СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рыночная экономика. Обществознание, 8 класс. ФГОС-2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация "Рыночная экономика" по обществознанию предназначен для учителей и учащихся, а также родителей, реализующих УМК Л.Н. Боголюбова по обществознанию в 8 классе по ФГОС-2

Просмотр содержимого документа
«Рыночная экономика. Обществознание, 8 класс. ФГОС-2»

Обществознание, 8 класс Урок № 24 Рыночная экономика Д.З.: §20 , ?? (с.174), задания (с.174-175), «Вспомним» к § 21 © А.И. Колмаков

Обществознание, 8 класс

Урок № 24

Рыночная

экономика

Д.З.: §20 , ?? (с.174), задания (с.174-175), «Вспомним» к § 21

© А.И. Колмаков

Задачи урока: Сформировать представление учащихся о рыночном хозяйстве как одном из способов организации экономической жизни. Создать условия для развития у учащихся умения формулировать собственное мнение о роли рыночного ме­ханизма регулирования экономики в жизни общества, описывать способы рационального поведения участников обмена, подкреплять изученные положения конкретными примерами. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, приводить доказательства, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Задачи урока:

  • Сформировать представление учащихся о рыночном хозяйстве как одном из способов организации экономической жизни.
  • Создать условия для развития у учащихся умения формулировать собственное мнение о роли рыночного ме­ханизма регулирования экономики в жизни общества, описывать способы рационального поведения участников обмена, подкреплять изученные положения конкретными примерами.
  • Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, приводить доказательства, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Знать и уметь (УУД) Характеризовать  рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни. Характеризовать  условия функционирования рыночной экономической системы. Описывать  действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги. Формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества

Знать и уметь (УУД)

  • Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни.
  • Характеризовать условия функционирования рыночной экономической системы.
  • Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги.
  • Формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества
Понятия, термины имущественные отношения; купля-продажа; собственность (понятие, юридическая и экономическая категории); формы собственности (частная, общественная, коллективная, государственная, муниципальная);  защита прав собственности

Понятия, термины

  • имущественные отношения;
  • купля-продажа;
  • собственность (понятие, юридическая и экономическая категории);
  • формы собственности (частная, общественная, коллективная, государственная, муниципальная);
  • защита прав собственности
Проверка знаний учащихся 1.Что называют имущественными отношениями? 2. Что такое собственность? 3. Что означает право собственности? Как его можно приобрести? 4. Какие формы собственности существуют в Российской Федерации? 5. Как закон защищает право собственности?

Проверка знаний учащихся

1.Что называют имущественными отношениями?

2. Что такое собственность?

3. Что означает право собственности? Как его можно приобрести?

4. Какие формы собственности существуют в Российской Федерации?

5. Как закон защищает право собственности?

Изучение нового материала Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие

Изучение нового материала

  • Рынок.
  • Рыночный механизм регулирования экономики.
  • Спрос и предложение.
  • Рыночное равновесие
Вспомним. Подумаем. ВСПОМНИМ.  Как связаны между собой затраты и прибыль производства? Какую роль в хозяйственной жизни играет торговля? Что такое экономический выбор? Какие существуют экономические системы? ПОДУМАЕМ. Обязательно ли управлять экономикой? Нужны ли правила поведения на рынке? Как рождаются цены на товары и услуги? Рынок - зло или благо для общества?

Вспомним. Подумаем.

ВСПОМНИМ. Как связаны между собой затраты и прибыль производства? Какую роль в хозяйственной жизни играет торговля? Что такое экономический выбор? Какие существуют экономические системы?

  • ПОДУМАЕМ. Обязательно ли управлять экономикой? Нужны ли правила поведения на рынке? Как рождаются цены на товары и услуги? Рынок - зло или благо для общества?

Рынок Рынок — это всё, что связано с деятельностью по доведению товара до потребителя, т. е. система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров - совокупность экономических отношений, проявляющихся в сферах производства, распределения, обмена и потребления. Условия деятельности рынка: свободное ценообразование, конкуренция, свобода предпринимательской деятельности Рыночная экономика — экономическая система, в которой решение вопросов относительно того, что, как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке.

Рынок

Рынок — это всё, что связано с деятельностью по доведению товара до потребителя, т. е. система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров

- совокупность экономических отношений, проявляющихся в сферах производства, распределения, обмена и потребления.

Условия деятельности рынка: свободное ценообразование, конкуренция, свобода предпринимательской деятельности

Рыночная экономикаэкономическая система, в которой решение вопросов относительно того, что, как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке.

Свободное ценообразование служит ориентиром для производителя при принятии решений по главным вопросам экономики. Рынок даёт ответы на вопросы: что, как и для кого производить? Главный принцип рынка  — сделка должна быть выгодной и продавцу, и покупателю. соединяет экономически обособленных производителей, которые стремятся обменяться результатами своей деятельности воздействует на все сферы экономики, и прежде всего на производство рынок отвечает на вопрос как распределяются товары и услуги направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров и услуг

Свободное ценообразование служит ориентиром для производителя при принятии решений по главным вопросам экономики.

Рынок

даёт ответы на вопросы: что, как и для кого производить?

Главный принцип рынка — сделка должна быть выгодной и продавцу, и покупателю.

соединяет экономически обособленных производителей, которые стремятся обменяться результатами своей деятельности

воздействует на все сферы экономики, и прежде всего на производство

рынок

отвечает на вопрос как распределяются товары и услуги

направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров и услуг

Рыночный механизм регулирования экономики конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, открывая производителям свободу принятия экономических решений; Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса, цены. конкуренция стимулирует выпуск более дешёвых и качественных товаров; государство заинтересовано в поддержке и развитии конкуренции. конкуренция устраняет попытки отдельных участников рыночного процесса контролировать цены и влиять на них, обеспечивая свободное ценообразование; желание и возможности продавцов продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте желание и возможности продавцов продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте.

Рыночный механизм регулирования экономики

конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, открывая производителям свободу принятия экономических решений;

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса, цены.

конкуренция стимулирует выпуск более дешёвых и качественных товаров;

государство заинтересовано в поддержке и развитии конкуренции.

конкуренция устраняет попытки отдельных участников рыночного процесса контролировать цены и влиять на них, обеспечивая свободное ценообразование;

желание и возможности продавцов продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте

желание и возможности продавцов продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте.

2. Спрос и предложение  на рынке Спрос потребителя возможность желание Объем спроса - Количество товаров или услуг, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода спроса купить определенное количество по определенной цене в определенный период времени услуги товары 9

2. Спрос и предложение на рынке

Спрос

потребителя

возможность

желание

Объем спроса - Количество товаров или услуг, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода спроса

купить

определенное количество

по определенной цене

в определенный период времени

услуги

товары

9

изменение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, происходящее в результате изменения цены товара . Изменение величины спроса Р Показывается движением от одной точки кривой спроса к другой точке этой кривой. Q Величина спроса зависит от желания и способности приобрести какое-то количество товаров и услуг по данной цене в данный период времени. Величина предложения измеряется количеством товаров и услуг, предлагающихся продавцами на продажу по различным ценам в данном месте и в данное время. 9

изменение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, происходящее в результате изменения цены товара .

Изменение величины спроса

Р

Показывается движением от одной точки кривой спроса к другой точке этой кривой.

Q

Величина спроса зависит от желания и способности приобрести какое-то количество товаров и услуг по данной цене в данный период времени.

  • Величина предложения измеряется количеством товаров и услуг, предлагающихся продавцами на продажу по различным ценам в данном месте и в данное время.

9

Чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить и наоборот, чем выше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.  Закон спроса  Факторы, влияющие на спрос.  Вкусы и предпочтения потребителей  Доходы потребителей  Информация о товаре Время, затраченное на потребление  Цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары  запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей) 9

Чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить и наоборот, чем выше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.

Закон спроса

Факторы, влияющие на спрос.

Вкусы и предпочтения потребителей

Доходы потребителей

Информация о товаре

Время, затраченное на потребление

Цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары

запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей)

9

       Зависимость между объемом предложения и ценой Р 3 1 Q 30 10 Объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот На основании графика сделайте вывод: каким образом связана цена и объем предложения. 9

Зависимость между объемом предложения и ценой

Р

3

1

Q

30

10

Объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот

На основании графика сделайте вывод: каким образом связана цена и объем предложения.

9

Предложение производителя возможность готовность продать определенное количество по определенной цене в определенный период времени услуги товары 9

Предложение

производителя

возможность

готовность

продать

определенное количество

по определенной цене

в определенный период времени

услуги

товары

9

 Факторы, влияющие на предложение. Сезонные изменения Налоги и субсидии  ожидания производителей Технический прогресс  изменение цен на факторы производства  изменение цен на сопутствующие товары СОПУТСТВУЮЩИЕ ТОВАРЫ - товары, дополняющие основной, образующие вместе с ним единый комплект. 9

Факторы, влияющие на предложение.

Сезонные изменения

Налоги и субсидии

ожидания производителей

Технический прогресс

изменение цен на факторы производства

изменение цен на сопутствующие товары

СОПУТСТВУЮЩИЕ ТОВАРЫ -

товары, дополняющие основной, образующие вместе с ним единый комплект.

9

3. Рыночное равновесие Ситуацию на рынке, когда продавец может и хочет про­дать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену, экономисты называют рыночным равновесием.

3. Рыночное равновесие

Ситуацию на рынке, когда продавец может и хочет про­дать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену, экономисты называют рыночным равновесием.

3. Рыночное равновесие Постоянные изменения спроса и предложения на рынке регистрирует система цен, являющаяся компасом для производителей в рыночной стихии.

3. Рыночное равновесие

Постоянные изменения спроса и предложения на рынке регистрирует система цен, являющаяся компасом для производителей в рыночной стихии.

4. «Невидимая рука рынка» На рынке возможны: дефицит, избыток товаров и услуг, равновесие.  Рынок соединяет экономически обособленных производителей , которые стремятся обменяться результатами своей деятельности.  Рынок воздействует па все сферы экономики, и прежде всего на производство. Он дает ответы на вопросы: что, как и для кого производить ?  Рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров и услуг.  

4. «Невидимая рука рынка»

На рынке возможны: дефицит, избыток товаров и услуг, равновесие.

  • Рынок соединяет экономически обособленных производителей , которые стремятся обменяться результатами своей деятельности. 
  • Рынок воздействует па все сферы экономики, и прежде всего на производство. Он дает ответы на вопросы: что, как и для кого производить
  • Рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров и услуг.  
4. «Невидимая рука рынка» Через постоянно меняющиеся цены рынок информирует производителей о возможности получения ими более высокой прибыли, количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, которые нужно предложить покупателям.  Рынок быстро откликается на потребности в новых товарах . С помощью конкуренции рынок вытесняет из производства старые товары и технологии, не приносящие  прибыль , и открываем дорогу новым, более эффективным. Известный австрийский экономист Йозеф Шумпетер назвал этот процесс «созидательным разрушением».

4. «Невидимая рука рынка»

  • Через постоянно меняющиеся цены рынок информирует производителей о возможности получения ими более высокой прибыли, количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, которые нужно предложить покупателям. 
  • Рынок быстро откликается на потребности в новых товарах . С помощью конкуренции рынок вытесняет из производства старые товары и технологии, не приносящие  прибыль , и открываем дорогу новым, более эффективным. Известный австрийский экономист Йозеф Шумпетер назвал этот процесс «созидательным разрушением».
4. «Невидимая рука рынка» В результате взаимодействия производителей и потребителей, спроса и предложения на товары и услуги на рынке формируется равновесная цена . Она отражает полезность товара и издержки на его производство.  Рыночное равновесие обеспечивает взаимовыгодный обмен и поощряет эффективную хозяйственную деятельность, способствуя рациональному распределению и использованию экономических ресурсов . 

4. «Невидимая рука рынка»

  • В результате взаимодействия производителей и потребителей, спроса и предложения на товары и услуги на рынке формируется равновесная цена . Она отражает полезность товара и издержки на его производство. 
  • Рыночное равновесие обеспечивает взаимовыгодный обмен и поощряет эффективную хозяйственную деятельность, способствуя рациональному распределению и использованию экономических ресурсов
Закрепим 1.Найдите в приведённом ниже списке условия, обеспечивающие действие рыночного механизма регулирования экономики: высокие прибыли производителей; свободное ценообразование; разделение труда; уплата налогов; 2. Конкуренция товаропроизводителей. «Невидимая рука» рынка направлена на: обеспечение прибылей производителей; максимальное использование природных ресурсов; постоянное увеличение объёмов производства; достижение равновесия между производством и потреблением.

Закрепим

1.Найдите в приведённом ниже списке условия, обеспечивающие действие рыночного механизма регулирования экономики:

  • высокие прибыли производителей;
  • свободное ценообразование;
  • разделение труда;
  • уплата налогов;

2. Конкуренция товаропроизводителей. «Невидимая рука» рынка направлена на:

  • обеспечение прибылей производителей;
  • максимальное использование природных ресурсов;
  • постоянное увеличение объёмов производства;
  • достижение равновесия между производством и потреблением.

Словарь урока

  • Рынок - это место встречи продавцов и покупателей, где сталкиваются их интересы;
  • Цена - количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги; Цены дают информацию покупателям и продавцам; обеспечивает восприимчивость экономики к колебаниям спроса и предложения.
  • Конкуренция - своеобразное соперничество, соревнование между людьми, их организациями в достижении сходных целей, результатов; соперничество, борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле;
  • Предложение  - это желание и возможности продавцов продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте. Предложение находится в прямой зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем больше товара производители согласны произвести и продать.
  • Величина предложения измеряется количеством товаров и услуг, предлагающихся продавцами на продажу по различным ценам в данном месте и в данное время.
  • Равновесная (рыночная) цена позволяет уравновесить спрос и предложений на выгодном для участников рынка уровне: производители продают товар с прибылью, потребители приобретают его по требуемому качеству и цене. Так достигается состояние равновесия на рынке.
  • Главный принцип рынка — сделка должна быть выгодной и продавцу, и покупателю.
  • Спрос – желание, намерение покупателей приобрести данный товар, подкрепленное денежной возможностью .
  • Закон спроса – при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой.
  • Величина спроса зависит от желания и способности приобрести какое-то количество товаров и услуг по данной цене в данный период времени.
Проверь себя 1.Каковы условия функционирования рынка? 2. Почему конкуренцию считают главным мотором рыночной экономики? 3. Что влияет на спрос и предложение на рынке? 4. Как производители в условиях рынка решают главные вопросы экономики? 5. Каков механизм установления равновесной цены? 6. В чём состоит принцип «невидимой руки» рынка?

Проверь себя

1.Каковы условия функционирования рынка?

2. Почему конкуренцию считают главным мотором рыночной экономики?

3. Что влияет на спрос и предложение на рынке?

4. Как производители в условиях рынка решают главные вопросы экономики?

5. Каков механизм установления равновесной цены?

6. В чём состоит принцип «невидимой руки» рынка?

рефлексия Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Литература

  • Обществознание. 8 класс : учеб , для общеобразоват. Организаций/ [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; . – 5-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 255 с
  • Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 4 издание. М.: - Просвещение, 2017
  • Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс : 0-28 учеб, пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2016. — 174 с.
  • Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы
  • Иллюстрации из сети Интернет.
  • Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой «Обществознание. 8 класс». ФГОС (к новому учебнику) / С. В. Краюшкина. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Из­дательство «Экзамен», 2017. — 191, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

©шаблон презентации, источник: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIIIвида. г. Балашов Сайт: http://pedsovet.su/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!