Введение.
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.
Основные темы и проблемы РЛ XIX века
Урок 1
Повторение изученного в 5-9 классе.
Опрос:
Назовите произведения, изученные в 5-9 классе, где упоминаются исторические личности.
- «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» (Святослав)
- «Слово о полку Игореве»
- «Левша» (Александр 1, Платов –атаман, Николай 1)
- Предания (Иван Грозный, Пётр 1, Пугачев, Ермак)
- Похвала князю Ярославу Мудрому. Поучение Владимира Мономаха
- Житие А. Невского
- Ломоносов «Ода на день …» (Елизавета Петровна)
- Пушкин «Полтава» (Петр 1, Карл 12), «Медный всадник» (Петр 1), «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов», «Капитанская дочка»
- Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
2. Назовите писателей 19 века, с которыми познакомились в средних классах.
- Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Жуковский, Чехов, Толстой, Лесков, Салтыков-Щедрин,
Тургенев, Рылеев, Крылов, Некрасов, Грибоедов, Достоевский + поэты Майков,
Тютчев, Фет, Полонский, Баратынский
Напишите развернутый ответ (не менее 8-10 предложений) на следующий вопрос: «Что мне даёт чтение русской классической литературы?». Свой ответ аргументируйте, опираясь на конкретное произведение.
Знакомство с учебником литературы для 10 класса.
Если внимательно посмотрите на оглавление хрестоматии, то увидите, что в 10 классе предполагается изучение РЛ XIX века: направление и путь развития. Состоит из 2-х частей, дается глубокий анализ изучаемых произведений, историко-теоретические, литературоведческие сведения, также есть статьи, раскрывающие сущность литературоведческих понятий.
Чтение статьи «Введение» (стр. 3-5)
Д/З:
Дифф.зад. к уроку №2:
1) пользуясь словарем, найти ответ на вопрос: «В чем своеобразие и характерные черты классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма?»
2) сообщение «Полемика западников и славянофилов о путях развития России»
Инд.зад. к уроку №3 – сообщение «Особенности пушкинского лирического героя»
Д/з – выраз.чтение стихотворений «Погасло дневное светило», «Элегия»
Урок 2
I. Результаты мини-сочинения, написанного на предыдущем уроке
Работа со статьей «Периодизация исторического и литературного развития»
(стр. 8-14) Составление тезисного плана (совместно с учителем)
Вывод: художественная литература неразрывно связана с общественными событиями эпохи.
Проверка Д/З.
В чем своеобразие и характерные черты классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма?
Направление | Особенности и своеобразие | Представители |
Классицизм | - художественный стиль в европейской литературе 17 — начала 19 вв., одной из важных черт которого являлось обращение к образам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону. Основные признаки русского классицизма • Обращение к образам и формам античного искусства. • Герои четко делятся на положительных и отрицательных, имеют говорящие имена. • Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник (неудачливый). • В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует. • Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места (действие происходит в одном месте), действия (1 сюжетная линия). Характерные жанры - ода, басня, комедия, трагедия | Ломоносов М.В. Тредиаковский В.К. Державин Г.Р. Фонвизин Д.И. |
Сентиментализм | - художественный стиль второй половины XVIII – начала XIX века (от французского слова «Sentiment» - чувство, чувствительность). Особое внимание – к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а не великие идеи. Характерные жанры – элегия, послание, роман в письмах, дневник, в которых преобладают исповедальные мотивы. Произведения часто пишутся от первого лица. Они полны лиризма и поэтичности. В России русский сентиментализм появился с отставанием примерно на двадцать лет. Он не получил особого развития. | Карамзин Н.М. |
Романтизм | - идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным. В романтизме русской литературы показывается страдания и одиночество главного героя. Характерные жанры - баллада, исторический роман, новелла. | Жуковский В.А. Пушкин А.С (ранняя период) Лермонтов М.Ю (ранний период) Тютчев Ф.И. |
Реализм | Реализм в литературе проявил себя как самостоятельное направление только в 30-х годах 19 века. Особенности литературного реализма Писатели в своих произведениях отображали существенные стороны действительности объективно, но вместе с тем делали это с свойственной только им высотой и истинностью личности автора. Реалисты воспроизводили типичные характеры и конфликты. Ситуации также были обычными, несмотря на их художественную индивидуализацию. Под последним подразумевается конкретизация каких-либо уникальных национальных, социальных или исторических явлений, а также физических и интеллектуальных черт героев. Авторы реалистических произведений отдавали предпочтение способам изображения форм бытия, однако это сопровождалось использованием условностей (образы-символы, мифы, гротеск). Интересовались писатели-реалисты проблемой взаимоотношений личности и общества. Реализм в литературе отличается противостоянию социума и нравственности, человека и массы, общественного сознания и сознания отдельного индивида. Часто в произведениях наблюдаются внутренние конфликты личности. Характерные жанры - роман, повесть, рассказ. | Пушкин А.С. Гоголь Н.В. Достоевский Ф.М. Грибоедов А.С. Тургенев И.С. |
Полемика западников и славянофилов о путях развития России.
Западники - представители одного из направлений русской общественной мысли 40—50-х гг. 19 в., выступавшие за ликвидацию крепостничества и признававшие необходимость развития России по западно-европейскому пути. Большинство З. по происхождению и положению принадлежали к дворянам-помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества, ставшие впоследствии преимущественно учёными и литераторами. Идеи З. выражали и пропагандировали (из известных вам) публицисты и литераторы — П. Я. Чаадаев, И. С. Тургенев. Примыкали к З. писатели и публицисты — Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, В. Н. Майков, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин.
Славянофилы - направление русской общественной мысли и философии 1840—1850-х гг., представители которого протестовали против односторонней подражательности Западу и поставили своей задачей отыскать «начала русского просвещения», отличные от «просвещения западного». Близкими к С. по общественно-идейным позициям в 40—50-х гг. были писатели В. И. Даль, С. Т. Аксаков, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев, H. M. Языков.
Вопрос о прошлом, настоящем и будущем России, о путях ее развития и роли во всемирной истории, в человеческом сообществе разделил образованное меньшинство на славянофилов и западников. Спор их был задан “Философическим письмом” П. Я. Чаадаева, опубликованным в московском журнале “Телескоп” в 1836 г., где автор, размышляя над судьбами Запада и России, католичества и православия, делал отрицательные выводы об исторической судьбе православной России. Идеи Чаадаева непосредственно “пробудили” два противоборствующих общественных направления: славянофилы и западники 40-х годов с равным правом могли считать его и своим наставником, и оппонентом.
Ведущие идеологи и публицисты славянофильства 40-х годов: поэт и философ А. С. Хомяков, критик и публицист И. В. Киреевский, его брат, П. В. Киреевский, общественный деятель Ю. Ф. Самарин, братья К.С. и И. С. Аксаковы – дети признанного писателя Сергея Аксакова, также известные литераторы.
Русское западничество той поры представляли В. Г. Белинский; А. И. Герцен; его друг и соратник Н. П. Огарев; общественный деятель, профессор Московского университета Т. Н. Грановский; В. П. Боткин; П. В. Анненков, ставший первым биографом Пушкина; писатель и журналист И. И. Панаев.
И славянофилы, и западники были подлинными радетелями Отечества, их объединяла неудовлетворенность итогами культурно-исторического развития России, жажда национального самосознания. И те, и другие говорили о необходимости отмены крепостного права, о гражданских правах и свободах. И те, и другие находились в оппозиции к царской бюрократии (но не к самому самодержавию, в отношении которого позиции каждого из участников движений были различными). Славянофилы и западники по-разному оценивали период Московской Руси и реформы Петра I, буржуазный экономический порядок Европы и патриархальные устои России. В поле обсуждаемых проблем был вопрос о назначении искусства, о художественности и народности литературы.
Собрания кружков Герцена и Белинского, литературные салоны и гостиные частных домов (П. Я. Чаадаева, Д. Н. Свербеева, А. П. Елагиной и др.), редакции журналов (“Москвитянин”, “Русская беседа”, с одной стороны, и “Отечественные записки”, “Современник” – с другой) – здесь разворачивалась живая полемика идейных и литературных противников, введших в активный речевой оборот и сами термины: западничество и славянофильство.
Символично заглавие статьи Хомякова “О старом и новом”, положившей начало в 1839 г. славянофильскому направлению как таковому. В “былом”, “старом” – в русских преданиях и традициях православия и народной нравственности, которая свободна от “барыша”, своекорыстия, нужно искать начало “истинного православия”. “Эти-то лучшие инстинкты души, образованной и облагороженной христианством, эти-то воспоминания древности неизвестной, но живущей в нас тайно, произвели все хорошее, чем мы можем гордиться”.
Предание, “преемство жизни” есть необходимейшая основа для ее самосохранения, – писал К. Аксаков. Естественно поэтому преклонение славянофилов перед вековыми устоями монархии, русским общинным строем, христианскими коллективными, а не индивидуальными формами жизни, вплоть до “самоотречения”. Соборность – так со времен первых славянофилов определяется особое качество русского, славянского братства, православного единения разных слоев общества на основе самозабвенного служения “миру”, “общине”, “роду”.
В искусстве и литературе славянофилы ценили то, что самобытно, в чем “творит” духовная сила народа. Для Хомякова это были иконы и церковная музыка, для К. Аксакова и Самарина – творчество Н. В. Гоголя, А. К. Толстого, В. И. Даля. В “Мертвых душах” К. Аксаков видел гомеровскую эпичность– целостность, “сильное”, “вечное”, “положительное” начало, связанное с христианским идеалом. “Русская художественная школа”, по мнению Хомякова, была “вопросом жизни и смерти в смысле деятельности нравственной и духовной”. Поиск “внутреннего источника отечественного просвещения” одухотворял самих славянофилов на собственные творческие разыскания: они писали стихотворения и прозу, К. Аксаков был автором экспериментальной российской грамматики, Киреевский издал собранные им оригинальные фольклорные тексты.
Представители западничества считали, что достичь процветания Россия может лишь путем сближения с Европой; в бурном росте промышленности, в утверждении гражданских прав личности, в идеалах равенства, в развитии науки, в буржуазном прогрессе видели они залог величия России.
Принципиальное значение для западников имела проблема свободы личности, ее независимого развития. Показательна в этом смысле судьба писателя и мыслителя А. И. Герцена. Находившийся за границей в конце 40-х годов, он видит безысходность политической борьбы в России и, не желая “в колодках” служить Отечеству, принимает горькое и исключительно мужественное по тем временам решение: не возвращаться на Родину. Победить гражданскую робость ему помогло твердое убеждение: “в себе самом … уважать свою свободу и чтить ее не меньше, как в ближнем, как в целом народе, ибо только на свободе лица может вырасти действительная воля народа”. В Лондоне Герцен и Огарев основали “вольную русскую типографию”; могучий голос “Колокола” – газеты, выходящей уже в пятидесятые-шестидесятые годы, – будоражил и просвещал далеких соотечественников. Герцен умер в 1870 г. за границей, вернувшись на родину вольным словом. Эпоха 40-х годов объемно представлена Герценом в его знаменитой книге воспоминаний “Былое и думы” (1852–1867), которая по праву считается вершиной творчества писателя.
Д/З:
Инд.зад. к уроку №3 – сообщение «Особенности пушкинского лирического героя»
Д/з: 1 Выраз.чтение стихотворений «Погасло дневное светило», «Элегия»;
2 Подготовиться к викторине по творчеству Пушкина (интернет + учебник)