СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование личностных УУД на уроках истории и обществознания.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование личностных УУД на уроках истории и обществознания.

Из опыта работы.

Учитель истории и обществознания,

МБОУ «ЦО «ППК»,

 Рогова Н.В.

Современное информационное общество требует от нас подготовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Эта тенденция находит подтверждение в общем положении федерального государственного образовательного стандарта, а также требованиях к результатам освоения программы основного общего образования. Эти требования разделены на три блока: личностные, метапредметные и предметные. Все они направлены на достижения единой цели – формирования «портрета выпускника основной школы». Мы не будем углубляться в подробное изложение требований и целей, так как любой работающий педагог знаком с ними. Цель данного доклада продемонстрировать способы и приёмы, используемые на уроках истории и обществознания для формирования личностных универсальных учебных действий. Рассмотрим их подробнее, вкратце раскрывая приёмы, помогающие в достижении заявленных результатов.

Просмотр содержимого документа
«Формирование личностных УУД на уроках истории и обществознания.»

Формирование личностных УУД на уроках истории и обществознания.

Из опыта работы.

Учитель истории и обществознания,

МБОУ «ЦО «ППК»,

Рогова Н.В.

Современное информационное общество требует от нас подготовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Эта тенденция находит подтверждение в общем положении федерального государственного образовательного стандарта, а также требованиях к результатам освоения программы основного общего образования. Эти требования разделены на три блока: личностные, метапредметные и предметные. Все они направлены на достижения единой цели – формирования «портрета выпускника основной школы». Мы не будем углубляться в подробное изложение требований и целей, так как любой работающий педагог знаком с ними. Цель данного доклада продемонстрировать способы и приёмы, используемые на уроках истории и обществознания для формирования личностных универсальных учебных действий. Рассмотрим их подробнее, вкратце раскрывая приёмы, помогающие в достижении заявленных результатов.

Во ФГОС четко прописано что подразумевается под личностными характеристиками обучающегося и какими действиями он должен овладеть по итогу обучения. Личностные универсальные учебные действия, согласно ФГОС, включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.1.

Задача учителя овладеть приёмами, которые будут способствовать формированию результатов, изложенных во втором разделе ФГОС ООО. На мой взгляд, в этом нам помогает не только учебно-методический комплекс, но и ежегодные Всероссийские проверочные работы. Задания ВПР чётко продиктованы требованиями ФГОС, составленны с опорой на предметные знания обучающегося.

Система историко-обществоведческих понятий и заданий, содержащаяся в учебно-методическом комплексе, обеспечивает формирование целостной и разносторонней исторической картины мира. На это направлены такие задания как определение по дате века, этапа, места события; разделение на части и выделение главного; обобщение; группировка; сравнение. Например, Задание 8 из ВПР для 7 класса: Укажите время, с точностью до десятилетия, когда в России пресеклась царская династия Рюриковичей. Укажите одно любое событие из истории зарубежных стран, относящееся к этому же веку и десятилетию.2

На формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира направлены задания на выявление вариантов, причин и следствий, логической последовательности; представление мотивов поступков людей прошедших эпох. В методическом арсенале учителя истории всегда есть такие задания «напиши рассуждение от лица жителя средневекового города» или «рабочего на фабрике Англии в XVIII веке». Так же задания из ВПР направлены на достижение упомянутой компетенции, например, Задание 11 из ВПР по истории 7 класс: Используя знание исторических фактов, объясните, почему принятие Судебника в XVI веке имело большое значение (важные последствия) в истории нашей страны.3

Задания оценочного характера, содержащие описание противоречивых исторических явлений с позиций разных действующих сторон, помогают, в том числе, формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Например, задание для 7 класса: Сравните позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума по вопросу о целях и содержании церковных реформ сер. 17 века. Что было в них общим, а что – различным.

Освоению социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества 4способствуют задания, направленные на умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей. Такими заданиями пронизан любой урок истории и обществознания, так как понимание предмета зависит от способности обучающегося пропустить через себя получаемую информацию, встать на место участников событий, понять свои чувства в предлагаемой ситуации. Например, задание для 6 класса по обществознанию: Вам известно, что есть люди, которые вызывают у каждого из нас симпатию (нравятся), и есть те, которые вызывают антипатию (неприятны). Выпиши в таблицу черты характера человека симпатичного и неприятного, на твой взгляд, обоснуй свой выбор.

Через задания, направленные на нравственное самоопределение с опорой на общечеловеческие ценности при оценке противоречивых исторических явлений осуществляется развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Например, задание для 8 класса: Наташа и Вика дружат с детства. Ещё зимой они решили, что проведут летний отпуск на берегу моря. Девушки планировали отдых, покупали красивые наряды. Билеты и путёвки были уже куплены, но Вика сломала ногу. Наташа очень переживала за подругу, но отказаться от своих планов она не собиралась: она очень много работала и хотела отдохнуть. Девушка не знала, как сказать об этом подруге, когда пришла её навещать. Но Вика сама предложила Наташе не менять планов. Наташа уехала на юг. Объясни с нравственной точки зрения поступки каждой из девушек. Какой совет можно дать каждой из подруг?

Надо сказать, что учебно-методический комплекс является подспорьем в процессе формирование личностных УУД. Введения в учебниках и к разделам позволяют на уроке описать связь целей изучения истории с жизнью. Жизненные задачи, которые завершают каждый раздел, способствуют формированию ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.

Коммуникативная направленность формулировок большинства заданий обеспечивает проблемный диалог, открытие нового знания. Здесь мы формируем коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Благодаря тому, что материл учебников насыщен историческими сюжетами, связывающими глобальные общественные процессы и историю отдельных семей, их судьбы и поступки на фоне крупных событий или явлений, можно осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принять ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи.

Для формирования личностных универсальных учебных действий также можно предложить следующие виды общих индивидуальных заданий:

  • Участие в проектах: выбор интересной для ребенка темы, распределение ролей в группе, определение своего вклада в коллективную работу и т.д.

  • Творческие задания;

Мы хорошо понимаем, что те качества, которые прописаны в стандарте, формируются не только через задания по предмету, но и через непосредственное общение учителя и обучающегося.

Важно отметить, что без применения ИКТ формирование УУД в том виде, который предполагает ФГОС, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

ФГОС построен так, что основная задача педагога мотивировать и научить учащихся грамотно использовать все возможные ресурсы для достижения целей.
Список использованной литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)

2. Алексашкина Л. Н., Ворожейкина Н. И. История. Планируемые результаты, Система заданий 5–9 классы, М.; Просвещение – 2014.

3. Асмолова А. Г., Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

4. Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006

5. Власова А. Утром – практика, вечером – теория// Российская газета. – 2006. № 286. – С.11

6. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательная системе «Школа 2000…» / Под. ред.  Петерсон.Л.Г. - М., 2010 – 160с.


1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)

2 https://hist7-vpr.sdamgia.ru/problem?id=8

3 https://hist7-vpr.sdamgia.ru/problem?id=483

4 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!