СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Самостоятельная работа на уроках истории и обществознания".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование познавательной самостоятельности и активности на уроках истории и обществознания сегодня приобретает особую актуальность в связи с непрерывным увеличением объёма научной информации и процессом быстрого «старения» знаний.

Просмотр содержимого документа
«"Самостоятельная работа на уроках истории и обществознания".»




Самостоятельная работа

обучающихся на уроках истории и

обществознания

(из опыта работы)




Учителя истории и обществознания

первой квалификационной категории

МКОУ «СОШ с. Псыншоко»

Хапачевой М.С.



















Плохой учитель сообщает истину,

Хороший учит её находить.


Формирование познавательной самостоятельности и активности на уроках истории и обществознания сегодня приобретает особую актуальность в связи с непрерывным увеличением объёма научной информации и процессом быстрого «старения» знаний. Остро встаёт сегодня необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на всё новые «вызовы» жизни.

Самостоятельная работа на моих уроках истории и обществознания представляет собой особый вид учебной деятельности - она осуществляется под моим руководством, но без моего непосредственного вмешательства; потому что именно такая работа наиболее отвечает потребностям сегодняшних учащихся сделать что-то самим. Самостоятельная работа в моём понимании - это, прежде всего, умение, необходимая мотивация и сильная воля. Это наличие творческих начал, присущих каждому ребёнку, это радость открытий.


Критерии к определению явления самостоятельности разнообразны:

  1. наличие руководства учителя, который осуществляет необходимую помощь и контроль результатов работы;

  2. отсутствие инструктажа, который лишь сковывает инициативу ученика;

  3. внесение учеником в выполнение задания нового по отношению к образцу;

  4. собственное побуждение к выполнению работы и осознание её цели и смысла (в качестве мотивации могут играть роль относительная свобода действий при выполнении работы, желание проверить себя, свои силы и способности, осознание ответственности);

  1. готовность к самостоятельности и преодолению трудностей;

  2. соединение собственных мыслей с действием;

  3. проявление инициативы и творчества.


Что же такое самостоятельная работа? Это - форма познания, форма организации учения, метод или средство обучения?

Это может быть самостоятельный поиск учеником способа достижения поставленной цели; его движение от незнания к знанию, формированию необходимого объёма и уровня знаний, умений и навыков; приобретение навыков самоорганизации и самодисциплины.

Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно-техническую сторону процесса, так и познавательную и практическую деятельность. Но более всего для развития самостоятельности учащихся имеет значение познавательная сторона, а не организационная. А именно -самостоятельные наблюдения, выводы, творческое применение знаний.

Самостоятельность - это качество личности; это деятельность: волевая, интеллектуальная и практическая; это выход творческим силам детской души.

В структуру самостоятельной работы я включаю три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в которые входят анализ задания, поиск способов его осуществления, составление плана работы, выполнение, проверка и оценка результатов.

Эту структуру учащиеся должны знать и уметь применять на практике. Поэтому от этапа объяснения, показа на практике учителем, закрепления и применения знаний учащимися до формирования умений и навыков самостоятельной работы - долгий и непростой путь.

На первом этапе предполагается совместная работа учителя и ученика по алгоритму последовательных указаний на необходимость совершения определённого действия:

  • выполнение воспроизводящих самостоятельных работ по образцу;

  • выполнение конструктивных самостоятельных работ (воспроизведение не просто знаний, а структуры знаний в целом, расширение сферы их применения, собственные выводы, достижение уровня продуктивной деятельности);

  • выполнение эвристических работ (разрешение проблемных ситуаций, создаваемых учителем, приобретение опыта поисковой деятельности, овладение элементами творчества);

  • выполнение исследовательских работ, приобретение опыта высказывания собственных суждений, умения оценивания на основе анализа.

На втором этапе возможна полная самостоятельность (видение и формирование проблем в заданной ситуации, выдвижение гипотез их решения, разработка программы реализации, реализация, результат, рефлексия).

Постепенное развитие и нарастание самостоятельности учащихся и уровня их активности приведёт к возможности выбора индивидуального способа изучения материала на уроке и в последующем выполнении домашнего задания, а также к готовности к работе в библиотеке. Я применяю самостоятельную работу на уроке на различных его этапах: при подготовке к восприятию нового материала; при изучении новых знаний и формировании определённых навыков и умений; при обобщении и систематизации знаний.

При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей классификацией её типов и видов:

  • по форме задания (на узнавание, на воспроизведение, на преобразование, на выбор и творческие);

  • по оформлению ответов (устно и письменно, схематически и практически);

  • по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля);

  • по месту выполнения (на уроке, вне урока);

  • по охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один ученик).

Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем. Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке требует определённых условий, обеспечивающих её успешность:

  1. Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.

  2. Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).

  3. Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.

  4. Соотнесение объёма и сложности работы с темпом его выполнения.

  5. Осознание учеником цели и появление желания к её достижению.

  6. Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все ученики выполняют одно и то же задание); коллективная деятельность (каждый выполняет какую-то часть общего задания); индивидуальная работа (каждый ученик выполняет особое задание).

  7. Осознание учащимися результатов своих достижений.

Моя учительская практика показывает, что эффективность урока во многом зависит от активизации самостоятельной деятельности учащихся, от соотношения используемых на уроке различных форм организации деятельности и их сочетаний: изложение знаний учителем и самостоятельная работа учащихся; воспроизводящие и творческие самостоятельные работы; фронтальные, групповые и индивидуальные занятия учащихся на уроке.


Большое внимание уделяю на своих уроках развитию познавательных способностей учащихся: памяти, воображения, общего исторического мышления, устной и письменной речи. Эффективно использую нетрадиционные формы ведения урока: лекция, семинар, конференция. В совершенстве владею методом фронтальной беседы. Систематически уделяю внимание выработке навыков самостоятельной работы учащихся, как во время урока, так и при подготовке домашних заданий. Веду словарную работу, обогащаю словарный запас своих учащихся. Стремясь выявить интерес к предмету, использую коллективные и индивидуальные формы работы на уроке, часто применяю игровой дидактический материал, применяю информационно-коммуникативные технологии. Использование ИКТ в образовании считаю одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. ИКТ помогают мне организовать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Известно, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. В моей работе наиболее распространенными способами с ИКТ являются:

1. Презентация позволяет мне иллюстрировать новую тему или ответ учащегося на уроке. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений.

2. На уроках использую такие формы работы, как подготовка учениками сообщений и рефератов. Данный вид учебной деятельности развивает у ученика логическое мышление.

Ежегодно мои ученики принимают активное участие в школьных и районных олимпиадах и конкурсах по истории и обществознанию.

Учёные говорят, что правильно поставленная проблема - это уже половина решения. Поэтому педагог также должен научить детей правильно формулировать вопросы. Для формирования подобных навыков практикую в качестве самостоятельных заданий составление тестов, вопросов к исторической викторине, анализ документов путем составления вопросов по содержанию текста исторического источника и подготовки ответов на них.

Проблемные ситуации на уроках способствуют вовлечению личности ребёнка в мыслительный процесс, создают положительную мотивацию к изучению истории.

Результаты самостоятельной работы обязательно обсуждаются и оцениваются в классе. Индивидуально проработанный материал можно обсудить в парах, в общеклассной фронтальной беседе; опережающее индивидуальное творческое задание можно предложить для рецензирования с последующим обсуждением в группах или всем классом; общее групповое задание делится на индивидуальные, итоги которого обсуждаются группой или всем классом вместе с учителем. Показателем моей работы в реализации поставленной проблемы является увеличение времени, отводимого на самостоятельную деятельность, до 70%, что приводит к его уменьшению на выполнение домашнего задания. И домашняя работа действительно может стать самостоятельной.

Самостоятельная работа учащихся - одна из важнейших функций учителя. Ведь знания можно предложить, показать, где и как взять, но овладеть ими каждый ученик должен самостоятельно.

Положительным итогом своей педагогической деятельности считаю участие моих учащихся в конкурсах по предмету. В 2015 году моя ученица Хабилова Марина заняла третье место в республиканском конкурсе «Черкесский мир» в номинации «история», также в прошлом учебном голу мои ученики принимали участие в Международном конкурсе «Золотое руно» и показали неплохие результаты.

Широко использую в своей педагогической практике коллективные формы работы. Обязательно включаю в тематическое планирование проведение уроков-дискуссий, проблемных семинаров, конференций, организацию «круглых столов». Эффективность подобной формы обучения во многом зависит от подготовленности и продуманности сценария, круга вопросов, выносимых для обсуждения. Большое значение имеет подготовительный этап работы, который предусматривает знакомство учащихся с дополнительной литературой, проведение консультаций, распределение ролей участников, возможна организация небольшого социологического опроса в виде анкеты или интервью.

В старших классах применяю лекционно-семинарско-зачётную систему обучения. Подобная система преподавания в сочетании с технологией модульного и блочно-модульного обучения позволяет эффективно подготовить учащихся к обучению в высших учебных заведениях и рационально использовать учебное время.

Провожу систематическую работу по подготовке старшеклассников к сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию. На уроках прорабатываются различные варианты тестовых заданий, анализируется алгоритм их выполнения.

В организации познавательного процесса на уроках и во внеклассной работе обязательно использую игровые методы обучения: сюжетно-ролевые и деловые игры. Так очень интересной и полезной для старшеклассников оказалось проведение деловой игры «Выборы президента». Класс был поделён на группы: одна помогала своему кандидату составлять предвыборную программу, другая готовила рекламную акцию, остальные активно участвовали в предвыборной дискуссии. Деловые игры имеют не только большое познавательное значение, но и способствуют воспитанию гражданственности, правовой и политической культуры.

В рамках использования здоровьесберегающих технологий на своих уроках использую приёмы психологической и эмоциональной разгрузки, стараюсь создать для детей комфортные условия обучения.

Широко применяю разноуровневый подход. Для этого провожу диагностику познавательных способностей учащихся, составляю индивидуальные задания, анализирую динамику качественных изменений в интеллектуальном развитии школьников. В содержание анкет, которые регулярно провожу в конце и в начале учебного года обязательно включаю такие вопросы: какие затруднения ты испытываешь в процессе обучения истории и обществознания, чему ты научился за прошедший учебный год, чему бы ты хотел научиться в следующем году и т. д.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!