Образы героев.
содержания понятия «лодыри».
Автор, жанр, рассказ, герой, портрет.
Грифель, лодыри.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятель-ность обучающих- ся | Планируемые результаты |
1 Организационный момент. Эмоциональная готовность к уроку. | - Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок! - Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть! -Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? - Что необходимо чтобы все на уроке получилось? – Мы настроили себя на деловой лад, пусть все у нас получится! Мы помним правила дружбы класса: Ты с товарищем не ссорься, Не завидуй никогда! Сделал плохо, исправляйся, Честным будь везде, всегда! | Эмоциональ- но настраивают -ся на работу Ожидаю: -Узнаю что - то интересное, познаком- люсь с новым произведени-ем, новым героем из этого произв. -Работать дружно. | Личностные: - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Метапредметные: -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Предметные: -достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности. |
2.Антиципация. Работа с текстом до чтения | - Учитель, организуя диалог, предлагает поиграть в игру "Доскажи словечко" 1. Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на... (ремне). 2. Не было в доме мышей, А было много... (карандашей). 3. Эй, не стойте слишком близко — Я... (тигренок), а не киска! 4. Правда, дети, я хорош: На большой... (мешок) похож? 5. Мой веселый звонкий мяч, Ты куда... (помчался) вскачь? 6. Вместо шапки на ходу Он надел... (сковороду). — Вы правильно досказали слова. Маршак - автор не только этого стихотворения, но и строк, в которые вы вставляли пропущенные слова. -Сегодня мы познакомимся с этим замечательным писателем, вспомним его произведения и прочитаем новое. – (Портрет писателя) Вы узнали этого писателя? А что вам известно о его творчестве? -Так какая тема нашего урока? -Цель урока? -Учитель обращает внимание детей на презентацию к уроку. -Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) — русский поэт, драматург, переводчик. - Родился 22 октября в Воронеже в семье талантливого изобретателя, мастера-мыловара. Раннее детство и школьные годы провел в городке Острогожске под Воронежем. -В 15 лет он переехал в Петербург, учился в одной из лучших гимназий, целые дни проводил в публичной библиотеке. Печататься начал в 20 лет. Позже для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию. -Вернулся на родину. -В33 года он жил в Краснодаре, организовал здесь один из первых в стране театров для детей, писал для него пьесы-сказки. Здесь началось творчество детского писателя. А еще через три года вышли первые стихотворные книжки для самых маленьких: "Дом, который построил Джек", "Детки в клетке", "Сказка о глупом мышонке". Большую известность принесли Маршаку и его пьесы-сказки: «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев» и др. Стихи самого Маршака переведены на многие языки народов мира. - А сейчас вам прочитает одно из его произведений актриса(аудиозапись). Ваша задача распознать жанр произведения. Отметить непонятные слова для понимания. - Лодыри – бездельники, лентяи. Грифель – пишущий стержень внутри карандаша). - Понравилось вам стихотворение? - Какое настроение оно вызывает? - О чем рассказывается в стихотворении? - Кто главные герои? | -Дети досказывают слова из произведенийписателя. -Узнать о творчестве С.Я.Маршакапознакомить- ся с литературным героем ,дать характеристи-ку, авторская позиция. -Дети слушают произведение. Помечают в рабочей тетради слово:лодыри грифелем. Говорят жанр произведения стихотворе- ние. Выявля- ют главного героя-Кот. Ребята. -Да. -Улыбку. -О ребятах, которые не хотели учиться. -Кот. Ребята. | Личностные: - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. Метапредметные: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; -определение общей цели путей достижения. Предметные: -осознание значимости чтения для личного развития; -достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности. |
3Работа с текстом во время чтения | - Итак, а сейчас давайте прочитаем стихотворение вместе, с выражением. - Куда попали лодыри по пути на урок? - На что жаловался кот? - Почему кот хочет научиться грамоте? - Лодырям нравится учиться? - Чем занимаются лодыри целый день? - Разве это плохо кататься на коньках, заниматься спортом, дышать свежим воздухом? - Когда можно играть кататься на санках, лыжах, коньках? - Как Маршак относится к мальчишкам-лодырям? -Как должны звучать слова кота? -А как должны звучать слова лодырей? --Давайте прочитаем этот эпизод выразительно по ролям. Нам нужно 3 человека (1 - автор; 2 - кот; 3 - лодыри). - Спасибо! Давайте проанализируем работу ребят. Получилось ли у них передать те чувства и эмоции героев? - Верно! А как они смогли это передать? Какой интонацией? - Да! Какие отметки поставим ребятам? | -Дети читают стихотворе- ние по несколько строк. -Отвечают на вопросы. -Он смеется над ними, осуждает их. -Поучительно -Хвастливо -Делим эпизод стихотворе- ния для чтения по ролям. -Устная оценка работы ребят - | Личностные: -навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. Метапредметные: - овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; -готовность слушать собеседника и вести диалог. Предметные: -использование разных видов чтения; -умение использовать простейшие виды анализа различных текстов, находить характерные особенности художественного произведения. |
4 Физминутка | -Физкультминутка Вышли уточки на луг Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.) Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж!(Машем руками-крыльями.) Гуси шеи выгибают, Га-га-га!(Круговые вращения шеей.) Клювом перья расправляют.(Повороты туловища влево-вправо.) Ветер ветки раскачал(Качаем поднятыми вверх руками.) Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш!(Подняли вверх руки, потянулись.) И опять настала тишь, Ш-ш-ш. | | Личностные: - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях |
5. Работа с текстом после чтения. | -С каким стихотворением мы сегодня познакомились? - Кто автор стихотворения? (Показ книг С.Я.Маршака) - В этом стихотворении автор на чьей стороне: кота или лодырей? - Каких людей он высмеивает? - Какой же урок можно вынести из стихотворения Маршака? (Не лениться, чтобы не произошла беда, бороться со своей ленью, воспитывать в себе силу воли.) - А что было бы, если бы в городе были все как эти дети, лодырями и прогульщиками? (Если бы все были прогульщиками, то в городе, наверное, остановилась жизнь. Люди опаздывали бы на работу, потому что водители общественного транспорта прогуливали…) - Как вы думаете, какие же качества характера помогают добиться успехов в учёбе и в жизни? -Каким должен быть человек -Работа в малой группе, распределение ролей. - Хорошо! И я приготовила для вас задание. Работать будем в группах: ваша задача: составить пословицу объяснить, как вы ее понимаете и соотнести смысл пословицы с содержанием стихотворения. На работу вам 2 минуты. (Задания: -Откладывай безделье, да не откладывай дела. -Делу время, а потехе час. -Учись смолоду – пригодится в старости. -Мудрым никто не родился, а научился. -Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет. -У лодыря что ни день, то лень. - Итак, время закончилось. Начинаем проверять. Кто у вас будет отвечать? - Спасибо! Ребята, вы согласны со своими одноклассниками? Правильно они ответили? - Чтобы проверить, насколько вы были внимательны, предлагаю выполнить небольшой тест. 1. Имя и отчество поэта: Лев Николаевич; Самуил Яковлевич; Корней Иванович. 2. Где родился Маршак? Воронеж; Острогожск; Петербург. 3. Выберите название произведения Маршака. "Путаница"; "Федорино горе"; "Кот и лодыри". 4. Выберите слово, близкое по значению к слову "лодыри": неряха; плакса; лентяй. 5. Куда попали лодыри вместо урока? каток; кино; музей; 6. Сколько лет было коту, которого встретили лодыри? два года; год; пять лет. | -Обучающие Отвечают на вопросы . -Дети рассаживают -ся по 6 человек в группу. Распределяют роли и начинают Выполнять задания. -Дети выполняют тест. Проверяют правильность выполнения с доски(по эталону). | Личностные: - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. Метапредметные: - овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; -готовность слушать собеседника и вести диалог. Предметные: -достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности. |
6.Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. | -Учащиеся анализируют свою работу, выясняют, соответствовал ли урок поставленной цели, был ли он направлен на положительный результат. -Рефлексия: -У вас на столе солнышко, тучка. В рабочую тетрадь прикрепите солнышко, если урок вам понравился, солнышко в тучке, если не очень, просто тучку, если что - о не поняли, не получилось. -Домашнее задание: Выразительно читать произведение по ролям. нарисовать главного героя произведения, выразить характер | Проговари- вают тему урока. Цель. Что узнали нового. Где применят новые знания. - | Личностные: -развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения; -способность к самооценке. Метапредметные: - умею планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; -определение общей цели путей достижения; Предметные: - осознание значимости чтения для личного развития. |
1. Учебник по литературному чтению для 2 класса УМК «Школа России» / Л. Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина М.: Просвещение, 2013.
2. «Словари.ру». [Электронный ресурс]. URL: http://www.slovari.ru/ (дата обращения: 08.02.2018).
3Автор:Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. Издательство « Просвещение»,2013.
4. http://www.solnet.ee/sol/002/z_100.html
5.
Программа, автор(ы) | УМК «Школа России» Учебник: Учебник: Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В. П. Канакина, В.Г. Горецкий]. – М.: Просвещение, 2012. |
Класс | 2 класс 1 Часть 1(1 полугодие) |
Раздел (содержательная линия) | « Звуки и буквы». |
Тема урока | Безударные гласные звуки |
Цели урока | Научить обозначать звуки буквами на письме, заменять звуковую модель слова буквенной и наоборот. |
Основное содержание урока | Базовая технология: личностно- деятельностное обучение; методы проблемно- диалогического обучения (побуждающий диалог). |
Термины и понятия | Проверяемое слово, проверочное слово, безударный гласный звук, проверяемая буква. |
Планируемый результат |
Личностные умения | Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Предметные умения |
Л1.Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; Л2.Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; Л3.Способность к самооценке | М1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. М2.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. М3.Определение общей цели путей достижения. М4.Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. | П1:Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры. П2.Овладение учебным действием с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных практических и коммуникативных задач. П3.Освоение первоначальных представлений о системе и структуре русского языка. |
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи | Ресурсы (информационный, демонстрационный, интерактивный материал) | Формы работы |
Литературное чтение | 1. Учебник «Русский язык» 2класс 2.Классная доска 3. Мультимедийный проектор 4.Компьютер 5 Карточки 3- х цветов | - фронтальная работа с классом; - работа в парах; -индивидуальная работа учащихся. |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Название этапа: 1.организационный момент (самоопределение) Цели деятельности: проверить готовность к уроку (самооценка готовности к уроку). Планируемый результат: Л1, Л2, Л3. |
Включение обучающихся в деятельность. - Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постараюсь все понять- Буду грамотно писать. – Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Начните со слов: – А что необходимо чтобы все на уроке получилось? | Обучающиеся слушают учителя. - На листах (у каждого он есть)пишут: « Я ожидаю…». -Обучающиеся называют предметные умения |
Название этапа: мотивация. Цели деятельности: настроить обучающихся на позитивную работу Планируемый результат: Л1, Л2, М1, П1. |
– Мы настроили себя на деловой лад, пусть все у нас получится! Мы помним правила класса: -На уроках будем мы Старательны, внимательны! По три раза повторять Нам совсем не обязательно. | -Дети проговаривают правило наизусть все вместе (оно выведено на экран). - :« |
Название этапа: 3.предъявление задания. Цели деятельности: организовать восприятие задания обучающимися, оно записано на доске. Планируемый результат: Л1, Л2, Л3, М1, М4, П2, П3 |
– Я хочу рассказать вам одну историю. Миша написал своему другу Пете записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, поиграем». Петя записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером. «Мяч будет», – гордо сказал товарищам Миша. Пришел Петя, а в руках у него вместо мяча был игрушечный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол. – Почему так получилось? – Какое правило не знал Миша? -А как называется гласный звук в ударном слоге? -А гласный звук в безударном слоге? - Так какая тема нашего урока? - А какова будет основная цель нашего урока? -Запишите в листе по самооценке «Что я уже знаю по теме…» -В чем может быть затруднение? | -Дети выдвигают разные версии. (не знает значение слова меч, мяч, не знает правила проверки слова, не знает что такое ударение, не распознает правила… -Правило о правописании безударных гласных). -Ударным. -Безударным. - Безударные гласные звуки - Научиться обозначать звуки буквами на письме. - Дети пишут «Я знаю ….» -«Я думаю….» |
Физминутка. Три медведя шли домой: (дети идут как медведь) Папа был большой-большой. (поднимают руки вверх) Мама с ним – поменьше ростом, (руки на уровне груди, вытянуты вперёд) А сыночек просто крошка, (садятся на корточки) Очень маленький он был, С погремушками ходил. (встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: дзинь-дзинь). |
Название этапа: понимание задания. Цели деятельности: организовать целеполагание обучающимися на уровне принятия практической задачи. Предложить понять задание. Планируемый результат: Л1, Л2, Л3, М2, М3, П2, П3 |
На экране задание. -Давайте поиграем в игру «Буква потерялась» За г..рами, за л..сами, За широкими м..рями, Против неба – на з..мле Жил ст..рик в одном с..ле. -Проговариваем слова с пропущенной буквой, следим за тем, что гласный звук безударный, делаем вывод, что это слово будет проверяемое слово, а слово, в котором проверяемая буква обозначает гласный звук- проверочное. -Значит какова цель урока? - Какие проверочные слова подберем с словам с безударной гласной? | - Научиться обозначать звуки буквами на письме. Научиться различать проверочное слово от проверяемого. Научиться правильно писать гласную букву в слове. -Дети выписывают слова в тетрадь и выполняют проверку, обращаются к правилу на стр. 95 учебника. |
Название этапа: выполнение задания. Предъявление способа выполнения задания. Цели деятельности: организовать индивидуальную работу обучающихся. Организовать представление каждой пары обучающихся своего способа выполнения. Выбрать пары, чей алгоритм выполнения был верный. Планируемый результат: Л1, Л3, М1, М3, П1, П2, П3. |
-Задание на карточке для пары ребят. Дети обсуждают задание и пишут. - В л _су зв_рьки готовятся к з _ме. Белка сушит на в _твях д _ревьев гр _бы. Мышка зап _сает з _рно. Ёжик ут _пляет гн _здо. Зм _я нашла укромное м _стечко под бр_вном. Ул _тают в тёплые кр _я ласточки и стр _жи. -Сравнивают выполненное задание с эталоном. | Когда пара готова, дети комментируют какую написали гласную букву в слове, какой способ проверки применили. -На экране проверка текста. В лист по самооценке записывают « Я правильно выполнил задание …». «Мне помог мой товарищ…..» « Я исправил ошибки по эталону…». |
Название этапа: тренинг. Цели деятельности: организовать выполнение упр. 143из учебника на стр.94. (по вариантам) Планируемый результат: Л1, Л2, Л3, М1, М2, М4, П1, П2. |
-Учитель предлагает выполнить задание из учебника. Дает установку. | - Ребята знакомятся с заданием к упражнению. Разбирают и приступают к выполнению (1В.-№1, 2В.- №2). |
Название этапа: рефлексия. Цели деятельности: организовать понимание ценности выполненной деятельности: Планируемый результат: Л, М3, М4, П1, П2, П3. |
|
- Итог урока. Проговариваем еще раз тему урока, цель урока, способы проверки слова с безударным гласным звуком. - У каждого есть 3 карточки: красного, желтого, зеленого цветов. *Карточка красного цвета: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке» * Карточка желтого цвета: «Урок был интересен и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно» *Карточка зеленого цвета: « Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов» | -Дети говорят тему урока, цель урока, способ проверки. -Дети показывают карточки с цветом. -В листе по самооценке записывают « Я понял…». «Я научился..». «Я применю эти знания…». |
Домашнее задание |
Правило стр. 95, подготовить творческое задание. Составить несколько предложений, где встретятся слова с безударным гласным звуком. |
1. Учебник: Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В. П. Канакина, В.Г. Горецкий]. – М.: Просвещение, 2012.
2. «Словари.ру». [Электронный ресурс]. URL: http://www.slovari.ru/ (дата обращения: 13.11.2017).
3.Автор:О.Н.Крылова Поурочные разработки по русскому языку. Издательство «ЭКЗАМЕН» Москва 2014
4.http://uchitelya.com/russkiy-yazyk/23748-master-klass-refleksiya-na-urokah-russkogo-yazyka.html