Перспективный план самообразования педагога
Кирягиной Оксаны Викторовны, учителя-логопеда МАДОУ «Детский сад №62 комбинированного вида» Кировского района г. Казани на 2016-2020 уч. годы.
Тема: «Использование мелкой и общей моторики и мнемотехники при разучивании стихов татарских –поэтов с детьми-логопатами» (Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя по обучению детей татарскому языку в рамках реализации ФГОС ДОУ)
Цель: 1. 1.Создание взаимной системы работы сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя по обучению детей татарскому языку по использованию инновационных педагогических технологий, направленных на развитие общей и мелкой моторики детей и оказывающих благоприятное влияние на развитие речи. 2. Развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности. 3. Создание условий для сохранения культурного достояния, духовно-нравственного наследия исторических традиций народов, воспитанию толерантности у детей и родителей.
Задачи:
- Изучение актуальности использования инновационных педагогических технологий, направленных на развитие общей и мелкой моторики детей -логопатов
- Составление плана совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по обучению детей татарскому языку по изучению лексических тем
- Изучение методических приемов по использованию инновационных педагогических технологий;
-Внедрение современных образовательных технологий (ИКТ) с целью формирования ключевых компетенций и повышения мотивации детей;
- Разработка методических и дидактических материалов;
- Формирование правильной устной речи дошкольников в процессе знакомства детей с татарской художественной литературой и национальным фольклором;
- Побуждение интереса и чуткого отношения к своей речи.
-Воспитание интереса к языку, обычаям и традициям родного края.
Направление самообразования: профессиональное, методическое,
Источники самообразования: интернет ресурсы, методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.
Представление материала: мастер-классы с применением ИКТ на семинарах-практикумах, родительских собраниях, сообщения из опыта работы на педсоветах и семинарах, публикации в СМИ.
Результат работы: создание системы работы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по обучению детей татарскому языку с детьми старшего и подготовительного возраста по развитию мелкой и общей моторики, разработка методических рекомендаций, публикации, размещение методических разработок в СМИ. Итог – обобщение опыта по данной теме.
Срок работы над темой: 2016- 2020 г.
Обоснование выбранной темы: Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. При нормальном развитии ребенок овладевает звуковой стороной речи одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. Систематические упражнения, тренирующие движения пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Работая с детьми, имеющими самые разные речевые нарушения, мы столкнулись с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. При работе с детьми, с нарушениями речи замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей нарушения памяти, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах, у детей снижается самоконтроль за речью. Очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Использование игровых технологий, направленных на развитие общей и мелкой моторики детей, позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении деятельности. В связи с этим я определила для своей методической работы следующее направление: использование инновационных педагогических технологий, направленных на развитие общей и мелкой моторики детей и оказывающих благоприятное влияние на развитие речи детей-логопатов.
План саморазвития на 2015- 2020 годы
Тема: «Использование мелкой и общей моторики и мнемотехники при разучивании стихов татарских –поэтов с детьми-логопатами» (Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя по обучению детей татарскому языку в рамках реализации ФГОС ДОУ)
№ | Разделы плана | Содержание деятельности | Сроки | Ожидаемый результат |
1
| Изучение психолого-педагогической, методической литературы | 1.Самообразование: изучение научно-методической, художественной литературы, интернет-ресурсов. 2. ФГОС ДО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 3. Изучение печатных статей | Систематически
| Конспекты Памятки Рекомендации.
|
2 | Разработка программно-методического обеспечения | 1. Изучение и внедрение в практику своей работы инновационных педагогических технологий на основе мотивации и активизации воспитанников. 2.Участие в творческих группах ДОУ | Систематически
По плану ДОУ | Программы и планы воспитательной работы. |
3
| Изучение информационнокоммуникационных технологий. | 1. Освоение новых компьютерных программ и ТСО (интерактивная доска, компьютер). 2. Разработка материалов в электронном виде. 3. Продолжать осваивать офисное приложение Microsoft Office PowerPoint 2007 для составления слайдовой презентации и использовать ее в своей дальнейшей работе. | Систематически | Методико-дидактические материалы., мультимедийные презентации |
4 | Консультации для родителей | Оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты) | Систематически | Мастер-классы, выступления на родительских собраниях |
5 | Участие в районных, городских, республиканских методических объединениях | 1. Проведение открытых мероприятий, мастер-классов. 2. Выступление на заседании МО, на семинарах-практикумах. 3. Обмен опытом с коллегами ДОУ. | По плану МО | Мультимедийные презентации Конспекты мероприятий НОД |
6 | Участие в районных и республиканских конкурсах и т.д. | Предоставление опыта работы на районных, республиканских творческих конкурсах | Систематически | Дипломы, похвальные грамоты, благодарственные письма |
7 | Самообобщение опыта | 1. Разработка конспектов НОД 2. Разработка индивидуальных заданий для детей. 3. Участие в конкурсах, семинарах, в интернет сайтах. 4. Распространение опыта работы по теме самообразования в электронных СМИ, участие в профессиональных интернет-конкурсах. 5.Подготовка детей и участие с ними в республиканских, международных интеллектуальных конкурсах. | Систематически | Комплекты методико-дидактических электронных материалов Дипломы, похвальные грамоты, благодарственные письма |
8 | Повышение квалификации | 1. Посещение занятий своих коллег из других садов. 2. Прохождение курсов повышения квалификации. | Систематически 2018 г. | Мастер-классы на курсах повышения квалификации |
9 | Поиск и изучение современных инновационных педагогических технологий и методик, направленных на развитие мелкой и общей моторики детей-логопатов | 1 Систематизация изученного материала в соответствии с коррекционной программой и программой реализации национального, регионального компонента в ДОУ. 2. Обследование развития мелкой моторики. 3. Составление плана совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по обучению детей татарскому языку. | 2016-2018 г. | 1.Систематизация изученных инновационных технологий и их модификация. 2.Использование стихов татарских поэтов на коррекционных занятиях и в режимных моментах. 3. Создание базы данных развития мелкой моторики на основе проведённого мониторинга. 4.Внедрение совместной системы работы в процесс воспитания и обучения детей. |
10 | Создание системы работы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по обучению детей татарскому языку с детьми старшего и подготовительного возраста по развитию мелкой и общей моторики. | Презентовать методический проект в городских, республиканских, районных семинарах | 2019-2020 | Презентация системы совместной работы «Использование мелкой и общей моторики и мнемотехники при разучивании стихов татарских –поэтов с детьми-логопатами» на педагогическом совете ДОУ, на семинарах –практикумах района, города, республики. |