СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык на конфетных фантиках

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык на конфетных фантиках»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 городского округа-город Галич

Костромской области










РУССКИЙ ЯЗЫК НА КОНФЕТНЫХ ФАНТИКАХ









Авторы : учащиеся 5 «А»

класса МОУ СО школы №2

Научный руководитель :

Игошева Валентина Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СО школы №2












г. Галич

2019


СОДЕРЖАНИЕ



Введение  3

ГЛАВА I ИЗ ИСТОРИИ КОНФЕТНОГО ФАНТИКА

1.1 Какими были первые фантики? 4

1.2 Почему изменился их вид? 5

ГЛАВА II РУССКИЙ ЯЗЫК НА КОНФЕТНЫХ ФАНТИКАХ

2.1 Классификация наименований конфетных фантиков 7

2.2 Классификация орфограмм в названиях конфетных фантиков 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

ЛИТЕРАТУРА 12

Приложение 1























ВВЕДЕНИЕ

Фантики защищают и украшают конфету. Художники постоянно придумывают для них яркие и интересные обертки, но это ещё не всё. Оказывается, фантики могут напомнить правила русского языка. В нашем исследовании приводятся примеры того, какие изученные правила в 5 классе можно встретить на конфетных обертках. Фантики собирались от съеденных конфет.

Не все школьники могут освоить навык грамотного письма. Чтобы ученики лучше запомнили орфограммы и применяли их на практике, мы предлагаем изучать орфограммы по фантикам. В этом мы видим актуальность выбранной темы. В связи с этим мы поставили перед собой следующие задачи:

- узнать историю фантика;

- собрать наименования конфет и их классифицировать;

- рассмотреть названия конфет с точки зрения орфограмм русского языка;

- обобщить материалы исследования и сделать выводы.

Объектом исследования стали конфетные фантики, а предметом - орфограммы русского языка.

Методы исследования – поиск информации в научной литературе, наблюдение, классификация.









ГЛАВА I

ИЗ ИСТОРИИ КОНФЕТНОГО ФАНТИКА



1.1.Какими были первые фантики?

Для перевозки и хранения продуктов, в том числе и конфет, люди испокон века использовали то, что попадалось им под руку. С изобретением ткани, бумаги, фольги, парафиновой бумаги, целлофана появилась и упаковка. Изготавливали конфетные обёртки (этикетки) в типографиях. Печатались этикетки длинными листами в два цвета или многоцветные.

В народной энциклопедии «Википедия» говорится, что «Фа́нтик (от слова «фант») — это народное название обертки конфетной, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции (карамель, ирис, жевательная резинка). Материалом служит бумага, полимер (обычно фольгированный), фольга. Кроме основного предназначения - упаковки, он является также объектом коллекционирования и для игры в «фантики», которая была популярна среди детей в дореволюционное и советское время».

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дается такое толкование:

«Фантик конфетная обёртка как предмет игры» [Ожегов, Шведов, 1999, с724]. В «Толковом словаре русского языка» Т.Ф.Ефремовой слово «фантик:

1) конфетная обертка;

2) особым образом свернутая конфетная обертка как элемент игры в фантики» [Ефремова,2000, с574]. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля есть только слово «фант – залог, заклад в домашних семейных играх» [Даль, 2001, с621].

Сначала особой необходимости в фантиках не было. С началом XIX века в Европе, а позже и в России, родилась сеть ремесленных кондитерских, в которых конфеты из какао-масла изготовлялись вручную и стоили баснословно дорого. Хранились эти конфеты в красивых жестяных коробках. Затем, когда кондитеры поняли, что большую коробку конфет продать очень сложно из-за ее дороговизны, они стали использовать индивидуальную упаковку для каждой конфеты. Первые двухслойные, из фольги и бумаги, обертки для конфет появились в 1850 году. Серьезный толчок этому делу дал великий американский изобретатель Томас Эдисон. Моду на упаковку своих изделий в бумажные фантики российские кондитеры подхватили довольно быстро - в конце позапрошлого века. Над разработкой дизайна кондитерских упаковок в России работали такие известные художники, как Васнецов, Билибин, Бенуа, Врубель, Андреев и многие другие, что делало их настоящими произведениями прикладного искусства.

И хотя оберточную бумагу для конфет придумали не в России, наш российский фантик стал в XIX веке лучшим в мире. Российские упаковки для конфет пользовались огромным успехом за границей. В начале 20 века в России уже было известно множество сортов конфет: леденцы и монпасье с различными вкусами, помадка и тянучки, зефир, пастила….



1.2. Почему изменился их вид?

В период XІX начала XX века подлинным отражением эпохи во всем ее многообразии становятся фантики с названиями конфет. По фантикам можно было изучать азбуку и цифры, узнать о разных странах. Иногда на фантики помещали загадки, ребусы, гороскопы, частушки и стихи. В начале XІX века выпускались конфеты, фантики которых украшали портреты писателей и поэтов - Пушкина, Гоголя, Крылова и других, изображения, связанные с императорской Россией.

Одним из основных предназначений фантика стала просветительная задача, причем, не только для детей, но и для взрослых. Кроме привлекательных картинок, модным было печатать на фантике и полезную информацию. Существовали развлекательные обертки с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями, и обертки образовательные – с таблицей умножения или азбукой. А значит, владельцы кондитерских фабрик наделили фантик еще одной функцией – образовательной и развивающей. Например, серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике.

Еще одной задачей фантика стало привитие едокам конфет идеалов красоты и вкуса. Например, в фантиках дореволюционного периода отражался репертуар кино и театров. Названия многих конфет носили женские имена - «Марианна», «Рыбачка», «Веселая вдова», «Софи». На фантиках красовались изящные дореволюционные барышни с кротким взглядом, фарфоровой кожей, замысловатыми прическами, узкими талиями. По этим изображениям можно было составить представление о модных тенденциях того времени. Замечательной традицией того времени был выпуск целых серий конфет, посвященных какому- либо событию.

















ГЛАВА II

РУССКИЙ ЯЗЫК НА КОНФЕТНЫХ ФАНТИКАХ



2.1 Классификация наименований конфетных фантиков

Мы захотели выяснить, выполняет ли современный фантик те задачи, которые выполнял раньше. Мы стали обращать внимание на конфетные фантики. С радостью увидели конфеты, в которых есть загадки. А вот конфет с таблицей умножения не нашли , наверное, их уже просто не существует. В настоящее время фантики уже не осуществляют образовательную и развивающую задачу. Зато в названиях конфет присутствуют многие правила, которые мы изучаем в школе на уроках русского языка. Значит, фантику можно вернуть образовательную роль.

Для своего исследования мы использовали 102 наименования конфетных фантиков. На них встретились 62 имени существительных, 4 имени прилагательных, 34 словосочетаний, 2 звукоподражания. Глаголы, наречия, местоимения среди рассмотренных нами названий конфет не встретились.

Таким образом, можно сделать вывод: наиболее употребляемая в названиях конфет часть речи – имя существительное (61%).

Все рассмотренные нами наименования конфетных фантиков можно классифицировать по признакам:

  1. структуре;

  2. лексическому значению;

  3. морфологическим признакам;

  4. способам образования;

  5. наличию орфограмм.

По структуре: состоят из одного слова 69 фантиков, состоят из двух слов 33 фантика.

По лексическому значению: среди рассмотренных названий конфет нам встретились названия, которые мы не знали.

Дюшес – сорт крупных южных груш

Барбарис – колючий кустарник с мелкими красными кислыми ягодами

Трюфельная – сорт шоколадных конфет округлой формы

Буревестник – большая океаническая птица с длинным клювом и длинными острыми крыльями

Желейные – сладкое студенистое кушанье из фруктовых соков

Цитрон – вид многолетних растений из рода цитрус

По морфологическим признакам: среди рассмотренных наименований встретились фантики, указывающие на число имен существительных:

а) единственное число – 88 («Марсианка», «Коровка»);

б) множественное число – 14 («Морячки », «Курносики»).

Названия, в которых встречаются имена и клички животных – 11 («Маша и медведь», «Наташка первоклашка», «Рыжая Пушистая», «Умка», «Лебедушка», «Муркины забавы», «Коровка», «Пингвиненок», «Мишка косолапый», «Аленка»).

Названия, указывающие на растения – 7 («Белая черемуха», «Ромашка», «Зимняя вишня», «Ананас», «Фрукты-ягоды», «Сады-садочки», «Фруктик»).

Названия, указывающие на место проживания – 2 («Марсианка», «Москвичка»).

По способу образования: основные способы образования слов в русском языке, известные нам, - это образование слов с помощью приставок, суффиксов и сложением основ. Рассмотрев фантики, мы не нашли названий, образованных при помощи приставок. Но нашли много слов, образованных с помощью суффиксов («Коровка», «Марсианка», «Ромашка», «Морская песенка», «Веснянка», «Батончики», «Красная шапочка», «Золотой ключик», «Веселая штучка», «Лебедушка»).

Таким образом, можно сделать вывод: из всех способов словообразования самый распространённый в названиях конфет – суффиксальный.



2.2 Классификация орфограмм в названиях конфетных фантиков

Орфограмма - от греч. orthos - правильный и grammа – письмо. Орфограмма – написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил.

После того, как были выявлены орфограммы в названиях конфет, мы распределили их на группы.

  1. Непроверяемая безударная гласная в корне слова.

«Желейные», «Экипаж», «Ромашка», «Белая черемуха», «Картошка», «Премьера».

  1. Проверяемая безударная гласная в корне слова.

«Марсианка»-марс, «Золотой ключик»- золото, «Веснянка» -весны, «Кот в сапогах» -сапог, «Морская песенка»-море, «Лебедушка»-лебедь, «Морячки»-море

3. Правописание согласных в корне слова.

«Экипаж» - экипажи, «Коровка» - корова, «Кот в сапогах» - коты

4. Разделительный Ь.

«Птичье молоко», «Премьера», «Курьез»

5. Имена собственные

«Маша и медведь», «Наташка-первоклашка».

6. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ.

«Белочка», «Ласточка», «Веселая щучка», «Морячки»

  1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.

«Двойная радость», «Сласть»

8. Падежные окончания имён существительных.

«Мишка на севере», «Серебряное копытце», «Суфле воздушное»

9. Буквы Ё-О после шипящих в корне слова.

«Славянка шоколадная»

10. Буквы и, у, а после шипящих.

«Маленькое чудо», «Новогоднее чудо», «Веселая щучка»

11. Буквы И-Ы после Ц

«Цитрон»

В ходе проведённого исследования было установлено, что наибольшее количество названий конфет приходится на орфограммы «Непроверяемая и проверяемая безударная гласная в корне слова».













ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Бумажные и блестящие, яркие и многослойные... В первую очередь нас привлекает фантик, а потом уже — сама конфета.

В ходе своей работы мы узнали о появлении первого конфетного фантика, о том, какой смысл вкладывали в него кондитеры.

Выяснили, что фантик был не просто бумажкой, а средством обучения, воспитания, агитации, привития чувства вкуса и красоты.

В ходе исследования подтвердилась гипотеза о том, что фантик можно использовать на уроках русского языка как средство для развития у детей орфографической зоркости, творческого воображения, познавательного интереса.

Данная работа дала нам возможность углубить знания в области русского языка, проявить творческие способности и привлечь внимание ребят к изучению орфограмм русского языка.

Все изученные названия конфет по сути – это части речи, которые мы уже изучали и продолжим изучать на уроках русского языка; поскольку имя существительное – это самая большая группа слов в русском языке, то чаще всего именно она встречается в названиях конфет, названия можно использовать при изучении темы "Имя существительное"; из всех способов словообразования самый распространённый в названиях конфет – суффиксальный, поэтому многие названия конфет могут стать полезными при изучении темы «Способы образования слов».









ЛИТЕРАТУРА



1. Баулина А. Г. Исторические события в фантиках/ сост. Баулина А.Г. М.: Инсбук-бизнес, 2007.

2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание: В 4 т. Т.2 И-О/ В. И. Даль М.: OOO "Издательство АСТ": "Издательство Астрель", 2001,712стр.

4.  Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. М.: Просвещение, 2000 г.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.:Просвещение,1999,900 стр.

6. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. М.: «Просвещение», 1978, 727стр





















Приложение 1



Вопросы анкетирования:

1. Любите ли вы конфеты?

2. Обращаете ли вы внимание на оформление фантика?

2. Обращаете ли вы внимание на названия конфет?

4. Обращаете ли вы внимание на правописание слов-названий конфет?

5.Какие фантики Вам больше нравятся?

6. Задумывались ли Вы о пользе фантиков?



Анкетирование учащихся 5 «А» класса.

Нами проведено анкетирование учащихся 5 класса. Анкета состояла из шести вопросов. Было проанализировано 24 анкет. Результаты анкетирования показали следующее:

95%  учащихся любят конфеты;

47%  учащихся обращают внимание на фантик;

71%  учащихся обращают внимание на название конфет;

87% учащихся не обращают внимания на орфограммы в названии конфет;

80%учащихся привлекают яркие фантики
61% учащихся не задумываются о пользе фантиков.





















Вопросы анкетирования:

1. Любите ли вы конфеты?

2. Обращаете ли вы внимание на оформление фантика?

2. Обращаете ли вы внимание на названия конфет?

4. Обращаете ли вы внимание на правописание слов-названий конфет?

5.Какие фантики Вам больше нравятся?

6. Задумывались ли Вы о пользе фантиков?





Вопросы анкетирования:

1. Любите ли вы конфеты?

2. Обращаете ли вы внимание на оформление фантика?

2. Обращаете ли вы внимание на названия конфет?

4. Обращаете ли вы внимание на правописание слов-названий конфет?

5.Какие фантики Вам больше нравятся?

6. Задумывались ли Вы о пользе фантиков?











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!