СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Место работы

МАОУ СШ № 55 г. Липецка "Лингвист"

Обо мне

         Я, Лесникова Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ № 55 города Липецка «Лингвист».  

         Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. В первые годы обучения в школе очень заметно их развитие. Я всегда помню, что познание идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению. Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность. Становление личности школьников прежде всего происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонёк пытливости. В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа. Прекрасным средством воспитания и обучения является игра. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила.

         В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приёмами процесса познания.

         Через решение творческих задач разной степени трудности, многовариативных заданий обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, прививаю навыки самоорганизации и самопроектирования.

         В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются рациональными, а другие – нет. А ещё они учатся внимательно слушать и слышать друг друга. Каждый успех делаю достоянием всего класса.

         Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать.

         Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.

         Важным условием моей работы является улыбка и доброе слово.

         А сколько прибавляют они и уроку, и ребёнку! Искренней любовью я завоёвываю доверие детей, а значит, право воспитывать и учить.

         Дети младшего возраста имеют предметно-образное мышление, а мы должны постепенно перейти к абстрактному, словестнологическому мышлению учащихся. Наглядность поможет этому переходу. Для того чтобы учащиеся лучше усваивали учебный материал, я использую различные формы и методы проведения уроков: урок-путешествие, КВН, викторины, игры.

         В своей работе я сочетаю индивидуальную работу с коллективной. Особенно часто пользуюсь этим методом на уроках русского языка и математики при проверке усвоения пройденного материала. На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Процесс информатизации образования, который является одновременно основным требованием и результатом развития современного общества, ставит перед каждым учителем новые задачи:

1)     овладеть навыками работы с компьютерной техникой и методикой применения компьютера как средства обучения,

2)     ориентироваться в возросшем потоке информации, уметь ее находить, перерабатывать и использовать,

3)     научить детей пользоваться информацией

         Для реализации поставленных задач я овладела основами необходимых знаний и накопила личный опыт по практическому использованию компьютерных технологий, научилась применять их в учебном процессе .

         Я понимаю, что невозможно все уроки строить, используя информационные технологии. Да это и не нужно. У обычных рабочих уроков своя специфика, цели другие. Но на большинстве уроков компьютерные технологии - мои главные помощники! Таким образом, создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом моей работы стали высокие показатели качества обучения.

         У моих учеников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию:

1)      они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу;

2)      понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;

3)      умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;

4)      активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;

5)      а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

Передо мной, как педагогом, ежедневно, ежеурочно стоят вопросы:

1)      Как заинтересовать ребенка учебным предметом?

2)      Как интересно и доступно донести до учащегося новый материал?

3)      Как создать для учащегося ситуацию успеха и веру в свои силы?

         В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяются. Одной из главных задач стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка правильно писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы. В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.

         При помощи упражнений я не только закрепляю, но и уточняю знания детей, формирую навыки самостоятельной работы, укрепляю навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

         Большую роль в обучении младших школьников я отвожу зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеют работа со словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты. Такие виды упражнений я применяю очень часто.

          Грамотный ученик тот, кто читает и пишет без ошибок. Одним из эффективных приёмов в усвоении орфограмм учащимися является использование раздаточного материала. 

         Чтобы привить любовь к книге, интерес к чтению, стараюсь разнообразить уроки внеклассного чтения. При подготовке к таким урокам нацеливаю детей на вдумчивое, осознанное чтение, стараюсь создавать атмосферу творческого общения. Большинство уроков проходит в форме соревнований. Мне интересно знать мнение каждого ребёнка, хочется, чтобы каждый показал, на что он способен. Стараюсь подбодрить добрым словом, вселить веру в свои силы. У детей есть желание и возможность «творить», нужно только создать условия для этого. Бывают, конечно, и недоразумения, но чаще в процессе работы приходит вдохновение, которое передаётся от учителя – к детям, от детей – к учителю. Так мы взаимно обогащаемся, «растём».

         Математика имеет неограниченные возможности в развитии интеллекта школьника. Математические задачи, накопленные и проверенные в ходе педагогической практики, позволяют эффективно развивать различные стороны психической деятельности человека: внимание, воображение, фантазию, образное и понятийное мышление, зрительную, слуховую и смысловую память. Такими развивающими задачами, которыми пользуюсь я, являются: задачи на соображение, задачи «с изюминкой», задачи на смекалку и др. Во всём этом многообразии можно выделить в особый класс такие задачи, которые называют задачами-ловушками, «обманными» задачами, провоцирующими задачами. В условиях таких задач содержатся различного рода упоминания, намёки, подсказки, подталкивающие к выбору ошибочного пути решения или неверного ответа.  

         Уроки русского языка и литературного чтения призваны формировать у школьников способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира, созданного им, и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру. На основе проведения экскурсий обогащаю опыт детей непосредственными наблюдениями за состоянием природы в разное время года, за поведением животных, их позами, выразительными движениями. Развиваю у школьников способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми; замечать красивое в окружающем мире. Формирую умение передавать впечатления от общения с природой с помощью высказываний и рисунков, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настроению.       Развиваю умение сравнивать состояние природы в разное время года; видеть, «открывать» для себя многоцветие мира, многообразие форм и «настроений» природы, эмоционально отзываться на её красоту; проявлять интерес к оригинальным, нестандартным взглядам; формировать своё видение окружающего мира, умение находить необычное в обычных предметах.

         При изучении русского языка в начальных классах проводится работа по развитию речи. Я предлагаю учащимся следующие задания экологического содержания: объясни значение пословиц («Много снега – много хлеба», «Много леса – береги, мало леса – посади», «Лес и вода – брат и сестра»). Я предлагаю вспомнить и рассказать, как ведётся на полях снегозадержание; составить рассказ по картине или на заданную тему, написать сочинение, изложение. Темы могут быть различные: «Лес – наше богатство», «Преображение природы», «Звуки леса», «В гости к лесу», «Я – бабочка», «Путешествие скворца», «Мы охраняем родную природу» и др. Эти задания помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, о мерах её охраны, развивают у учащихся способность воспринимать красоту природы, радоваться и удивляться в процессе общения с природой и передавать эти впечатления с помощью слова, т.е. формируют мотивы охраны природы.   

         Музыка, как никакое другое искусство, выявляет способность увидеть всю сложность и противоречивость мироздания. В ней важнейшую роль играют чувства, эмоциональная сфера. Обращение к музыке в процессе экологического воспитания позволяет формировать более глубокие и, что особенно важно, эмоционально, целостно окрашенные представления об окружающем мире.

         Тема природы нашла отражение в творчестве многих композиторов. Это так называемые программные произведения, имеющие заголовок, который прямо указывает на связь содержания музыки с образами природы. Я использую музыкальные произведения для формирования представлений об объектах природы.

         Потребность младших школьников откликаться на музыку движением позволяет использовать творческие задания, которые дают возможность ребёнку почувствовать себя частью природы. Например, детям предлагается мысленно очутиться на зелёном лугу, превратиться в мотыльков и бабочек, погреться на солнышке, покрасоваться крылышками.

         Другой вид творческих заданий – цветовое воплощение музыкальных образов (рисуем картины природы, навеваемые прослушанным музыкальным фрагментом).

         «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины.

         Я всегда работаю под девизом: «Учение с увлечением!», потому что понимаю, что через сказку, игру – дорога к сердцу ребенка. Мои учащиеся – «маленькие почемучки», им интересно всё! В результате, формируется личность с новым менталитетом: мои ученики раскрепощены, верят в себя и свои способности, учатся свободно и критично мыслить. Я отношусь к ним как к равным – на занятиях царит атмосфера сотрудничества, совместного поиска методом проб и ошибок.

         Я стремлюсь строить обучение так, что успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным учащимся. На наших занятиях воплощаются в жизнь и постоянно совершенствуются интенсивные методы нового образования: самостоятельное “строительство” знаний путем творческого поиска решений и открытий.

         С помощью этих занятий учащиеся овладевают навыками работы в парах, группах, учатся договариваться, отстаивать свою точку зрения. Коллектив становится дружнее и сплочённее.

         Я - классный руководитель. Целью моей воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой личности.

         Методика моей воспитательной работы строится на коллективной творческой деятельности.

         Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность.

Дети моего класса активно участвуют во всех школьных мероприятиях.

         Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых я сумела организовать и объединить. Вообще я считаю, чем дружнее и сплочённее родители, тем дружнее дети. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне, как классному руководителю в организации и проведении, а детям в подготовке мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми. За период обучения в начальной школе было проведено множество внеклассных мероприятий.

         Участвуя в мероприятиях, дети сближаются, становятся дружнее, растёт их мастерство общения. Они всегда в постоянном поиске.  

Моё образование

1. 1990 г., Кудымкарское педагогическое училище, учитель начальных классов.

2. 2006 г., Борисоглебский государственный педагогический институт, ПиМНО, учитель начальных классов.  

3. Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет с 14. 09. 2010 г. по 15. 12. 2010 г. ГОУ ДПО (ПК) ВОИПКиПРО «Повышение квалификации учителей начальных классов»; с 01. 02. 2012 г. по 16. 05. 2012 г. ГБОУ ДПО (ПК) ВОИПКиПРО «Духовно-нравственное воспитание»; с 17. 09. 2012 г. по 29. 09. 2012 г. ФГБОУ ВПО БГПИ «Механизмы реализации ФГОС начального общего образования». 

Рейтинг

Баллов: рейтинг8303 Место: место4207 (Подробнее)

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!