СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская философская мысль - основа преподавания литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из возможных методических решений припреподавании литературы может стать система работы, основанная на привлечении дополнительного философского материала. Взаимосвязь литературы с рядом предметов гуманитарного профиля способствует формированию в сознании учащихся единой художественно-эстетической и философско-этической картины мира и становится фундаментом для развития полноценной духовно-нравственной личности.

Просмотр содержимого документа
«Русская философская мысль - основа преподавания литературы»

Русская философская мысль как способ восприятия художественного произведения

Толмачева М.Г. , заместитель директора по НМР, учитель русского языка и литературы

«Нравственность человека видна в его отношении к слову», - писал Л.Н. Толстой. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников реализуется на уроках литературы посредством изучения литературы в широком контексте, с опорой на духовно-нравственные категории. И хотя во многих учебниках прослеживается тенденция на осмысление духовно-нравственных категорий старшеклассниками, однако отсутствует четкая конкретизация соответствующих задач по решению данной проблемы.
Одним из возможных методических решений может стать система работы, основанная на привлечении дополнительного философского материала.
Взаимосвязь литературы с рядом предметов гуманитарного профиля способствует формированию в сознании учащихся единой художественно-эстетической и философско-этической картины мира и становится фундаментом для развития полноценной духовно-нравственной личности. Актуальные задачи, стоящие перед современным обществом, определяют и главные проблемы литературного образования. Складывается сложная ситуация, обусловленная противоречиями между необходимостью нового подхода к изучению русской классической и современной литературы и устаревшими требованиями ее преподавания. Л. Толстой в XIX в. заложил основу гуманной педагогики, академик Д.С. Лихачев надеялся, что ХХ век будет веком развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Основная задача XXI в. - возрождение духовности нации через внимательное прочитывание русской классики. Её изучение невозможно без таких духовно-нравственных понятий как Идеал, Народность, Национальный характер, Совесть, Долг, Честь.

«Человек изначально устроен так, что его мировоззрение, его мотивировки и шкала оценок, его действия и намерения определяются его личным и групповым жизненным опытом», - писал А. Солженицын в «Нобелевской лекции». Этот жизненный опыт необходимо формировать. «На нас валит накат событий…, но мерок – измерять те события и оценивать их по законам неизвестных нам частей мира – не доносят… эти мерки слишком долго и особенно устанавливались… они не переносимы на лету». В современных условиях многополярного мира любви, дружбы, благородству нужно учить, поэтому современному поколению необходима литература, которая может восполнить недостатки родительского воспитания, дать разные жизненные ориентиры, нравственные уроки, научить толерантности. Особая задача педагогов заключается в умении не только сохранить нравственные корни классической литературы, но и убедить молодежь в необходимости чтения хорошей литературы. «Устал от чтения моих стихов? Значит, хорошо читал!», - писала М. Цветаева. Современного читателя необходимо заново учить духовности, т.к. в погоне за модернизацией образования все меньшее внимание уделяется процессу формирования духовных ценностей. Задача педагогов - на примерах литературных произведений вызвать позитивное понимание толерантности через уяснение проявлений её противоположности – нетерпимости; определить последствия нетерпимости для общества и уметь оценить её проявления как нарушения прав человека. Испокон веку проблемы противоборства Добра и Зла были в центре внимания выдающихся мыслителей. Неудивительно, что именно этими категориями руководствуется в своих поступках каждый из нас при оценке действий окружающих. На уроках литературы можно анализировать причины проявления зла, причины возникновения нравственных конфликтов ценностей, когда люди перестают понимать, что есть Добро и чем порой оно отличается от Зла.

На протяжении многих веков представители русской религиозной философии рассматривали в своих произведениях различные аспекты борьбы со злом, т.к. философская мысль всегда обладала повышенным вниманием к этическим, нравственным категориям и исследовала различные представления о добре и зле у разных людей, социальных групп и народов. Неудивительно, что именно этими категориями чаще всего руководствуется человек в своих поступках и в оценке действий окружающих. Любое представление о добре влечет за собой немало других вопросов: Есть ли понятие абсолютного Добра? Что есть Зло относительное и абстрактное? Можно ли оправдать насилие, совершенное ради Добра?

Размышлениями над этими и другими вопросами насыщена русская классическая литература. Достойным продолжателем этой «сквозной» темы русской литературы является сибирский писатель Валентин Распутин, который прекрасно понимает, что сегодня отечественная школа больше ориентирована на приобретение запаса необходимых знаний и гораздо менее – на способность приобретать эти знания, творчески применять их и потому автор надеется, что главное – уметь душой, по-человечески, переживать, духовно и нравственно расти и становиться Личностью. Духовная экология, экология души – вот темы писателя. Сегодня необходимы уроки по формированию основ нравственности не только на социальном, но и на бытовом уровне. Важно заложить в сознание современного подростка сами этические понятия смысла жизни. Роль школы и уроков словесности в создании не только символов духовного знания, но и в формировании архетипов Семьи, Дома, Родины, Чести трудно переоценить. История семьи связана с социальными, экономическими и политическими явлениями общества и судьбы литературных героев дают возможность убедиться в этом. Чтение «Тихого Дона» М. Шолохова, «Белой гвардии» М. Булгакова, «Доктора Живаго» Б. Пастернака, «Веселого солдата» В.Астафьева и др. произведений литературы XX в. дают возможность не только увидеть процесс обновления общества, но и задуматься над социально-экономическими аспектами индивидуальной, семейной и общественной жизни, над внутрисемейными отношениями и нравственными традициями. Авторы произведений дают возможность понять, что «не может быть единого мира, единого человечества: нас разорвет эта разница ритма… Мы не уживемся на одной земле, если у нас будут разные шкалы нравственных ценностей» (Солженицын А.И.), если не помочь подросткам самостоятельно прикоснуться к решению вечных вопросов и вступить в процесс творческого постижения мира.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!