Технологическая карта урока
Учитель: Е.Н. Скляр
Класс: 2 «А» класс
УМК: «Школа России»
Предмет: Русский язык
Тема: «Что такое глагол?»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цель: способствовать развитию умения распознавать глагол и определять его признаки; создать условия для формирования умения ставить вопросы к глаголам; развивать речь, коммуникативные навыки.
Задачи:
Дидактические:
1. Познакомить с глаголом как частью речи;
2. Учить находить глаголы в тексте, определять значение, ставить вопросы
Развивающие:
1. Развивать устную связную речь в процессе полных ответов на вопросы учителя;
2. Развивать логическое мышление в процессе определения признаков глагола
Воспитательные:
1. Воспитывать аккуратность в ходе выполнения заданий в тетради;
2. Воспитывать умение общаться в условиях парной и групповой работы;
3. Воспитывать интерес к русскому языку через познавательные задания
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД |
метапредметные | личностные |
регулятивные | познавательные | коммуникативные |
-распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу; -обосновывать правильность отнесения слова к глаголу ; -выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания; | -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий на уроке; -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; -высказывать свое предположение (версию). | -уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт | -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; -уметь высказывать свое мнение; -слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре. | Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, уметь избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций -нести ответственность за выполнение домашних обязанностей. |
Ход урока
1 Сл.
1. Организационный момент.
- Начинаем урок русского языка.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем!
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать,
Красиво, грамотно писать.
Сегодня на уроке у нас гости. Давайте их поприветствуем и пожелаем им хорошего настроения.
А урок у нас сегодня необычный. Мы отправимся в путешествие по стране Части речи. А путешествие мне хочется начать с пословицы.
Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости
- Как понимаете значение пословицы?
- Как вы думаете, можно ли сразу родиться мудрым?
- Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым, нужно очень много знать, обладать большим жизненным опытом, стать взрослым, а вы ещё молоды. Вам предстоит ещё многое узнать и многому научиться. Выполнив задание, мы с вами придём в пункт назначения, найдём для себя что-то новое и очень нужное. К этой пословице мы вернёмся в конце урока и выясним, в чём вы стали мудрее за урок.
Итак, начинаем путешествие!
Кто за приключения?
Все без исключения?
Скорей поднимем парус
И прямо в океан!
Ведь и для нас осталось
Еще немало стран,
Пока что не открытых,
Или давно забытых!
2. Минутка чистописания.
Учитель: Мы отправляемся в порт Чистописания на кораблике. На воде небольшое волнение, как в этих строчках:
лЛл ЛлЛ
Учитель: Давайте вспомним, какие это буквы? (Эти буквы обозначают звонкие непарные согласные звуки.)
А для того чтобы приступить к письму этих букв, приготовим свои пальчики.
Этот пальчик – маленький,
Этот пальчик – слабенький,
Этот пальчик – длинненький,
Этот пальчик – сильненький,
Этот пальчик – большачок,
А все вместе кулачок.
Приступаем к письму, соблюдая закономерность и правильное соединение. (тетрадь правильно кладу…..). Подчеркните самые красивые буквы.
На следующей строчке запишите число, классная работа.
3. Актуализация знаний.
Продолжаем путешествуем по океану Повторения.
Сейчас вспомним, с какой часть речи мы работали на предыдущих уроках, что вы знаете об имени существительном. Перед вами лежит тест. Я читаю вопрос, а вы отмечаете галочкой выбранный вариант ответа. Задача понятна?
ТЕСТ
1. Имя существительное – это…
А) часть речи, которая обозначает предмет;
Б) часть речи, которая обозначает действие предмета.
2. Имя существительное отвечает на вопросы:
А) что делает? что сделает? Б) кто? что?
3. На какой вопрос отвечают слова: дым, пенал, стул, груша?
А) кто? Б) что?
4. В каком ряду слова отвечают на вопрос кто?
А) мама, дедушка, собака Б) диван, шкаф, ваза
5. Выберите верное утверждение:
А) Имена собственные пишутся с маленькой буквы
Б) Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
6. Укажи, какие это существительные: линейка, телефон, окно, камень?
А) неодушевлённые Б) одушевлённые
7. В какой строке существительные стоят в единственном числе?
А) звезда, ребята, кони Б) книга, щука, победа
8. В какой строке существительные стоят во множественном числе?
А) строители, кроты, ученики Б) друзья, заморозки, белка
Теперь проведём взаимопроверку, у кого такие ответы, поднимите руку. Проверим правильность ответов.
4. Словарная работа.
Учитель: Молодцы, ребята! Мы успешно справились с этим заданием, давайте немножко отдохнём и можем продолжить наше путешествие.
5. Физ.минутка (для глаз)
Нам нужно попасть на остров Словарных слов.
Перед вами слова с пропущенной орфограммой, прочитайте их.
Уч.ник, п.нал, т.традь, р.совать, м.дведь.
Что вы можете сказать про эти слова?
Какая орфограмма пропущена в этих словах? Как проверить безударную гласную? Нужно ли проверять гласную в этих словах?
- На новую строчку перепишите слова с доски, поставьте ударение, а пропущенную букву подчеркните. Проверим написание данных слов, какие безударные гласные надо запомнить?
Двигаемся дальше.
6. Работа по теме урока.
а) Создание проблемной ситуации;
- Посмотрите на слова. Найдите лишнее.
- Почему оно лишнее?
- Слово рисовать можно назвать существительным? Почему?
-На какой вопрос отвечает?
- Что обозначает?
- А можно ли обойтись в нашей жизни без действий?
Чтобы ответить на этот вопрос, приземляемся в город под названием Глагольск.
-А сейчас я прочитаю вам сказку.
В городе Глагольск жили-были только имена существительные. Плохо им жилось, скучно. Трава. Кот. Машина. Все бездействовали. Но однажды все изменилось. Трава стала расти, колыхаться, развеваться, зеленеть, цвести и пахнуть. А кот –бегать, спать, мяукать, охотиться. Что же произошло?
-Как вы думаете, ребята, какая часть речи помогла именам существительным избавиться от скуки? (Дети высказывают предположения.)
Да просто пришли глаголы. Глагол – от древне – русского глаголить, говорить…..
Они не могут смотреть на бездействие. Они всех заставляют что –то делать.
- Скажите, что стала делать трава?
-Что стал делать кот? (бегать, спать, мяукать, охотиться)
-А что стала делать машина? ( Ездить, сигналить, перевозить, тормозить,…)
- Сегодня мы познакомимся с жителями, которые однажды пришли в город Глагольск.
- Оживите предметы, которые вы видите в классе.
- Какая часть речи обозначает действие?
- Можно ли представить жизнь без движения? Конечно, нет.
7. Определение темы и постановка целей и задач урока.
-Кто уже догадался какая тема сегодняшнего урока?
Вот мы и определили с вами тему нашего урока. О чём мы будем говорить? Мы познакомимся с глаголом, как с частью речи. Сформулируйте цель нашего урока.
Выберете подходящие выражения
Узнаем… какие слова называют глаголами; на какие вопросы отвечают глаголы.
Научимся…находить глаголы в тексте, подбирать глаголы к именам существительным;
Проверим…чему научились на уроке.
Откройте учебник на стр. 68 , разберём упр. 116.
- Рассмотрите рисунки.
Что делает мальчик? Назовите слова обозначающие действие предмета.
(МОЕТ, ПОЛИВАЕТ, СТИРАЕТ, ЧИТАЕТ)
- На какой вопрос отвечают эти слова?
-ЧТО ДЕЛАЕТ?
- К какой части речи они относятся? (ГЛАГОЛУ)
Ребята, давайте мы попытаемся дать определение «ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГЛАГОЛ?»
- А теперь, сравним с правилом в учебнике, правильно ли вы дали определение?
Дети читают правило в учебнике.
- Как распознать глаголы в речи, у кого есть предложения?
- Давайте составим алгоритм. Что такое алгоритм? (последовательность выполнения действий)
- Сейчас мы его составим.
Работа в парах/
У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы расставьте действия цифрами в нужном порядке.
(Справа на доске)
1. Прочитать слово
2. Поставить к слову вопрос
3. Узнать, что оно обозначает
4.Определить часть речи
8. Физминутка
Покачайтесь
Покружитесь
Потянитесь,
Распрямитесь,
Ручками похлопайте
Ножками потопайте
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
- Что мы выполняли во время физкультминутки?
9. Работа по закреплению нового материала.
Давайте вернёмся к нашим рисункам.
-Составьте 2 (нераспр., распр.) предложения по любому рисунку.
(ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ)
- Запишите в тетрадь и подчеркните главные члены предложения.
(Мальчик моет посуду.)
-Какой частью речи выражено подлежащее? (сущ.)
-Какой частью речи выражено сказуемое? (гл.)
Какие поступки совершает мальчик, хорошие или плохие? А кому можно помочь такими поступками? А вы помогаете родителям?
Работа в группах (мальчики, девочки)
Придумайте слова глаголы которые могут оказать помощь (маме,папе)
Все вы большие молодцы. Когда вы подрастёте, станете отличными помощниками своим родителям.
-Молодцы! Вы хорошо поработали. Сегодня мы заканчиваем путешествие по городу Глагольск. На следующих уроках мы продолжим своё путешествие, вы узнаете еще много интересного про жителей этого города.
10. Рефлексия
- Вспомним, с какой пословицы мы начали урок?
- Стали вы мудрее? В чём?
- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
Давайте вместе с вами закончим фразы:
11. Подведение итогов.
Я узнал (а)….
Я научился(лась)…
Мне понравилось на уроке…
А теперь возьмите свои секретные конвертики. Откройте их. В них – флажки. Когда-то давно, встречаясь в море, корабли приветствовали друг друга, семафоря флажками. Так они здоровались, передавали информацию, предупреждали об опасности. Я прошу вас сейчас просемафорить мне. Если у вас всё на уроке получилось, вам всё ясно и понятно – поднимите зелёный флажок. Если всё понятно, но в ходе урока возникали трудности – жёлтый флаг, а если вам ничего не понятно, вы так и не справились ни с чем – красный флаг, как сигнал тревоги.
Я рада, что флажки все зелёные и вы поняли новый материал. Я думаю, что вы запомнили, что такое глагол.
12. Задание на дом