СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского русского языка на тему "Мягкий знак после шипящих в конце слова."

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. 3 класс»

Урок русского языка

по УМК «Планета Знаний»,

3 класс

Тема: «Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».

Цели:

  1. Сформировать умение составлять алгоритм написания мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода.

  2. Развивать внимание, память, речь, логическое мышление.

  3. Воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес.

Оборудование к уроку: компьютерные слайды, карточки с заданием для самостоятельной работы.

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет частицу мудрости»

Слайд №2.

- Как вы понимаете её? (Каждый день мы изучаем что-то новое.)

- Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем.

- Сегодня нам пригодятся знания об имени существительном.

- С каким настроением вы приметесь за работу? ( С хорошим, …)

- Улыбнитесь друг - другу! В путь!

2. Актуализация знаний.

- С чего начнём работу? ( С минутки чистописания.)

- Запишите «число», «классная работа».

- Рассмотрите иллюстрацию на слайде. Какие буквы здесь спрятаны?

Слайд №3.

ж ш ч к щ ф я ь т о

- Найдите среди них буквы, обозначающие шипящие звуки.

ж ш ч щ

- Запишите эти буквы. Составьте слова, которые начинались бы с этих букв.

Жизнь, чулок, щука, шар.

- Назовите орфограммы в данных словах. К какой части речи относятся эти слова? (Имя существительное.)

- Что мы знаем об имени существительном?

(Имя существительное – часть речи, которое обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?)

(Имя существительное изменяется по числам)

(Имена существительные бывают женского, мужского и среднего рода.)

3. Выявление места и причины затруднения.

На доске:

камыш доч

сыч рож

мяч печ

- Прочитайте слова. Определите, в каком столбике слова женского рода, а в каком – мужского. Как определили род имён существительных? (Подставив слова: он, мой, она, моя.)

- Какие ошибки допущены в написании слов? (У имен существительных женского рода на конце после шипящих пишется мягкий знак.)

- Итак, чем мы с вами будем заниматься на уроке? (Будем определять, в каком случае пишется мягкий знак.) Сформулируйте тему урока. (Имена существительные женского рода с мягким знаком на конце после шипящих.)

Слайд 4.

- Исправьте ошибки в словах.

Поиграем в игру «Будь внимателен»

- Запишите одним словом данные определения.

1) Близкий приятель, друг. (Товарищ.)

2) Суп со свёклой и другими овощами. (Борщ.)

3) Человек, который играет на скрипке. (Скрипач.)

4) Двенадцать часов ночи. (Полночь.)

5) Мягкая часть печёного хлеба. (Мякиш.)

6) Женское украшение, прикалываемое на груди. (Брошь.)

Слайд №5.

- Какие затруднения испытывали в написании слов? (Где писать ь, а где – нет.)

4. Составление алгоритма написания мягкого знака.

- Запишем слово ночь и попробуем составить алгоритм написания мягкого знака в этом слове.

  1. Определим часть речи.

  2. Выясним род.

  3. Если существительное женского рода, будем писать ь.

  4. Если существительное мужского рода, не будем писать ь.

Слайд №6.

  1. Реализация составленного алгоритма. Работа по учебнику «Русский язык» (с.90., упражнение 2.)

- Пользуясь составленным алгоритмом, выполним упражнение по учебнику.

- Что нужно сделать в данном упражнении? (Распределить слова в столбики по родам, записать слова, раскрывая скобки, употребляя, где нужно, мягкий знак.)

- У существительных какого рода будете писать мягкий знак? (У существительных женского рода после шипящих на конце будем писать мягкий знак.)

(У доски работают два ученика: один записывает слова мужского рода, другой – женского рода.)

  1. Физминутка.

Слайд №7.

- Я буду называть имена существительные с шипящими звуками на конце. Если называю слово, в котором пишется мягкий знак на конце слова – вы хлопаете в ладоши. Если мягкий знак не пишется – приседаете.

Ключ, лещ, молодёжь, малыш, мышь, этаж, вещь, ёж, багаж, мелочь, тишь, глушь, речь, меч, карандаш, уж, ночь.

  1. Самостоятельная работа по карточкам.

- Как определить, поняли вы тему урока или нет? ( Нужно поработать самостоятельно.)

- Возьмите карточку с самостоятельной работой.

- Вам нужно вставить в словах изученную орфограмму мягкий знак и доказать, почему вы её вставили. (Указать род существительных над словом.)

Карточка

Мяч…, доч…, ключ…, лещ…, печ…, вещ…, ноч…, мыш…, молодёж…, карандаш…, уж….

- Поменялись карточками.

- Проверяем на интерактивной доске.

- Ставим оценки: без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3 ошибки – «3», больше трёх ошибок – «2».

Слайд №8.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

- Сегодня мы составили алгоритм употребления мягкого знака на конце существительных женского рода. А для чего? Когда вы будете пользоваться этим алгоритмом? (Когда будем писать диктант, выполнять задания, грамотно писать.)

1) Работа с нетбуком.

- А сейчас выполним работу по вариантам на нетбуках.

- Я буду читать предложения, а 1 вариант выпишет из предложений слова с мягким знаком на конце после шипящих, 2 вариант – слова без мягкого знака на конце после шипящих.

Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сыч, да шуршит мышь. Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз. В полночь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь.

Как чудесен ландыш в свете луны! Ночь тянулась долго, но вот первый луч солнца упал на рожь. Хотелось взять карандаш и нарисовать этот утренний пейзаж.


- Проверим, какие слова вы выписали. Докажите, что вы правильно выполнили это задание.

- Поднимите руку, кому пришлось вспомнить алгоритм написания мягкого знака? Как вы это сделали?

Слайд 9.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Слайд 10.

- Урок подходит к концу. Над какой темой работали на уроке? Какую цель вы ставили? (Узнать, в каких случаях пишется мягкий знак у существительных после шипящих на конце слова.)

- Достигли вы поставленной цели? Докажите.

(Мы составили алгоритм употребления мягкого знака у имён существительных на конце после шипящих. Мягкий знак пишется на конце слова после шипящих у существительных женского рода.)

Слайд №11.

- Оцените свою работу на уроке, выбрав соответствующий цвет:

Оранжевый – Я всё понял, могу объяснить другу.

Розовый – Я понял, но мне ещё нужно тренироваться.

Зелёный – У меня ещё не всё получается, но я постараюсь.

Слайд №12.

  1. Домашнее задание: с. 91, упражнение 5. Записать предложения, вставить подходящие по смыслу слова и подчеркнуть известные орфограммы.

МБОУ «ЦО №19» г. Тулы









Урок русского языка по теме:

«Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»









Подготовила: Ефремова Л.Р.











г.Тула. 2018 год






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!