СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С математикой в путь. Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 6 класса.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 6 класса в форме студии .Практико-значимая работа.

Просмотр содержимого документа
«С математикой в путь. Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 6 класса.»

16


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования Московской области

«Академия социального управления»

кафедра математических дисциплин


Практико-значимая работа


Проектирование рабочей программы внеурочной деятельности учащихся 6 класса научно-познавательного направления

в форме студии

«С математикой в путь»

Выполнила слушатель учебного курса

«Особенности организации внеурочной деятельности научно-познавательного направления в общеобразовательном учреждении в ходе введения ФГОС ООО»

учитель математики Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 20 пос.Зеленый

Ногинского района

Симонова Лариса Алексеевна

Руководитель курса: к.п.н., доцент кафедры математических дисциплин Е.Л. Мардахаева




Москва,

2015


Содержание


Стр.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности научно-познавательного направления в свете требований ФГОС ООО

§ 1. Психолого-педагогические основы организации внеурочной деятельности учащихся 6 класса в форме студии

§ 2. Логико-дидактический анализ содержания обучения математике 6 класса

ГЛАВА 2. Методические рекомендации по реализации программы внеурочной деятельности научно-познавательного направления «С математикой в путь»

§ 3. Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления «С математикой в путь»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

Приложение

Пример реализации требований ФГОС в ходе реализации программы внеурочной деятельности научно-познавательного направления в форме студии «С математикой в путь»


3

5




5


7



9


9

23

24

26




Введение

Актуальность практико-значимой работы.

В педагогической литературе накоплен большой материал для проведения внеклассной работы по математике. Происходящие изменения общества, детей и их потребностей потребовали введения ФГОС, программы формирования УУД. Так как в настоящее время идет постепенный переход на новые стандарты в основной школе, внеклассная работа должна быть переориентирована во внеурочную деятельность, что требует изменить подходы – использовать деятельностную концепцию и соответствующие новые привлекательные, активные формы занятий с практическим содержанием. Актуальность данной практико-значимой работы связана с тем, что указанная проблема организации внеурочной деятельности еще недостаточно разработана практиками.

Цель практико-значимой работы: «Реализация требований ФГОС ООО при организации внеурочной деятельности учащихся научно-познавательного направления».

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач.

Задачи исследования.

1. Выявить теоретические основы организации внеурочной деятельности учащихся научно-познавательного направления в свете реализации ФГОС ООО.

2. Выполнить отбор форм, методов, содержания для организации внеурочной деятельности научно-познавательного направления.

3. Разработать пояснительную записку, учебно-тематическое планирование в соответствии с отобранным содержанием.

4. Разработать методические рекомендации по реализации разработанной программы внеурочной деятельности научно-познавательного направления.

Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов исследования: анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследования, учебников и учебных пособий по математике; беседы с учителями, тестирование учащихся, проведение опытной проверки.

























ГЛАВА 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности научно-познавательного направления в свете требований ФГОС ООО

§ 1. Психолого-педагогические основы организации внеурочной деятельности учащихся 6 класса в форме студии

Внеурочная деятельность обучающихся является важной и неотъемлемой частью процесса образования детей. Основная образовательная программа основного общего образования реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. Основным нормативным правовым документом, определяющим внеурочную деятельность, является федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Внеурочная деятельность в каждом ОУ реализуется на основании плана внеурочной деятельности и организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Целью внеурочной деятельности является достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, в первую очередь личностных и метапредметных результатов. Внеурочная деятельность нацелена на реализацию программы социализации и воспитания обучающихся.

Внеурочная деятельность проводится в формах, отличных от урочной системы обучения таких, как экскурсии, кружки, секции, клубы, студии, мастерские, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования и общества, общественно полезные практики, социальное проектирование и т. д.

Основной принцип построения внеурочных занятий - системно – деятельностный подход, основными технологиями которого являются проблемно-поисковая и проектно-исследовательская.

В соответствии со стандартом необходимо учитывать психолого-педагогические условия реализации внеурочной деятельности. На переходном этапе для обучающихся 5-6 классов программа внеурочной деятельности должна обеспечивать преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности при переходе из начальной школы на ступень основного общего образования. Планируя внеурочную деятельность, следует учитывать специфику возрастного психофизического развития обучающихся 5-6 классов, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый период. Этот возраст благоприятен для творческого развития. Учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходства и различи определять причину и следствие, но следует учитывать, что ученики этого возраста подвижны, неусидчивы, что потребует использования форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую  деятельность. Дети этого возраста активны, но обладают избирательностью внимания. Их легко увлечь необычными, захватывающими заданиями, но быстрая переключаемость внимания не дает им сосредоточиться долго на одном и том же деле. У ребят в этом возрасте начинает формироваться свое мнение, особенностью их мышления является критичность, что позволит им участвовать в организуемых учителем дискуссиях.

Внеурочная деятельность должна способствовать сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся. Учитель должен использовать любую возможность формирования ценности здоровья и безопасного образа жизни.

Занятия внеурочной деятельности планируются с учетом дифференциации и индивидуализации обучения, учитель должен вести мониторинг возможностей и способностей обучающихся. В стандарте образования подчеркивается, что внеурочная деятельность служит выявлению и поддержке одаренных детей, психолого-педагогической поддержке участников олимпиадного движения.

Большое внимание на внеурочной деятельности должно уделяться формированию коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников. Важным элементом внеурочной деятельности является поддержка детских объединений, ученического самоуправления.

Поэтому для практико-значимой работы выбрана такая форма проведения внеурочной деятельности как студия.

§ 2. Логико-дидактический анализ содержания обучения 6 класса

В 6 классе по научно-познавательному направлению в учебный план входят предметы- математика, география, биология и информатика, которая изучается на межпредметнй основе. По математике в 6 классе изучаются следующие содержательные линии: арифметика, начальные сведения курса алгебры, начальные понятия курса геометрии, начальные сведения по курсу «вероятность». В линии арифметики завершается изучение арифметических действий со всеми рациональными числами (положительные и отрицательные числа, дроби с разными знаменателями), вводится пропорциональное отношение величин, развивается понятие процентов, решаются задачи с разными процентными базами, изучаются вопросы делимости натуральных величин, признаки делимости, НОД и НОК. В линии о начальных сведениях курса алгебры продолжается работа с буквенными выражениями по их упрощению, раскрытию скобок, вырабатывается алгоритм решения уравнения переносом слагаемых из одной части уравнения в другую, решение текстовых задач алгебраическим методом (выделение трех этапов математического моделирования), вводятся декартовы координаты на плоскости. В линии о начальных понятиях геометрии изучаются центральная и осевая симметрия, окружность и круг, вводятся формулы длины окружности и площади круга, даются наглядные представления о шаре, сфере, формулах площади сферы и объема шара. В линии «Вероятность» появляется первое представление о понятии «вероятность», число всех возможных исходов, правило произведения, благоприятные и неблагоприятные исход, подсчет вероятности наступления или не наступления события в простейших случаях.

Внеурочная деятельность учеников 6 класса по научно-познавательному направлению может дать возможность развития указанных линий математики, показать их приложение в практической деятельности, связь с предметом информатика.



























ГЛАВА 2. Методические рекомендации по реализации программы внеурочной деятельности научно-познавательного направления в форме студии «С математикой в путь»

§ 3. Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления в форме студии «С математикой в путь»

Пояснительная записка

Актуальность рабочей программы «С математикой в путь» состоит в том, что она служит созданию условий для продуктивной деятельности, развития интеллектуальных возможностей и творческих способностей обучающихся.

Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления «С математикой в путь» составлена в соответствии с ФГОС ООО, программы основного общего образования школы, с учетом используемой на уроках программы по математике авторов И.И.Зубаревой, А.Г. Мордковича, программы внеурочной деятельности для учащихся 5-6-х классов Мардахаевой Е.Л. Математический кружок.

Цели программы: развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, расширение общего кругозора ребенка, воспитание средствами математики культуры личности; 
понимание значимости математики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 
• сформировать устойчивый интерес и мотивацию к предмету; 
• развить математические и творческие способности учеников; 
• сформировать у учащихся умение самостоятельно работать с научно-популярной литературой;

• учить коллективному творчеству и выполнению индивидуальной работы;

• способствовать воспитанию культуры общения и выступления;

• научить учащихся выполнять отбор информации в сети Интернет;

• развивать умение осуществлять проектную деятельность.

Внеурочная деятельность будет проводиться в форме студии, т.е. места для деятельности, в котором организованы занятия по усвоению математических действий, знаний, умений за рамками школьной программы, развитие не только творческих способностей детей в области математики, но и художественных (выступление для 4-5-классников, родителей), выявление и формирование педагогических способностей у детей, поддержка и развитие детей.

Принципы построения занятий студии: доступность, результативность, деятельностный характер, сочетание теоретических и практических форм деятельности; прикладная направленность, творчество, благоприятный психологический климат в совместной деятельности.

Формы проведения занятий студии: комбинированное занятие, мастерская, игра, консультация, практикум, репетиция, гастроли.

Формы работы на внеурочных занятиях: проблемно-ценностная дискуссия; мозговой штурм; конструирование и моделирование; решение задач; разгадывание кроссвордов, головоломок; игровые элементы; тематические сообщения.

Общая характеристика программы

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, которые можно взять с собой в путь (для досуга, в путешествие, смогут предложить друзьям, родителям и т.п.). Ученики познакомятся с примерами математических софизмов, что служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка (формировать умения доказывать математические факты, искать ошибочные заключения), развить внимание, логику. Для занятий будут предложены задачи со спичками, которые ученики с удовольствием используют для досуга и которые вместе с тем развивают мышление, воображение. Большое значение имеют логические задачи, они интересны, ученики с удовольствием знакомятся с приемами их решения, могут обыграть их. Математические фокусы позволяют связать материал с алгебраическими уравнениями, которые изучаются на уроках математики. Тема «Оригами» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.

В программу включено решение задач занимательного характера, на смекалку, что способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.

Для развития внимания, памяти используются игры- с веревочкой, математический сундучок знаний. На занятии проводится викторина с занимательными вопросами.

Большое внимание уделяется историческим экскурсам, что способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса, позволяет включать учеников в подготовку сообщений.

Программа студии представляет ученикам возможность выбора и подготовки проектов, из которых будет состоять выступление для учеников 4-5 классов.

В программе предусматривается знакомство и работа с научно-познавательной литературой, источниками в сети интернет.

Описание места программа в структуре ООП

Программа студии «С математикой в путь» относится к внеурочной деятельности по направлению «общеинтеллектуальное развитие личности» и входит в часть основной образовательной программы основного общего образования, формируемую участниками образовательного процесса. Программа базируется на дисциплинах предметной области «Математика и информатика». Она направлена на расширение кругозора обучающихся и имеет прикладную направленность.

Программа рассчитана на 12 занятий, продолжительностью 45 минут. Срок реализации – 1,5 учебных четвертей.


Описание ценностных ориентиров содержания программы

Построение программы внеурочной деятельности, также как и урочной авторов И.И.Зубаревой, А.Г. Мордковича основано на идеях и принципах системно-деятельностного подхода в обучении, разработанных российскими психологами и педагогами: Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, П.Я. Гальпериным, Л.В. Занковым и др., и заложенных в основу Стандарта (ФГОС 2010 г.), что обеспечивает обучающимся: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность;построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей.

Во внеурочной деятельности используются проблемно-поисковая, исследовательская технологии, которые позволяют создать такое образовательное пространство, в котором ученик становится субъектом процесса обучения.

Результаты освоения программы

Программа студии «С математикой в путь» дает возможность обучающимся достичь следующие результаты:

Личностные:

  1. начнет формироваться профессиональное, жизненное самоопределение,

  2. приобретается смысловое учение- ученик начнет осознавать, для чего учится,

  3. сформируется положительное отношение к предмету.

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

  • целеполаганию - ставить учебную задачу,

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,

  • вносить необходимые коррективы в действие,

  • оценивать качество и уровень решения задачи.

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

  • структурированию знаний (составление таблицы, схемы)

  • смысловому чтению научно-популярной литературы,

  • анализировать объекты с целью выделения признаков,

  • самостоятельно выбирать способы решения проблемы творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками

  • работать в коллективе,

  • задавать вопросы для поиска и сбора информации

  • выражать свои мысли в публичном выступлении.

Предметные:

Обучающиеся научатся:

  1. решать несложные логические задачи; занимательные задачи,

  2. показывать фокусы и объяснять их с позиции математики,

  3. делать несложные фигуры из бумаги- оригами,

  4. объяснять несложные софизмы,

  5. приобретут ИКТ-компетентность.

Содержание программы по внеурочной деятельности

Часть 1. Познавательная деятельность (7 ч.)

За страницами учебника математики (очерки из истории математики).

Задачи со спичками.

Логические задачи.

Софизмы.

Математические фокусы.

Оригами.

Игры- с веревочкой. Сундучок знаний.

Часть 2. Проектная деятельность (5 ч.)

Особенности коллективной работы над проектом. Планирование проектной деятельности. Методы сбора информации для осуществления проекта. Поиск информации в Интернете. Работа над проектом. Оформление проекта. Корректировка хода выполнения проекта. Презентации проектов (создание компьютерной презентации). Защита проекта- выступление. Анализ результатов.

Темы проектов

Из жизни замечательных людей- ученых-математиков.

Математические фокусы.

Математические софизмы.

Математическая викторина.

Изготовление оригами.

Формы представления результата: проект, выступление.

Учебно-тематическое планирование

занятия

Наименование изучаемой темы

Кол-во часов

Форма

проведения

Требования к результатам

Контрольно-оценочная

деятельность

Домашние и индивидуальные задания

Оборудование и средства обучения

Дата

Теоретические

Практические

 1

Организационное занятие.

Планирование

работы и проекта.

Задачи со спичками.

 0,5

 0,5

 Комбинированное

занятие

 Регулятивные:

- постановка цели,

- планирование действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

-анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование,

-самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении задач творческого и поискового характера

 Не предусматривается

 Найти книгу по занимательной математике (в библиотеке, дома, в интернете) и прочитать интересный материал об ученых-математиках. Подобрать и рассказать о решении 1-2 задач со спичками

 Шарыгин И.Ф.

Наглядная геометрия

Стр.75

Б.А.Кордемский

Математическая смекалка

Стр.87

 

2

Математические софизмы.


0,5

0,5

Комбинированное

занятие

Предметные:

Доказывать утверждения

Познавательные:

анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, установление причинно-следственных связей

Представленные домашние работы и лучшие ответы по теме занятия

Подобрать софизм и его объяснение

Нагибин Ф.Ф.

Канин Е.С.

Математическая

шкатулка

стр.65


3

Логические задачи.

0,5

0,5

Комбинированное

занятие

Предметные:

решать несложные логические и занимательные задачи

Познавательные:

осуществлять анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, знаково-символические действия, построение речевого высказывания

Представленные домашние работы и лучшие ответы по теме занятия

Найти в интернете интересную логическую задачу и рассказать о ней

Мардахаева Е.Л.

Занятия

математического кружка

стр.105


4

 Математические фокусы.

0,5

0,5

Комбинированное

занятие

Предметные:

анализировать математические фокусы с помощью математического языка-уравнений

Познавательные:

осуществлять анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, знаково-символические действия, построение речевого высказывания

Представленные домашние работы и лучшие ответы по теме занятия

Конкурс на лучший фокус- подготовиться

Мардахаева Е.Л.

Занятия

математического кружка

Стр.51


5

Математические фокусы.

Обсуждение тем

проектов.


1

Практикум

Изготовление

реквизита для выступления

Познавательные:

-осуществлять знаково-символические действия, строить речевое высказывание

Представленные домашние работы и лучшие ответы по теме занятия

Подготовка проектов

Нагибин Ф.Ф.,

Канин Е.С.

Математическая

шкатулка

стр.135


6

Город оригами.

0,5

0,5

мастерская

Коммуникативные:

планировать учебное сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач

Выставка работ

Подготовка работы

Рузина М.С.,

Афонькин С.Ю.

Страна пальчиковых игр

Стр175


7

Город оригами


1

мастерская

Коммуникативные:

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач

Выставка работ

Подготовка работы

Страна пальчиковых игр

стр175


8

Математическая

викторина.

Коррекция

проектов.


1

игра

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, производить знаково-символические действия

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Регулятивные:

проводить рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Награждение победителей викторины

Работа над проектом

А.В. Фарков

Математическое

соревнование

стр.41


9

Представление и обсуждение

проектов.



1

консультация

Регулятивные:

проводить рефлексию, контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме и письменной; слушать и понимать речь других

Обсуждение проектов и оценка по критериям

Подготовка к выступлению



10

Подготовка к выступлению


1

репетиция

Регулятивные:

Проводить рефлексию, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, планировать дальнейшую деятельность.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.





11

Выступление перед родителями и перед 4-5 классниками


1

гастроли

Личностные:

приобретается смысловое учение, сформируется положительное отношение к предмету.

Коммуникативные:

осуществлять планирование учебное сотрудничество с учениками





12

Подведение итогов. Планирование дальнейшей работы. Знакомство с журналом «Квантик»

0,5

0,5

Комбинированное

занятие

Регулятивные:

Проводить рефлексию, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Познавательные:

-осуществлять поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, знаково-символические действия, построение речевого высказывания

Анализ работы


http://kvantik.com/ (Журнал Квантик)





Описание материально-технического обеспечения

Учебный кабинет для проведения занятий студии должен быть оснащен следующими техническими средствами обучения:

  • компьютером учителя с выходом в Интернет;

  • мультимедийным проектором;

  • интерактивной доской;

  • оборудованными рабочими местами учащихся (стационарные компьютеры или ноутбуки) с выходом в Интернет;

учебно-практическим оборудованием:

  • школьной маркерной доской (можно магнитной);

  • комплектом чертежных инструментов (линейка, транспортир, треугольник, циркуль),

  • бумага, ножницы, ватман, картон, спички


















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной работы являлось практическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности научно-познавательного направления в форме студии «С математикой в путь» с позиций реализации требований ФГОС ООО. Для этого были изучены теоретические основы организации внеурочной деятельности - ФГОС ООО, примерной программы ООО, методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности. Составлена рабочая программа в форме студии «С математикой в путь», содержащая все элементы в соответствии с требованиями к рабочим программам по ФГОС.

Разработанная рабочая программа обсуждались на заседании ШМО учителей математики МБОУ СОШ № 20 пос. Зеленый, с коллегами в рамках курсовой подготовки «Особенности организации внеурочной деятельности научно-познавательного направления в ходе реализации ФГОС ООО». В приложении к работе представлена технологическая карта занятия внеурочной деятельности, на котором в совместной деятельности учителя и учеников показывается значимость математики и возможность ее применения для досуга.

Таким образом, цель была достигнута  посредством разработки рабочей программы внеурочной деятельности в форме студии, направленной на достижение целей ФГОС и реализации ее в дальнейшей практической педагогической деятельности.








Список литературы

Литература для учителя:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Письмо № 03-296 Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.

  4. Мардахаева Е.Л. Математический кружок: Образовательная программа внеурочной деятельности для учащихся 5-6-х классов. Программа // Реализация требований ФГОС ООО в преподавании математики. – М., Калуга: КГУ им. К.Э Циолковского, 2012. – С. 132-149.

  5. Мардахаева Е.Л. Занятия математического кружка. 5 класс. -М.: Мнемозина, 2012-175с.

  6. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы - М.: Айрис-пресс, 2006. – 144 с. – (Школьные олимпиады).

  7. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл.- М.: Из-во НЦ ЭНАС, 2002.-208 с. - (Портфель учителя).


Литература для учащихся:

  1. Кордемский Б.А. Математическая смекалка.- М.: государственное издательство технико-теоретической литературы, 1954,- 568с

  2. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения: 2-е изд., испр. и дополн./Пер. с англ. – М.: «Мир», 1999.

  3. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989.

  4. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр:Развивающие игры и оригами для детей и взрослых.-СПб.:КРИСТАЛЛ.-336с.

  5. Нагибин Ф.Ф.. Канин Е.С. Математическая шкатулка. М.:Просвещение,1988.- 160с.

  6. Перельман Я.И. Живая математика. – Домодедово: ВАП,

1994. – 160 с.

  1. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. – Домодедово: ВАП, 1994. – 200 с.

  2. Перельман Я.И. Занимательная арифметика. – М.: АО «Столетие», 1994. – 176 с.

  3. Мардахаева Е.Л. Занятия математического кружка. 5 класс. -М.: Мнемозина, 2012-175с.



Ссылки на электронные ресурсы:

  1. http://www.ziimag.narod.ru/ (практика развивающего обучения)

  2. http://www.develop-kinder.com/ (Математика для развития детей. Сократ)

  3. http://mathkang.ru/ (Математика для всех. Кенгуру)

  4. http://intelmath.narod.ru/2011.html (Занимательная математика)

  5. http://matematiku.ru (Математику.ру: занимательная математика)

  6. www.etudes.ru (Математические этюды)

  7. http://ipuzzles.ru (Все о головоломках)

  8. http://kvantik.com/ (Журнал Квантик)


Приложение.

Пример реализации требований ФГОС в ходе реализации программы внеурочной деятельности научно-познавательного направления в форме студии «С математикой в путь».

Технологическая карта внеурочного занятия

Название внеурочного занятия

студия «С математикой в путь»

ФИО учителя, школа

Симонова Лариса Алексеевна, МБОУ СОШ № 20 пос.Зеленый

Тема занятия

Математические фокусы.

Форма проведения занятия

комбинированное

ЭОР к занятию

http://festival.1september.ru/articles/568450/

презентация

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

анализировать математические фокусы с помощью математического языка- уравнений


Познавательные:

осуществлять анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, знаково-символические действия, построение речевого высказывания

Коммуникативные:

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Регулятивные:

- постановка цели,

- планирование действия в соответствии с поставленной задачей.

-проведение рефлексии, контроля и оценка процесса

формируется положительное отношение к предмету.

Устанавливается значение результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов


Предполагаемые эффекты


Виды деятельности

Приобретение социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного общественного действия

Получат возможность использовать приобретенные знания для досуга

«Колдун - не колдун, а математике учился"

Возможность показать фокус одноклассникам или родителям

1. Деятельность учителя

2. Деятельность учащихся

(осуществляется через действия)

3. УУД

(название, вид)

Цель учителя: организовать продуктивную деятельность учащихся

Цель учащихся: создать образовательный продукт (эталон)


ЭТАП I. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, сообщает, что потребуется для занятия, рассаживает по группам .

Учащиеся проверяют готовность к началу работы.


ЭТАП II. Этап актуализация знаний.

Учитель рассказывает:

Все вы знакомы с творчеством великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Дает задание прочитать стихотворения поэта (заготовленные для групп).



Но не каждому известно, что он был большим любителем и математики.

Вот отрывок из воспоминаний однополчанина поэта Е. И. Мейделя о забавном случае, связанном с пребыванием Михаила Юрьевича в крепости (в Анапе) «… Зимой офицеры анапского гарнизона, проходя службу в захолустном местечке, собирались по вечерам у кого-либо из друзей и развлекались от скуки как могли. Однажды, находясь в такой компании, Лермонтов предложил:

"Задумайте какую угодно цифру, и я с помощью простых арифметических действий, которые вы будете проводить со мною, определю эту цифру

Вот один из фокусов М.Ю. Лермонтова: задумать любое число, прибавить к нему 25, прибавить еще 125, отнять 36, вычесть задуманное число, остаток умножить на 5, полученное число разделить на 2. В итоге Лермонтов всегда безошибочно называл ее.

Получится 285.

Батальонный был изумлен: "Фу ты... Да вы уж не колдун ли?!" Поэт улыбнулся: "Колдун - не колдун, а математике учился", и раскрыл секрет фокуса…».

Попробуем и мы определить тему и цель нашего занятия.

Читают в группах, затем читают вслух представители от групп.

















Записывают задуманное число. Выполняют вычисления в тетрадях.







Проверяют результат.



Ставят проблему и планируют способы решения проблемы.

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками











Предметные- развивают вычислительные навыки





Познавательные-

формируют навыки самоконтроля

Регулятивные:

Постановка цели занятия


ЭТАП III. Решение проблемы

Учитель:

Итак, основную часть нашего занятия мы посвятим арифметическим фокусам. Арифметические фокусы – это эксперименты, основанные на свойствах чисел и действий, математических законах. И понять суть того или иного фокуса – это значит понять пусть небольшую, но математическую закономерность.

Организует открытие секрета фокуса











Составляют математическую модель фокуса.

Секрет фокуса (слад):

(а + 25 + 125 – 36 - а) · 5 : 2 = 114 · 5 : 2 = 285.

Как видно, в процессе выполнения действий задуманное число а исключается, и собеседник выполняет остальные действия только над теми числами, которые дает сам отгадчик.

Вместо чисел 25, 125, 36, 5 и 2 можно брать, конечно, и другие числа, но тогда и ответ будет иной.


Познавательные:

-выполнение знаково-символических действий (в т.ч. моделирования);

- выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

построение речевых высказываний в устной и письменной формах,

-построение логической цепи рассуждения;

- доказательство

ЭТАП IV. Первичное закрепление

1.Учитель рассказывает:

Первое упоминание о математических фокусах встречаются в книге русского математика Леонтия Филипповича Магницкого с длинным названием “Арифметика, сиречь наука числительная, с разных диалектов на славянский язык переведенная и во едино собрана и на две книги разделена…”, опубликованной в 1703 году и содержащей начала математических знаний того времени.

Одна глава книги была названа автором “Об утешных некиих действах, через арифметику употребляемых”. Эта глава содержала математические игры и фокусы. Сам Магницкий пишет, что поместил эту главу в книгу для “утехи и особенно для изощрения ума учащихся”. Вот один из фокусов…

Я попрошу выйти к доске несколько учениц. Сейчас мы узнаем, кто из них взял перстень, на какой палец надел его и на какой именно сустав пальца. Сначала договоримся о номерах участниц, пальцев и суставов (слайд 22).Учитель выходит, чтобы ученики смогли спрятать кольцо.

Сейчас я попрошу вас выполнить следующие действия: номер, взявшего перстень умножить на 2; к произведению прибавить 5; сумму умножить на 5; к полученному числу прибавить номер пальца, результат умножить на 10; к произведению прибавить номер сустава;

Назвать полученный результат и я угадаю у кого перстень, на каком пальце и на каком суставе одет (слайд 23).

Учитель организует обсуждение секрета фокуса:

От полученного в результате арифметических действий числа нужно отнять 250: в остатке первая цифра слева - это номер взявшего кольцо, вторая - номер пальца, третья - номер сустава.











2. Резерв.Число Шахерезады»

Напишите на бумажке (не показывая) трехзначное число, а затем припишите еще раз то же самое число. Полученное шестизначное число разделите сами (или предложите любому другому) разделить, не показывая, без остатка на 7. Результат деления еще раз разделите сами (или передав другому ученику) без остатка на 11, а затем на 13..

После троекратного деления должно получиться загаданное число.

3.Фокус «Освобождение»
































Ученицы выходят к доске, прячут кольцо, ученицы и остальные ученики проделывают вычисления.



Обсуждают каков секрет фокуса?

Ученики записывают в тетради:

Пусть, например, перстень взял 6-й ученик и надел его на 3-й сустав безымянного пальца (то есть 4-го пальца), тогда: ((6·2+5) ·5+4) ·10+3=893

  • 893-250=643

  • 6·2·5·10=600

  • 4·10=40

  • 5·5·10=250.

Отгадка :

Читают книгу Депмана «За страницами учебника математики» стр. 103 или можно дать прочитать дома.

Секрет фокуса. Вспомним, что приписать к трехзначному числу его само – значит, умножить его на 1001 – число Шехерезады. Но 1001=7·11·13. а в результате деления последовательно на эти три числа оно должно снова дать полученное число.



Заплетаются руки двоих участников, им предлагается освободиться не развязывая веревочки.


Личностные:

выделение морально-этического содержания событий и действий











Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками



Познавательные:

-выполнение знаково-символических действий (в т.ч. моделирования);

- выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

построение речевых высказываний в устной и письменной формах,

-построение логической цепи рассуждения;

- доказательство

ЭТАП IV. Рефлексия

Учитель организует подведение итогов урока.

Спрашивает, как связана математика с досугом? Где можно использовать- показать предложенные фокусы?

На следующем уроке мы продолжим, рассмотрим и другие интересные фокусы, даже загадки Копперфилда.

Фокусы можно найти в различной литературе, а можно придумать и самим.

Вашим домашним заданием будет- подобрать свой фокус, который можно самим придумать, а можно найти и разобрать в занимательных книгах по математике, в интернете (на следующем уроке устроим конкурс фокусников) или желающим найти и подготовить сообщение об интереснейшем человеке, который стремился математику сделать доступной и получившим фамилию от слова магнит- притягивающий- Магницкий, с фокусом которого вы сегодня познакомились.


Обсуждают, отвечают на вопросы учителя.











Записывают в тетради и дневники.

Личностные:

Формируется положительное отношение к предмету.

Устанавливается значение результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов

Регулятивные:

оценивание результатов выполненной деятельности.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!