Самоанализ
внеурочного занятия «Наши истоки» в 4 классе «Россия – наша Родина» учителем начальных классов Лесниковой Татьяной Алексеевной
Цель занятия – расширить понятие «Родина», «малая родина», формировать у детей образ родной страны, вызвать у детей желание знакомиться и изучать историю своего края, Отечества; формировать осознание принадлежности к родному народу, стране; развивать творческий потенциал через практическую деятельность; воспитание любви к Отчизне.
К воспитательным задачам я отнесла:
-развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование эмоциональной отзывчивости на чувство любви к Родине;
-осуществление переноса знаний и умений в новой, нестандартной ситуации;
-формирование чувства гордости за свой город; Родину;
-формирование эмоционально-личностного образа Родины.
К обучающим -
-Создать условия для усвоения новых знаний, дать основные понятия о Гербе, Гимне, Флаге Российского государства, о символическом значении цветов и образов, подвести детей к осознанию понятий Родина – большая и малая.
Урок был также призван способствовать развитию у учащихся познавательного интереса путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций; логического мышления, воображения, восприятия, речи посредством использования ИКТ.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
эмоциональное осознание себя россиянами, гражданами большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу.
Познавательные УУД:
первоначальные представления о стране, в которой родился и живёшь, как об Отечестве; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся российский гимн Российской Федерации.
Коммуникативные УУД:
уметь общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников, а себя – как часть большой семьи народов.
Регулятивные УУД:
выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Отвечать на конкретные вопросы.
Данное занятие я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
Он включал в себя этапы:
На первом организационном этапе, цель которого создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство деятельности на занятии, в стихотворной форме настроила детей на деловую обстановку.
На втором этапе - постановка учебной задачи стала мотивация к учебному действию, выявление проявленного интереса к заданной теме, формулировка темы в игровой форме, решения кроссворда, результатом которого стало определение ключевого слова темы урока «Россия», посредством постановки проблемного вопроса с использованием просмотра видеоролика «С чего начинается Родина?»
Целью следующего этапа обсуждения основной проблемы мною была поставлена цель - организации коммуникативного взаимодействия, которую я реализовала в ходе просмотра и последующего обсуждения презентации в форме диалога с учащимися темы Большой и малой Родины. Дети поговорили о символах нашего государства, исполнили Гимн.
На заключительном этапе «Итог урока. Рефлексия. Самооценка» я реализовала цель зафиксировать участие детей в занятии путём оценивания своей работы с помощью негосударственного символа – ромашки.
На занятии были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
На каждом этапе мною использовались словесные (рассказ, диалог, беседа) и наглядные (демонстрация видеороликов, яркий и наглядный дидактический материал) методы обучения, поэтому материал оказался интересным и увлекательным для учащихся.
В ходе занятия была организована групповая работа (при выполнении задания «Собери слово», «Собери пословицу», информирование из толкового словаря о символах России).
При проведении урока я ориентировалась на принцип личностно-ориентированного обучения, где каждый ученик мог выразить свое личное восприятие Родины, родного края, Отечества.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на занятии.
Учебный материал соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников четвёртого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими действиями. Учебный материал на протяжении всего занятия работал на организацию посильного поиска и исследования, соответствовал их жизненному опыту.
На занятии использовала современные образовательные технологии – проблемно-диалогические и технологии здоровьесбережения (физминутка).
Использование ИКТ на протяжении всех этапов урока позволило мне успешно реализовать все поставленные задачи.
Учебное время использовалось эффективно, поэтому мне удалось уложиться по времени и запланированный объём урока выполнен. Интенсивность была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учащихся.
Считаю, что заявленные цели и поставленные задачи проведённое занятие достигло. Подбор заданий к каждому этапу урока помог каждому ребёнку продвинуться в своём индивидуальном развитии.