СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С. Маршак «Кот и лодыри».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по литератуному чтению к разделу :  Писатели- детям.

Просмотр содержимого документа
«С. Маршак «Кот и лодыри».»

Технологическая карта урока литературное чтение


Программа, автор(ы ) Учебник: Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. – М.: Просвещение, 2012.


Класс 2 Часть 2(2 полугодие)

Раздел "Писатели — детям".

(содержательная линия)

Тема урока С. Маршак «Кот и лодыри».

Образы героев.

Цель урока Формировать читательскую

грамотность


Основное содержание урока, термины и

понятия На основе технологии формирования

типа правильной читательской

деятельности формирование умения

анализировать литературное произве-

дение и определение этического

содержания понятия «лодыри».

Автор, жанр, рассказ, герой, портрет.

Грифель, лодыри.


Планируемый результат


Предметные

Метапредметные

Личностные

-понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

-осознание значимости чтения для личного развития;

-достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности;

-использование разных видов чтения;

-умение использовать простейшие виды анализа различных текстов, находить характерные особенности художественного произведения.





-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-определение общей цели путей достижения;

-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

-овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

-готовность слушать собеседника и вести диалог.



-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- способность к самооценке.




Организация образовательного пространства


Межпредметные связи

Ресурсы (информационный, демонстрационный, интерактивный материал)

Формы работы


Русский язык

Окружающий мир

1. Учебник «Литературное чтение» 2класс

2.Рабочие тетради

3.Классная доска

4. Мультимедийный проектор

5.Магнитафон.

6.Аудиозапись

7Презентация

С.Я.Маршаке

8.


- фронтальная работа с классом;

-индивидуальная работа учащихся;

-работа в группе.





Этап урока

Деятельность учителя

Деятель-ность обучающих-

ся

Планируемые результаты

1 Организационный момент.

Эмоциональная

готовность к уроку.


- Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!


- Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть!

-Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?










- Что необходимо чтобы все на уроке получилось?

– Мы настроили себя на деловой лад, пусть все у нас получится! Мы помним правила дружбы класса:

Ты с товарищем не ссорься,

Не завидуй никогда!

Сделал плохо, исправляйся,

Честным будь везде, всегда!




Эмоциональ-

но настраивают

-ся на работу





Ожидаю:

-Узнаю что -

то интересное,

познаком-

люсь с новым произведени-ем, новым героем из этого произв.


-Работать дружно.


Личностные:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Метапредметные:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Предметные:

-достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности.



2.Антиципация. Работа с текстом до чтения


- Учитель, организуя диалог, предлагает

поиграть в игру "Доскажи словечко"

1. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на... (ремне).

2. Не было в доме мышей,

А было много... (карандашей).

3. Эй, не стойте слишком близко —

Я... (тигренок), а не киска!

4. Правда, дети, я хорош:

На большой... (мешок) похож?

5. Мой веселый

звонкий мяч,

Ты куда... (помчался) вскачь?

6. Вместо шапки на ходу Он надел... (сковороду).

— Вы правильно досказали слова.

Маршак - автор не только этого стихотворения, но и строк, в которые вы вставляли пропущенные слова.

-Сегодня мы познакомимся с этим замечательным писателем, вспомним его произведения и прочитаем новое.

– (Портрет писателя) Вы узнали этого писателя? А что вам известно о его творчестве?


-Так какая тема нашего урока?

-Цель урока?










-Учитель обращает внимание детей на презентацию к уроку.

-Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) — русский поэт, драматург, переводчик.

- Родился 22 октября в Воронеже в семье талантливого изобретателя, мастера-мыловара. Раннее детство и школьные годы провел в городке Острогожске под Воронежем.

-В 15 лет он переехал в Петербург, учился в одной из лучших гимназий, целые дни проводил в публичной библиотеке. Печататься начал в 20 лет. Позже для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию.

-Вернулся на родину.

-В33 года он жил в Краснодаре, организовал здесь один из первых в стране театров для детей, писал для него пьесы-сказки. Здесь началось творчество детского писателя.

А еще через три года вышли первые стихотворные книжки для самых маленьких: "Дом, который построил Джек", "Детки в клетке", "Сказка о глупом мышонке".

Большую известность принесли Маршаку и его пьесы-сказки: «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев» и др.

Стихи самого Маршака переведены на многие языки народов мира.

- А сейчас вам прочитает одно из его произведений актриса(аудиозапись). Ваша задача распознать

жанр произведения. Отметить непонятные слова для понимания.

- Лодыри – бездельники, лентяи.

Грифель – пишущий стержень внутри карандаша).










- Понравилось вам стихотворение?

- Какое настроение оно вызывает?

- О чем рассказывается в стихотворении?




- Кто главные герои?




-Дети досказывают слова из произведенийписателя.























-Узнать о творчестве

С.Я.Маршакапознакомить-

ся с литературным героем ,дать характеристи-ку, авторская

позиция.




































-Дети слушают произведение.

Помечают в рабочей тетради слово:лодыри

грифелем.


Говорят жанр произведения стихотворе-

ние. Выявля-

ют главного героя-Кот.

Ребята.


-Да.

-Улыбку.

-О ребятах,

которые не

хотели учиться.

-Кот.

Ребята.


Личностные:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Метапредметные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-определение общей цели путей достижения.

Предметные:

-осознание значимости чтения для личного развития;

-достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности.




3Работа с текстом во время чтения



- Итак, а сейчас давайте прочитаем стихотворение вместе, с выражением.

- Куда попали лодыри по пути на урок?

- На что жаловался кот? - Почему кот хочет научиться грамоте?

- Лодырям нравится учиться?

- Чем занимаются лодыри целый день?

- Разве это плохо кататься на коньках, заниматься спортом, дышать свежим воздухом?

- Когда можно играть кататься на санках, лыжах, коньках?


- Как Маршак относится к мальчишкам-лодырям?




-Как должны звучать слова кота?

-А как должны звучать слова лодырей? --Давайте прочитаем этот эпизод выразительно по ролям. Нам нужно 3 человека (1 - автор; 2 - кот; 3 - лодыри).

- Спасибо! Давайте проанализируем работу ребят. Получилось ли у них передать те чувства и эмоции героев?

- Верно! А как они смогли это передать? Какой интонацией?

- Да! Какие отметки поставим ребятам?



-Дети читают стихотворе-

ние по несколько строк.



-Отвечают на вопросы.





-Он смеется над ними, осуждает их.



-Поучительно


-Хвастливо


-Делим эпизод стихотворе-

ния для чтения по ролям.


-Устная оценка работы ребят










-

Личностные:

-навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Метапредметные:

- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

-готовность слушать собеседника и вести диалог.

Предметные:

-использование разных видов чтения;

-умение использовать простейшие виды анализа различных текстов, находить характерные особенности художественного произведения.




4 Физминутка


-Физкультминутка

Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря!

(Шагаем.)

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж!(Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га!(Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют.(Повороты туловища влево-вправо.)

Ветер ветки раскачал(Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал, Р-р-р!

(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш!(Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь,

Ш-ш-ш.


Личностные:

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях




5. Работа с текстом после чтения.



-С каким стихотворением мы сегодня познакомились?
- Кто автор стихотворения? 
(Показ книг С.Я.Маршака)
- В этом стихотворении автор на чьей стороне: кота или лодырей?
- Каких людей он высмеивает?

- Какой же урок можно вынести из стихотворения Маршака?

(Не лениться, чтобы не произошла беда, бороться со своей ленью, воспитывать в себе силу воли.)

- А что было бы, если бы в городе были все как эти дети, лодырями и прогульщиками?

(Если бы все были прогульщиками, то в городе, наверное, остановилась жизнь. Люди опаздывали бы на работу, потому что водители общественного транспорта прогуливали…)

- Как вы думаете, какие же качества характера помогают добиться успехов в учёбе и в жизни?

-Каким должен быть человек



-Работа в малой группе, распределение ролей.

- Хорошо! И я приготовила для вас задание. Работать будем в группах: ваша задача: составить пословицу объяснить, как вы ее понимаете и соотнести смысл пословицы с содержанием стихотворения. На работу вам 2 минуты.

(Задания:

-Откладывай безделье, да не откладывай дела.

-Делу время, а потехе час.

-Учись смолоду – пригодится в старости.

-Мудрым никто не родился, а научился.

-Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет.

-У лодыря что ни день, то лень.

- Итак, время закончилось. Начинаем проверять. Кто у вас будет отвечать?

- Спасибо! Ребята, вы согласны со своими одноклассниками? Правильно они ответили?


- Чтобы проверить, насколько вы были внимательны, предлагаю выполнить небольшой тест.

1. Имя и отчество поэта:

Лев Николаевич;

Самуил Яковлевич;

Корней Иванович.

2. Где родился Маршак?

Воронеж;

Острогожск;

Петербург.

3. Выберите название произведения Маршака.

"Путаница";

"Федорино горе";

"Кот и лодыри".

4. Выберите слово, близкое по значению к слову "лодыри":

неряха;

плакса;

лентяй.

5. Куда попали лодыри вместо урока?

каток;

кино;

музей;

6. Сколько лет было коту, которого встретили лодыри?

два года;

год;

пять лет.



-Обучающие

Отвечают на вопросы .


























-Дети рассаживают

-ся по 6 человек в группу.

Распределяют роли и начинают

Выполнять задания.

















-Дети выполняют

тест. Проверяют

правильность выполнения

с доски(по эталону).

Личностные:

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Метапредметные:

- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

-готовность слушать собеседника и вести диалог.

Предметные:

-достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности.


6.Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание.

-Учащиеся анализируют свою работу, выясняют, соответствовал ли урок поставленной цели, был ли он направлен на положительный результат.


-Рефлексия:

-У вас на столе солнышко, тучка.

В рабочую тетрадь прикрепите солнышко, если урок вам понравился, солнышко в тучке, если не очень, просто тучку, если что - о не поняли, не получилось.

-Домашнее задание: Выразительно читать произведение по ролям. нарисовать главного героя произведения, выразить характер



Проговари-

вают тему урока. Цель. Что узнали нового. Где применят новые знания.

-


Личностные:

-развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения;

-способность к самооценке.

Метапредметные:

- умею планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;

-определение общей цели путей достижения;

Предметные:

- осознание значимости чтения для личного развития.





Список использованной литературы:

1. Учебник по литературному чтению для 2 класса УМК «Школа России» / Л. Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина М.: Просвещение, 2013.

2. «Словари.ру». [Электронный ресурс]. URL: http://www.slovari.ru/ (дата обращения: 08.02.2018).

3Автор:Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. Издательство « Просвещение»,2013.

4. http://www.solnet.ee/sol/002/z_100.html

5.































Технологическая карта урока


Программа, автор(ы)

УМК «Школа России» Учебник: Учебник: Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В. П. Канакина, В.Г. Горецкий]. – М.: Просвещение, 2012.


Класс

2 класс 1 Часть 1(1 полугодие)

Раздел (содержательная линия)

« Звуки и буквы».

Тема урока

Безударные гласные звуки

Цели урока

Научить обозначать звуки буквами на письме, заменять звуковую модель слова буквенной и наоборот.

Основное содержание урока

Базовая технология: личностно- деятельностное обучение; методы проблемно- диалогического обучения (побуждающий диалог).



Термины и понятия

Проверяемое слово, проверочное слово, безударный гласный звук, проверяемая буква.

Планируемый результат

Личностные умения


Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Предметные умения


Л1.Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Л2.Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

Л3.Способность к самооценке

М1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

М2.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

М3.Определение общей цели путей достижения.

М4.Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.


П1:Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры.

П2.Овладение учебным действием с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных практических и коммуникативных задач.

П3.Освоение первоначальных представлений о системе и структуре русского языка.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

(информационный, демонстрационный, интерактивный материал)

Формы работы


Литературное чтение

1. Учебник «Русский язык» 2класс

2.Классная доска

3. Мультимедийный проектор

4.Компьютер

5 Карточки 3- х цветов


- фронтальная работа с классом;

- работа в парах;

-индивидуальная работа учащихся.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Название этапа: 1.организационный момент (самоопределение)

Цели деятельности: проверить готовность к уроку (самооценка готовности к уроку).

Планируемый результат: Л1, Л2, Л3.

Включение обучающихся в деятельность.

- Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять-

Буду грамотно писать.

– Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Начните со слов:


– А что необходимо чтобы все на уроке получилось?


Обучающиеся слушают учителя.









- На листах (у каждого он есть)пишут: « Я ожидаю…».

-Обучающиеся называют предметные умения



Название этапа: мотивация.

Цели деятельности: настроить обучающихся на позитивную работу

Планируемый результат: Л1, Л2, М1, П1.


– Мы настроили себя на деловой лад, пусть все у нас получится! Мы помним правила класса:


-На уроках будем мы

Старательны, внимательны!

По три раза повторять

Нам совсем не обязательно.





-Дети проговаривают правило наизусть все вместе (оно выведено на экран).


-










Название этапа: 3.предъявление задания.

Цели деятельности: организовать восприятие задания обучающимися, оно записано на доске.

Планируемый результат: Л1, Л2, Л3, М1, М4, П2, П3

– Я хочу рассказать вам одну историю.

Миша написал своему другу Пете записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, поиграем». Петя записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером. «Мяч будет», – гордо сказал товарищам Миша. Пришел Петя, а в руках у него вместо мяча был игрушечный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол.

– Почему так получилось?

– Какое правило не знал Миша?

-А как называется гласный звук в ударном слоге?

-А гласный звук в безударном слоге?

- Так какая тема нашего урока?


- А какова будет основная цель нашего урока?


-Запишите в листе по самооценке «Что я уже знаю по теме…»

-В чем может быть затруднение?



-Дети выдвигают разные версии. (не знает значение слова меч, мяч, не знает правила проверки слова, не знает что такое ударение, не распознает правила…




-Правило о правописании безударных гласных).

-Ударным.

-Безударным.

- Безударные гласные звуки


- Научиться обозначать звуки буквами на письме.

- Дети пишут «Я знаю ….»


-«Я думаю….»


Физминутка.

Три медведя шли домой:

(дети идут как медведь)

Папа был большой-большой.

(поднимают руки вверх)

Мама с ним – поменьше ростом,

(руки на уровне груди, вытянуты вперёд)

А сыночек просто крошка,

(садятся на корточки)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил.

(встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: дзинь-дзинь).

Название этапа: понимание задания.

Цели деятельности: организовать целеполагание обучающимися на уровне принятия практической задачи. Предложить понять задание.


Планируемый результат: Л1, Л2, Л3, М2, М3, П2, П3

На экране задание.

-Давайте поиграем в игру «Буква потерялась»

За г..рами, за л..сами,

За широкими м..рями,

Против неба – на з..мле

Жил ст..рик в одном с..ле.

-Проговариваем слова с пропущенной буквой,

следим за тем, что гласный звук безударный, делаем вывод, что это слово будет проверяемое слово, а слово, в котором проверяемая буква обозначает гласный звук- проверочное.

-Значит какова цель урока?






-  Какие проверочные слова подберем с словам с безударной гласной?




















- Научиться обозначать звуки буквами на письме. Научиться различать проверочное слово от проверяемого. Научиться правильно писать гласную букву в слове.


-Дети выписывают слова в тетрадь и выполняют проверку, обращаются к правилу на стр. 95 учебника.

Название этапа: выполнение задания. Предъявление способа выполнения задания.

Цели деятельности: организовать индивидуальную работу обучающихся. Организовать представление каждой пары обучающихся своего способа выполнения.

Выбрать пары, чей алгоритм выполнения был верный.

Планируемый результат: Л1, Л3, М1, М3, П1, П2, П3.

-Задание на карточке для пары ребят.

Дети обсуждают задание и пишут.


- В  л _су  зв_рьки готовятся к  з _ме.

Белка сушит на  в _твях  д _ревьев   гр _бы.

Мышка  зап _сает  з _рно.

Ёжик  ут _пляет  гн _здо.

Зм _я  нашла укромное м _стечко под  бр_вном.

Ул _тают в тёплые  кр _я   ласточки и  стр _жи.


-Сравнивают выполненное задание с эталоном.













Когда пара готова, дети комментируют какую написали гласную букву в слове, какой способ проверки применили.





-На экране проверка текста.

В лист по самооценке записывают « Я правильно выполнил задание …».

«Мне помог мой товарищ…..»

« Я исправил ошибки по эталону…».

Название этапа: тренинг.

Цели деятельности: организовать выполнение упр. 143из учебника на стр.94. (по вариантам)

Планируемый результат: Л1, Л2, Л3, М1, М2, М4, П1, П2.


-Учитель предлагает выполнить задание из учебника. Дает установку.



- Ребята знакомятся с заданием к упражнению. Разбирают и приступают к выполнению (1В.-№1, 2В.- №2).

Название этапа: рефлексия.

Цели деятельности: организовать понимание ценности выполненной деятельности:

Планируемый результат: Л, М3, М4, П1, П2, П3.



- Итог урока. Проговариваем еще раз тему урока, цель урока, способы проверки слова с безударным гласным звуком.

- У каждого есть 3 карточки: красного, желтого, зеленого цветов.

*Карточка красного цвета: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке»

* Карточка желтого цвета: «Урок был интересен и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно»

*Карточка зеленого цвета: « Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов»

-Дети говорят тему урока, цель урока, способ проверки.


-Дети показывают карточки с цветом.

-В листе по самооценке записывают

« Я понял…».

«Я научился..».

«Я применю эти знания…».

Домашнее задание

Правило стр. 95, подготовить творческое задание. Составить несколько предложений, где встретятся слова с безударным гласным звуком.



Список использованной литературы:

1. Учебник: Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В. П. Канакина, В.Г. Горецкий]. – М.: Просвещение, 2012.

2. «Словари.ру». [Электронный ресурс]. URL: http://www.slovari.ru/ (дата обращения: 13.11.2017).

3.Автор:О.Н.Крылова Поурочные разработки по русскому языку. Издательство «ЭКЗАМЕН» Москва 2014

4.http://uchitelya.com/russkiy-yazyk/23748-master-klass-refleksiya-na-urokah-russkogo-yazyka.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!