СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. 7 класс. Тема: "Союз как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме: "Союз как часть речи"

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. 7 класс. Тема: "Союз как часть речи"»



1. Организационный момент



Содержание этапа

Организационный момент,

включающий:

• постановку цели, которая

должна быть достигнута

учащимися на данном этапе

урока (что должно быть

сделано учащимися, чтобы их

дальнейшая работа на уроке

была эффективной)

• определение целей и задач,

которых учитель хочет достичь

на данном этапе урока;

• описание методов

организации работы учащихся

на начальном этапе урока,

настроя учеников на учебную

деятельность, предмет и тему

урока (с учетом реальных

особенностей класса, с

которым работает педагог)


Учащиеся должны знать: тему урока, какие цели преследует урок, какие этапы должны пройти на этом уроке, что должны получить в итоге.

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке, определение цели и задач урока, способствовать быстрому включению детей в деловой ритм; организация их внимания.


- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Внимательно посмотрите, все ли у вас готово к уроку. Спасибо. А теперь, ребята, представьте теплый, солнечный, яркий день, улыбнитесь друг другу и пожелайте творческих успехов на уроке. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число.

Прежде чем мы с вами перейдем к новой теме, нам надо проверить домашнее задание.

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:


• определение целей, которые учитель ставит перед

учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);


• определение целей и задач,

которых учитель хочет достичь

на данном этапе урока;


• описание методов,

способствующих решению

поставленных целей и задач;


• описание критериев

достижения целей и задач

данного этапа урока;


• определение возможных

действий педагога в случае,

если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;


• описание методов

организации совместной

деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;


• описание методов

мотивирования

(стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;


• описание методов и

критериев оценивания ответов

учащихся в ходе опроса.


Цели учителя:

  • выяснить степень усвоения учащимися заданного на дом материала (могут ли отличать производные предлоги от непроизводных); выявить возможные затруднения учащихся и помочь им ликвидировать обнаруженные недочеты.

  • подготовить учащихся к усвоению новых знаний на основе систематизации изученного дома материала.

Цели учащихся:

  • убедиться в значимости изучаемого материала и оценить степень своей готовности к работе на уроке;

  • преодолеть затруднения, совершив волевые усилия.

Методы:

1. Работа в парах (рефлексивно-оценочные): взаимопроверка домашнего задания



Итак, ребята, проверим ваше домашнее задание. Вам надо было распределить предлоги на производные и непроизводные. Ученики проверяют работы друг у друга, опираясь на правильные ответы в ключе, сами ставят оценку друг другу.



В том случае, если у кого-то из ребят обнаружатся пробелы по теме (причины: отсутствие на уроке во время прохождения темы, неусвоение материала и т.д), ученику учитель дает карточки с заданием на дом после урока, с объяснением.

3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

• постановку конкретной

учебной цели перед учащимися

(какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

• определение целей и задач,

которые ставит перед собой

учитель на данном этапе урока;

• изложение основных

положений нового учебного

материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

• описание форм и методов

изложения (представления)

нового учебного материала;

• описание основных форм и

методов организации

индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

• описание критериев

определения уровня внимания

и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

• описание методов

мотивирования

(стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;


Цели учителя: организовать деятельность учащихся по:

- подготовке ребят к усвоению новой темы

- совершенствованию умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


Цели учащихся:

должны уметь:

  • самостоятельно определить цель урока

  • уметь отличать простые предложения от сложных

  • уметь объяснять постановку запятой (или ее отсутствие)

  • уметь составлять схемы простых и сложных предложений

  • уметь определять разряд союзов

  • работать в паре (коммуникативные умения совместной деятельности).

должны знать:

определение союза

Методы:

  1. Объяснительно-иллюстративный: работа с опорой на презентацию, учебник

  2. Диалогический метод: работа осуществляется фронтально.

3.. репродуктивный метод (ученик, опираясь на ключевые слова, сам формулирует определение союза)

4. поисковый (ребятам надо самостоятельно сформулировать цель урока)

5. Формулирование выводов (познавательные): делаются выводы, которые озвучивают различные учащиеся и после короткого обсуждения делается окончательный совместный вывод


Ребята, давайте с вами попробуем решить морфологическую путаницу (слайд). На экране разбросаны слова, некоторые из них уже известны вам (потому что, в течение, из-под, на, вследствие и тд), давайте мы с вами попробуем их распределить. Дети сначала находят предлоги, оставшуюся часть относят к союзам. Итак, ребята, думаю, вы уже догадались, какова тема нашего урока.

Дети отвечают; «Союз».

Учитель. Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о союзе. Запишем тему: «Союз как часть речи». Ребята, как вы думаете, какова же цель нашего урока? Что мы с вами должны узнать на уроке? Чему научиться? Создается проблемная ситуация. Дети высказывают свое мнение.

Итак, для того чтобы узнать, какова же цель нашего урока, давайте посмотрим на определение союза, которое дано В.И. Далем (на слайде). Соузъ- это связь, сцепление, скрепление. (дети записывают определение Даля). Ребята, а что же оно скрепляет? А для того чтобы узнать, что скрепляет союз, посмотрим на 2 предложения (на слайде).

.. Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице. (2 простых предложения соединяются в сложное при помощи союза И)

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет (ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ с однородными членами, соединенных союзом И). Ребята, какой же вывод из этого следует? Что сцепляет союз?

Вывод: Союз- служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения. (при подсказке учителя дети самостоятельно приходят к выводу, что такое союз и для чего он нужен). Вместе находим основы в этих предложениях и составляем схемы.

- Как вы думаете, можно ли задать к союзу вопрос? (нет)

- Будет ли союз членом предложения? (нет)

Итак, смотрим слайд. Еще раз повторим, что такое союз ( смотрим слайд)

1. служебная часть речи

2. к союзу нельзя задать вопрос

3. связывает однородные члены предложения

4. связывает простые предложения в составе сложного

5. бывают простые и составные

6. сочинительными и подчинительными (слайд с разрядами союзов)

Запись из учебника, стр 137.. Ребята, в последних пунктах говорится о простых и составных союзах, а также о сочинительных и подчинительных. Это все разряды союзов. Итак, на какие разряды делятся союзы? (смотрим в учебнике, записываем в тетрадь для правил)


4. Закрепление учебного материала, предполагающее:

постановку конкретной

учебной цели перед учащимися

(какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

определение целей и задач,

которые ставит перед собой

учитель на данном этапе урока;

описание форм и методов

достижения поставленных

целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

описание критериев,

позволяющих определить

степень усвоения учащимися нового учебного материала;

Описание возможных путей и

методов реагирования на

ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Цели учителя:

  • установить, усвоили или определение союза, для чего нужен нам союз, устранить обнаруженные пробелы;

  • организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

  • создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.


Цели учащихся:

  • должны четко формулировать определение союза, запомнить разряды союзов, уметь их различать

  • должны применять полученные знания при выполнении заданий

Методы:

1. Попарно распределенная деятельность: работа осуществляется в парах. Ребятам на парту раздаются листы с заданиями, на каждом листочке по 2 предложения (т.е по предложению на ученика), их задача: записать предложение, найти грамматические основы (основу), определить, сложное или простое предложение, объяснить наличие или отсутствие запятой (запятых), составить схему предложения, определить разряд союза. Проверить друг у друга задания, потом задания проверяются учителем.

В конце урока ребята проходят мини-тест (слайд), содержащий три задания по новой теме. Ответы записывают в тетрадь и потом проверяют.






5. Задание на дом, включающее:

постановку целей

самостоятельной работы для

учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

определение целей, которые

хочет достичь учитель, задавая

задание на дом;

определение и разъяснение

учащимся критериев

успешного выполнения домашнего задания.

Цели учителя:

  • проверить, все ли усвоили новый материал

  • закрепление нового материала

  • активизировать интерес к самостоятельному изучению и выполнению заданий;

Цели учащихся:

  • проявление любознательности и интереса к предмету через выполнение заданий

Ребята, что мы с вами узнали на сегодняшнем уроке? Чему научились? Ребята отвечают.

Задание на дом (тетрадь): Ребята, ваша задача придумать 2 простых предложения и 2 сложных, подчеркнуть основы и составить схемы этих предложений, найти союзы и определить их разряд. Запомнить определение союза. Урок окончен. До свидания!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!