Специфика духовной культуры Урала, богатство художественных традиций открывают простор для последовательной работы учителя над воспитанием чувства родины, формированием базовых национальных ценностей. Уроки литературы Урала подчинены цели воспитания ценителя литературы и культуры родного края, реализуемой через задачи: учить восприятию общечеловеческих ценностей, отражённых в «уральском тексте»; формировать нравственные качества и гражданскую позицию; развивать коммуникативные навыки и творческие способности учащихся.
Уральские впечатления А. Грина
Многие бывали в мемориальном доме-музее Александра Степановича Грина в городе Старый Крым. Но мало кто знает, что на Урале, в Пермской области, в этнографическом парке «Музей реки Чусовой», в запруде реки Архиповки, где предположительно была хижина Грина, находится единственный в России памятник писателю. Появлению памятника автору «Алых парусов» в Чусовом поспособствовал директор этнографического музея Леонард Постников. Московский скульптор Виктор Бокарев изваял скульптуру писателя. Существует легенда, что Александр Гриневский задумал феерию «Алые паруса» на берегах реки Чусовой, куда приехал в надежде найти золото, жил в лесной хижине в Верхнечусовских городках, работал лесорубом, а потом — на чусовском металлургическом заводе. Как утверждают биографы писателя, именно здесь родились замыслы будущих произведений, принесших Грину мировую славу.
Первоначально Грин хотел найти свою мечту в реальности, он верил, что существуют такие края, где живут прекрасные, смелые, сильные, добрые люди, он искал их, странствуя по родной стране, отражая свои впечатления в очерках и рассказах.
Много сказано о Грине-романтике, часто представляют писателя односторонним , в отрыве от действительности. Это неверный подход. У Грина есть произведения о реальном мире, о реальной действительности. Грин не только романтик, но и реалист.
Были в этой реальности дороги и по уральской земле: в феврале 1900 года он пешком отправился из Вятки на Урал, поиски золота привели его в Горнозаводской округ. Грин вспоминал о первой встрече с уральской землёй: «Вокруг стояли крутые горы, заросшие синим лесом, и дикий вид этой страны золота посеял во мне наивные надежды». Надежды его не оправдались. Грин познакомился с суровой уральской природой, испытал тяжелые условия труда и быта. Встретился с людьми, задавленными физическим трудом и социальной несправедливостью. После возвращения с Урала одно за другим из-под пера Грина стали появляться романтические произведения.
Почему же уральские впечатления стали мощным толчком для создания таких светлых романтических книг, как «Алые паруса» и «Бегущая по волнам»? Ответ был найден в публицистике Грина и его реалистических рассказах уральского цикла («Кирпич и музыка», «Зимняя сказка», «Золото и шахтёры»), где представлены разочарования самого писателя, его размышления о невозможности найти идеал в реальности, а также несбывшиеся мечты, планы, надежды его героев.
Итак, уральские впечатления Грина были осмыслены и переданы в небольшом количестве произведений: биографическом очерке, а также в рассказах, выше упомянутых. Все рассказы уральского цикла однотипны, подчинены одной главной мысли, построены по одной схеме.
Обязательно присутствуют реалии окружающего мира, то, что мы называем особенностями уральского текста:
1.Уральские пейзажи: природа великолепна, строга, даже сурова, край обещает смельчаку счастье, мир природы противопоставлен автором миру людей, условиям их труда и быта.
2. Быт рабочих: в описании жизни рабочих подчёркивается грязь, бедность, скученность.
3. В каждом рассказе изображён процесс труда тяжёлого, отупляющего, беспросветного. Автор обращает внимание на звуки, запахи, ощущения.
4. Образы героев: герои очень неприглядны, некрасивы, пропитаны пылью, грязью, их лица искажены злобой, алкоголем. Грин создаёт индивидуальные и коллективные портреты. Люди враждебны по отношению друг к другу. Дети, рожденные ими, обречены на повторение страшной судьбы родителей.
5. Внутренний мир героев: несмотря на внешнюю неприглядность, автор увидел, что у каждого человека есть что-то своё сокровенное, хранящееся на дне души, мечты разные: свобода, богатство, любовь, семья, музыка, красота, добрые человеческие отношения.
Герои пытаются противостоять обстоятельствам, но действительность одерживает над ними победу. Мечты разбиваются о тяжёлый физический труд, постоянную нужду. Таким образом, формируется тип человека с синдромом хронической усталости, с ощущением одиночества, с равнодушием к себе и другим, грубый, невежественный, безвольный, разочарованный, привыкший к ненормальным условиям жизни.
Остановимся на рассказе «Золото и шахтёры».
Грин вспоминает о своих скитаниях по Уралу. Он уже совершил южное путешествие в Александрию Египетскую и уже имеет опыт разочарований, так как вместо великой пустыни увидел грязный портовый городок. Первоначально Урал видится герою сказочной страной: синие горы, волшебный лес, земля, наполненная золотом. Он рассуждает так: «Раз Урал золотоносен, то золотоносен сплошь, и копайся... в огороде, золота будет много» [5,211].
Далее рассказ строится как цепь разочарований: неприглядные пейзажи, суровый климат, грязный быт, усталые полупьяные люди, потерявшие всякую надежду, задавленные тяжёлым трудом.
Описание шахтёрского труда особенно неприглядно: сырость, духота, теснота, физические усилия. За свой труд люди получают нищенское жалование. «Однажды я спустился в шахту днем. Действительно, я увидел вверху - в ничтожном четырехугольнике голубой пустоты, - несколько бледных звезд. Я прошел, согнувшись, в тупик горизонтальной ветви шахты, везде поддерживаемой крепью, чтобы не ссыпался грунт. Крепь - это деревянная П, которую ставят плотники на расстоянии полуаршинна одно от другого, из коротких балок, по мере того, как забойщик постепенно выбивает впереди себя киркой продолжение шахты. Здесь низко и сыро, красноватый свет шахтерской лампочки в проволочной сетке пятном озаряет низкий, как в сундуке, свод; вода непрерывно льется сверху крупным дождем. Забойщик полулежал на боку, одной рукой действуя киркой, он выбивал и сгребал назад, за себя, кучи мокрого щебня. Щебень выносил рабочий в ведре и шахтовой бадье» [5,213].
Сводят концы с концами также и старатели. «Неподалеку сам старатель возился с вашгердом, подводя под него полено. Вашгерд, т.е. промывальный станок, напоминал собой продолговатый ящик, с выдающимся внизу деревянным ложем для стока воды: он был закрыт, заперт и запечатан. Раз в неделю или раз в день, смотря как с кем, чиновник прииска снимал печать, золото извлекалось и взвешивалось на месте, чтобы не было продажи на сторону. Я узнал от старателя, что его участок плохой, что он только кормится, а прибыли не имеет» [5,215].
Так называемые хищники ходят по лезвию бритвы, им уготована тюрьма или гибель. Такое имя носят люди, добывающие золото на свой риск и страх в частных и казенных владениях. « Их ловят, а иногда убивают на месте; о битвах и перестрелках хищников со стражниками я наслышался всласть». Сцена рождения ребёнка в нечеловеческих условиях подтверждает бесперспективность, лишает надежды на счастливое будущее. «Новый, тонкий и жалобный звук раздался за ситцевой занавеской. Страшно похудевшая женщина бросилась к кровати; спеленатый тряпками, там лежал только что, этой ночью, родившийся мальчик. Это был единственный случай, что я был свидетелем столь мужественных и горьких родов - без акушерки, врача, без криков и жалоб. Пьяный хозяин храпел на полу. При свете керосиновой лампы я увидел тогда пятирублевую золотую монету, блестевшую на залитой щами и водкой домотканой скатерти. И это было единственное золото, которое я видел на приисках» [5,217].
Автор мечтал найти на Урале слитки золота, стать богатым, а встретился с нуждой и разочарованиями. Но он находит способ не потерять себя, спасти свою душу, свою мечту, преодолеть свинцовые мерзости жизни, создав в своём воображении и воспроизведя впоследствии в прекрасных рассказах сказочную страну под названием Гринландия.
Список литературы и интернет-ресурсов
1. Басинский П. В., Федякин С. Р. Русская литература конца XIX—начала ХХ века и первой эмиграции. М., 1998.
2.Вдовин А. Миф Александра Грина (К 120летию со дня рождения) // Урал. 2000. № 8.
3.Вихров В. Рыцарь мечты // Грин А. С.Собр. соч.: В 6 т. М.: Правда, 1965.
4.Грин А. С. Алые паруса. Избранное: Романы, повести. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002. – 576 с., илл. (Серия «Русская классика. ХХ век»)
5.Грин Н. Н. Воспоминания об Александре Грине. Симферополь, 2000.
6.Ковский В. Е. Блистающий мир Александра Грина // Грин А. С.Собр. соч.: В 5 т. М., 1991. Т.1.
7.Ковский В. Е. Настоящая внутренняя жизнь: Психологический романтизм Александра Грина // Ковский В. Е'. Реалисты и романтики. М., 1990.
8.Михайлова Л. Александр Грин: Жизнь, личность, творчество. М., 1972.
9.Паустовский К. Г. Александр Грин // Золотая роза: Повесть. Л., 1987.