Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа №14х.Ильинов
«Утверждаю»
Директор МБОУ-ООШ № 14
Приказ от 26.08.2021 г.№157
___________(Т.В.Колесникова)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
начального общего образования
для 2класса
Количество часов :163 часа
Учитель: О.А. Дводненко
Программа разработана на основе программы курса «Русский язык»(авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий).
Издательство «Просвещение», 2020 г.
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа «Русский язык»:
-Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в РФ ";
-Приказ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении ФГОС НОО» (с изменениями);
- Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование;
- Авторская программа В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» (УМК «Школа России»);
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов;
-Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ и календарно – тематического планирования учебных предметов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - основной общеобразовательной школы №14 х.Ильинов Мартыновского района Ростовской области;
-Учебный план МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов на 2022-2023 учебный год.
.
Рабочая программа по предмету рассчитана на 163 часа в год (5 часов в неделю).
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по русскому языку, возрастных особенностей младших школьников.
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 13.12.2013) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Требование к уровню усвоения материала по русскому языку во 2 классе.
Универсальные учебные действия
Личностные:
ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;
устойчивый учебно-познавательного интерес к новым общим способам решения задач;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительная адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
Познавательные:
работа с разными видами информации( с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями, текстом и иллюстрацией к тексту;
анализ и интерпретация информации;
применение и представление информации;
оценка получаемой информации;
формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
моделировать, подводить под понятие;
устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы,
видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них; использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции;
осуществление взаимопроверки выполненной работы;
выполнение работы по цепочке;
использование правил, таблиц, моделей для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.
Регулятивные:
контроль и самоконтроль учебных действий и их результатов;
преобразование практической задачи в познавательную;
проверка выполненной работы, используя правила и словари, а также самостоятельное выполнение работы над ошибками.
В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся:
понимать – предложение – это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»;
различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
различать главные члены предложения;
понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
различать словосочетание и предложение;
понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
различать деление слов на слоги и для переноса;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
верно, употреблять прописную букву.
В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
составления предложений на заданную тему;
употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление)
орфографической грамотности речи учащихся;
проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
деления слов на слоги и переноса слов;
правильного написания слов с буквой Й;
обозначения мягкости согласных на письме;
написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
употребления прописной буквы в именах собственных;
работы со словарём (использование алфавита);
каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммам
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На изучение русского языка во 2 классе — выделяется 167 ч (5 ч в неделю, 34учебные недели)
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Виды речевой деятельности
Слушание: Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение: Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение: Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте информации. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Письмо: Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов. Создание небольших собственных текстов по интересной детям тематике.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д.
Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания:
и, ш, И, Ш, п, р, т, г;
л, м, Л, М, я, Я, А;
у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч;
с, С, е, Е, о, О, а, д, б;
ь, ы, ъ и их варианты в соединениях;
н, ю, Н, Ю, к, К;
В, 3, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф;
Ф, У, Т, Р, Б, Д.
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании: П, Т, Р, Ж, У, Я, X, Н, К, Ф и др., а, у, д, з, в, б, т и др.
Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
Универсальные учебные действия
1. Наша речь (4 часа)
Виды речи
Диалог и монолог
Роль русского языка. Виды речи. Требования к речи. Речь диалогическая и монологическая.
Анализировать речь людей (при анализе текстов). Различать устную, письменную речь и речь про себя.
Отличать диалогическую речь от монологической, использовать в речи.
2. Текст (4 часа)
Текст
Части текста
Знать признаки текста. Тема и главная мысль текста. Заглавие.
Отличать текст от других записей по его признакам. Определять тему и главную мысль текста, соотносить текст и заголовок, подбирать заголовок к тексту. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.
3. Предложение (13 часов)
Предложение
Члены предложения
Назначение и признаки текста. Логическое ударение в предложении. Главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.
Отличать предложение от группы слов, определять его границы. Составлять предложения из слов. Находить главные и второстепенные члены предложения. Составлять распространённые и нераспространённые предложения. Устанавливать связь слов в предложении. Составлять предложения из деформированных слов.
4. Слова, слова, слова…(18 часов)
Слово и его значение.
Синонимы и антонимы.
Однокоренные слова .
Слог. Ударение. Перенос слова.
Слово, как общее название предметов. Однозначные и многозначные, родственные и однокоренные слова.. Корень слов. Словесное и логическое ударение. Правила переноса.
Уметь классифицировать слова по тематическим группам, объяснять лексическое значение слова. Работать с толковыми и орфографическими словарями. Распознавать и подбирать к слову синонимы и антонимы. Находить однокоренные слова в тексте. Подбирать однокоренные слова к слову и выделять корень. Делить слова на слоги, определять количество слогов. Определять ударение, различать ударные и безударные слоги. Переносить слова по слогам.
5.Звуки и буквы. (53 часа)
Звуки и буквы (повторение и углубление представлений) .
Русский алфавит, или Азбука.
Гласные звуки (повторение и обобщение представлений).
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
Согласные звуки (повторение и углубление представлений).
Согласный звук [й'] и буква «и краткое» .
Слова с удвоенными согласными.
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
Мягкий знак (ь).
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным.
Разделительный мягкий знак (ь).
Знание алфавита. Буквы, обозначающие гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук. Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука. Признаки согласного звука. Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Обозначение мягкости согласных на письме. Буквосочетание ЧН, ЧТ,ЩН, НЧ, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Парные звонкие и глухие согласные.
Различать звуки и буквы. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Находить в слове, различать и правильно произносить гласные звуки. Соотносить звуковой и буквенный состав слов. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Работать с орфографическим словарём. Различать, определять и правильно произносить мягкие и твёрдые, парные и непарные, звонкие и глухие согласные звуки. Переносить слова с Ь. Применять правило написания буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, ЩТ, ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ,ЧА-ЩА.
6. Части речи. (61 час)
Части речи.
Имя существительное как часть речи.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Число имён существительных.
Обобщение знаний об имени существительном .
Глагол как часть речи и употребление в речи .
Число глагола.
Правописание частицы не с глаголом.
Обобщение знаний о глаголе.
Текст-повествование и роль в нём глаголов.
Имя прилагательное как часть речи.
Единственное и множественное число имён прилагательных.
Обобщение знаний об имени прилагательном.
Текст-описание и роль в нём имён прилагательных.
Местоимение как часть речи.
Текст-рассуждение .
Предлоги.
Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные. Число имён существительных. Синтаксическая функция глагола. Число глагола. Правописание НЕ с глаголом. Значение и употребление в речи имени прилагательного. Число имени прилагательного. Виды текстов. Значение местоимения в тексте. Роль предлогов в речи.
Распознавать имя существительное, имя прилагательное, глагол среди других частей речи. Различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры. Определять число имён существительных. Определять виды текста. Определять число глаголов и имён прилагательных, распределять по группам, изменять, приводить примеры. Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов. Раздельно писать предлоги со словами.
7. Повторение ( 10часов)
Итого:163ч
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата план | Дата факт (обосно-вание) | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | |
I четверть (42 часа) | |
1 | 01.09 | | Виды речи | Знакомство с новым учебником и правилом работы с ним. | |
2 | 02.09 | | Виды речи | Воспринимать и понимать звучащую речь. | |
3 | 05.09 | | Диалог и монолог | Знакомство с терминами «диалог» и «монолог»; формирование умения оформлять диалог. | |
4 | 06.09 | | Входная диагностическая работа. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | |
5 | 07.09 | | Текст. | Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. | |
6 | 08.09 | | Тема и главная мысль текста. | Определять тему и главную мысль предложения. | |
7 | 09.09 | | Части текста. | Выделять в тексте начало, основную часть и концовку. | |
8 | 12.09 | | Части текста. Р\р. Составление рассказа по рисунку и опорным словам. | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | |
9 | 13.09 | | Предложение как единица речи. | Повторить признаки предложения, правила постановки знаков препинания в конце предложения. | |
10 | 14.09 | | Знаки препинания в конце предложения. | Составлять из слов предложение, находить главное по смыслу слово в предложении. | |
11 | 15.09 | | Контрольное списывание. | Уметь грамотно списывать, | |
12 | 16.09 | | Связь слов в предложении. | Составлять из слов предложение, находить главное по смыслу слово в предложении. | |
13 | 19.09 | | Главные члены предложения. | Знакомство с терминами главные члены, основа предложения; научиться находить главные члены предложения и его основу. | |
14 | 20.09 | | Второстепенные члены предложения. | Знакомство с термином второстепенные члены предложения; | |
15- 16 | 21.09 22.09 | | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | Знакомство с терминами подлежащее и сказуемое. | |
17- 18 | 23.09 26.09 | | Распространенные и нераспространенные предложения. | Знакомство с понятиями распространенное и нераспространенное предложение. | |
19 | 27.09 | | Связь слов в предложении. | Научиться задавать вопросы к словам и предложениям.. | |
20 | 28.09 | | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень». | Научиться письменно излагать свои мысли. | |
21 | 29.09 | | Проверочная работа по теме «Предложение». | Писать слова с орфограммами. | |
22 | 30.09 | | Лексическое значение слова. | Знакомство с понятием лексическое значение слова. | |
23 | 03.10 | | Лексическое значение слова. | Знакомство с понятием лексическое значение слово. | |
24 | 04.10 | | Однозначные и многозначные слова. | Знакомство с понятием многозначные слова. | |
25 | 05.10 | | Прямое и переносное значение слов. | Знакомство с понятиями прямое и переносное значение слова. | |
26 | 06.10 | | Синонимы. | Знакомство с термином синоним. | |
27- 28. | 07.10 10.10 | | Антонимы. | Знакомство с термином антоним. | |
29 | 11.10 | | Синонимы и антонимы. Развитие речи. | Знакомство с термином антоним. | |
30 | 12.10 | | Родственные (однокоренные слова) слова. | Знакомство с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов. | |
31- 32 | 13.10 14.10 | | Корень слова. Однокоренные слова. | Формирование умения видеть и образовывать родственные слова. | |
33 | 17.10 | | Выделение корня в однокоренных словах. | Формирование умения находить в словах корень, образование однокоренных слов. | |
34 | 18.10 | | Слог как минимальная произносительная единица. | Повторение правила деления слова на слоги. | |
35- 36 | 19.10 20.10 | | Ударение. | Повторение понятия ударение. | |
37 | 21.10 | | Перенос слов по слогам. | Повторение правила переноса слов.. | |
38 | 24.10 | | Р\р. Составление рассказа по серии сюжетных картинок, вопросам и опорным словам. | Продолжение работы над развитием письменной речи.. | |
39 | 25.10 | | Проверочная работа по теме «Слова, слова, слова…». | Проверка знаний по теме «Слово». | |
40 | 26.10 | | Звуки и буквы. | Обобщение знания о буквах и звуках. | |
41 | 27.10 | | Русский алфавит или азбука. | Повторение порядка букв в алфавите и названия букв. | |
42 | 28.10 | | Употребление прописной (заглавной ) буквы. | Обобщение знаний об употреблении большой буквы в именах собственных. | |
II четверть (37 часов) | |
| |
43 | 07.11 | | Р\р. Рассказ по репродукции картины. Проверочная работа. | Продолжение работы над развитием письменной речи.. | |
44 | 08.11 | | Гласные звуки. | Развитие умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме. | |
| |
45 | 09.11 | | Гласные звуки. Р\р. Работа с текстом. | Развитие умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме. | |
46 | 10.11 | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | Обобщение и дополнение знаний о правописании безударных гласных в корне. | |
47 | 11.11 | | Особенности проверяемых и проверочных слов. | Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. | |
48 | 14.11 | | Проверочные слова. | Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. | |
49 | 15.11 | | Проверочные слова. Правописание однокоренных слов. | Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. | |
50 51 52 | 16.11 17.11 18.11 | | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. | Выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. | |
53 | 21.11 | | Безударные гласные звуки. Развитие речи. | Учить оформлять свои мысли на письме. | |
54 | 22.11 | | Контрольный диктант по теме «Безударные гласные звуки». | Проверка умения учащихся писать и оформлять предложения, правильно писать слова со знакомыми орфограммами. | |
55- 56 | 23.11 24.11 | | Непроверяемые безударные гласные звуки в корне слова | Выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. | |
57 58 59 | 25.11 28.11 29.11 | | Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | Выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. | |
60 | 30.11 | | Р\р. Составление рассказа по репродукции картины. | Учить выражать свои мысли письменно и устно. | |
61 | 01.12 | | Согласные звуки. | Повторение изученного материала по теме «Согласные звуки» | |
62 | 02.12 | | Согласный звук [Й] и буква И краткое. | Знакомство с особенностями буквы Й | |
63 | 05.12 | | Слова с удвоенными согласными. | Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Объяснять правила. | |
64 | 06.12 | | Р\р. Рассказ по репродукции картины и опорным словам. Презентация «И в шутку и в серьёз» | Учить выражать свои мысли письменно и устно. | |
65- 66 | 07.12 08.12 | | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | Повторение способов обозначения мягкости согласных звуков на письме. | |
67 | 09.12 | | Мягкий знак. Обозначение мягкости согласного звука на письме. | Повторение способов обозначения мягкости согласных звуков на письме | |
68 | 12.12 | | Правописание мягкого знака на конце и середине слова перед другими согласными. | Повторение способов обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь | |
69 | 13.12 | | Мягкий знак. Развитие речи. Работа с текстом. | Повторение способов обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь | |
70 | 14.12 | | Проверочная работа за 1 полугодие. | Повторение усвоения изученных тем. | |
71 | 15.12 | | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. | Развитие навыка правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ | |
72 | 16.12 | | Орфоэпические нормы произношения слов с буквосочетаниями чн, чт. Правописание бувосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. | Развитие навыка правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ | |
73 | 19.12 | | Развитие речи. Работа с текстом. | Определение темы текста, пересказ содержания текста с опорой на вопросы плана. | |
74 | 20.12 | | Наши проекты. Рифма. | Нацелить на выполнение проектной работы. | |
75- 76 | 21.12 22.12 | | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | Формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | |
77 | 23.12 | | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверочный диктант. | Формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | |
78 | 26.12 | | Р/р. Работа с предложением и текстом. | Формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | |
79 | 27.12 | | Звонкие и глухие согласные звуки. | Систематизировать и уточнить знания учащихся о согласных звуках (звонких и глухих), о произношении этих звуков; способствовать обогащению словарного запаса учащихся. | |
III четверть (47 часов) | |
80 | 09.01 | | Правописание слов с парными согласным звуком на конце слова или перед согласным. | Систематизировать и уточнить знания учащихся о согласных звуках (звонких и глухих), о произношении этих звуков; способствовать обогащению словарного запаса учащихся. | |
81 | 10.01 | | Парные звонкие и глухие согласные. Наблюдение над особенностями проверяемых и проверочных слов. | Познакомить со способом проверки парных согласных в корне путем изменения формы слова и путем подбора однокоренных слов. | |
| |
82 83 84 | 11.01 12.01 13.01 | | Парные звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова. | Развивать умение распознавать в корне букву, которая требует проверки 9 | |
85 | 16.01 | | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. Развитие речи. | Формировать умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова; развивать орфографическую зоркость; способствовать развитию речи учащихся.. | |
86 | 17.01 | | Обобщение знаний об изученных правилах письма. | Формировать умение проверять написание парных согласных разными способами; учить распознавать парные звонкие и глухие согласные в словах, сопоставлять произношения и написание, анализировать, делать вывод; развивать у учащихся навыки грамотного письма. | |
87 | 18.01 | | Разделительный мягкий знак (ь). Использование на письме. | Формировать у учащихся представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком; учить проводить звукобуквенный анализ слов с разделительным мягким знаком. | |
88 | 19.01 | | Диктант по теме «Парные звонкие - глухие согласные на конце слов и в корне» | Проверить умения писать слова на изученные орфограммы, слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова, делать звукобуквенный анализ слов; развивать орфографическую зоркость учащихся. | |
89 | 20.01 | | Разделительный мягкий знак (ь). Правило написания в словах. | Формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком; учить проводить звукобуквенный анализ слов с разделительным мягким знаком. | |
90 | 23.01 | | Контрольное списывание. | Проверить умение каллиграфически правильно списывать слова и предложения без пропусков, замены и искажений букв; учить делать перенос слов с разделительным Ь. | |
91 | 24.01 | | Р\р. Составление устного рассказа по серии рисунков. | Формировать умение связно излагать свои мысли на письме; способствовать развитию речи и мышления учащихся; развивать орфографическую зоркость. | |
92 | 25.01 | | Проверка знаний. | Проверить умения правильно писать и переносить слова с разделительным мягким знаком, делать звукобуквенный разбор слова; развивать орфографическую зоркость. | |
93- 94 | 26.01 27.01 | | Части речи. | Дать понятие о трёх самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе. | |
95 96 97 | 30.01 31.01 01.02 | | Имя существительное как часть речи. | Формировать понятие об имени существительном; развивать наблюдательностью речь. | |
98- 99 | 02.02 03.02 | | Одушевленные имена существительные. | Формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что? Учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные; вырабатывать навык грамотного письма. | |
100 | 06.02 | | Неодушевленные имена существительные | Формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что? Учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные; вырабатывать навык грамотного письма. | |
101 | 07.02 | | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | Формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что? Учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные; вырабатывать навык грамотного письма. | |
102 | 08.02 | | Собственные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. | Формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; навыки правописания заглавных букв в именах собственных; проверить знание изученных словарных слов; развивать орфографическую зоркость. | |
103 | 09.02 | | Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных. | Формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; навыки правописания заглавных букв в именах собственных; проверить знание изученных словарных слов; развивать орфографическую зоркость. | |
104 | 10.02 | | Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | Формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; навыки правописания заглавных букв в именах собственных; развивать орфографическую зоркость | |
105 | 13.02 | | Правописание имен, отчеств и фамилий, названий произведений, кличек животных. Р\Р по репродукции картины. | Формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; навыки правописания заглавных букв в именах собственных; развивать орфографическую зоркость | |
106 | 14.02 | | Правописание кличек животных и географических названий. Развитие речи. Рассказ по личным наблюдениям и вопросам. | Формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; навыки правописания заглавных букв в именах собственных; развивать речь, мышление. | |
107 | 15.02 | | Обучающее изложение. | Формировать умения составлять предложения – ответы на вопросы, определять главную мысль текста; учить устанавливать связь слов в предложении; способствовать развитию речи учащихся; развивать орфографическую зоркость. | |
108- 109 | 16.02 17.02 | | Число имен существительных. | Дать понятие об изменении имен существительных по числам; учить определять число имен существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма. | |
110 | 20.02 | | Имя существительное. Повторение. | Формировать умение изменять имена существительные по числам; определять число имен существительных; дать понятие об именах существительных, не изменяющихся по числам; развивать творческие способности. | |
111 | 21.02 | | Имя существительное. Р\р. Работа с текстом | Проверить умения составлять предложения – ответы на вопросы, определять главную мысль текста, озаглавливать текст; учить устанавливать связь слов в предложении; способствовать развитию речи учащихся; развивать орфографическую зоркость . | |
112- 113 | 22.02 27.02 | | Имя существительное. Повторение. | Формировать умение изменять имена существительные по числам; определять число имен существительных; дать понятие об именах существительных, не изменяющихся по числам; развивать творческие способности. | |
114 | 28.02 | | Диктант по теме «Имя существительное». | Обобщить знания учащихся об имени существительном; проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем. | |
115 | 01.03 | | Работа над ошибками. | Провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; формировать умение проверять парные согласные в корне слова, безударные гласные путем подбора форм множественного и единственного числа. | |
116 | 02.03 | | Глагол как часть речи и употребление его в речи. | Познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки. | |
117 | 03.03 | | Глагол как часть речи и употребление его в речи. Развитие речи. | Формировать понятие о глаголе, его отличительных признаках и роли в речи; развивать речь, коммуникативные навыки. | |
118 | 06.03 | | Глагол как часть речи и употребление его в речи. Работа с текстом. | Формировать понятие о глаголе, его отличительных признаках и роли в речи; развивать речь, коммуникативные навыки. | |
119 | 07.03 | | Глагол. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника. | Познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки. | |
120- 121 | 09.03 10.03 | | Число глаголов. | Познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки. | |
122 | 13.03 | | Правописание частицы НЕ с глаголами. | Формировать навык раздельного написания глаголов с частицей НЕ; познакомить с их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки. | |
123- 124 | 14.03 15.03 | | Правописание частицы НЕ с глаголами. Проверка знаний. | Формировать навык раздельного написания глаголов с частицей НЕ; познакомить с их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, комм Проверить знания по теме «Глагол». | |
125- 126 | 16.03 17.03 | | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» | Познакомить учащихся с понятием текст-повествование, его отличительными признаками; формировать навык раздельного написания глаголов с частицей НЕ; развивать речь, коммуникативные навыки. | |
IV четверть (37 часов) | |
127 | 27.03 | | Текст-повествование и роль глаголов в не. | | |
128 | 28.03 | | Имя прилагательно как часть речи. | Познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие?, и их ролью в речи. | |
129 | 29.03 | | Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. | Познакомить со смысловым значением прилагательных; показать связь имени прилагательного с именем существительным. | |
| |
130- 131 | 30.03 31.03 | | Значения имен прилагательных. | Формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи. | |
132 | 03.04 | | Сравнение как одно из выразительных средств языка. | Формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи. | |
133 | 04.04 | | Р\р. Составление описательного текста. | Формировать умения составлять предложения – ответы на вопросы, определять главную мысль текста; учить устанавливать связь слов в предложении; способствовать развитию речи учащихся; развивать орфографическую зоркость. | |
134 | 05.04 | | Единственное и множественное число имен прилагательных. | Формировать умение распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе. | |
135 | 06.04 | | Единственное и множественное число имен прилагательных. Р\р. Рассказ о маме, бабушке. | Формировать умение распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе. | |
136 | 07.04 | | Обобщение знаний об имени прилагательном. | Формировать умение распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе. | |
137- 138 | 10.04 11.04 | | Текст-описание и роль прилагательных в нем. Развитие речи. Работа с текстом. | Дать понятие о тексте-описании и его отличительных признаках. | |
139 | 12.04 | | Проверка знаний. | Проверить знания по теме «Имя прилагательное». | |
140- 141 | 13.04 14.04 | | Местоимение (личное) как часть речи. | Формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении. | |
142 | 17.04 | | Текст-рассуждение. | Дать понятие о тексте-рассуждении и его отличительных признаках. | |
143 | 18.04 | | Р\р. Работа с текстом. Проверочная работа. | Проверить умение писать местоимения. | |
144 | 19.04 | | Диктант по теме «Местоимение». | Проверить навыки написания слов с изученными орфограммами. | |
145 146 147 | 20.04 21.04 24.04 | | Роль предлогов в речи. Правописание предлогов с именами существительными. | Формировать представление о предлоге как части речи, его роли в предложении. | |
148 | 25.04 | | Р\р.Редактирование текста.. | Развивать умения анализировать и корректировать предложения с нарушенным порядком слов. | |
149 | 26.04 | | Проверка знаний. | Проверить умение писать наиболее употребляемые предлоги. | |
150 | 27.04 | | Контрольный диктант по теме «Предлог». | Проверить умение писать наиболее употребляемые предлоги раздельно со словами, навыки правописания слов на изученные правила. | |
151 | 28.04 | | Наши проекты «В словари – за частями речи!» | Нацелить на выполнение проектной работы | |
152 | 02.05 | | Контрольное списывание. | Проверить умение списывать текст без нарушения правил каллиграфического письма, без грамматических ошибок. | |
153 | 03.05 | | Итоговая стандартизированная диагностика. | Применить свои знания для выполнения итоговой работы. | |
154 | 04.05 | | Текст. Р\р. Рассказ по репродукции картины. | Повторить изученный материал по теме «Текст». | |
155 | 05.05 | | Текст. Р\р. Рассказ по рисунку. | Формировать навык описания картины. | |
156- 157 | 10.05 11.05 | | Повторение по теме «Предложение». | Повторить изученный материал по теме «Предложение». | |
158- 159 | 12.05 15.05 | | Повторение по теме «Слово и его значение». | Повторить изученный материал по теме «Слово и его значение». | |
160 161 162 | 16.05 17.05 18.05 | | Повторение по теме «Части речи». | Повторить изученный материал по теме «Части речи». | |
163 | 19.05 | | Обобщение знаний по курсу «Русский язык». | Повторить изученный материал. | |
РАССМОТРЕНО Протокол заседания МО ____________________ МБОУ-ООШ № 14 х.Ильинов от _________ 2022 года № _____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР О.В.Петрова ______________ 2022 г. |
10