ТЕМА: Виды теплопередач. Цель: обобщить и систематизировать знания по данной теме. Оборудование: наглядный материал: костер с угольками, поленья, таблицы, картинки-ответы. Демонстрационный материал: на демонстрационном столе находятся уравновешенные весы, на каждом столе полоска белой бумаги, латунный цилиндр, свеча, картонная коробочка с водой. Раздаточный материал: факелы с цифрами-оценками, контрольный лист. Форма проведения: встреча у костра. Оформление класса: парты стоят полукругом, в центре класса имитация костра, по классу развешены картинки-ответы, на доске таблицы, на протяжении всего урока звучит музыка (чтобы создать атмосферу посиделок у костра). Ход урока: I. Вводная часть. Приветствие. – Давайте зажжем сегодня костер знаний, а будет ли гореть он в течение всего урока, зависит от вас и от ваших знаний. А о чем мы сегодня будем говорить возле костра, давайте решать вместе. Задаются вопросы (учитель заранее подготовил на них ответы (ключевые слова) и по ходу опроса они вывешиваются на доску). Для того чтобы зажечь костер, нам необходимы спички. А почему спичка зажигается? (Работа). Все вы хотя бы раз сидели у костра, и что вы ощущали? (Тепло) А каким образом передается тепло от костра? (Излучение). А почему дым от костра поднимается вверх? (Конвекция) Почему серые дрова горят хуже? (Теплопроводность меньше) – На доске появились ключевые слова темы нашего разговора. Давайте сформулируем её. Ребята предлагают темы урока, в результате совместной работы появляется тема – “Виды теплопередачи”. II. Основная часть урока. Iэтап. Наш костер еле тлеет, в него необходимо подбросить первое полено. – Обратите внимание, перед вами весы, которые уравновешены. Подумайте, как вывести эти весы из равновесия, не прикасаясь к ним. (ребята предлагают разные варианты). – Проверим ваши предположения. Проводится экспериментальное подтверждение выдвинутых идей. – Как вы думаете, почему нарушилось равновесие весов? – Из всех ответов наиболее верными были у следующих учащихся... Вы можете поставить “+” в таблицу №1 за первый этап работы. IIэтап. – Продолжим разговор у костра. Перед вами таблица№2 , в которой должны быть 4 портрета физической величины это: название, обозначение, единица измерения, физический смысл. 2 портрета заполнены, восполните недостающие. (На работу отводится 5 минут) – Обменяйтесь таблицами и сравните результаты с правильными в таблице на доске (открывается таблица с правильными ответами), оцените работу своего товарища. Если работа безошибочная – оценка "5", одна ошибка – "4", две и более – "3". – Верните друг другу листы, и каждый поднимите факел, соответствующий вашей оценке. Я вижу, что еще одно полено можно положить в костер. III этап. – Мы с вами уже немало времени находимся у костра. Давайте посмотрим вокруг. Вы видите картинки-ответы, развешенные по классу и вопросы на доске. Соотнесите картинки-ответы и вопросы друг с другом (прил. №2). Соотношение найдено. – Кто отвечал на вопросы и выходил к доске, поставьте “+” за третий этап работы в таблице №1. В костер кладется еще одно полено. VI этап. – Пришло время поэкспериментировать. У вас на столе находится: полоска бумаги латунный цилиндр, свеча. Схема эксперимента: догадайся – проведи - сделай вывод - запиши. Детьми самостоятельно проводится эксперимент. (3 – 4 минуты). – А теперь обсудим получившийся результат. Оцените себя, результаты внесите в табл.№1 этап №4). – Можно ли вскипятить воду в бумажной коробочке? Схема эксперимента: предположи - запиши – проделай – оцени. Детьми самостоятельно проводится эксперимент, полученные результаты заносятся в табл.№1 этап №4. – Мы с вами много поработали. Костер горит. Вспомните строчки из песен, стихотворений, загадки, поговорки, в которых бы присутствовали слова: костер, искорка, тепло, светло, гореть, огонь – все, что касается тепловых явлений,(учащиеся вспоминают строчки из песен, загадки, а если возникают затруднения, учитель предлагает им свои загадки). Загадки: Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает (снег). Видно нет у ней ума ест она себя сама (свеча). Я вода да по воде же им плаваю (лед). III. Подведение итогов, рефлексия. Молодцы очень хорошо! Наш разговор подходит к завершению. Скажите, какие виды теплопередачи и способы изменения внутренней энергии встретились вам сегодня? Поведите итоги вашей работы на протяжение всего урока и покажите с помощью факела, как вы себя оценили. Прекрасно, вы хорошо поработали! Но я хотела бы вас спросить – какое задание для вас было самым легким? Самым трудным? Самым интересным? – По старой доброй традиции, когда костер догорает, каждый берет уголек на память. Мне бы хотелось что бы о нашей встречи у вас остались приятные впечатления и уголек с нашего костра (каждый ученик берет уголек). -Спасибо за урок! Приложение № 1 Фамилия Имя__________________________________________ Таблица №1 I этап опыт | II этап таблица №2 | III этап картинки-ответы | IV этап эксперимент | итог | | | | | | | | | | | II этап Таблица №2 Два портрета заполненны, восполните недостоющее t 0 | величина, характеризующая тепловое состояние тел | | | Дж | часть внутренней энергии, переданной от данного тела к другому при теплообмене | | | внутренняя энергия | энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело | | | С | величина, показывающая, какое колличество теплоты необходимо для нагревания 1кг. вещества на 10 С | | | А | величина, равная произведению силы и пройденного пути | | | IV этап 1 эксперимент | 2 эксперимент | Полоска бумаги, латунный цилиндр и свеча. схема эксперимента догадайся-проведи-сделай вывод-запиши | Можно ли вскипятить воду в бумажной коробочке? схема эксперимента предположи-запиши-проделай-оцени | | | | | | Приложение №2. На доске весит таблица с вопросами, а по классу развешены картинки-ответы. Учитель задает вопрос, учащиеся ищут картинку-ответ, и помещают в таблицу на доске. Вопросы | Картинки-ответы | 1.Какая ложка Al или Ag нагреется на большее количество градусов, если им сообщить одинаковое количество теплоты? | Два стакана: в одном алюминиевая в другом серебряная ложка. | 2.В каком чайнике, темном или светлом, вода остынет быстрее? | Два чайника: один светлый другой темный. | 3.Какой из стаканов с большей вероятностью при наливании в него кипятка останется цел? | Один стакан с ложкой, другой без ложки. | 4.В какой кастрюле находящаяся в ней жидкость остынет быстрее(лед снизу, лед сверху)? | Две кастрюли: у одной лед снизу, у другой сверху. | 5.Какой кирпич, обычный или пористый, обеспечивает теплоизоляцию дома? | Один кирпич пористый, другой обыкновенный. | 6.В каком случае внутренняя энергия молота увеличилась за счет теплообмена? | Молот и наковальня: на одном рисунке молот лежит на наковальне и светит солнце, на другом – молотом ударяют о наковальню. | 7.Какой рисунок одновременно отражает конвекцию и излучение? | На спиртовке нагревается вода в пробирке. На другом дым от костра. | 8.Внутренняя энергия тел увеличивается за счет совершения работы. Найдите рисунки отражающие это. | На одном движение конька по льду. На втором заточка ножа. | |