СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Изучение педагогических технологий – одна из составляющих самообразования педагога»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Изучение педагогических технологий – одна из составляющих самообразования педагога»»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждения Иркутской области « Усть-Ордынский аграрный техникум»






ДОКЛАД

По теме: «Изучение педагогических технологий – одна из составляющих самообразования педагога»



Подготовила: мастер производственного обучения

Татаринова Наталья Михайловна













п.Усть-Ордынский

20018г.

«Мастерство учителя - это специальность,

которой надо учиться»

А.С. Макаренко

Совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном учреждении  напрямую зависит от уровня подготовки  педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того   чтобы учить других,  нужно знать больше, чем все остальные. Педагог   должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике и  экономике.  Педагог должен постоянно учиться.

Самообразование педагога - это необходимое условие профессиональной деятельности, так как это целенаправленная работа  по расширению и углублению теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Мотивы, побуждающие  к самообразованию

• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию  и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации

• Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.

• Изменения, происходящие в жизни общества

• Конкуренция.

• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.

Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства мастера. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

• Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?

Направления самообразования педагога

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых педагог должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.

• Профессиональное (предмет преподавания)

• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)

• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)

• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)

• правовое

• эстетическое (гуманитарное)

• историческое

• иностранные языки

• политическое

• информационно-компьютерные технологии

• охрана здоровья

• интересы и хобби

• ...

Оставим в конце списка многоточие, потому, что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые педагог выполняет в ОУ. Креативный педагог дополнит этот список собственными направлениями.

Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• Телевидение

• Газеты, журналы

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Интернет

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Платные курсы

• Семинары и конференции

• Мастер-классы

• Мероприятия по обмену опытом

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

• Курсы повышения квалификации

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Составляющие процесса самообразования педагога

Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

  • Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

  • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

  • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

  • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

  • Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры

Виды деятельности в  процессе самообразования

Остановлюсь на тех видах деятельности в процессе самообразования, которые способствовали  моему  профессиональному росту как преподавателя.

- Систематический просмотр определенных телепередач;

- Чтение педагогических периодических  изданий;

- Чтение методической, педагогической и предметной литературы;

- Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;

- Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы;

- Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

- Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

- Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

- Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

- Организация  внеклассной деятельности по предмету;

- Изучение информационно-компьютерных технологий;

- Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;

- Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый преподаватель составляет личный план самообразования для профессионального роста.

Продуктивность процесса самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Преподаватель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.

• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом преподавателя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

• Программа профессионального развития преподавателя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога.

Личный план самообразования педагога

На основании выбранной темы преподователь разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

• название темы

• цели

• задачи

• предполагаемый результат

• этапы работы

• сроки выполнения каждого этапа

• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

• способ демонстрации результата проделанной работы

• форма отчета по проделанной работе

По окончании работы над темой каждый преподаватель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других преподавателей.

Тема самообразования должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ. Педагог работает по своей теме самообразования от трех до пяти лет.

Я выбрала тему по самообразованию «Особенности производственного обучения с обучающимися с ОВЗ».

Мною изучены нормативные документы, составлен план по самообразованию.

В этом учебном году я приступила к изучению и реализации в своей деятельности образовательных технологий:

Применяю такую технологию, как эвристическая беседа — это вопросно-ответная форма работы с обучающимися. Сущность эвристической беседы состоит в том, что путем постановки перед подростками определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений подвожу обучающихся к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых процессов.

Использую игровые технологии, которые дают возможность использовать коллективные формы взаимодействия обучающихся.

Основная цель игры развитие творческих умений и навыков, формирование творческого потенциала и профессионально – ориентированного мышления. Этот метод обучения дает моим подопечным возможность применить полученные знания в условиях приближенных к реальным производственным условиям.

Применяю на уроках игры, например, «Выберите способ обработки узла, детали швейного изделия», «Выбери необходимое оборудование для изготовления халата», «Определите температурные режимы влажно-тепловой обработки изделия с учетом свойств материала», «Составь последовательность обработки изделия по образцу» и др.

К организации игр в группе на учебной практике выполняю определенные требования: стараюсь, чтобы игра основывалась на свободном творчестве подростков; вызываю у обучающихся только положительные эмоции; учитываю возрастные и индивидуальные особенности каждого обучающегося; подвожу ребят к обязательному конечному результату.

Личностно – ориентированная технология. Один из используемых мной приемов: сделай сам – помоги товарищу. Каждый подросток – индивидуальность, со своим складом мышления, восприятия, памяти. Знание особенностей личности каждого из учеников позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению.

Успешно и быстро справляющиеся с заданием обучающиеся могут стать скучающими созерцателями, им предлагаю помочь обучающиеся, неуверенным в себе, которые хорошо воспринимают такую совместную работу, активизируются и находят выход из возникшего затруднения. Такая помощь поощряется дополнительной оценкой, кроме того, сильных обучающихся увлекает процесс «наставничества». Параллельно решаются и воспитательные задачи: обучающиеся приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство товарищеской взаимопомощи, что в дальнейшем поможет им адаптироваться в производственном коллективе.

Применяю и здоровьесберегающие технологии, они направлены на обеспечение психического здоровья обучающихся с ОВЗ, которые достигаются через учёт особенностей каждого подростка группы, создание благоприятного психологического фона на уроке.

Использую индивидуальные приёмы обучения способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу, приводящие к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, приросту учебных достижений. Каждый обучающейся должен ощущать веру в свои силы, для этого создаю ситуацию успеха (я могу!).

На уроках производственного обучения провожу индивидуально-повторное обучение, предусматривающее ограничение умственной и физической нагрузки. Такая форма обучения им доступна.

Главными условием нормального психосоциального развития и обучения лиц с ОВЗ является спокойная и доброжелательная атмосфера, создаваемая постоянным присутствием лиц, которые внимательно относятся к эмоциональному их благополучию.

Таким образом, в результате применения данных видов технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!