СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С уроков литературы Урала

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

    О.А.Салимова

МБОУ«Средняя общеобразовательная школа№3»

Краснотурьинск, Свердловская область, Россия

  Специфика духовной культуры Урала, богатство художественных традиций открывают простор для последовательной работы учителя над воспитанием чувства родины, формированием базовых национальных ценностей. Уроки литературы Урала подчинены цели воспитания ценителя литературы и культуры родного края, реализуемой через задачи: учить восприятию общечеловеческих ценностей, отражённых в «уральском тексте»; формировать нравственные качества и гражданскую позицию; развивать коммуникативные навыки и творческие способности учащихся.

                             

 Уральские впечатления А. Грина

    Многие бывали в мемориальном доме-музее Александра Степановича Грина в городе Старый Крым. Но мало кто знает, что на Урале, в Пермской области, в этнографическом парке «Музей реки Чусовой», в запруде реки Архиповки, где предположительно  была хижина Грина, находится единственный в России  памятник писателю. Появлению памятника автору «Алых парусов» в Чусовом поспособствовал директор этнографического музея Леонард  Постников. Московский скульптор Виктор Бокарев изваял скульптуру писателя. Существует легенда, что Александр Гриневский задумал феерию «Алые паруса» на берегах реки Чусовой, куда приехал в надежде найти золото, жил в лесной хижине в Верхнечусовских городках, работал лесорубом, а потом — на чусовском металлургическом заводе. Как утверждают биографы писателя, именно здесь родились замыслы будущих произведений, принесших Грину мировую славу.

   Первоначально  Грин  хотел  найти свою мечту в  реальности, он верил, что существуют такие края, где живут прекрасные, смелые, сильные, добрые люди, он искал их, странствуя по родной стране, отражая свои впечатления  в очерках и рассказах.

   Много сказано о Грине-романтике, часто представляют писателя односторонним ,  в отрыве от действительности. Это неверный подход. У Грина есть произведения о реальном мире, о реальной действительности. Грин не только романтик, но и реалист.

   Были в этой реальности дороги и по уральской земле:  в феврале 1900 года он пешком отправился  из Вятки  на Урал, поиски золота привели его в Горнозаводской округ.  Грин вспоминал о первой встрече с уральской землёй: «Вокруг стояли крутые горы, заросшие синим лесом, и дикий вид этой страны золота посеял во мне наивные надежды». Надежды его не оправдались. Грин познакомился с суровой уральской природой, испытал тяжелые условия труда и быта. Встретился  с людьми, задавленными физическим трудом и социальной несправедливостью. После возвращения с Урала одно за другим из-под пера Грина стали появляться романтические произведения.

       Почему же уральские впечатления стали мощным толчком для создания таких светлых романтических книг, как «Алые паруса» и «Бегущая по волнам»? Ответ был найден в публицистике Грина и его реалистических  рассказах уральского цикла («Кирпич и музыка», «Зимняя сказка», «Золото и шахтёры»), где представлены разочарования самого писателя, его размышления о невозможности найти идеал в реальности, а также несбывшиеся мечты, планы, надежды его героев.

  Итак, уральские впечатления Грина были осмыслены и переданы в небольшом количестве произведений: биографическом очерке, а также в рассказах, выше упомянутых. Все рассказы уральского цикла однотипны, подчинены одной главной мысли, построены по одной схеме.

Обязательно присутствуют реалии окружающего мира, то, что мы называем особенностями уральского текста:

1.Уральские пейзажи: природа великолепна, строга, даже сурова, край обещает смельчаку счастье, мир природы противопоставлен автором миру людей, условиям их труда и быта.

 2. Быт рабочих: в описании жизни рабочих подчёркивается грязь, бедность, скученность.

3. В каждом рассказе изображён процесс труда тяжёлого, отупляющего, беспросветного. Автор обращает внимание на звуки, запахи, ощущения.

4. Образы героев: герои очень неприглядны, некрасивы, пропитаны пылью, грязью, их лица искажены злобой, алкоголем.  Грин создаёт индивидуальные и коллективные портреты. Люди враждебны по отношению друг к другу. Дети, рожденные ими, обречены на повторение страшной судьбы родителей. 

5. Внутренний мир героев:   несмотря на внешнюю неприглядность, автор увидел, что у каждого человека есть что-то своё сокровенное, хранящееся на дне души,  мечты разные: свобода, богатство, любовь, семья, музыка, красота, добрые человеческие отношения.

     Герои пытаются противостоять обстоятельствам, но действительность одерживает над ними победу. Мечты разбиваются о тяжёлый физический труд, постоянную нужду. Таким образом, формируется тип человека с синдромом хронической усталости, с ощущением одиночества, с равнодушием к себе и другим, грубый, невежественный, безвольный, разочарованный, привыкший к ненормальным условиям жизни.

     Остановимся на рассказе «Золото и шахтёры».

     Грин вспоминает о своих скитаниях по Уралу. Он уже совершил южное путешествие в Александрию Египетскую и уже имеет опыт разочарований, так как вместо великой пустыни увидел грязный портовый городок.  Первоначально Урал видится герою сказочной страной: синие горы, волшебный лес, земля, наполненная золотом. Он рассуждает так: «Раз Урал золотоносен, то золотоносен сплошь, и копайся... в огороде,  золота будет много» [5,211].

     Далее рассказ строится как цепь разочарований: неприглядные пейзажи, суровый климат, грязный быт, усталые полупьяные люди, потерявшие всякую надежду, задавленные тяжёлым трудом.

     Описание шахтёрского труда особенно неприглядно: сырость, духота, теснота, физические усилия. За свой труд люди получают нищенское жалование. «Однажды я спустился в шахту днем. Действительно, я увидел вверху - в ничтожном четырехугольнике голубой пустоты,   -   несколько  бледных  звезд.  Я  прошел,  согнувшись,  в  тупик горизонтальной ветви шахты,  везде поддерживаемой крепью,  чтобы не ссыпался грунт. Крепь  -  это  деревянная П,  которую ставят плотники на расстоянии полуаршинна одно от другого,  из коротких балок,  по мере того,  как забойщик постепенно выбивает впереди себя  киркой продолжение шахты. Здесь  низко  и сыро,  красноватый  свет  шахтерской  лампочки  в  проволочной сетке  пятном озаряет низкий,  как в сундуке,  свод; вода непрерывно льется сверху крупным дождем. Забойщик полулежал на боку, одной рукой действуя киркой, он выбивал и сгребал назад, за себя, кучи мокрого щебня. Щебень выносил рабочий в ведре и шахтовой бадье» [5,213].

     Сводят концы с концами также и старатели. «Неподалеку сам  старатель возился  с  вашгердом,  подводя под  него  полено. Вашгерд,  т.е.  промывальный станок,  напоминал собой продолговатый ящик,  с выдающимся внизу деревянным ложем для стока воды: он был закрыт,  заперт и запечатан.  Раз в неделю или раз в день, смотря как с кем, чиновник прииска снимал печать, золото извлекалось и  взвешивалось на  месте, чтобы не было продажи на сторону.  Я узнал от старателя, что его участок плохой, что он только кормится, а прибыли не имеет» [5,215].

      Так называемые хищники ходят по лезвию бритвы, им уготована тюрьма или гибель. Такое имя  носят люди, добывающие золото на свой риск и страх в частных и казенных владениях. « Их ловят, а иногда убивают на месте; о битвах и  перестрелках хищников со стражниками я наслышался всласть».           Сцена рождения ребёнка в нечеловеческих условиях подтверждает бесперспективность, лишает надежды на счастливое будущее. «Новый,  тонкий  и  жалобный  звук  раздался за ситцевой занавеской. Страшно  похудевшая женщина бросилась к кровати; спеленатый тряпками, там лежал только что, этой ночью, родившийся мальчик. Это был единственный случай,  что я был свидетелем столь мужественных и горьких родов -  без  акушерки,  врача,  без криков и  жалоб.  Пьяный хозяин храпел на полу. При свете керосиновой лампы я увидел тогда пятирублевую золотую монету, блестевшую на залитой щами и водкой домотканой скатерти. И  это было единственное золото,  которое я видел на приисках» [5,217].

 Автор мечтал найти на Урале слитки золота, стать богатым, а встретился с нуждой и разочарованиями. Но он находит  способ не потерять себя, спасти свою душу, свою мечту, преодолеть свинцовые мерзости жизни, создав в своём воображении и воспроизведя впоследствии в прекрасных рассказах сказочную страну под названием Гринландия.

Список литературы и интернет-ресурсов

1. Басинский П. В., Федякин С. Р. Русская литература конца XIX—начала ХХ века и первой эмиграции. М., 1998.

2.Вдовин А. Миф Александра Грина (К 120летию со дня рождения) // Урал. 2000. № 8.

3.Вихров В. Рыцарь мечты // Грин А. С.Собр. соч.: В 6 т. М.: Правда, 1965.

4.Грин А. С. Алые паруса. Избранное: Романы, повести. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002. – 576 с., илл. (Серия «Русская классика. ХХ век»)

5.Грин Н. Н. Воспоминания об Александре Грине. Симферополь, 2000.

6.Ковский В. Е. Блистающий мир Александра Грина // Грин А. С.Собр. соч.: В 5 т. М., 1991. Т.1.

7.Ковский В. Е. Настоящая внутренняя жизнь: Психологический романтизм Александра Грина // Ковский В. Е'. Реалисты и романтики. М., 1990.

8.Михайлова Л. Александр Грин: Жизнь, личность, творчество. М., 1972.

9.Паустовский К. Г. Александр Грин // Золотая роза: Повесть. Л., 1987.

http://www.pereplet.ru

www.big-library.info/ 

www.educations.ru

www.likebook.ru

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!