СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа учащихся на уроке физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Виды теплопередач" показывает применение навыков самостоятельной работы при изучении нового материала

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа учащихся на уроке физики»

Самостоятельная работа учащихся на уроке физики
ТЕМА: Виды теплопередач.

Цель: обобщить и систематизировать знания по данной теме.

Оборудование: наглядный материал: костер с угольками, поленья, таблицы, картинки-ответы.

Демонстрационный материал: на демонстрационном столе находятся уравновешенные весы, на каждом столе полоска белой бумаги, латунный цилиндр, свеча, картонная коробочка с водой.

Раздаточный материал: факелы с цифрами-оценками, контрольный лист.

Форма проведения: встреча у костра.

Оформление класса: парты стоят полукругом, в центре класса имитация костра, по классу развешены картинки-ответы, на доске таблицы, на протяжении всего урока звучит музыка (чтобы создать атмосферу посиделок у костра).

Ход урока: I. Вводная часть. Приветствие.

– Давайте зажжем сегодня костер знаний, а будет ли гореть он в течение всего урока, зависит от вас и от ваших знаний. А о чем мы сегодня будем говорить возле костра, давайте решать вместе.

Задаются вопросы (учитель заранее подготовил на них ответы (ключевые слова) и по ходу опроса они вывешиваются на доску).

  1. Для того чтобы зажечь костер, нам необходимы спички. А почему спичка зажигается? (Работа).

  2. Все вы хотя бы раз сидели у костра, и что вы ощущали? (Тепло)

  3. А каким образом передается тепло от костра? (Излучение).

  4. А почему дым от костра поднимается вверх? (Конвекция)

  5. Почему серые дрова горят хуже? (Теплопроводность меньше)

– На доске появились ключевые слова темы нашего разговора. Давайте сформулируем её.

Ребята предлагают темы урока, в результате совместной работы появляется тема – “Виды теплопередачи”.

  • Перед вами контрольный лист. Запишите свою фамилию, имя. Внимательно рассмотрите таблицу №1. Именно в неё, вы будете вносить результаты вашей работы на каждом этапе.(прил.№1)

II. Основная часть урока.

Iэтап.

Наш костер еле тлеет, в него необходимо подбросить первое полено.

– Обратите внимание, перед вами весы, которые уравновешены. Подумайте, как вывести эти весы из равновесия, не прикасаясь к ним. (ребята предлагают разные варианты).

– Проверим ваши предположения. Проводится экспериментальное подтверждение выдвинутых идей.

– Как вы думаете, почему нарушилось равновесие весов?

– Из всех ответов наиболее верными были у следующих учащихся... Вы можете поставить “+” в таблицу №1 за первый этап работы.

  • Первое полено для поддержания костра у нас есть. (Полено кладется в костер).

IIэтап.

– Продолжим разговор у костра. Перед вами таблица№2 , в которой должны быть 4 портрета физической величины это: название, обозначение, единица измерения, физический смысл. 2 портрета заполнены, восполните недостающие. (На работу отводится 5 минут)

– Обменяйтесь таблицами и сравните результаты с правильными в таблице на доске (открывается таблица с правильными ответами), оцените работу своего товарища. Если работа безошибочная – оценка "5", одна ошибка – "4", две и более – "3".

– Верните друг другу листы, и каждый поднимите факел, соответствующий вашей оценке.

Я вижу, что еще одно полено можно положить в костер.

III этап.

– Мы с вами уже немало времени находимся у костра. Давайте посмотрим вокруг. Вы видите картинки-ответы, развешенные по классу и вопросы на доске. Соотнесите картинки-ответы и вопросы друг с другом (прил. №2).

Соотношение найдено.

– Кто отвечал на вопросы и выходил к доске, поставьте “+” за третий этап работы в таблице №1.

В костер кладется еще одно полено.

VI этап.

– Пришло время поэкспериментировать. У вас на столе находится: полоска бумаги латунный цилиндр, свеча.

Схема эксперимента: догадайся – проведи - сделай вывод - запиши. Детьми самостоятельно проводится эксперимент. (3 – 4 минуты).

– А теперь обсудим получившийся результат. Оцените себя, результаты внесите в табл.№1 этап №4).

– Можно ли вскипятить воду в бумажной коробочке?

Схема эксперимента: предположи - запиши – проделай – оцени. Детьми самостоятельно проводится эксперимент, полученные результаты заносятся в табл.№1 этап №4.

– Мы с вами много поработали. Костер горит. Вспомните строчки из песен, стихотворений, загадки, поговорки, в которых бы присутствовали слова: костер, искорка, тепло, светло, гореть, огонь – все, что касается тепловых явлений,(учащиеся вспоминают строчки из песен, загадки, а если возникают затруднения, учитель предлагает им свои загадки).

Загадки:

  1. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает (снег).

  2. Видно нет у ней ума ест она себя сама (свеча).

  3. Я вода да по воде же им плаваю (лед).

III. Подведение итогов, рефлексия.
  • Молодцы очень хорошо! Наш разговор подходит к завершению. Скажите, какие виды теплопередачи и способы изменения внутренней энергии встретились вам сегодня?

  • Поведите итоги вашей работы на протяжение всего урока и покажите с помощью факела, как вы себя оценили.

  • Прекрасно, вы хорошо поработали! Но я хотела бы вас спросить – какое задание для вас было самым легким? Самым трудным? Самым интересным?

– По старой доброй традиции, когда костер догорает, каждый берет уголек на память. Мне бы хотелось что бы о нашей встречи у вас остались приятные впечатления и уголек с нашего костра (каждый ученик берет уголек).

-Спасибо за урок!

Приложение № 1

Фамилия Имя__________________________________________

Таблица №1

 

I этап опыт

II этап таблица №2

III этап картинки-ответы

IV этап эксперимент

итог











II этап

 

Таблица №2

Два портрета заполненны, восполните недостоющее

t 0

величина, характеризующая тепловое состояние тел



Дж

часть внутренней энергии, переданной от данного тела к другому при теплообмене



внутренняя энергия

энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело



С

величина, показывающая, какое колличество теплоты необходимо для нагревания 1кг. вещества на 10 С



А

величина, равная произведению силы и пройденного пути



 

IV этап

1 эксперимент

2 эксперимент

Полоска бумаги, латунный цилиндр и свеча. схема эксперимента догадайся-проведи-сделай вывод-запиши

Можно ли вскипятить воду в бумажной коробочке? схема эксперимента предположи-запиши-проделай-оцени






 

Приложение №2.

На доске весит таблица с вопросами, а по классу развешены картинки-ответы. Учитель задает вопрос, учащиеся ищут картинку-ответ, и помещают в таблицу на доске.

Вопросы

Картинки-ответы

1.Какая ложка Al или Ag нагреется на большее количество градусов, если им сообщить одинаковое количество теплоты?

Два стакана: в одном алюминиевая в другом серебряная ложка.

2.В каком чайнике, темном или светлом, вода остынет быстрее?

Два чайника: один светлый другой темный.

3.Какой из стаканов с большей вероятностью при наливании в него кипятка останется цел?

Один стакан с ложкой, другой без ложки.

4.В какой кастрюле находящаяся в ней жидкость остынет быстрее(лед снизу, лед сверху)?

Две кастрюли: у одной лед снизу, у другой сверху.

5.Какой кирпич, обычный или пористый, обеспечивает теплоизоляцию дома?

Один кирпич пористый, другой обыкновенный.

6.В каком случае внутренняя энергия молота увеличилась за счет теплообмена?

Молот и наковальня: на одном рисунке молот лежит на наковальне и светит солнце, на другом – молотом ударяют о наковальню.

7.Какой рисунок одновременно отражает конвекцию и излучение?

На спиртовке нагревается вода в пробирке. На другом дым от костра.

8.Внутренняя энергия тел увеличивается за счет совершения работы. Найдите рисунки отражающие это.

На одном движение конька по льду. На втором заточка ножа.

 


© 2003—2008 Издательский дом «Первое сентября»
Адрес: 121165, Москва, ул. Киевская, 24, «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»
Телефон: (499) 249-52-53   Эл.почта: [email protected]



Скачать

© 2019 254 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!