СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская культура XIX в.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит материал о направлениях русской культуры и искусства XIX в.

Просмотр содержимого документа
«Русская культура XIX в.»

 Русская культура XIX в.  Можайский г.о. МОУ СОШ  «Созвездие Вента»  Короткова Ирина Ивановна  2021

Русская культура XIX в.

Можайский г.о. МОУ СОШ

«Созвездие Вента»

Короткова Ирина Ивановна

2021

I . Особенности развития культуры в 19 веке.   XIX в. стал для культуры России периодом ее небывалого подъема. Отечественная война 1812 г., всколыхнув всю жизнь российского общества, ускорила складывание национального самосознания. Она, с одной стороны, в очередной раз сблизила Россию с Западом, а с другой – ускорила формирование русской культуры как одной из европейских культур , тесно связанной с западноевропейскими течениями общественной мысли. Культурное развитие России в первой половине столетия определялось активным участием страны в европейской политике; появлением оппозиционных и революционных течений общественной мысли; ослаблением такого векового устоя русской жизни, как крепостничество.

I . Особенности развития культуры в 19 веке.

  XIX в. стал для культуры России периодом ее небывалого подъема. Отечественная война 1812 г., всколыхнув всю жизнь российского общества, ускорила складывание национального самосознания. Она, с одной стороны, в очередной раз сблизила Россию с Западом, а с другой – ускорила формирование русской культуры как одной из европейских культур , тесно связанной с западноевропейскими течениями общественной мысли. Культурное развитие России в первой половине столетия определялось активным участием страны в европейской политике; появлением оппозиционных и революционных течений общественной мысли; ослаблением такого векового устоя русской жизни, как крепостничество.

Западные философские и политические учения усваивались российским обществом применительно к российской действительности. Еще свежа была память о Французской революции. Революционный романтизм, привнесенный на российскую почву, вызывал пристальное внимание к проблемам государственного и социального устройства, вопросу о крепостном праве и т.п. Ключевую роль в идейных спорах XIX в. играл вопрос об историческом пути России и ее взаимоотношениях с Европой и западноевропейской культурой.

Западные философские и политические учения усваивались российским обществом применительно к российской действительности. Еще свежа была память о Французской революции. Революционный романтизм, привнесенный на российскую почву, вызывал пристальное внимание к проблемам государственного и социального устройства, вопросу о крепостном праве и т.п. Ключевую роль в идейных спорах XIX в. играл вопрос об историческом пути России и ее взаимоотношениях с Европой и западноевропейской культурой.

 Западники  Славянофилы воспринимали Россию как часть европейского общества и выступали за развитие страны по европейскому пути , за проведение либеральных реформ в социальном и политическом устройстве. подчеркивали самобытный путь развития России , отличный от западного, указывали на национальный характер культуры, боролись против некритического отношения к иностранным влияниям

Западники

Славянофилы

воспринимали Россию как часть европейского общества и выступали за развитие страны по европейскому пути , за проведение либеральных реформ в социальном и политическом устройстве.

подчеркивали самобытный путь развития России , отличный от западного, указывали на национальный характер культуры, боролись против некритического отношения к иностранным влияниям

Все эти явления в общественной мысли страны во многом обусловили развитие художественной культуры России XIX в., и прежде всего, ее пристальное внимание к социальным проблемам, публицистичность . Простой народ со своими традициями, нравами, ценностями и запросами становится центральной темой в культуре и искусстве. И 19 век по праву называют «золотым веком», эпохой, когда российская культура и литература не только приобретают самобытность, но, в свою очередь, оказывают серьезное влияние и на мировую культуру.

Все эти явления в общественной мысли страны во многом обусловили развитие художественной культуры России XIX в., и прежде всего, ее пристальное внимание к социальным проблемам, публицистичность . Простой народ со своими традициями, нравами, ценностями и запросами становится центральной темой в культуре и искусстве. И 19 век по праву называют «золотым веком», эпохой, когда российская культура и литература не только приобретают самобытность, но, в свою очередь, оказывают серьезное влияние и на мировую культуру.

 II . Образование и просвещение. Уровень образованности общества – один из показателей культурного состояния страны. В России в конце 18 – начале 19 века он был крайне не высок. Правительство Александра I создает систему государственного бессословного образования: одногодичная приходская школа, трехклассные уездные училища и семиклассные гимназии. Николай I учреждает замкнутый сословный характер образования: приходские школы для крестьян, уездные училища для детей купцов, ремесленников, гимназии, кадетские корпуса для детей дворян и чиновников. Лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты .

II . Образование и просвещение.

Уровень образованности общества – один из показателей культурного состояния страны. В России в конце 18 – начале 19 века он был крайне не высок. Правительство Александра I создает систему государственного бессословного образования: одногодичная приходская школа, трехклассные уездные училища и семиклассные гимназии. Николай I учреждает замкнутый сословный характер образования: приходские школы для крестьян, уездные училища для детей купцов, ремесленников, гимназии, кадетские корпуса для детей дворян и чиновников. Лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты .

Образцовым учебным заведением стал с 1811 года Царскосельский лицей , программа которого соответствовала университетской. В лицее получили образование литераторы А.С.Пушкин, М.Е.Салтыков-Щедрин , А.Дельвиг ; дипломаты А.Горчаков и Н.Гирс ; министр просвещения Д.Толстой и другие. Широко была распространена система домашнего образования , где основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе. В первой половине 19 века в России не было системы женского образования.

Образцовым учебным заведением стал с 1811 года Царскосельский лицей , программа которого соответствовала университетской. В лицее получили образование литераторы А.С.Пушкин, М.Е.Салтыков-Щедрин , А.Дельвиг ; дипломаты А.Горчаков и Н.Гирс ; министр просвещения Д.Толстой и другие. Широко была распространена система домашнего образования , где основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе. В первой половине 19 века в России не было системы женского образования.

Многие государственные деятели осознавали растущую потребность в образованных людях, но в то же время боялись широкого просвещения народа, поскольку именно среди образованных людей распространялись вольнодумство и стремление к преобразованиям. «Не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их власти», - объяснял А.Бенкендорф 19 век стал временем бурного развития русской общественно-политической периодики. Ведущие журналы, на страницах которых велась полемика между сторонниками различных направлений общественной мысли, оценивались важнейшие события и явления жизни государства и общества, публиковались произведения, сочинения крупнейших отечественных мыслителей, писателей, поэтов, критиков, - «Вестник Европы», «Современник», «Отечественные записки». Периодическая печать и литература способствовали просвещению общества, росту политической культуры и правосознания жителей страны .

Многие государственные деятели осознавали растущую потребность в образованных людях, но в то же время боялись широкого просвещения народа, поскольку именно среди образованных людей распространялись вольнодумство и стремление к преобразованиям. «Не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их власти», - объяснял А.Бенкендорф 19 век стал временем бурного развития русской общественно-политической периодики. Ведущие журналы, на страницах которых велась полемика между сторонниками различных направлений общественной мысли, оценивались важнейшие события и явления жизни государства и общества, публиковались произведения, сочинения крупнейших отечественных мыслителей, писателей, поэтов, критиков, - «Вестник Европы», «Современник», «Отечественные записки». Периодическая печать и литература способствовали просвещению общества, росту политической культуры и правосознания жителей страны .

 III . Литература. Именно расцвет литературы позволил определить 19 век как «золотой век» русской культуры. В литературе первой половины 19 века сложились те основополагающие принципы , которые определили ее дальнейшее развитие: народность;  высокие гуманистические идеалы;  гражданственность;  чувство национального самосознания;  патриотизм; *поиски социальной справедливости.

III . Литература.

Именно расцвет литературы позволил определить 19 век как «золотой век» русской культуры. В литературе первой половины 19 века сложились те основополагающие принципы , которые определили ее дальнейшее развитие:

  • народность;
  • высокие гуманистические идеалы;
  • гражданственность;
  • чувство национального самосознания;
  • патриотизм;
  • *поиски социальной справедливости.
На рубеже 18 – 19 веков классицизм уступил место сентиментализму . Героические события 1812 года способствовали появлению романтизма. Во второй четверти 19 века в европейской литературе начал утверждаться реализм. В России основоположником реализма стал А.С.Пушкин. После «Евгения Онегина» этот художественный метод стал доминирующим.

На рубеже 18 – 19 веков классицизм уступил место сентиментализму . Героические события 1812 года способствовали появлению романтизма. Во второй четверти 19 века в европейской литературе начал утверждаться реализм. В России основоположником реализма стал А.С.Пушкин. После «Евгения Онегина» этот художественный метод стал доминирующим.

 IV . Театр. Театр, подобно художественной литературе, в XIX в. начинает играть все большую роль в общественной жизни страны, беря на себя отчасти и роль общественной трибуны. Начиная с1803 г. на российской сцене доминируют императорские театры.

IV . Театр.

Театр, подобно художественной литературе, в XIX в. начинает играть все большую роль в общественной жизни страны, беря на себя отчасти и роль общественной трибуны. Начиная с1803 г. на российской сцене доминируют императорские театры.

В театрах в начале 19 века господствовали классицизм и сентиментализм, позднее появились романтические пьесы. Романтизм на русской сцене связан с именем П.С. Мочалова , известного своей игрой с драмах Шиллера, создавшего образ романтического героя. В 30-40-е годы 19 века под влиянием отечественной литературы утверждаются реалистические традиции. Крупным событием культурной жизни России стала постановка в 1836 году пьесы Н.Гоголя «Ревизор» . Становление реалистической школы актерского искусства в России связано с именем М.С.Щепкина ( роли Фамусова и Городничего в Малом театре) Павел Степанович Мочалов Михаил Семенович Щепкин

В театрах в начале 19 века господствовали классицизм и сентиментализм, позднее появились романтические пьесы. Романтизм на русской сцене связан с именем П.С. Мочалова , известного своей игрой с драмах Шиллера, создавшего образ романтического героя. В 30-40-е годы 19 века под влиянием отечественной литературы утверждаются реалистические традиции. Крупным событием культурной жизни России стала постановка в 1836 году пьесы Н.Гоголя «Ревизор» . Становление реалистической школы актерского искусства в России связано с именем М.С.Щепкина ( роли Фамусова и Городничего в Малом театре)

Павел Степанович Мочалов

Михаил Семенович Щепкин

Конец 19 века стал свидетелем

Конец 19 века стал свидетелем "театральной революции" К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко , создавших в 1898 г. Московский Художественный Академический Театр . Сутью "революции" был отказ от строй манеры игры, ложного пафоса, декламации, условностей постановки. Во МХАТе органично сочетались лучшие традиции русского театра 19 века и новые идеи, предполагавшие создание актерского ансамбля, повышенные требования к проникновению в психологию персонажей. Развитие русского театра середины – второй половины 19 столетия неразрывно связано с именем А.Н. Островского , пьесы которого и по сей день не сходят со сцены Малого театра.

Александр Николаевич Островский

 V . Музыка.  В первой половине 19 века зарождается национальная музыкальная школа , которая связана с именем М.И.Глинки , родоначальником всех основных жанров классической музыки: оперы, романса, симфонии, этюдов, хоров, струнных квартетов. Он соединил классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями. Михаил Иванович Глинка Творчество «Могучей кучки» утвердило жанр музыкальной драмы.

V . Музыка. 

В первой половине 19 века зарождается национальная музыкальная школа , которая связана с именем М.И.Глинки , родоначальником всех основных жанров классической музыки: оперы, романса, симфонии, этюдов, хоров, струнных квартетов. Он соединил классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями. Михаил Иванович Глинка Творчество «Могучей кучки» утвердило жанр музыкальной драмы. "Борис Годунов" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина, "Снегурочка" Римского-Корсакова составляют гордость русского и мирового искусства.

Смена стилей и направлений происходила в начале 19 века и в живописи. Классицизм, в котором преобладали религиозная и мифологическая тематика, вытесняется романтизмом, проявившимся в полотнах О.А. Кипренского, В.А. Тропинина , К.П. Брюллова, а затем реализмом, получившим особое развитие во второй половине века.

Смена стилей и направлений происходила в начале 19 века и в живописи. Классицизм, в котором преобладали религиозная и мифологическая тематика, вытесняется романтизмом, проявившимся в полотнах О.А. Кипренского, В.А. Тропинина , К.П. Брюллова, а затем реализмом, получившим особое развитие во второй половине века.

   VI . Живопись .  Наиболее значимым явлением в живописи 19 века стало «Товарищество передвижных художественных выставок», в состав которого входили такие художники-передвижники, как И. Крамской, Н. Ге, В. Суриков, В. Перов, А. Саврасов, И. Шишкин, И. Репин, И. Левитан, В. Маковский. Сюжетная линия, в основе которой стоял русский народ, его жизнь, быт, традиции, история России, проблемы современной действительности, а также манера изображения, глубокий драматизм и психологизм картин делают работы этих мастеров шедеврами мировой культуры

  VI . Живопись . 

Наиболее значимым явлением в живописи 19 века стало «Товарищество передвижных художественных выставок», в состав которого входили такие художники-передвижники, как И. Крамской, Н. Ге, В. Суриков, В. Перов, А. Саврасов, И. Шишкин, И. Репин, И. Левитан, В. Маковский. Сюжетная линия, в основе которой стоял русский народ, его жизнь, быт, традиции, история России, проблемы современной действительности, а также манера изображения, глубокий драматизм и психологизм картин делают работы этих мастеров шедеврами мировой культуры

 VII . Архитектура. Архитектура 19 века - это прежде всего решение больших градостроительных задач, где господствует поздний классицизм. В Петербурге завершается планировка основных площадей столицы: Дворцовой и Сенатской. Создаются лучшие ансамбли города, призванные символизировать величие и процветание Российской империи. Петербург становится подлинным шедевром мирового зодчества.

VII . Архитектура.

Архитектура 19 века - это прежде всего решение больших градостроительных задач, где господствует поздний классицизм. В Петербурге завершается планировка основных площадей столицы: Дворцовой и Сенатской. Создаются лучшие ансамбли города, призванные символизировать величие и процветание Российской империи. Петербург становится подлинным шедевром мирового зодчества.

После пожара 1812 года интенсивно отстраивается Москва. Появляются новые типы зданий, в строительстве которых архитекторы стремятся к стилизации «под старину», результатом чего становится появление так называемого «неорусского» стиля. Это здания Исторического музея, Верхних торговых рядов (ГУМа), Московской городской думы и др. В конце XIX в. в архитектуру начинают проникать элементы стиля модерн.

После пожара 1812 года интенсивно отстраивается Москва. Появляются новые типы зданий, в строительстве которых архитекторы стремятся к стилизации «под старину», результатом чего становится появление так называемого «неорусского» стиля. Это здания Исторического музея, Верхних торговых рядов (ГУМа), Московской городской думы и др. В конце XIX в. в архитектуру начинают проникать элементы стиля модерн.

Величайшие достижения русской культуры 19 века были вызваны ростом национального самосознания российского общества, просвещения, научно-технического прогресса. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекторов, композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом – формирования национальной культуры. 19 столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета. Если в 18 веке Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то в 19 веке она буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из самых высоких и почетных мест.

Величайшие достижения русской культуры 19 века были вызваны ростом национального самосознания российского общества, просвещения, научно-технического прогресса. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекторов, композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом – формирования национальной культуры. 19 столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета. Если в 18 веке Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то в 19 веке она буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из самых высоких и почетных мест.

Спасибо за внимание .

Спасибо за внимание .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!