Просмотр содержимого документа
«Самообразование по теме "Мнемотехника в ДОУ"»
План работы
по самообразованию на тему
«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» на 2023-2024 учебный год
Цель
Развитие связной речи детей с помощью мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.
Задачи
• Развитие связной монологической речи, обогащение словарного запаса детей.
• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.
• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц запоминать, а затем и рассказывать сказки, рассказы, стихи, скороговорки, отгадывать и загадывать загадки.
• Развитие у детей активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков. • Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.
Актуальность
В деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и определениями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ; бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники. Уверена, что это поможет ребёнку быть более общительным, легче и быстрее запоминать стихи и сказки, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
План работы
Периоды | Этапы | Содержание работы | Практическая деятельность |
Сентябрь. | Организационно-теоретический | 1. Изучение нормативных документов по теме. 2. Детальное изучение практического опыта воспитателей ДОУ России, методической литературы по этой теме. 3. Составление плана по самообразованию на учебный год. | Участие в вебинарах, семинарах, интернет-марафонах по теме. |
Октябрь – апрель. | Накопительно-практический. | 1. Работа с детьми. 2. Пополнение РППС группы. 3. Консультации для родителей. | Освещение работы по теме на своем персональном сайте. |
Май. | Заключительный. | 1.Самоанализ и самооценка проведенной работы. 2. Планирование перспектив работы в подготовительной группе. | Выступление на педсовете «Сообщение из опыта работы по направлению «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста». Публикация опыта работы по теме в социальной сети работников образования. |
Содержание работы с детьми
Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей.
Учить детей заучивать стихотворения с помощью мнемотаблиц. Работать над выразительным чтением стихотворения перед слушателями.
Пополнять и активизировать словарный запас детей.
Работа над пересказами с использованием опорных схем. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем.
Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке.
Работа по составлению рассказов по картине. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на схему.
Учить составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу.