СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. 7 класс. Тестовая работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. 7 класс. Тестовая работа»

Задание 1.  Расставьте  ударение в словах       

   Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил,  средства,  досуха.

Ответ:    

 Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил,  средства,  досуха                                                          

  Максимум 5 баллов(за правильный ответ 0,5 балла)

Задание 2.

    Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я.

 А что могли бы сказать о знании своего алфавита  ученики  Древней Греции? А Древней Руси?                                              Максимум 2 балла

Ответ

В Древней Греции – от альфы до омеги. В Древней Руси – от аза до ижицы.

(2 балла, за правильный ответ-1 балл)

Задание 3. 

 Вспомните значение выражений со сдвоенным словом «хлеб-соль».

                                                                                          Максимум 6 баллов

1. Делить хлеб-соль с кем-то


2. Забыть хлеб-соль


3. Помнить хлеб-соль


4. Отбивать хлеб


5. Благодарить за хлеб-соль


6. Хлеб да соль Вам


Ответ:

1. Делить хлеб-соль с кем-то

Иметь крепкую дружбу

2. Забыть хлеб-соль

Быть неблагодарным к человеку, который был к кому-то гостеприимен и дружелюбен

3.Помнить хлеб-соль

Быть благодарным за гостеприимство и дружбу

4.Отбивать хлеб-соль

Лишить кого-то работы и денег за неё

5.Благодарить за хлеб-соль

За гостеприимство и угощение

6.Хлеб да соль Вам

Приятного аппетита

( 6 баллов, правильный ответ-1 балл)

Задание  4. 

 Только одно из этих слов образовано от славянского слова «око», имеющее значение «глаз». Какое? Свой ответ аргументируйте.
Окно, околица, окинуть, океан.                                  Максимум 4 балла

Ответ:
Это слово «окно». Оно образовано от слова «око». Буквальное его значение – глазок в стене. Сравните: дверной глазок.
«Околица» образовано от слова «около», родственного древнерусскому слову коло-круг.
Глагол «окинуть» образован от слова «кинуть» с помощью приставки О.
Слово «океан» пришло в русский язык из греческого (греч. okeanos означает «всемирное море», «море, омывающее вселенную»).

Правильный ответ – 2 балла

Аргументация – 2 балла

( 4 балла)

Задание 5.   

Что общего и что различного в морфемном составе и словообразовании слов пешеходный, канатоходец?                                     Максимум 5 баллов

Ответ:

Слова имеют одинаковую структуру (одинаковое строение) (1 балл): первый корень + соединительная гласная + второй корень + суффикс + окончание.  

1 балл за разбор слова (школьники, как правило, используют принятые условные обозначения).

Слова различаются способами образования (1 балл):  пешеходный от  пешеход  (1  балл), способ образования суффиксальный (1  балл),  канатоходец  –  сложение и суффиксация от  ходить по канату (или сложно-суффиксальный) – 2 балла.

Дополнительно может быть поставлен  1 балл за пояснение: слова «канатоход» нет, поэтому значение выражено сложением слова и корня слова с присоединением суффикса

Задание 6.  Распределите   приведенные ниже слов  словосочетания с учетом смыслового   различия орфоэпических вариантов    серде[шн]ый и серде[чн]ый.         

1 – серде[шн]ый              2 – серде[чн]ый

 Ответ оформите в виде теста:  1 - ?… 2 – ?…        

А. Мышца. Б. Встреча. В. Друг. Г. Боль. Д. Дела. Е. Благодарность.                Максимум 6 баллов

 Ответ:  1 – В, Д ;  2 – А, Б, Г,Е.  ( серде[шн]ый – связанный с влюбленностью, с любовным увлечением; сер-де[чн]ый – доброжелательный, добрый, искренний). (6 баллов, правильно выбранное слово-1 балл)

Задание  7. Составьте предложения со словом язык так, чтобы оно выступало  в роли разных членов предложения (форму слова можно изменять).

                                                                                          Максимум 5 баллов

Ответ:

Например: Язык – орган вкуса. (Подлежащее)

                    Положите таблетку под язык. (Обстоятельство)

                    Он владеет русским языком. (Дополнение)

                   Русский – мой родной язык. (Сказуемое)

                   Кушанья из языка вкусны и полезны. (Несогласованное определение).*

( 5 баллов)

  Задание 8.

Выделите окончания у приведенных ниже существительных в форме родительного падежа множественного числа.

Коров, домов, столов, голов, подков.

В каком из слов выделение окончания зависит от его значения?

                                                                                        Максимум 6 баллов

Ответ:

  1. Коров – нулевое окончание, домов– окончание –ов, столов -окончание –ов, голов – окончание нулевое, подков -окончание нулевое.

  2. Если голов от голова, то окончание нулевое; если от гол, то окончание –ов.

Выделения окончания одного слова – 1 балла.

Всего 5 баллов.

Ответ на вопрос 1 балл.

( 6 баллов)

Задание 9.

Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский называл слова определенной категории «словами – хамелеонами». Что это за слова? Почему ученый их так называл? Приведите 3-4 примера таких слов.

                                                                                    Максимум 7 баллов

Ответ:

Эти слова, переходящие из одной части речи в другую (1). Подобно хамелеону, меняющему свою окраску в зависимости от температуры и освещенности, они в зависимости от контекста (1) приобретают различную лексико – грамматическую «окрашенность» (1). Часовой (механизм) – относительное прилагательное, обозначающее признак предмета (механизма); часовой (на посту) – существительное, обозначающее лицо (человека).

Определение «слов- хамелеонов» - 1 балл.

Комментарии – до 2 баллов.

Один пример – 1 балл.

( 7 баллов)

Задание 10.

Назовите один  известный вам лингвистический словарь русского языка. Расскажите об нём (3-5 предложений).

                                                                                         Максимум 4 балла

Ответ:

Название одного словаря – 1 балл.

Рассказ о словаре – до 3 баллов в зависимости от точности сведений и грамотности их изложения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!