Самоанализ урока
Класс: 7
Тема урока: Обобщение изученного материала. (Подготовка к региональному экзамену)
Тип урока: Урок-закрепление
Цель деятельности учителя: создавать условия для закрепления пройденного материала, повторения орфографических и пунктуационных правил и норм, активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению и систематизации материала.
Задачи:
Обучающие:
- обобщить и систематизировать теоретические знания;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;
- формировать практические умения и навыки семиклассников по осознанному применению полученных знаний в повседневной практике.
Развивающие:
- правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выступать перед классом;
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к родному языку.
В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:
1). Организационный этап.
2). Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3). Актуализация знаний.
4). Применение знаний и умений в новой ситуации
5). Подведение промежуточных итогов. Рефлексия.
6). Физминутка.
7). Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (развитие речи.
8). Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9). Рефлексия (подведение итогов занятия).
Технологии: Личностно ориентированное развивающее обучение, игровые технологии,
групповые технологии, технология «критического мышления через чтение и письмо»,
технология индивидуального обучения, метод Э. Боно «Шесть шляп мышления» или как
повысить эффективность мыслительного процесса.
Формы организации работы учителя: учебная дискуссия, проблемный урок.
Формы организации работы детей: работа в группах.
Методы обучения:
1. Методы организации и осуществления учебной – познавательной деятельности
учащихся:
а) метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа,
объяснение);
б ) метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации
(демонстрация презентации обучающего курса)
в) проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися
проблем).
2. Методы стимулирования и мотивации учащихся:
а) эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха для каждого);
б) волевые ( предъявление учебных требований);
г ) социальные (демонстрация работы учащихся).
3. Методы контроля и самоконтроля.
Оборудование: мультимедийный проектор, тетради, раздаточный материал.
Приобретаемые навыки детей: активизация мыслительной и самостоятельной деятельности, обобщение знаний, развитие творческих навыков.
При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения:
- Принцип сознательности и активности;
- Принцип наглядности обучения;
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип прочности;
- Принцип доступности;
- Принцип научности;
- Принцип связи теории с практикой;
- Принцип учета возрастных индивидуальных особенностей.
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса: Класс небольшой, всего 15 учащихся, 3 отличника, 7 хорошистов. В основном учащиеся данного класса отличаются высокой мотивацией к учебе, способностью мыслить критически, анализировать и обобщать, а также способностью к творческому восприятию. Все это учитывалось при подборе материала и выборе формы проведения урока.
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:
Предметные – ориентируются на страницах учебника, отвечают на вопросы, осуществляют правильный выбор написания различных орфограмм.
Метапредметные:
Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», развивают мотивы учебной деятельности и формируют личностный смысл учения.
Познавательные – структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные – планируют учебное инициативное сотрудничество в группе в поиске и сборе информации; управляют поведением партнера ( контроль, коррекция, оценка его действий); учатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формируют монологическую и диалогическую формы речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
Выбранная форма урока, технология сотрудничества, методы и средства помогали осуществлению дидактической цели. Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока, обобщение знаний. Материал урока оказался интересным для учащихся. В ходе урока была организована не только групповая, но и индивидуальная, а также коллективная работа. Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация, способствующая поддержанию интереса к уроку и экономии времени. Задания были ориентированы на развитие мыслительной деятельности учащихся. В течение всего урока поддерживалась высокая работоспособность и хорошая психологическая атмосфера. Виды работ чередовались. Дети были заинтересованы материалом урока. Каждый из учащихся имел возможность выбора задания по своим силам. Контроль за усвоением знаний, умений и навыков учащихся был организован на уроке непосредственно сразу после выполнения заданий. Он осуществлялся различными способами. В первую очередь и в большей степени к контролю за своими действиями были привлечены сами учащиеся : контролировали свои ответы, фиксировали ошибки на основе своих наблюдений. Отсюда учащиеся могли сделать вывод, достигли они цели задания в полной мере или нет. Кроме того, контроль за действиями учащихся был организован и с моей стороны через визуальные наблюдения.
Все вместе взятое создавало условия для закрепления пройденного материала, повторения орфографических и пунктуационных правил и норм, активизировало самостоятельную деятельность учащихся по обобщению и систематизации материала. С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к родному языку.
Мне удалось уложиться по времени. Темп урока был достаточно высоким, благодаря хорошей подготовке учащихся. Вести урок было легко, так как ученики быстро включались в работу и радовали своими ответами. Домашнее задание не вызовет затруднения у учеников, потому что ….
Полагаю, урок поставленных задач достиг.
Чернова Наталья Александровна, МБОУ «Гимназия», г. Гай, Оренбургская область