Самоанализ открытого урока трудового обучения
(швейное дело) в 8 классе
по теме: «Обработка воротника на стойке»
Учитель Аникина Елена Ивановн
1.Анализ цели урока.
Цель урока: обработать воротник на стойке .
Задачи: Образовательные:
1. закрепить знания учащихся о фасонах воротников, их деталей;
2. закрепить основные этапы обработки воротников;
3. обучать правилам и приемам обработки воротника в процессе выполнения практической работы;
4. совершенствовать умения и навыки учащихся по выполнению ручных и машинных швейных работ в процессе обработки отложного воротника на стойке;
5. совершенствовать ориентировочные и планирующие действия учащихся в процессе подготовки и выполнения практической работы;
Коррекционно-развивающие:
1. корригировать мышление учащихся через включение в урок упражнений и заданий на сравнение, обобщение; через работу с различными источниками информации;
2. развивать внимание, наблюдательность через включение в урок заданий практического характера;
3. развивать умение выполнять самоанализ своей деятельности, деятельности других учащихся группы;
4. развивать речь учащихся и корригировать технику чтения, умение выделять из текста главное, основное.
Воспитательные:
1.воспитывать положительную мотивацию к выполнению тренировочных практических работ;
2.воспитывать стремление к аккуратному выполнению практических работ.
Цели и задачи урока я ставила с учетом особенностей программных требований. Отбирая материал к уроку, стремилась, чтобы задачи, реализуемые в ходе урока, прослеживались на всех его этапах и были логически связаны между собой, содержание урока имело коррекционную направленность и соответствовало возможностям детей с недостатками развития интеллекта. Данный урок проводился по теме: «Обработка воротника на стойке». Учебный материал подавался с учётом ранее изученного, соблюдалась преемственность и логическая последовательность материала .
Урок проходил в 8 классе. Учебный материал отобран согласно программе специальной (коррекционной) школы. Я использовала групповую, индивидуальную и фронтальную форму обучения. Тема урока доведена до обучающихся через стихи о воротниках. Методы проведения урока: беседа с опорой на наглядность и учебник, практические индивидуаьные задания. Цели и задачи урока поставлены реальные, достижимые.
2.Анализ структуры и организации урока.
Урок имеет чёткую структуру с взаимосвязанными этапами.
Тип урока комбинированный.
Рабочее место учеников было подготовлено заранее. Каждый ученик имел все необходимое для работы: учебники, карточки – задания, инструкционные карты. Наглядные пособия и раздаточный материал предоставлялся по степени необходимости.
Организационный момент проходил с использованием слайдов из истории воротников., что активизировало внимание учащихся.
Повторение пройденного материала было проведено с использованием индивидуальных карточек, что позволило проверить знания всех учащихся, учитывая возможности каждого обучающегося. Объяснение нового материала проходило с использованием компьютера, что позволило активизировать познавательную активность всех учащихся. Проводилась словарная работа с целью изучения терминологии. Ход практической работы объяснялся с опорой на образец и технологическую карту «Обработка воротника на втойке» Самостоятельная практическая работа учащихся проходила под контролем учителя с обязательным проведением инструктажа по технике безопасности. Задания подбирались индивидуально, с учетом возможностей каждого обучающегося. Конец урока имел логическое завершение в форме подведения итогов, что обеспечило целостность и завершённость урока.
Темп урока был рассчитан в соответствии с возможностями обучающихся. Учащиеся работали активно. Практическая работа всеми учащимися была выполнена. Закрепление полученных на уроке знаний был проведено с использованием индивидуальных карточек, что дало возможность проверить знания всех учащихся и подвести итоги урока.
Я считаю, план урока был выполнен, задачи реализованы.
3.Анализ содержания урока.
Содержание урока соответствовало требованиям специальной программы СКОУ VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. На этапе подготовки урока в основу изложения учебного материала я ставила дидактические принципы: доступность, научность изложения, учитывала особенности усвоения теоретических знаний учащимися с нарушением интеллекта (фрагментарность и нерасчленённость знаний, смещение представлений, механическое усвоение отдельных знаний). Поэтому очень важна была логичность изложения учебного материала, дозированная подача материала . Опора на план урока, возвращение к изученным вопросам способствовали этому. Урок нес практическую направленность, поскольку формировал представление учащихся об обработке воротника на стойке.
4.Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).
Моя задача как учителя заключалась в правильном отборе методов, приёмов и средств обучения, организации на уроке познавательной активности учащихся.
Учащихся 8 класса привлекают интересные по форме задания, поэтому на этапе организационного момента я использовала игровой приём (стихи). Проблемный вопрос помог мне чётко сформулировать тему урока. Учитывая учебные возможности детей, я использовала дифференцированный и индивидуальный подход, формы работы фронтальные, групповые, индивидуальные. Чтобы активизировать познавательную деятельность применяла наглядность в виде слайдов, раздаточного материала.
У детей с нарушением интеллекта наблюдается недостаточная мотивации учебно-познавательной деятельности, поэтому при проведении урока я уделяла внимание созданию ситуации занимательности, ситуации успеха, использованию познавательных игр, а также поощрению, использовала методы наглядной передачи и зрительного восприятия (наблюдение, показ иллюстрации, слайдов, показ образца, показ способа действия). Также на уроке имели место методы организации учебно-познавательной деятельности (объяснение, беседа). При изложении материала использовалась беседа, обобщения.
При проверке и оценке знаний применялся индивидуальный устный опрос, опрос по карточкам.
Качественное усвоение материала проверяется на этапе закрепления (работа в группах, индивидуальная работа с текстом) при сочетании фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися (предлагалось два уровня сложности).
Учитывая сложность восприятия учебного материала детьми с нарушением интеллекта, я использовала спокойный темп речи, чёткое проговаривание, понятные простые инструкции.
5.Анализ работы обучающихся на уроке.
Среди недостатков развития учеников с нарушением интеллекта основным является низкая познавательная активность. Поэтому в уроке я использовала методы и приёмы для её активизации. Это - создание ситуации занимательности, ситуации успеха. Как следствие обучающиеся проявляли активность, заинтересованность. На уроке учащимися отрабатывались навыки самостоятельной работы с книгой, инструкциями, технологическими картами. Обучающиеся работали самостоятельно и с помощью учителя, овладевали навыками самоконтроля с помощью карточек контроля качества.
Большое значение я уделяла психологическому комфорту. В конце уроке у обучающихся было хорошее настроение, они были настроены позитивно, удовлетворены результатами урока.
6. Оценка санитарно-гигиенических условий урока.
Класс оборудован всем необходимым для качественного проведения урока: классная доска (магнитная) зелёного цвета, пригодная для работы мелом, а также закрепления наглядности, компьютер, проектор и экран, необходимые рабочие инструменты и оборудование.
На перемене использовался режим проветривания. В ходе урока была физ. минутка .
Применение наглядности соответствовало нормам (текст печатный, цвет чёрный, четкость написания, размер букв оптимальный). Наглядность демонстрировалась по мере необходимости, не отвлекая от работы обучающихся.
Правила охраны труда и техники безопасности соблюдались.
7.Общие выводы по уроку:
В самоанализе я показала структуру, формы, методы, приёмы работы на уроке по реализации цели и задач. А также показала способы вовлечения обучающихся с нарушением интеллекта в учебную деятельность. Цели и задачи урока, на мой взгляд, достигнуты. Общие результаты урока: 100% выполнение плана урока.
К недостаткам урока отношу слаборазвитую мелкую моторику обучающихся, что сказывается на качестве и скорости выполнения практической работы. Для этого считаю необходимым разнообразить методы и приёмы, направленные на развития пальцев рук.