Обществознание, 8 класс
Урок № 24
Рыночная
экономика
Д.З.: §20 , ?? (с.174), задания (с.174-175), «Вспомним» к § 21
© А.И. Колмаков
Задачи урока:
- Сформировать представление учащихся о рыночном хозяйстве как одном из способов организации экономической жизни.
- Создать условия для развития у учащихся умения формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества, описывать способы рационального поведения участников обмена, подкреплять изученные положения конкретными примерами.
- Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, приводить доказательства, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Знать и уметь (УУД)
- Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни.
- Характеризовать условия функционирования рыночной экономической системы.
- Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги.
- Формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества
Понятия, термины
- имущественные отношения;
- купля-продажа;
- собственность (понятие, юридическая и экономическая категории);
- формы собственности (частная, общественная, коллективная, государственная, муниципальная);
- защита прав собственности
Проверка знаний учащихся
1.Что называют имущественными отношениями?
2. Что такое собственность?
3. Что означает право собственности? Как его можно приобрести?
4. Какие формы собственности существуют в Российской Федерации?
5. Как закон защищает право собственности?
Изучение нового материала
- Рынок.
- Рыночный механизм регулирования экономики.
- Спрос и предложение.
- Рыночное равновесие
Вспомним. Подумаем.
ВСПОМНИМ. Как связаны между собой затраты и прибыль производства? Какую роль в хозяйственной жизни играет торговля? Что такое экономический выбор? Какие существуют экономические системы?
- ПОДУМАЕМ. Обязательно ли управлять экономикой? Нужны ли правила поведения на рынке? Как рождаются цены на товары и услуги? Рынок - зло или благо для общества?
Рынок
Рынок — это всё, что связано с деятельностью по доведению товара до потребителя, т. е. система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров
- совокупность экономических отношений, проявляющихся в сферах производства, распределения, обмена и потребления.
Условия деятельности рынка: свободное ценообразование, конкуренция, свобода предпринимательской деятельности
Рыночная экономика — экономическая система, в которой решение вопросов относительно того, что, как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке.
Свободное ценообразование служит ориентиром для производителя при принятии решений по главным вопросам экономики.
Рынок
даёт ответы на вопросы: что, как и для кого производить?
Главный принцип рынка — сделка должна быть выгодной и продавцу, и покупателю.
соединяет экономически обособленных производителей, которые стремятся обменяться результатами своей деятельности
воздействует на все сферы экономики, и прежде всего на производство
рынок
отвечает на вопрос как распределяются товары и услуги
направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров и услуг
Рыночный механизм регулирования экономики
конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, открывая производителям свободу принятия экономических решений;
Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса, цены.
конкуренция стимулирует выпуск более дешёвых и качественных товаров;
государство заинтересовано в поддержке и развитии конкуренции.
конкуренция устраняет попытки отдельных участников рыночного процесса контролировать цены и влиять на них, обеспечивая свободное ценообразование;
желание и возможности продавцов продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте
желание и возможности продавцов продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте.
2. Спрос и предложение на рынке
Спрос
потребителя
возможность
желание
Объем спроса - Количество товаров или услуг, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода спроса
купить
определенное количество
по определенной цене
в определенный период времени
услуги
товары
9
изменение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, происходящее в результате изменения цены товара .
Изменение величины спроса
Р
Показывается движением от одной точки кривой спроса к другой точке этой кривой.
Q
Величина спроса зависит от желания и способности приобрести какое-то количество товаров и услуг по данной цене в данный период времени.
- Величина предложения измеряется количеством товаров и услуг, предлагающихся продавцами на продажу по различным ценам в данном месте и в данное время.
9
Чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить и наоборот, чем выше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.
Закон спроса
Факторы, влияющие на спрос.
Вкусы и предпочтения потребителей
Доходы потребителей
Информация о товаре
Время, затраченное на потребление
Цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары
запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей)
9
Зависимость между объемом предложения и ценой
Р
3
1
Q
30
10
Объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот
На основании графика сделайте вывод: каким образом связана цена и объем предложения.
9
Предложение
производителя
возможность
готовность
продать
определенное количество
по определенной цене
в определенный период времени
услуги
товары
9
Факторы, влияющие на предложение.
Сезонные изменения
Налоги и субсидии
ожидания производителей
Технический прогресс
изменение цен на факторы производства
изменение цен на сопутствующие товары
СОПУТСТВУЮЩИЕ ТОВАРЫ -
товары, дополняющие основной, образующие вместе с ним единый комплект.
9
3. Рыночное равновесие
Ситуацию на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену, экономисты называют рыночным равновесием.
3. Рыночное равновесие
Постоянные изменения спроса и предложения на рынке регистрирует система цен, являющаяся компасом для производителей в рыночной стихии.
4. «Невидимая рука рынка»
На рынке возможны: дефицит, избыток товаров и услуг, равновесие.
- Рынок соединяет экономически обособленных производителей , которые стремятся обменяться результатами своей деятельности.
- Рынок воздействует па все сферы экономики, и прежде всего на производство. Он дает ответы на вопросы: что, как и для кого производить ?
- Рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров и услуг.
4. «Невидимая рука рынка»
- Через постоянно меняющиеся цены рынок информирует производителей о возможности получения ими более высокой прибыли, количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, которые нужно предложить покупателям.
- Рынок быстро откликается на потребности в новых товарах . С помощью конкуренции рынок вытесняет из производства старые товары и технологии, не приносящие прибыль , и открываем дорогу новым, более эффективным. Известный австрийский экономист Йозеф Шумпетер назвал этот процесс «созидательным разрушением».
4. «Невидимая рука рынка»
- В результате взаимодействия производителей и потребителей, спроса и предложения на товары и услуги на рынке формируется равновесная цена . Она отражает полезность товара и издержки на его производство.
- Рыночное равновесие обеспечивает взаимовыгодный обмен и поощряет эффективную хозяйственную деятельность, способствуя рациональному распределению и использованию экономических ресурсов .
Закрепим
1.Найдите в приведённом ниже списке условия, обеспечивающие действие рыночного механизма регулирования экономики:
- высокие прибыли производителей;
- свободное ценообразование;
- разделение труда;
- уплата налогов;
2. Конкуренция товаропроизводителей. «Невидимая рука» рынка направлена на:
- обеспечение прибылей производителей;
- максимальное использование природных ресурсов;
- постоянное увеличение объёмов производства;
- достижение равновесия между производством и потреблением.
Словарь урока
- Рынок - это место встречи продавцов и покупателей, где сталкиваются их интересы;
- Цена - количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги; Цены дают информацию покупателям и продавцам; обеспечивает восприимчивость экономики к колебаниям спроса и предложения.
- Конкуренция - своеобразное соперничество, соревнование между людьми, их организациями в достижении сходных целей, результатов; соперничество, борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле;
- Предложение - это желание и возможности продавцов продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте. Предложение находится в прямой зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем больше товара производители согласны произвести и продать.
- Величина предложения измеряется количеством товаров и услуг, предлагающихся продавцами на продажу по различным ценам в данном месте и в данное время.
- Равновесная (рыночная) цена позволяет уравновесить спрос и предложений на выгодном для участников рынка уровне: производители продают товар с прибылью, потребители приобретают его по требуемому качеству и цене. Так достигается состояние равновесия на рынке.
- Главный принцип рынка — сделка должна быть выгодной и продавцу, и покупателю.
- Спрос – желание, намерение покупателей приобрести данный товар, подкрепленное денежной возможностью .
- Закон спроса – при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой.
- Величина спроса зависит от желания и способности приобрести какое-то количество товаров и услуг по данной цене в данный период времени.
Проверь себя
1.Каковы условия функционирования рынка?
2. Почему конкуренцию считают главным мотором рыночной экономики?
3. Что влияет на спрос и предложение на рынке?
4. Как производители в условиях рынка решают главные вопросы экономики?
5. Каков механизм установления равновесной цены?
6. В чём состоит принцип «невидимой руки» рынка?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Литература
- Обществознание. 8 класс : учеб , для общеобразоват. Организаций/ [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; . – 5-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 255 с
- Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 4 издание. М.: - Просвещение, 2017
- Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс : 0-28 учеб, пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2016. — 174 с.
- Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы
- Иллюстрации из сети Интернет.
- Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой «Обществознание. 8 класс». ФГОС (к новому учебнику) / С. В. Краюшкина. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2017. — 191, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
©шаблон презентации, источник: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIIIвида. г. Балашов Сайт: http://pedsovet.su/