СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Определение арифметической прогрессии.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать познавательный интерес к предмету, математическую речь учащихся и вычислительных навыков.

Просмотр содержимого документа
«Определение арифметической прогрессии.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Урахинская СОШ» с.Урахи Сергокалинский район





9 класс

Провела : учитель математики МКОУ

«Урахинская СОШ» Карачева Патимат А.



Урахи

2018-19 учебный год



Определение арифметической прогрессии

Цели урока: 


Обучающая: определение арифметической прогрессии: вывод формулы n-го члена арифметической прогрессии, формирование умений и навыков решения примеров на применение выведенных формул.

Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету, математическую речь учащихся, вычислительных навыков.

Воспитывающая: воспитание аккуратности и чистоплотности.

Тип урока: урок изучения нового материала.


Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран


ХОД УРОКА:

  1. Актуализация прежних знаний учащихся.

а) проверка домашнего задания: №331,332,333

Учитель:

  1. Что такое последовательность?

  2. Какие бывают последовательности?

  3. Рекуррентная последовательность- это…

Задайте формулой n-го члена последовательность:

  • 130; 118; 106; 94; 82;…

  • 25; 125; 625; 3125; …

  • 2; 5; 10; 17; 26; 37; …

4) Назовите первые три члена последовательности:

а) an = ; б) bn = 3n – 1; в) сп = п2 + 1.

Для последовательности, заданной первым членом и рекуррентной формулой, найдите второй и третий члены:

г) x1 = 2, xп + 1 = ;

д) у1 = 3, уп + 1 = уп2 – 5.


б) актуализация знаний и создание проблемной ситуации.

Учитель: выявите закономерность и задайте последовательность рекуррентной формулой

  • 1)1, 2, 3, 4, 5, …

  • 2)2, 5, 8, 11, 14,…

  • 3)8, 6, 4, 2, 0, - 2, …

  • 4)0,5; 1; 1,5; 2; 2,5; …

Учащиеся «открывают» определенный вид последовательности. Учитель говорит, что такие последовательности называются «арифметическая прогрессия», и просит учащихся попробовать самостоятельно сформулировать определение такой прогрессии на основе выделенных ими характеристических свойств.


  1. Формирование новых знаний учащихся:

Определение: арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом.


(ап) – арифметическая прогрессия, если для любого п N выполняется условие ап + 1 = ап + d, где d – некоторое число. Число d называется «разностью арифметической прогрессии», так как из определения следует, что ап + 1ап = d.


П р и м е р ы арифметических прогрессий:

1) а1 = 1, d = 1.

1; 2; 3; 4; … (последовательные натуральные числа).

2) а1 = 1, d = 2.

1; 3; 5; 6; … (последовательность положительных

нечетных чисел).

3) а1 = –2, d = –2.

–2; –4; –6; –8; –10; … (последовательность отрицательных

четных чисел).

4) а1 = 9, d = 0.

9; 9; 9; 9; … (постоянная последовательность).

5) а1 = 4, d = 0,3.

4; 4,3; 4,6; 4,9; 5,2; …

Учитель: обращаем внимание, что если d 0, то арифметическая прогрессия возрастающая, если d d = 0 – постоянная.

Учащиеся замечают, что для того чтобы найти любой член арифметической прогрессии (или задать ее), достаточно знать ее первый член и разность. Учитель: это очень трудоемко, например:

(ап) – арифметическая прогрессия, где а1 = 2, d = 27. Найти сотый член.

Пользуясь определением, нам нужно сделать 100 шагов. Это громоздко. Хотелось бы знать формулу для нахождения любого члена арифметической прогрессии только по первому члену, разности и порядковому номеру искомого члена.

Для вывода формулы пользуемся определением арифметической прогрессии:

а1

а2 = а1 + d

а3 = а2 + d = (а1 + d) + d = а1 + 2d

а4 = а3 + d = (а1 + 2d) + d = а1 + 3d

а5 = а4 + d = (а1 + 3d) + d = а1 + 4d

а6 = … = а1 + 5d

… …

– формула п-го члена

арифметической прогрессии.

  1. Формирование умений и навыков

  1. Учитель предлагает решить следующую задачу:

Задача:

Бригада стеклодувов изготовила в январе 80 изделий, а в каждый следующий месяц изготовляла на 17 изделий больше, чем в предыдущий. Сколько изделий изготовила бригада в июне?

Выходит по желанию ученик и решает задачу с комментариями.

  1. Учитель приводит в пример фрагмент КИМа ГИА (демонстрирует на экране):

Совместными усилиями решают задачу и задание №6 из модуля «Алгебра» ГИА по математике и записывают решения на доске.

  1. Закрепление определения и формулы п-го члена арифметической прогрессии с помощью модуля « Определение арифметической прогрессии. Формула п-го члена арифметической прогрессии»

  2. Самостоятельная работа:





  1. Работа с учебником: № 343 (а, б), № 344 (а, в, д). Самостоятельное решение с последующей проверкой- слабым учащимся. Сильным №349

Решение у доски с объяснением № 345 .

IV. Итоги урока.

Учитель:

  • Что называется арифметической прогрессией?

  • Как задается арифметическая прогрессия?

  • Назовите формулу п-го члена арифметической прогрессии.

  1. Домашнее задание: № 575 (в, г); № 576 (б)


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!