Л.А. Синяева
Русь в середине XІ – начале XІІ в. § 8 - 9 урок 2
2/8/17
Княжеские съезды
Что знаем
1097 г. в Любече состоялся
княжеский съезд
Решение:
каждый князь управляет в своей вотчине.
Утвердилось правление
династическое
своя династия
В каждой земле правила
?
Какие решения принял съезд князей в Витичеве?
Какое значение имел съезд в Любече?
Съезд князей в Любиче.
Русь в середине XІ - начале XІІ в. § 8-9
?
Усобицы, народные восстания, набеги кочевников способствовали укреплению политического строя Древнерусского государства или ослабили его?
I. Открываем новые знания:
4. Русская Правда. Святые Борис и Глеб
5. Владимир Мономах
II. Применяем новые знания. Контроль: с. 68-69
2 балла – в.2.
1 балл – в. 4.
2 балла – задания.
1 балл – устный ответ.
III. Домашнее задание : § 8-9, в. 1 – 4, источник.
4. Русская Правда.
20-30 гг. XІІ в. – Пространная Русская Правда
1016 г. выступления новгородцев против варягов
1113 г. – восстание в Киеве
Народные восстания 1068 – 1071 гг.
Устав Владимира Мономаха
Правда Ярославичей
Регулировал имущественные отношения
Правда Ярослава
Наказания за политические преступления, за покушение на жизнь и имущество знати
Преступления против личности
(убийства, телесные повреждения)
Какие события заставляли киевских князей создавать и постоянно обновлять свод
письменных законов Русская Правда?
?
4. Святые Борис и Глеб
Часть государственной идеологии -
почитание убитых князей Бориса и Глеба
Первые русские святые
Борис и Глеб
Призыв к прекращению распрей князей -
почитание Бориса и Глеба
Утверждение идеи единства
Прекращение междоусобиц
Разгром половцев
Русский крестовый поход (участие священников)
?
Что позволило русским князьям организовать успешные походы против половцев?
5. Владимир Мономах.
Владимир Всеволодович Мономах – внук Ярослава Мудрого и Византийского императора Константина IX Мономаха.
Задание:
1). Узнайте, Что означало прозвище
«Мономах»? С. 67
2). Почему Владимир Мономах пользовался большим авторитетом на Руси? С. 67-68.
Обратите внимание:
- Как Владимир разрешал конфликты с другими
государствами.
2. Как Владимир ослабил противоречия между
простыми людьми и знатью?
3. Как сплотил князей?
4. К чему призывал своих сыновей в «Поучении» ?
Владимир Мономах
Читать из «Поучения»
Что можно считать главным результатом политической деятельности
?
Владимира Мономаха?
Из «Поучения» Владимира Мономаха своим детям:
В сего же более убогих не забывайте, но по мере сил кормите их. Сироту и вдову сами на суде по правде судите; не дайте их сильным в обиду. Ни первого, ни виноватого не убивайте и не позволяйте убивать, хотя бы и заслуживал смерти; не губите никакой христианской души.
Ч то знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь. Мой отец, дома сидя, знал пять языков. За это большая честь от других земель. Леность всему худому мать: что знаешь, то забудешь; чего не знаешь, тому не выучишься. Творите добро, не ленитесь ни на что хорошее.
В дому своем не ленитесь, но за всем присматривайте сами, чтобы приходящие к вам не посмеялись над домом вашим и над обедом.
Н а войне не ленитесь, не надейтесь на воевод ваших, не предавайтесь ни питью, ни еде, ни спанью. Сами стражу расставляйте. Устроив все, ложитесь спать около воинов, а вставайте рано. Оружия с себя не снимайте, не разглядев, есть ли опасность или нет: от беспечности человек может внезапно погибнуть.
К огда проезжаете по своим землям, не давайте слугам бесчинствовать и причинять вред ни своим, ни чужим, ни в селах, ни на нивах, чтобы не проклинали вас.
П рочитав эту грамотку, постарайтесь творить всякие добрые дела. .
Русь в середине XІ - начале XІІ в. § 8-9
?
Усобицы, народные восстания, набеги кочевников способствовали укреплению политического строя Древнерусского государства или ослабили его?
Применяем новые знания и оцениваем себя
с. 68-69
2 балла – в.2.
1 балл – в. 4.
2 балла – задания.
1 балл – устный ответ.
Использованные источники