СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ и самооценка- необходимый элемент педагогического творчества

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о важности и умении оценивать результаты своей педагогической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ и самооценка- необходимый элемент педагогического творчества»





Кто на себя глядит, свой видит лик,

Кто видит лик свой, цену себе знает,

Кто знает цену, строг к себе бывает,

Кто строг к себе - тот истинно велик!

(французский драматург, памфлетист и поэт Пьер Гренгор)



Самоанализ и самооценка есть необходимый элемент педагогического творчества. 

В ходе анализа педагог получает возможность взглянуть на свою работу как бы со стороны, осознать ее как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это-рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

Можно привести следующие аргументы, свидетельствующие о пользе самоанализа учебного занятия и необходимости развития у педагогов умений проводить его:

1. Без самоанализа невозможно надеяться на серьезные успехи в профессиональном развитии учителя, рост его потенциала. Рефлексия, самоанализ - универсальные способы погружения учителя в ситуацию, которая способна перевести его в режим саморазвития.

2. Самоанализ - прекрасное средство психологической самозащиты педагога. Если учитывать ранимость учителя, как и других представителей творческих профессий, то придется признать, что право на самоанализ и оценку своей работы может избавить педагога от многих лишних тревог и переживаний. Это абсолютно не закрывает путь к действительно конструктивной критике его работы в диалоге с экспертами, оценивающими учебное занятие, кем бы они ни были.

3. Без самоанализа педагогу невозможно реально улучшить качество своей работы. Такое улучшение не может произойти только за счет изучения передового опыта и научных достижений. Ход от своих проблем к опыту «классиков» оказывается многократно более плодотворным, чем копирование чужого опыта без примерки на собственную индивидуальность!

4. Без самоанализа учителю трудно осознать себя полноценным и полноправным автором своих собственных разработок, какими бы скромными они ни были. Человек, не владеющий самоанализом, вряд ли может быть признан зрелым профессионалом.

5. Без оперативного самоанализа только что проведенного занятия невозможно выстроить целостную и непрерывно развивающуюся систему образовательного взаимодействия «учитель-учащиеся». Даже при самом блистательном календарно-тематическом планировании необходимо реально отслеживать, что удалось и что не удалось сделать.

6. В условиях либерализации внешнего контроля только своевременный самоанализ и коррекция своей работы страхуют учителя от снижения качества обучения и воспитания школьников.

7. Самоанализ способствует существенной экономии времени на техническую работу. Зная о праве быть первым критиком своего урока, учитель вряд ли станет писать избыточно подробные для него планы, ведь все, что необходимо, можно будет прояснить в диалоге при самоанализе урока. Если самоанализ стал привычным для учителя, он без особого труда может оперативно внести нужные поправки в свои основные планы, не готовя каждый год заново пухлые тома своих неизданных сочинений: достаточно изменить то, что реально требует изменений!

Существует несколько уровней самоанализа:

1.        Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.

2.        Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.

3.        Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.

4.        Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.



Мне бы хотелось остановиться на эмоциональном уровне самоанализа моей педагогической деятельности. Важным продолжение уроков музыки является внеурочная и кружковая деятельность. Главной задачей своей работы в настоящее время я считаю формирование музыкальной культуры школьников, духовных и нравственных качеств личности. Музыкальное воспитание направлено на воспитание души ребёнка. Стремительно мчится время. Всё меняется вокруг: мир, общество, люди, взгляды. Меняются наши ученики, меняемся мы. Только постоянное творчество учителя рождает в душах учеников неуловимый отзвук сотворчества, сопереживания, наконец, того самого сотрудничества, о котором мы так много говорим. Поскольку на внеурочные занятия приходят в основном мотивированные к получению конкретной информации дети, то можно использовать это обстоятельство, совершенствуя и углубляя их знания по предмету. Группы набираются по желанию детей, а в начальной школе – и родителей. Дополнительные занятия такого типа обычно дети любят и посещают охотно, поскольку обстановка обычно более комфортная, чем на уроках. Цели и задачи преследуются те же, что и в классическом школьном уроке. Но ценность внеурочной деятельности в том, что, соблюдая требования системы образования, мы имеем отличную возможность показать ученикам собственную креативность, можем буквально заставить детей полюбить свой предмет, передать детям собственный творческий импульс, заразить энтузиазмом.

Особенностью работы в общеобразовательной школе является то, что на внеурочные занятия по музыке приходят дети с очень разными вокальными способностями. А сейчас наблюдается значительный количественный рост желающих. Что само по себе, конечно же, приятно, но приносит массу определенных трудностей. Я считаю своим долгом уделить внимание каждому ребенку и постараться максимально развить его возможности. Двигаясь целенаправленно и кропотливо, дети уверенно идут к своему успеху, радуясь новым достижениям. А мне, как учителю приходится постоянно анализировать и строить свою работу с учетом индивидуальных особенностей детей. Анализируя занятие, я задаю себе следующие вопросы:

  1. Какие задачи и требования ставила перед собой, планируя внеклассное занятие?

  2. Какие особенности учеников были учтены при планировании занятия?

  3. Обозначу место данного занятия в системе внеклассных мероприятий?

  4. Каких результатов хотелось достичь в результате занятия?

  5. Оправдан ли выбор структуры и методов проведения конкретного занятия?

  6. На каких понятиях сделан акцент и почему?

  7. Какие запасные приемы для активизации детей были заготовлены?

  8. Все ли задачи были выполнены на занятии?

  9. Какова результативность мероприятия?

  10. Присутствовали ли инновации на занятии?

  11. Можно ли занятие презентовать как опыт для коллег?

  12. Как можно обозначить роль учителя на занятии?

  13. Что бы можно было исправить в занятии, будь возможность повернуть время назад?



В этом учебном году у меня занимаются около 70 человек. Это участники всех школьных мероприятий и концертов. Стремление петь в больших школьных концертах (День Учителя, 8 марта, День Победы) мотивирует детей к упорной работе, а меня к поиску нестандартных творческих решений. Например, в песенном попурри «О женской дружбе» соединились вокальные группы девчонок с 1 по 11 класс. Плюсом своей работы считаю создание для детей обстановки комфорта и возможности реализовать свой творческий потенциал. Достижению этой цели помогают организуемые в школе коллективные творческие дела. Новогодние спектакли, ставшие традиционным подарком выпускников нашей школы, с каждым годом расширяют состав участников. Если 25 лет назад в них было задействовано 10-15 человек, то теперь выпускники стремятся попасть на сцену полным составом. В прошлом году был рекорд- 70 человек. Уже ломаем голову над следующим выпуском, их 104. Своеобразным итогом музыкального образования в школе можно считать выступление выпускников на праздниках «Последнего звонка» и «Выпускном балу». Здесь поют и танцуют только выпускники, причем независимо от того, занимались ли они пением или танцами всегда или подготовились только к этим выступлениям.

Вовлечение в творческий процесс огромного количества детей и взрослых, сохранение традиций, развитие певческой культуры я считаю важным результатом своей деятельности. Конечно же эта работа не является приоритетной в вопросах аттестации, по-прежнему более значимым считают публикацию в журнале. Но для меня на первом месте стоит работа с детьми.

Какую бы форму внеурочных занятий не выбрал учитель (факультатив, кружок, секция, экскурсия, развлекательные вечера и т.п.), он может существенно повысить успеваемость детей по своему предмету.

Если создать для каждого ребенка ситуацию, в которой он имеет возможность достичь успеха, то можно считать, что учитель достиг своей главной задачи – воспитать всесторонне развитого любознательного и успешного человека, который умеет ставить для себя задачи и выполнять их самостоятельно.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!