Самоанализ урока окружающего мира
3 класс УМК «Школа России».
Тема: «Дорожные знаки».
1.Организация урока:
а) Целостность урока и взаимодействие частей, ориентация на цель.
После каждого этапа урока подводится микроитог (вывод).
б) Организация: требовательность, сдержанность, собранность учителя, систематичность организационного воздействия, последовательность в предъявлении требований, быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся и полная готовность к работе, доброжелательный настрой учителя и учеников, кратковременность организационного момента.
Формы урока: групповая (работа в парах), коллективная, индивидуальная.
в) Оборудование: учебник, наглядное пособие «Дорожные знаки», рабочая тетрадь, ноутбук, экран.
Рационально используются на уроке средства обучения.
2.Содержание урока:
1) Материал урока отражают основные задачи (задачи урока реализованы):
Образовательные: познакомить с понятием «Дорожные знаки», сформировать полученные знания на практике.
Развивающие: развивать восприятие, внимание, речь, память ,логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать активную жизненную позицию, бережное отношение к жизни и здоровью.
2) У учащихся формировалось представление об изучаемом объекте через визуализацию, игру, учебный диалог, проблемную ситуацию, личный опыт.
3) Глубоко велась работа по усвоению понятий :
*межпредметная связь;
*установление причинно- следственных связей;
*связь между темами «Если ты пешеход», «Если ты пассажир»;
*актуализация чувственного опыта и опорных знаний у учащихся;
*широкое использование различных способов активизации и включение их в поисковую работу;
*использование в процессе учения сменных диалогических пар;
*проведение словарной работы ,
4) Был задействован личный опыт учащихся (создание при опросе нестандартных ситуаций и атмосферы важности работы).
5)Рационально использовалось содержание учебника при знакомстве с новым материалом:
* приём визуализации;
* работа с понятиями;
* проблемные вопросы.
6)Источники информации: учебник, дополнительная литература.
Эти источники были использованы с целью проведения творческого задания (детям нужно подготовить рассказ о дорожном знаке и нарисовать его). Кроме того ,учебник – средство обучения.
7)Контроль : устный(викторина), письменный(тест), самоконтроль.
3.Эффективное сочетание методических приёмов-активизация учащихся.
1)Методы: наглядные, словесные, логические, практические, стимулирования, продуктивные, методы формирования чувств и отношений, методы формирования сознания, методы организации деятельности и поведения.
Активные методы: метод импровизации, метод активного диалога,
проблемный метод, метод аналогий.
2) На уроке использовались методы стимулирования: методы эмоционального стимулирования (ситуация успеха), методы формирования долга и ответственности, метод стимулирования психических функций, метод стимулирования творческих способностей.
3)На уроке применялись занимательные моменты: игра, викторина, загадки.
4)Экология урока.
Учащиеся работали в оптимальном режиме, не было перегрузки учебным содержанием. Проведено две физминутки. Кроме того, дети пережили чувство успеха , радости.
Педагогическое поведение учителя:
*сосредоточенность, выдержка, самообладание, собранность ;
*отсутствие многословия, ярко выраженная волевая направленность;
*спокойная уверенная манера держаться при появлении в классе,
сочетающаяся с доброжелательностью.
5)Методика организации домашнего задания:
* спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приёмов и последовательность их выполнения;
*умение в коротких указаниях разъяснить учащимся, как они должны готовить домашнее задание;
*домашнее задание носит творческий характер.
6)Итог урока. Рефлексия.
Цель: подвести итог проделанной работе на уроке
Показатель выполнения задачи этапа:
-выяснение учителем прочности и уровня осознанности знаний учащихся;
-умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами;
-умение учащихся воспроизводить основные идеи нового материала;
-эмоциональная и содержательная обратная связь.
- визуализация.
Вывод самоанализа.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен, заявленной цели и постановки задач проведённый урок достиг. Дети усвоили алгоритм работы по данной теме и умело применили его на практике. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических возможностей учащихся. Применялась интерактивная познавательная система для стимулирования интеллектуального развития учащихся, формировалось дивергентное мышление.
Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных активных методов и приёмов помог каждому ребёнку продвинуться в своём индивидуальном развитии. Учащиеся показали довольно высокий уровень усвоения знаний, познавательную активность на уроке, к оценке учителя относились доброжелательно. Эффективно реализован воспитательный аспект урока.
Самоанализ содержания одного урока по «Окружающему миру» по памятке «Анализ урока окружающего мира» (из своего опыта работы)
1. Организация урока:
а) целостность урока и взаимодействие отдельных частей;
б) организация, наличие различных форм работы на уроке;
в) оборудование, рациональная организация его использования для воздействия на восприятие материала учащимися.
2. Содержание урока:
1. В какой мере материал урока отражает основные задачи обучения и развития младших школьников?
Как у учащихся формировались представления об изучаемом объекте?
Насколько глубоко велась работа по усвоению основного понятия, причинно - следственных связей данного объекта изучения с окружающим миром; раскрытие связей с другими понятиями (которые изучались в предыдущих темах или других дисциплинах)?
Как был задействован личностный опыт учащихся, для выявления знаний об изучаемом объекте и прочного освоения материала?
Рационально ли использовалось содержание учебника при знакомстве с новым материалом, при закреплении и повторении его?
Какие были использованы источники учебной информации, с какой целью они были использованы?
Как проводился контроль знаний учащихся?
3. Эффективность методических приёмов:
1. Какие методы организации учебно-познавательной деятельности использованы на уроке? Какова эффективность их использования?
2. Какие методы стимулирования и мотивации учебной деятельности использованы на уроке? Какова эффективность их использования?
3. Применялись ли на уроке занимательные моменты, имеющие познавательный смысл, способствующие развитию ребёнка, а не развлекательный?
4. Экология урока.
1. Достаточно ли были нагружены все учащиеся и не было ли перегрузки учебным содержанием? Пережили ли дети радостное чувство успеха?
2. Педагогическое поведение учителя.
5. Методика организации домашнего задания.
Каков характер и объём домашнего задания, насколько учащиеся всем ходом урока подготовлены к самостоятельному их выполнению?
6. Итог урока.
Как содержание и методика ведения урока способствуют осознанному и глубокому усвоению материала, способствуют развитию учащихся?