Самоанализ урока.
Учитель начальных классов: Беспятова Надежда Алексеевна
Тип (вид урока): Урок комплексного применения знаний и умений, урок открытия новых знаний.
Цель: Организовать деятельность учащихся по актуализации и закреплению материала по теме «Сочетательное свойство сложения. Если бы на Земле не было растений»
Интегрированный урок математики и познания мира построен на основе изученного сочетательного свойства сложения приемов сложения, а также познавательного материала по познанию о взаимосвязи человека и растений. В ходе урока дети учатся анализировать задачи и самостоятельно решать их. Идет развитие логического мышления, внимания, памяти, самостоятельности, расширяется кругозор учащихся, развивается интерес к предметам.
Актуальность данной темы не вызывает сомнения, поскольку взаимодействия общества и природной среды выдвигает перед школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Урок построен с учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения, что даёт возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, способствует развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Планируемые результаты(предметные):
формировать навыки сложения и вычитания чисел, основанных на знании нумерации, сложения и вычитания трехзначных чисел; развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, действовать по алгоритму, выстраивать и воспринимать цепь суждений, мысленно проигрывать варианты решения задач; уметь осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: Научиться: самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, оценивать результат своих действий.
Познавательные: Научиться: делать выводы учащихся о незаменимости растений на Земле;
установливать взаимосвязь растение- человек, человек- растение;
классифицировать способы использования растений;
правилам безопасного обращения с ядовитыми растениями;
пользоваться сочетательным свойством сложения для рационализации вычислений.
Применять вычислительные навыки.
Использовать изученные приёмы сложения и вычитания двузначных и трёхзначных чисел; умножения и деления двузначных чисел; умению решать простые и составные задачи, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; понимать знаки, символы; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков); находить и формулировать решение задачи, получить возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
Личностные: Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; основные моральные нормы поведения; получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, роли ученика, интереса (мотивации) к учению.
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-математической деятельности.
Методы: словесный, наглядный, практический
Образовательные (цифровые) ресурсы: интерактивная презентация к уроку.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная;
- работа в парах;
- индивидуальная;
- самостоятельная.
Методы обучения:
По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.
По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, рассказ, игровая деятельность.
В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, активизация, закрепление, обобщение материала.
Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: самооценка, рефлексия.
Технологии, применяемые на уроке:
интегрированного обучения,
личностно - ориентированного обучения,
игровая,
компьютерная,
проблемно – ситуативная.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор;
презентация;
понятийные таблицы;
карточки-помощники;
картинки с изображением растений, леса;
бланк листа индивидуальной работы на каждого ученика.
Рудницкая В.Н. Математика. Учебник. 3 класс. М.: «Вентана- Граф», 2013.
Виноградова Н.Ф.Окружающий мир.Учебник.3класс.М.: «Вентана- Граф», 2013.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования второклассника, соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Содержание урока.
Материал для урока носил научный характер, использовала математическую терминологию и добивалась этого от детей весь урок. Предложенные задания, групповая работа носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объёму материал был подобран верно, т.к. дети не испытывали большие трудности в его выполнении. Предложенный материал урока тесно связан с жизнью. На каждом этапе урока отрабатывались ключевые понятия темы.
Структура урока:
1.Организационный момент. Мотивация.
2.Создание проблемной ситуации. Самоопределение к деятельности
3.Арифметический диктант.
4.Проверка домашнего задания. Работа на карточках
5.Актуализация знаний, выход на тему и цели урока. Работа с рубрикой «Выскажи предположение»
6.Изучение нового материала. Презентация
7.Включение в систему знаний и повторение. СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.
8.Метод «Мозговой штурм»
9.Физминутка (под музыку):
10.Работа в группах. Решение примеров по учебнику.
11.Работа в парах. Дифференцированные задания.
12.Метод «Выбери позицию».
13.Рефлексия учебной деятельности на урок
14.Домашнее задание: (разноуровневое).
1.Мотивация к учебной деятельности
Психологически настроила детей на урок, уточнила его значимость, выяснила, каким себе представляют урок дети.
2.Формулирование темы урока, постановка цели
Создав проблему, подвела детей к теме урока, что помогло им сформулировать тему самостоятельно. Постановка познавательных задач перед учащимися прошла в виде зашифрованных записей, которые они с удовольствием расшифровали.
3. Актуализация знаний.
Для актуализации знаний организовала работу в парах.
Работа в парах позволила включить в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так и «слабым» детям.
4. Включение в систему знаний и повторение.
На этом этапе была организованна самостоятельная работа с проверкой по эталону, а дети допустившие ошибки в тесте выполняли свои задания и тоже их сверили с эталоном.
5.Рефлексия учебной деятельности на урок
Дети сформулировали конечный результат своей работы на уроке при помощи цветов разного цвета..
На уроке использовалась интерактивная доска (для экономии времени на уроке, развития интереса к обучению, обобщения знаний).
Применение проблемно - диалогического обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.
На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход.
Использовала различные виды контроля на уроке: ученик- ученик (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде).
В конце урока была проведена рефлексия детей по поводу психо-эмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
Перегрузки учащихся на уроке не было, так как:
- проведена физкультминутка;
- чередование письменных и устных заданий;
- работа у доски.
Достижение целей урока.
При изучении нового материала, объяснении и решении учебных задач учащиеся показали понимание изучаемой темы, умение доказывать правильность своих суждений.
Таким образом, было обеспечено достижение трех видов результатов.
Предметные: было обеспечено усвоение учащимися конкретного социального опыта, изучаемого в рамках темы – знаний как ценностей, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.
Метапредметные: было обеспечено освоение интегрированного способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Личностные: отсроченный результат: формирование ценностно-смысловых ориентиров в отношении к себе, к своим ценностям и смыслам, к образовательному процессу как увлекательному процессу.
Урок был проведен в соответствии с намеченным планом и достиг образовательных, развивающих и воспитательных целей.