СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык 2 класс "Что такое глагол?" (открытый урок)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 2 класс "Что такое глагол?" (открытый урок)»

Технологическая карта урока

Учитель: Е.Н. Скляр

Класс: 2 «А» класс

УМК: «Школа России»

Предмет: Русский язык

Тема: «Что такое глагол?»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель: способствовать развитию умения распознавать глагол и определять его признаки; создать условия для формирования умения ставить вопросы к глаголам; развивать речь, коммуникативные навыки.

Задачи:

Дидактические:

1. Познакомить с глаголом как частью речи;

2. Учить находить глаголы в тексте, определять значение, ставить вопросы

Развивающие:

1. Развивать устную связную речь в процессе полных ответов на вопросы учителя;

2. Развивать логическое мышление в процессе определения признаков глагола

Воспитательные:

1. Воспитывать аккуратность в ходе выполнения заданий в тетради;

2. Воспитывать умение общаться в условиях парной и групповой работы;

3. Воспитывать интерес к русскому языку через познавательные задания



Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия


УУД

метапредметные


личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

-распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу;

    -обосновывать правильность отнесения слова к глаголу ;

    -выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания;


-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

-высказывать свое предположение (версию).


-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт 


-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

-уметь высказывать свое мнение;

-слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре.


Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
уметь избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

-нести ответственность за выполнение домашних обязанностей.








Ход урока

1 Сл.

1. Организационный момент.

- Начинаем урок русского языка.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем!

Начинаем мы опять

Думать, рассуждать,

Красиво, грамотно писать.



Сегодня на уроке у нас гости. Давайте их поприветствуем и пожелаем им хорошего настроения.



А урок у нас сегодня необычный. Мы отправимся в путешествие по стране Части речи. А путешествие мне хочется начать с пословицы.



Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости

- Как понимаете значение пословицы?

- Как вы думаете, можно ли сразу родиться мудрым?

- Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым, нужно очень много знать, обладать большим жизненным опытом, стать взрослым, а вы ещё молоды. Вам предстоит ещё многое узнать и многому научиться. Выполнив задание, мы с вами придём в пункт назначения, найдём для себя что-то новое и очень нужное. К этой пословице мы вернёмся в конце урока и выясним, в чём вы стали мудрее за урок.

Итак, начинаем путешествие!

Кто за приключения? 
Все без исключения? 
Скорей поднимем парус 
И прямо в океан! 
Ведь и для нас осталось 
Еще немало стран, 
Пока что не открытых, 
Или давно забытых! 

2. Минутка чистописания.

Учитель: Мы отправляемся в порт Чистописания на кораблике. На воде небольшое волнение, как в этих строчках:

лЛл ЛлЛ

Учитель: Давайте вспомним, какие это буквы? (Эти буквы обозначают звонкие непарные согласные звуки.)

А для того чтобы приступить к письму этих букв, приготовим свои пальчики.

Этот пальчик – маленький,

Этот пальчик – слабенький,

Этот пальчик – длинненький,

Этот пальчик – сильненький,

Этот пальчик – большачок,

А все вместе кулачок.

Приступаем к письму, соблюдая закономерность и правильное соединение. (тетрадь правильно кладу…..). Подчеркните самые красивые буквы.

На следующей строчке запишите число, классная работа.

3. Актуализация знаний.

Продолжаем путешествуем по океану Повторения.

Сейчас вспомним, с какой часть речи мы работали на предыдущих уроках, что вы знаете об имени существительном. Перед вами лежит тест. Я читаю вопрос, а вы отмечаете галочкой выбранный вариант ответа. Задача понятна?

ТЕСТ

1. Имя существительное – это…

А) часть речи, которая обозначает предмет;

Б) часть речи, которая обозначает действие предмета.

2. Имя существительное отвечает на вопросы:

А) что делает? что сделает? Б) кто? что?

3. На какой вопрос отвечают слова: дым, пенал, стул, груша?

А) кто? Б) что?

4. В каком ряду слова отвечают на вопрос кто?

А) мама, дедушка, собака Б) диван, шкаф, ваза

5. Выберите верное утверждение:

А) Имена собственные пишутся с маленькой буквы

Б) Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

6. Укажи, какие это существительные: линейка, телефон, окно, камень?

А) неодушевлённые Б) одушевлённые

7. В какой строке существительные стоят в единственном числе?

А) звезда, ребята, кони Б) книга, щука, победа

8. В какой строке существительные стоят во множественном числе?

А) строители, кроты, ученики Б) друзья, заморозки, белка

Теперь проведём взаимопроверку, у кого такие ответы, поднимите руку. Проверим правильность ответов.

4. Словарная работа.

Учитель: Молодцы, ребята! Мы успешно справились с этим заданием, давайте немножко отдохнём и можем продолжить наше путешествие.

5. Физ.минутка (для глаз)

Нам нужно попасть на остров Словарных слов.

Перед вами слова с пропущенной орфограммой, прочитайте их.

Уч.ник, п.нал, т.традь, р.совать, м.дведь.

Что вы можете сказать про эти слова?

Какая орфограмма пропущена в этих словах? Как проверить безударную гласную? Нужно ли проверять гласную в этих словах?

- На новую строчку перепишите слова с доски, поставьте ударение, а пропущенную букву подчеркните. Проверим написание данных слов, какие безударные гласные надо запомнить?

Двигаемся дальше.



6. Работа по теме урока.

а) Создание проблемной ситуации;



- Посмотрите на слова. Найдите лишнее.

- Почему оно лишнее?

- Слово рисовать можно назвать существительным? Почему?

-На какой вопрос отвечает?

- Что обозначает?

- А можно ли обойтись в нашей жизни без действий?

Чтобы ответить на этот вопрос, приземляемся в город под названием Глагольск.

-А сейчас я прочитаю вам сказку.

В городе Глагольск жили-были только имена существительные. Плохо им жилось, скучно. Трава. Кот. Машина. Все бездействовали. Но однажды все изменилось. Трава стала расти, колыхаться, развеваться, зеленеть, цвести и пахнуть. А кот –бегать, спать, мяукать, охотиться. Что же произошло?

-Как вы думаете, ребята, какая часть речи помогла именам существительным избавиться от скуки? (Дети высказывают предположения.)

Да просто пришли глаголы. Глагол – от древне – русского глаголить, говорить…..

Они не могут смотреть на бездействие. Они всех заставляют что –то делать.

- Скажите, что стала делать трава?

-Что стал делать кот? (бегать, спать, мяукать, охотиться)

-А что стала делать машина? ( Ездить, сигналить, перевозить, тормозить,…)

- Сегодня мы познакомимся с жителями, которые однажды пришли в город Глагольск.

- Оживите предметы, которые вы видите в классе.

- Какая часть речи обозначает действие?

- Можно ли представить жизнь без движения? Конечно, нет.



7. Определение темы и постановка целей и задач урока.

-Кто уже догадался какая тема сегодняшнего урока?



Вот мы и определили с вами тему нашего урока. О чём мы будем говорить? Мы познакомимся с глаголом, как с частью речи. Сформулируйте цель нашего урока.

Выберете подходящие выражения

Узнаем… какие слова называют глаголами; на какие вопросы отвечают глаголы.

Научимся…находить глаголы в тексте, подбирать глаголы к именам существительным;

Проверим…чему научились на уроке.



Откройте учебник на стр. 68 , разберём упр. 116.

- Рассмотрите рисунки.

Что делает мальчик? Назовите слова обозначающие действие предмета.

(МОЕТ, ПОЛИВАЕТ, СТИРАЕТ, ЧИТАЕТ)

- На какой вопрос отвечают эти слова?

-ЧТО ДЕЛАЕТ?

- К какой части речи они относятся? (ГЛАГОЛУ)

Ребята, давайте мы попытаемся дать определение «ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГЛАГОЛ?»

- А теперь, сравним с правилом в учебнике, правильно ли вы дали определение?

Дети читают правило в учебнике.

- Как  распознать глаголы в речи, у кого есть предложения?  

- Давайте составим алгоритм. Что такое алгоритм? (последовательность выполнения действий)

- Сейчас мы его составим.

Работа в парах/


У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы расставьте действия цифрами в нужном порядке.

(Справа на доске)

  1. Прочитать слово  

2. Поставить к слову вопрос

3. Узнать, что оно обозначает

4.Определить часть речи

8. Физминутка

Покачайтесь
Покружитесь
Потянитесь,
Распрямитесь,
Ручками похлопайте

Ножками потопайте

Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.

- Что мы выполняли во время физкультминутки?



9. Работа по закреплению нового материала.


Давайте вернёмся к нашим рисункам.

-Составьте 2 (нераспр., распр.) предложения по любому рисунку.

(ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ)

- Запишите в тетрадь и подчеркните главные члены предложения.

(Мальчик моет посуду.)

-Какой частью речи выражено подлежащее? (сущ.)

-Какой частью речи выражено сказуемое? (гл.)

Какие поступки совершает мальчик, хорошие или плохие? А кому можно помочь такими поступками? А вы помогаете родителям?



Работа в группах (мальчики, девочки)

Придумайте слова глаголы которые могут оказать помощь (маме,папе)

Все вы большие молодцы. Когда вы подрастёте, станете отличными помощниками своим родителям.

-Молодцы! Вы хорошо поработали. Сегодня мы заканчиваем путешествие по городу Глагольск. На следующих уроках мы продолжим своё путешествие, вы узнаете еще много интересного про жителей этого города.



10. Рефлексия

- Вспомним, с какой пословицы мы начали урок?

- Стали вы мудрее? В чём?

- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?

Давайте вместе с вами закончим фразы:



11. Подведение итогов.

Я узнал (а)….



Я научился(лась)…



Мне понравилось на уроке…



А теперь возьмите свои секретные конвертики. Откройте их. В них – флажки. Когда-то давно, встречаясь в море, корабли приветствовали друг друга, семафоря флажками. Так они здоровались, передавали информацию, предупреждали об опасности. Я прошу вас сейчас просемафорить мне. Если у вас всё на уроке получилось, вам всё ясно и понятно – поднимите зелёный флажок. Если всё понятно, но в ходе урока возникали трудности – жёлтый флаг, а если вам ничего не понятно, вы так и не справились ни с чем – красный флаг, как сигнал тревоги.

Я рада, что флажки все зелёные и вы поняли новый материал. Я думаю, что вы запомнили, что такое глагол.



12. Задание на дом




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!