или стоя с закрытыми глазами, слегка раскачивайтесь корпусом, представив себе приятную поездку в поезде, например. Не навязывайте организму свой ритм, пусть он сам "выберет" его.

При выполнении этих приёмов психической саморегуляции может появиться чувство сонливости, значит, организм испытывает дефицит сна и надо, если есть возможность, немного подремать.

Если, раскачиваясь, вы почувствуете, как на смену нервному напряжению приходит покой и "тиски" стресса ослабевают, значит, вы нашли правильный ритм. Делайте покачивания по 5 - 15 минут один или несколько раз в день, в зависимости от потребности организма, и вскоре заметите, как улучшается ваше самочувствие.

3. Стоя с закрытыми или открытыми глазами, прямые руки вытяните вперед. Прислушайтесь к себе: достаточно ли вы расслаблены? Настроились? Руки медленно разводите в сторону: они должны расходиться как бы сами собой.

Если руки остаются неподвижными, значит, вы слишком "зажаты" и надо сделать несколько привычных упражнений (махи руками в стороны, перед грудью), а затем еще раз спокойно развести руки.

4. Стоя с закрытыми или открытыми глазами, прямые руки разведите в стороны. Расслабьтесь и медленно сведите руки, вытянув их перед собой.

Разведение и сведение рук надо повторять подряд несколько раз, добиваясь как бы непрерывного движения и ощущения, что их помимо вашей воли тянет какая-то сила.

  • 5. Стоя с открытыми или закрытыми глазами, руки свободно опущены, медленно поднимайте то левую, то правую руку вверх так, будто ее тянет невидимая нить: рука будто "всплывает".

  • 6. Сидя или стоя, медленно вращайте головой, как бы обходя болезненные и напряженные положения. Когда найдете такое положение головы, в котором хочется застыть, остановитесь: это точка релаксации. Затем возобновите вращение, но ни в коем случае не до утомления. Несмотря на простоту, это движение эффективно снимает стресс и возвращает в состояние покоя и равновесия.

Все приёмы психической саморегуляции можно выполнять отдельно или в комплексе один или несколько раз в день и стресс будет побежден.

Описываем свои ощущения и состояние.


Задание № 10

Ответьте на контрольные вопросы:

1. Что понимается под определением «психическое состояние»?

2. Что такое саморегуляция психических состояний?

3. Какие методы саморегуляции вы знаете?


Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно


Раздел 6 Характер, темперамент и направленность личности

Практическое занятие № 9.

Определение понятия «личность»

Цель работы:

  1. Направленность личности.

  2. Понятие характера.

  3. Физиологические основы характера. Структура характера.


Оборудование, программное обеспечение, материалы:

пособие по выполнению практической работы.

Рекомендуемые информационные материалы:


Интернет –ресурсы:

  1. https://studopedia.ru/6_170850_psihicheskie-poznavatelnie-protsessi-v-yuridicheskoy-deyatelnosti.html

  2. https://psychojournal.ru/shulte.html


Теоретические сведения

Реальность, которая описывается понятием "личность", проявляется уже в этимологии этого термина. Слово "личность" (регsona) первоначально относилось к актерским маскам. Так, в римском театре маска актера называлась "личина" -- лицо, обращенное к аудитории, которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль.

Личность -- это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих (Немов Р.С.).

В настоящее время личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных в процессе целенаправленной деятельности качеств. В понятие "личность" обычно включают такие свойства, которые являются:

  • o более или менее устойчивыми,

  • o свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые:

  • o природно обусловлены и не зависят от жизни человека в обществе;

  • o психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе.

Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждой из этих понятий, их соотношение с понятием "личность" позволит более полно раскрыть последнее .

Человек -- это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков качеств.

Индивид -- это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

При всей многогранности понятия "индивидуальность" оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями "особенность", "неповторимость", сколько с понятиями "целостность", "единство", "самобытность", "авторство", "собственный способ жизни". Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме".

Становление индивидуальности происходит в процессе индивидуализации объекта. Индивидуализация -- это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность -- это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке.

Со словом "личность" обычно употребляют такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других.

Об индивидуальности мы чаще говорим: "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

В психологии имеется несколько общепринятых положений относительно личности. Можно говорить о четырех аксиомах:

  • 1) личность присуща каждому человеку;

  • 2) личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет;

  • 3) личность есть продукт исторического развития, т. е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;

  • 4) личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, т. е. то, что отличает одного человека от другого. Общаясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их личностного склада.

С позиций современного системного подхода к пониманию личности в структуре личности можно выделить три основные её подсистемы:

  • а) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции);

  • б) социально-специфические черты (социальные установки, роли, ценностные ориентации);

  • в) индивидуально-неповторимые свойства, когда личность, наряду с общепсихологическими проявлениями, обладает индивидуально-психологическими свойствами: темпераментом, характером, направленностью, способностями.. Это те свойства личности, которые составляют её индивидуальное своеобразие.

В психологии понятие "характер" (греч. "печать", "чеканка") означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Понятие характера весьма различается в теоретических построениях отдельных авторов.

В современной зарубежной характерологии можно выделить три направления:

1. конституционально-биологическое, связанное с именем Э. Кречмера. Характер, по существу, сводится к сумме конституции и темперамента;

2. психоаналитическое (З. Фрейд, К. Юнг и др.). Характер объясняется исходя из бессознательных влечений человека;

3. идеологическое (психоэтическая теория Р. Ребека). Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяется этико-логическими санкциями. То, какие именно инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности.

Черты характера, их характеристика.

Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательное поведение. Характер человека достаточно многогранен. Это видно уже в процессе деятельности: один делает все быстро, другой медленно и основательно, тщательно обдумывает, действуя наверняка. Эти особенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами, или сторонами, характера. Любая черта есть некоторый устойчивый стереотип поведения.

Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому любая черта характера - это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями.

Наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила - слабость; твердость - мягкость; цельность - противоречивость; широта - узость. Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности, “астеничности” в достижениях целей, неустойчивости взглядов и т.д. Твердость характера означает жесткую последовательность, упорство в достижении целей, отстаивании взглядов и т.д., в то время как мягкость характера проявляется в гибком приспособлении к изменяющимся условиям, достижении цели за счет некоторых уступок, нахождении разумных компромиссов. Цельность или противоречивость характера определяется степенью сочетания ведущих и второстепенных черт характера. Если ведущие и второстепенные гармонируют, если отсутствуют противоречия в стремлениях и интересах, то такой характер называют цельным, если же они резко контрастируют - то противоречивым.

При этом единство, многогранность характера не исключает того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким, уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохранятся, несмотря на это, но именно в этом и проявляется.

Большое значение для характерологических проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности

Однако большинство индивидуальных проявлений, образующих характер человека, являются комплексным и практически не поддаются классификации по отдельным свойствам и состояниям (так, например, злопамятность, подозрительность, щедрость и пр.). В то же время отдельные качества волевой (решительность, самостоятельность и т.д.) и интеллектуальной (глубина ума, критичность и т.д.) сфер могут быть рассмотрены как составляющие особенности характера человека и использованы для его анализа. Все черты характера имеют между собой закономерную зависимость.


Задание №1

Ниже перечислены различные черты характера:

чувство чести, собственное достоинство, превосходство, гуманность, добросовестность, эгоизм, бережливость, лень, замкнутость, правдивость, честность, скромность, инициативность, ответственность, аккуратность, высокомерие, общительность, доверчивость, доброжелательность.

Определите, какие из них выражают а) отношение человека к другим людям; б) отношение к труду; в) отношение к своей личности; г) к вещам.


Задание №2

Распределите черты характера по группам: Позитивные Негативные Нейтральные
Серьезный,уживчивый,надежный,дисциплинированный,общительный,честный,забывчивый,подлый,великодушный,забывчивый,эгоистичный,терпимый,оптимистичный,застенчивый,опрятный,агрессивный,активный,умный,неопрятный,предпреимчивый.


Задание №3

Поразмышляйте о черта своего характера, особенностей характера своих родителей, преподавателей, одногруппников, друзей


Задание №4

Ответе на контрольные вопросы:

    1. Свойства характера определяются не биологически, а общественными закономерностями. Приведите примеры, показывающие, что характер формируется в течение жизни путем воспитания, а не является прирожденным и неизменным

    2. Почему люди ведут себя по - разному в одинаковых ситуациях ?









Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно

Какие индивидуальные свойства человека можно назвать чертами характера?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!