Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области
Галаматова Х.А. _________
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Орг. момент | | |
Сообщение темы урока | — Ребята, что изображено на сюжетной картинке? — Ребята, кто знает, к какой сказке эта иллюстрация? — Кто автор этой сказки? — Послушайте сказку. — Как думаете, какой момент изображен на иллюстрации? — Ребята, а вам мамы пели колыбельные песни? Какие? — Давайте послушаем такую колыбельную. Баю, баю, баюшок, Кладу Машу на пушок – На пуховую кровать, Будет Маша крепко спать. — Как поются колыбельные песни? — Ребята, а вы любите спать? А играть? — Назовите игрушки, которые вы знаете. — А теперь кто самый внимательный. Найдите игрушку на сюжетной картинке. — Какая игрушка спряталась? — Какая буква вам неизвестна в этом слове? — Ребята, это очень необычная буква! А в чем ее необычность мы сейчас узнаем. | Ответы детей. «Сказка о глупом мышонке» С.Я. Маршак Слушают сказку. В гости пришла кошка петь колыбельную мышонку. Ответы детей. Слушают колыбельную. Тихо, ласково, спокойно. Ответы детей. Юла. |
Работа со звуком. Звуковой разбор. | — Сколько слогов в слове «юла»? (хлопаем в ладоши) — Какой слог ударный? — Произнесем первый слог. Что он из себя представляет? Какую карточку берем? — Какой второй слог? Что представляет собой? — Какую карточку возьмем? — Назовем первый слог-слияния. — Сколько звуков слышим? — Какой первый звук? — Какой второй звук? — Что необычного вы заметили? — Почему? — Звуков слышим два, а букву возьмем одну и называется эта буква Ю. На доске под слог-слиянием «Ю» ставим букву ю | ю-ла, 2 слога ю-лаааа, 2 слог ударный ю- Слог-слияние Зелено-красную. ла- Слог-слияние Сине-красную Ю 2 звука [й’] [у] Два звука обозначаются одной буквой. Стоит в начале слова. |
Выделение звука | — Произнесем первый слог-слияния. — Произнесем первый звук. | Ю [й’] |
Характеристика звука | — Какой он: гласный или согласный? Почему? | Согласный – воздух встречает преграду. |
Выделение звука | — Произнесем второй звук. | [у] |
Характеристика звука | — Какой он: гласный или согласный? Почему? — Ударный или безударный? | Гласный – воздух не встречает преграду. безударный. |
Артикулирование | — Произнесем хором звук и посмотрим, какую форму принимает ротик. | Ротик принимает форму трубочки. |
Упражнение на слышание | — Я произнесу слова, а вы, если услышите слияние [й’у], хлопните в ладоши: юбка, юг, малыш, игрушка, юмор, подушка, ювелир — Рассмотрите сюжетную иллюстрацию в Азбуке и назовите слова со слиянием [й’у]. — А теперь сами подберите слова со слиянием [й’у]. — С каким слиянием звуков познакомились? — Из каких звуков он состоит? | Хлопают на слова: Юбка, юг, юмор, ювелир. Рассматривают сюжетную картинку и называют слова. Приводят примеры своих слов. Со слиянием [й’у]. [й’] и [у] |
Работа с буквой. Ознакомление. | — Звуки [й’у] на письме обозначается буквой Юю (показ картинки). — Почему буквы две? — На что похожа буква «ы»? — Рассмотрим занимательные картинки на доске: на что еще она похожа? — Разучим стишок про букву «ю»: Вся согнулась буква Ю, Держит палочку свою. Вот и выглядит такою — Старой бабкою с клюкою. (учитель читает весь стишок, потом по строчке – дети повторяют 2-3 раза, после чего предлагаем рассказать тем. Кто запомнил). | Рассматривают картинки. Заглавная и строчная Дети предполагают варианты. Дети рассматривают предложенные картинки и отвечают. Дети слушают, повторяют хором, рассказывают по одному. |
Запоминание | — Заштрихуйте букву. | Шрихуют букву. |
Узнавание | — У вас на парте лежит листочек с текстом: найдите и подчеркните букву «ю», сколько букв вы нашли? Юла поёт: «Не устаю Юлить я и крутиться. Пока танцую — я стою, И не хочу свалиться. | Дети подчеркивают изученную букву. |
Чтение столбиков слогов | — Прочитаем слоги хором сверху вниз, снизу вверх (рю, тю, сю, дю, лю, ню) – несколько раз. — Прочитаем слоги вразброс (учитель показывает слоги – дети читают) Потом все те же задания, но индивидуальное чтение. — Что общего в этих слогах? — Что указывает на мягкость? — Сколько звуков обозначает буква ю? — Какой звук эта буква обозначает и на что указывает? — Разместим в красное поле в «ленте букв» в нижнем ряду, так как обозначает мягкость. — Придумайте слова с этими слогами. | Читают слоги. Везде согласные мягкие. Буква ю смягчает предыдущий согласный. 1 звук [’ у]. Указывает на мягкость. Придумывают слова с этими слогами. |
Чтение столбиков слов | — Прочитайте слова по цепочке. (наоборот; учитель на показывает на доске какое слово читать) — Давайте прочитаем слова, которые отвечают на вопрос: «Что делаю?», «Что делают?». — Ребята, кто из вас любит петь? Рисовать? Играть? — Прочитайте слова, в которых 2 слога. — Прочитайте слова, в которых 3 слога. — Что общего во всех словах? — Давайте придумаем со словом «рисую» предложение. — Давайте составим звуковую схему к слову «пою». — Сколько слогов? — Какой ударный? — Произнесем первый слог. Что он собой представляет? — Какую возьмем карточку? — Произнесем второй слог. Что он представляет собой? — Какую карточку возьмем? — Сколько букв, ребята? А сколько звуков? Почему звуков стало больше? — Когда же она еще обозначает два звука? — Ребята, посмотрите какая у нас сегодня была необычная буква. Что необычного вы в ней запомнили? — Найдите слова, где буква «ю» обозначает два звука. — А почему буква «ю» обозначает два звука? — Какие это звуки? — Что они образуют? | Читают слова. Читают слова, которые отвечают на вопрос: «Что делаю?»; «Что делают?». Ответы ребят. Пою, поют Рисую, рисуют, играю, играют. Ударение подает на второй слог. Придумывают предложение. По-ю; 2 слога По-юююю, 2 ударный По- Слог-слияние Сине-красную -ю. Слог-слияние Зелено-красную 3 буквы; 4 звука. «Ю» обозначает два звука. Когда стоит после буквы гласного звука. Буква «Ю» обозначает два звука, когда стоит в начале слова и после буквы гласного звука. Обозначает один звук [’у], когда стоит после согласного, и смягчает его. Называют слова. Стоит после буквы гласного звука. [й’у]. Слог-слияние |
Чтение текста Работа по содержанию | — Что шьет ежик? — Зачем ежик шьет одежду? — Посмотрите на сюжетную картинку. С помощью чего ежик шьет одежду? — Что мы видим у него на столе? Какого цвета? — А у вас есть дома нитки, швейная машинка? Кто у вас дома шьет? — Давайте почитаем текст еще раз и попробуем его озаглавить. — Как озаглавим текст? | Дети читают текст 2 раза. Юбки и брюки. Чтобы одеть всю семью. Швейной машинки. Нитки и ткани. Нитки синего, розового и зеленого цвета. Ткани розового и голубого в клетку. Ответы детей. Одежда для семьи. |
Техническая работа с текстом | — Сколько предложений в тексте? — Найдите все слова с новой буквой. — В каких словах буква обозначает два звука? — Когда буква Ю дает два звука? — А в каких один звук и указывает на мягкость? Почему дает один звук? | 1 предложение. Юбки, шью, брюки, одеваю, всю, семью. Юбки, шью, одеваю, семью. Когда стоит в начале слова, после гласного, после мягкого знака. Брюки, всю. Стоит после согласного. |
Итог | — С какой буквой познакомились? Что про нее узнали? | Буква «Юю» Обозначает два звука [й’у] в начале слова и после буквы гласного звука. Обозначает один звук [’у] и указывает на мягкость после согласного. |