Муниципальное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Брянска
«Обсуждено» на заседании МО «Рассмотрено» «Утверждено»
Протокол № 1 на заседании МС директор школы
от «____»_____2020г. от «____»_____2020г. О.И. Елозина _____
Корсикова Г.Ф._____ Чмыхова Я.Ю._____ «____»_____2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский язык»
Учитель: Петрова А. А.
Класс: 7
Учебный год 2020-2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе ФГОС основного общего образования 2010 г., программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 28 г. Брянска, учебного плана МБОУ СОШ № 28 г. Брянска на 2020-2021 учебный год. Учебник «Русский язык. 7 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2018.
На изучение русского языка в 7 классе в учебном плане МБОУ СОШ №28 г. Брянска отводится 140 часов в год из расчета 4 часов в неделю (на 35 учебных недель).
Цели и задачи:
В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание курса русского языка направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
- овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и Т.Д.);
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
2. Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:
- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершествованию;
- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:
- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:
- представление о русском языке как языке русского народа;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
- овладение всеми видами речевой деятельности;
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарем;
- по лексике и фразеологии: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
- по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;
- по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 7 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);
- по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 7 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;
- по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 7 классе; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи
Содержание учебного предмета
Введение 10 ч.
Русский язык в современном мире. Речь. Речевое общение. Речевой этикет. Функциональные разновидности языка.
Текст, его основная и дополнительная информация.
Морфология 133 ч
Система частей речи в русском языке 1 ч.
Причастие 32 ч
Понятие о причастии. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Причастный оборот. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы причастий. Причастия настоящего и прошедшего времени. Образование причастий. Морфологический разбор причастия. Правописание суффиксов причастий. Правописание Н и НН в суффиксах причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание НЕ с причастиями.
Деепричастие 20 ч
Понятие о деепричастии. Способы образования деепричастий. Деепричастный оборот. Морфологический разбор деепричастия. НЕ с деепричастиями.
Наречие 28 ч
Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями. Морфологический разбор наречия. Одна и две буквы Н в наречиях на –о(е). Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Предлог 13 ч
Предлог как часть речи. Предлог как часть речи. Предлоги простые и составные. Правописание предлогов. Правописание предлогов. Морфологический разбор предлога.
Союз 15 ч
Союз как часть речи. Разряды союзов. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Правописание союзов. Союзы и союзные слова. Союзы в простых и сложных предложениях. Морфологический разбор союза.
Частица 12 ч
Частица как часть речи. Разряды частиц. Правописание частиц. Правописание частицы не. Разграничение частиц не и ни.
Междометие 2 ч
Междометие как часть речи.
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах 7 ч.
Тематическое планирование уроков русского языка 7 класса (170 ч.)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
План | Факт |
| Введение Русский язык в современном мире | 1 | | |
| Речь. Речевое общение | 1 | | |
| Речь. Речевое общение. Р.р. Анализ текстов | 1 | | |
| Речевой этикет | 1 | | |
| Р.Р. Подготовка к сочинению-рассуждению | 1 | | |
| Р.Р.Сочинение - рассуждение | 1 | | |
| Функциональные разновидности языка. | 1 | | |
| Функциональные разновидности языка | 1 | | |
| Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы | 1 | | |
| Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы | 1 | | |
| Морфология. | | | |
| Система частей речи в русском языке | 1 | | |
| Причастие. Понятие о причастии | 1 | | |
| Понятие о причастии. Признаки глагола и прилагательного у причастия | 1 | | |
| Причастный оборот | 1 | | |
| Причастный оборот | 1 | | |
| Действительные и страдательные причастия | 1 | | |
| Р.р. Сжатое изложение | 1 | | |
| Полные и краткие формы причастий | 1 | | |
| Полные и краткие формы причастий. | 1 | | |
| Р.р. Анализ информации, представленной в тексте | 1 | | |
| Причастия настоящего и прошедшего времени | 1 | | |
| Образование действительных причастий настоящего времени | 1 | | |
| Образование действительных причастий прошедшего времени | 1 | | |
| Образование страдательных причастий настоящего времени | 1 | | |
| Образование страдательных причастий прошедшего времени | 1 | | |
| Роль причастия в тексте | 1 | | |
| Р.р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 1 | | |
| Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях | 1 | | |
| Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях | 1 | | |
| Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных | 1 | | |
| Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных | 1 | | |
| Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных | 1 | | |
| Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных | 1 | | |
| Морфологический разбор причастий | 1 | | |
| Правописание НЕ с причастиями | 1 | | |
| Правописание НЕ с причастиями | 1 | | |
| Р.Р. Подготовка к подробному изложению «Незаслуженное наказание» | 1 | | |
| Р.р. Подробное изложение по тексту «Незаслуженное наказание» | 1 | | |
| Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | | |
| Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | | |
| Повторение изученного по теме «Причастие» | 1 | | |
| Контрольная работа по теме «Причастие» | 1 | | |
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | | |
| Деепричастие Понятие о деепричастии | 1 | | |
| Понятие о деепричастии. | 1 | | |
| Деепричастный оборот | 1 | | |
| Деепричастный оборот | 1 | | |
| Р.р. Тезисный план текста. | 1 | | |
| Правописание НЕ с деепричастиями | 1 | | |
| Правописание НЕ с деепричастиями. | 1 | | |
| Деепричастия совершенного и несовершенного вида | 1 | | |
| Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Употребление деепричастий | 1 | | |
| Р.р. Сочинение-описание картины Б. Кустодиева «Сирень» | 1 | | |
| Р.р. Сочинение-описание картины Б. Кустодиева «Сирень» | 1 | | |
| Р.р. Рассуждение и его виды. Рассуждение-доказательство | 1 | | |
| Р.р. Рассуждение и его виды. Рассуждение-объяснение | 1 | | |
| Р.р. Рассуждение и его виды. Рассуждение-размышление | 1 | | |
| РР Сочинение – рассуждение «Школьный музей» | 1 | | |
| Морфологический разбор деепричастия | 1 | | |
| Употребление деепричастий | 1 | | |
| Повторение изученного по теме «Деепричастие» | 1 | | |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие» | 1 | | |
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | | |
| Наречие Наречие как часть речи | 1 | | |
| Слова категории состояния как часть речи | 1 | | |
| Р.р. Рассказ по картине Н. Рачкова «У калитки» | 1 | | |
| Разряды наречий по значению | 1 | | |
| Разряды наречий по значению | 1 | | |
| Степени сравнения наречий. Формы сравнительной степени | 1 | | |
| Степени сравнения наречий. Формы превосходной степени | 1 | | |
| Р.р. Комплексный анализ текста | 1 | | |
| Р.р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 1 | | |
| Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о (-е) | 1 | | |
| Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о (-е) | 1 | | |
| Морфологический разбор наречия | 1 | | |
| Одна и две буквы Н в наречиях на –о(-е) | 1 | | |
| Одна и две буквы Н в наречиях на –о(-е) | 1 | | |
| Буквы о и е после шипящих на конце наречий | 1 | | |
| Буквы о и е после шипящих на конце наречий | 1 | | |
| Буквы о и а на конце наречий | 1 | | |
| Буквы о и а на конце наречий | 1 | | |
| Дефис между частями слова в наречиях, образованных от прилагательных и притяжательных местоимений | 1 | | |
| Дефис между частями слова в наречиях, образованных от порядковых числительных | 1 | | |
| Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных | 1 | | |
| Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных | 1 | | |
| Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | | |
| Р.р. Подготовка к сжатому изложению с творческим заданием по тексту В. Астафьева (№ 252) | 1 | | |
| Р.р. Сжатое изложение с творческим заданием по тексту В. Астафьева (№ 252) | 1 | | |
| Повторение по теме «Наречие» | 1 | | |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие» | 1 | | |
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | | |
| Предлог Предлог как часть речи | 1 | | |
| Предлоги производные и непроизводные | 1 | | |
| Предлоги производные и непроизводные | 1 | | |
| Предлоги простые и составные | 1 | | |
| Р.р. Деловые бумаги (заявление, объявление) | 1 | | |
| Слитное правописание предлогов. Написание предлогов через дефис. | 1 | | |
| Слитное правописание предлогов. Написание предлогов через дефис. | 1 | | |
| Раздельное правописание предлогов | 1 | | |
| Раздельное правописание предлогов | 1 | | |
| Морфологический разбор предлога | 1 | | |
| Повторение по теме «Предлог» | 1 | | |
| Контрольная работа по теме «Предлог» | 1 | | |
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | | |
| Союз Союз как часть речи | 1 | | |
| Разряды союзов. Сочинительные и подчинительные союзы | 1 | | |
| Разряды союзов. Простые и составные союзы | 1 | | |
| Сочинительные союзы. Сочинительные союзы и знаки препинания при них | 1 | | |
| Подчинительные союзы. Сложноподчинённые предложения с составными подчинительными союзами | 1 | | |
| Правописание союзов. | 1 | | |
| Правописание союзов. | 1 | | |
| Р.р. Сочинение-рассуждение | 1 | | |
| Р.Р. Сочинение-рассуждение | 1 | | |
| Союзы и союзные слова | 1 | | |
| Союзы в простых и сложных предложениях | 1 | | |
| Морфологический разбор союза | 1 | | |
| Повторение по теме «Союз» | 1 | | |
| Контрольная работа по теме «Союз» | 1 | | |
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | | |
| Частица Частица как часть речи | 1 | | |
| Разряды частиц. Формообразующие частицы | 1 | | |
| Разряды частиц. Смысловые частицы | 1 | | |
| Правописание частиц | 1 | | |
| Правописание частицы НЕ | 1 | | |
| Правописание частицы НЕ с различными частями речи | 1 | | |
| Разграничение частиц не и ни | 1 | | |
| Р.р. Сочинение-рассуждение «Моя малая родина» | 1 | | |
| Р.р. Сочинение-рассуждение «Моя малая родина» | 1 | | |
| Повторение по теме «Частицы» | 1 | | |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Служебные части речи» | 1 | | |
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | | |
| Междометие как часть речи | 1 | | |
| Междометие как часть речи | 1 | | |
| Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах. Разделы науки о русском языке. Фонетика. Графика. Фонетический разбор слов | 1 | | |
| Лексика и фразеология. Орфография. Морфемика и словообразование. Орфография. | 1 | | |
| Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
| Анализ контрольного диктанта | 1 | | |
| Морфология. Морфологический разбор слов | 1 | | |
| Синтаксис. Синтаксический разбор словосочетаний и предложений. Пунктуация. Пунктуационный разбор предложений | 1 | | |
| Итоговое повторение | 1 | | |
Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 7 класса (авторы Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др.)
Данная рабочая программа составлена на основе ФГОС основного общего образования 2010 г., программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 28 г. Брянска, учебного плана МБОУ СОШ № 28 г. Брянска на 2020-2021 учебный год. Учебник «Русский язык. 7 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2018.
На изучение русского языка в 7 классе в учебном плане МБОУ СОШ №28 г. Брянска отводится 140 часов в год из расчета 4 часов в неделю (на 35 учебных недель).
Цели и задачи:
В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание курса русского языка направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
- овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и Т.Д.);
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
В тематическое планирование включены часы на проведение ВПР, промежуточной аттестации учащихся. Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о формах, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.
Рабочая программа содержит следующие разделы:
Введение – 10 ч.
Причастие – 32 ч
Деепричастие – 20 ч
Наречие – 28 ч
Предлог – 13 ч
Союз – 15 ч
Частица – 12 ч
Междометие – 2 ч
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах – 7 ч.