СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП ОВЗ ЗПР Литературное чтение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению для индивидуалного обучения

Просмотр содержимого документа
«РП ОВЗ ЗПР Литературное чтение»

муниципальное общеобразовательное учреждение

Семибратовская средняя общеобразовательная школа






Рассмотрена

Заседание МО

протокол №____

от «______»___ г.

Согласована

Руководитель МО

___________ _/ Н. А. Кулькова/__

Согласована

Зам. директора по УВР

_____________/Т.А. Капралова/


Утверждена

Директор школы


__________________/С.Д. Лысюк/


Приказ по школе № 91

от «28» августа 2020 г.








Рабочая программа

АОП обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития. Вариант 7.2.

(обучение на дому)


учебного предмета

Литературное чтение

в 4 а классе





Учитель: Отрывина Наталия Евгеньевна











2020–2021 учебный год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития составлена в соответствии с

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 17785.);

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);

  • АООП МОУ Семибратовская СОШ;

  • авторской программой Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват . организаций/[В. П. Канакина, В. Г . Г орецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014.



Основные задачи реализации содержания:

Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с ООП НОО Семибратовской СОШ и авторской программой Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.Ф. Климанова, М.В.Бойкина.—М.: Просвещение, 2014


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В 4 классе на изучение литературного чтения отводится 102 ч - 3 ч в неделю (34 учебные недели).


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ


Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях/ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А.Виноградская, М. В. Бойкина – М.: Просвещение, 2019




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.

К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.

Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

  • использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

  • для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

  • для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

  • для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

  • для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

  • для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

  • для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

  • высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

  • устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

  • составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

  • осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

  • вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

  • составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

  • работать с тематическим каталогом;

  • работать с детской периодикой;

  • самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

  • отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

  • различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

  • находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

  • восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;

  • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

  • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

  • писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

  • создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

  • создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

  • работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ


Личностные

Учащиеся научатся:

- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

- собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

- составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

- принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Учащиеся получат возможность научиться:

- познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;

- рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

- находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

- создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

- формулировать учебную задачу урока коллективно, в минигруппе или паре;

- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

- осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

- принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

- выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

- оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

- определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

- фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

Учащиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;

- свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;

- самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;

- владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

- пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные

Учащиеся научатся:

- находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

- сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

- сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

- находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

- сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

- понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

- предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

- определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

- определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

- создавать свои собственные произведения с учётом специ фики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

- формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

- пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

- участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

- создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

- способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

- демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

- предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

- определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

- использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

- отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

- определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

- определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

- оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

- искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

- обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

- находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

- находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;

- самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

- использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

- озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Учащиеся получат возможность научиться:

- участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

- договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

- интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

- понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

- формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

- делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

- находить в произведениях средства художественной выразительности;

- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

- осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;

- приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;

- воспринимать художественную литературу как вид искусства;

- осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственноэстетическую оценку.

- соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;

- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

- работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

- писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

- создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора). Учащиеся получат возможность научиться:

- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»


Летописи, былины, жития

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержaния раздела. Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись - источник исторических фактов, Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Поэтический текст былины. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н.Карнауховой. Сравнение поэтическою и прозаического текстов. Герой былины - защитник государства Российского. Картина В. Васнецова «Богатыри». Сергий Радонежский - святой земли русской. В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского. .Щетство Варфоломея. Юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин

Чудесный мир классики

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. П.П.Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы народной сказки в литературной. События литературной сказки. Герои сказки. Младший брат Иван - настоящий герой сказки. Характеристика героя. Сравнение словесного и изобразительного искусства. А. С. Пушкин. Стихи. «Няне». «Туча». «Унылая пора! очей очарованье...». Авторское отношение к изображаемому. Интонация стихотворения. Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства. Заучивание наизусть. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - мотивы народной сказки в литературной. Герои эстонской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки. М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение. «Ашик-Кериб». Турецкая сказка. Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. Л.Н.Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа Л. Толстого. Басня. «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль. А. П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа - герои своего времени. Характер героев художественного текста. Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко» А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка» Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот» А. Н. Плещеев «Дети и птичка» И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями».

Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки» И. А. Бунин «Листопад»

Литературные сказки

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра. Заглавие и главные герои литературной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ. В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ. Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения. П.П.Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие. Герои художественного текста. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование

Делу время - потехе час

.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Инсценирование произведения. В.Ю.Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка». Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому. Пересказ текста от лица героев. Юмористические рассказы В. Ю. Драгунского. В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. Инсценирование произведения. Оценка достижений.

Страна детства

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герой произведения. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения. М. М. Зощенко «Ёлка». Герои произведения. Составление плана. Пересказ. Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь

В.Я. Брюсов. «Опять сон». «Детская». С.А. Есенин «Бабушкины сказки» М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства».

Природа и мы

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Анализ заголовка. Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе. А.И.Куприн «Барбос и Жулькa». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя произведения. М.М.Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка, герои произведения. Характеристика героя на основе поступка. Е.И.Чарушин «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков. В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части Составление плана. Выборочный пересказ.

Поэтическая тетрадь

Б. Л. Пастернак «Золотая осень». Д. Б. Кедрин «Бабье лето» С. А. Клычков «Весна в лесу» Д. Б. Кедрин «Бабье лето» Н. М. Рубцов «Сентябрь» С. А. Есенин «Лебедушка»

Родина

Знакомство с названием раздела. Подбирать книги по теме. И.С.Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Воспринимать на слух художественное произведение. Ритм стихотворения. С.Д.Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...». Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. Поэтический вечер.

Страна Фантазия

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержaния раздела. Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Необычные герои фантастического рассказа. Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. Сравнение героев фантастических рассказов.

Зарубежная литература

Д. Свифт «Путешествие Гулливера» Г. Х. Андерсен «Русалочка» М. Твен «Приключения Тома Сойера» Сельма Лагерлеф «Святая ночь». «В Назарете




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Раздел

Количество часов по

программе

Количество проектов

Количество контрольных работ, проверочных

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1



2

Летописи, былины, жития

9

1

1

3

Чудесный мир классики

16


1

4

Поэтическая тетрадь

8


1

5

Литературные сказки

15


2

6

Делу время – потехе сейчас

7


1

7

Страна детства

10


1

8

Природа и мы

12


2

9

Родина

5

1


10

Страна Фантазия

6


1

11

Литература зарубежных стран

13


1


Итого

102

2

11





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Раздел

п/п

Тема урока

Планируемая учебная деятельность обучающихся


Дата




план

факт

индивидуально

самостоятельно

всего


Вводный урок по курсу литературного чтения 1 ч





1

1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений.

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

осознание значимости чтения для личного развития;

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять

алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.





1

1


Летописи, былины, жития 9 ч





2

2

Особенности былины как жанра. Выразительное чтение

былины «Ильины три поездочки»



Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

осознание значимости чтения для личного развития;



Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять

алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения



04.09

04.09

1


1

2

3

Деление на части, составление плана былины «Три поездки Ильи Муромца» в пересказе И. Карнауховой




1

1

2

4

Рассматривание репродукции картины В.Васнецова «Богатыри». Составление устного рассказа.




1

1

2

5

Определение особенностей летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»




1

1

2

6

Сравнение текста летописи «И вспомнил Олег коня своего» с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».




1

1

2

7

Особенности житийной литературы. «Житие Сергия Радонежского»


08.09

08.09

0.5

0.5

1

2

8

Характеристика главного героя. «Житие Сергия Радонежского»




1

1

2

9

Презентация проекта «Создание календаря исторических событий». Анализ и оценивание работ.





1

1

2

10

Обобщающий урок, проверочная работа по теме «Былины, сказания, жития».




1

1


Чудесный мир классики 16 ч





3

11

Выразительное чтение стихотворений, словесное иллюстрирование. А.С. Пушкин. «Уныла пора! Очей очарованье»,



Формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;





Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание. 

Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую. Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рассказ на основе предложения. Находить в тексте материал для составления рассказа на определённую тему.







1

1

3

12

Выразительное чтение с передачей настроения стихотворений. А.С. Пушкин. «Няне», «Туча»

11.09

11.09

1


1

3

13

Деление на смысловые части и составление плана. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

15.09

15.09

0.5

0.5

1

3

14

Описание внутреннего состояния героев. А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».




1


3

15

Выявление авторского отношения к персонажам. А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».




1

1

3

16

Определение главной мысли сказки. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

18.09

18.09

1


1

3

17

Соотнесение иллюстраций с текстом , выборочное чтение. А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

22.09

22.09

0.5

0.5

1

3

18

Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб»


25.09

25.09

1


1

3

19

Чтение по ролям, устное составление характеристики героев. М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб»

29.09

29.09

0.5

0.5

1

3

20

Наблюдение над средствами художественной выразительности в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб».




1

1

3

21

Знакомство с историей жизни и творчества Л.Н. Толстого. Повесть «Детство»

2.10

2.10

1


1

3

22

Итоговая контрольная работа за 1 четверть. Характеристика главного героя . Л. Н. Толстого «Детство»




1

1

3

23

Установление последовательности событий, определение главной мысли. Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»

6.10

6.10

0.5

0.5

1

3

24

Деление текста на части, составление плана. А. П. Чехов «Мальчики»




1

1

3

25

Сравнение характеров

главных действующих лиц в рассказе. А. П. Чехов «Мальчики»


9.10

9.10

1


1

3

26

Обобщающий урок, проверочная работа по теме «Чудесный мир классики»

13.10

13.10

0.5

0.5

1



Поэтическая тетрадь 8 ч





4

27

Сравнение картин природы, созданных художниками и писателем. К.Ушинский «Четыре желания»


Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;




Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы. Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.








16.10

16.10

1


1

4

28

Выразительное чтение, словесное рисование Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко».




1

1

4

29

Определение ритма, интонации (тон, паузы, темп) стихотворения А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка».

20.10

20.10

0.5

0.5

1

4

30

Определение средств художественной выразительности в лирическом тексте Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист», «Где сладкий шепот»

23.10

23.10

1


1

4

31

Наблюдение за ритмом, определение рифмующиеся слов. И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»




1

1

4

32

Выразительное чтение. Наблюдение за отношением автора к персонажам. Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок)

3.11

к 24.11

0.5

0.5

1

4

33

Выразительное чтение, иллюстрирование И. А. Бунин «Листопад»

6.11

к 13.11

1


1

4

34

Обобщающий урок, проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь»




1

1


Литературные сказки 15 ч





5

35

Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»



Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

умение использовать простейшие виды анализа различных текстов.







Составлять простой план текста самостоятельно, сложный

план – с помощью учителя.

Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.

Анализировать структуру

книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.

Находить в тексте материал для составления рассказа на определённую тему.

Формулировать основную мысль текста. Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить ключевые слова

текста. Объяснять смысл заглавия

произведения.












10.11

10.11

0.5

0.5

1

5

36

Особенности поведения, внешнего вида, речи

героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» Выразительное чтение, иллюстрирование И. А. Бунин «Листопад»

13.11

13.11

1


1

5

37

Деление текста на части. Составление плана. Краткий пересказ. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

17.11

17.11

0.5

0.5

1

5

38

Текст-описание в содержании художественного произведения В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

20.11

20.11

1


1

5

39

Наблюдение над ролью описания в раскрытии

характеров главных героев в сказке. В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»






5

40

Выборочный пересказ. В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Выразительное чтение. Наблюдение за отношением автора к персонажам. Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок)

24.11

24.11

0.5

0.5

1

5

41

Особенности сказа как литературного жанра. Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце»

27.11

27.11

1


1

5

42

Выявление отражения реальной жизни в сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце»




1

1

5

43

Наблюдение над особенностями речи героев сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце»




1

1

5

44

Итоговая контрольная работа за 2 четверть

1.12

1.12

0.5

0.5

1

5

45

Знакомство с произведением. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

4.12

4.12

1


1

5

46

Выразительное чтение диалогов. Словесное рисование.

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»




1

1

5

47

Определение главной мысли. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»




1

1

5

48

Составление плана. Выборочный пересказ. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

8.12

8.12

0.5

0.5

1

5

49

Обобщение знаний и проверочная работа по теме «Литературные сказки»




1

1


Делу время - потехе час 7 ч





6

50

Знакомство с произведением. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев).

Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.

Составлять устные рассказы от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.

Составлять письменные творческие работы: сочинения на заданные темы, сочинения – описания, сказки, рассказы.

11.12

11.12

1


1

6

51

Определение отношения автора к своему герою. В. Драгунский

«Главные реки»

15.12

15.12

0.5

0.5

1

6

52

Чтение по ролям, инсценирование. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

18.12

18.12

1


1

6

53

Чтение по ролям. В. Ю. Драгунский «Главные реки»

22.12

22.12

0.5

0.5

1

6

54

Чтение пословиц о труде и отдыхе. Устное сочинение рассказа по выбранной пословице.

25.12

25.12

1


1

6

55

Выборочное чтение.

В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

12.01

12.01

0.5

0.5

1

6

56

Обобщение знаний и проверочная работа по теме: «Делу время – потехе час»

15.01

15.01

1


1


Страна детства 10 ч





7

57

Знакомство с произведением. Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

осознание значимости чтения для личного развития;

Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание. Чтение

Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение. 

Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание. Чтение

Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение. 


19.01

19.01

0.5

0.5

1

7

58

Анализ поступков героя. Б.С. Житков «Как я ловил человечков»





1

1

7

59

Знакомство с произведением. К.Г. Паустовский

« Корзина с еловыми шишками»

22.01

22.01

1


1

7

60

Определение основной мысли произведения. К.Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками».




1

1

7

61

Пересказ фрагментов. К.Г. Паустовский

« Корзина с еловыми шишками»




1

1

7

62

Знакомство с произведением. М.М.Зощенко «Елка»


26.01

26.01

0.5

0.5

1

7

63

Выразительное чтение диалогов. М.М.Зощенко «Елка»

29.01

29.01

1


1

7

64

Выразительное чтение. Словесное иллюстрирование. М. И. Цветаева «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка».

2.02

2.02

0.5

0.5

1

7

65

Определение темы и главной мысли произведения. С. А. Есенин «Бабушкины сказки».

5.02

5.02

1


1

7

66

Обобщение знаний и проверочная работа по теме: « Страна детства»





1

1


Природа и мы 12 ч.






8

67

Знакомство с произведением. Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;



Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рассказ на основе предложения. Находить в тексте материал для составления рассказа на определённую тему.

Формулировать основную мысль текста. Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить ключевые слова

текста. Объяснять смысл заглавия

произведения.

Составлять простой план текста самостоятельно, сложный

план – с помощью учителя.

Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.

Анализировать структуру

книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.

9.02

9.02

0.5

0.5

1

8

68

Роль рассуждений и диалогов в рассказе Д. Н. Мамина – Сибиряка «Приемыш»

12.02

12.02

1


1

8

69

Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш».




1

1

8

70

Олицетворение как средство создания образа. С. А. Есенин «Лебедушка»

16.02

16.02

0.5

0.5

1

8

71

Итоговая контрольная работа за 3 четверть.




1

1

8

72

Характеристика героя на основе его поступка. М.М. Пришвин «Выскочка»




1

1

8

73

Знакомство с произведением. А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

19.02

19.02

1


1

8

74

Тема самопожертвования
в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька»

26.02

26.02

0.5

0.5

1

8

75

Знакомство с произведением. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

2.03

2.03

1


1

8

76

Деление текста на части. Составление плана. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

5.03

5.03

0.5

0.5

1

8

77

Выделение научно-естественных сведений о природе. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

9.03

9.03

1


1

8

78

Обобщение знаний и проверочная работа по теме: «Природа и мы»

12.03

12.03

0.5

0.5

1


Родина 5 ч.






9

79

Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям. И.С. Никитин «Русь»


Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;



Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы. Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы. 


16.03

16.03

1


1

9

80

Использование при чтении интонаций, соответствующих смыслу текста С. Д. Дрожжин «Родине»

19.03

19.03

0.5

0.5

1

9

81

Определение авторского отношения к изображаемому. А. В. Жигулин «О, Родина!..»

2.04

2.04

1


1

9

82

Заучивание наизусть. Песня защитников Брестской крепости.

6.04

6.04

0.5

0.5

1

9

83

Презентация проектов «Они защищали Родину!» Анализ и оценивание работ.


9.04

9.04

1


1


Страна Фантазия 6 ч.





10

84

Особенности фантастического жанра. Знакомство с главами произведения. Е.С. Велтистов «Приключение Электроника»

Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

Составлять простой план текста самостоятельно, сложный

план – с помощью учителя.

Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.

Анализировать структуру

книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.


13.04

13.04

0.5

0.5

1

10

85

Характеристика героев. Е.С. Велтистов «Приключение Электроника»

16.04

16.04

1


1

10

86

Сравнение литературного

произведения и художественного фильма. Е.С. Велтистов «Приключение Электроника»


20.04

20.04

0.5

0.5

1

10

87

Сравнение фантастической

литературы и сказки. К. Булычев «Путешествие Алисы»

23.04

23.04

1


1

10

88

Деление текста на части, составление плана. К. Булычев «Путешествие Алисы»




1

1

10

89

Обобщающий урок, проверочная работа по теме: «Страна Фантазия»

27.04

27.04

0.5

0.5

1



Зарубежная литература 13 ч





11

90

Фантастические события в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера»

Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;



Инсценировать художественные произведения (чтение по

ролям, драматизация).

Иллюстрировать текст.

Писать творческие работы:

сочинения по прочитанному,

сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.

Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою)

Относить прочитанное произведение к определенному периоду

Соотносить автора, его произведения со временем их создания, с тематикой детской литературы












30.04

30.04

1


1

11

91

Выделение в тексте средств художественной выразительности.

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

4.05

11.05

0.5

0.5


11

92

Знакомство с произведением. Г.Х. Андерсен «Русалочка»


7.05

14.05

1


1

11

93

Деление текста на части, составление плана. Г.Х. Андерсена «Русалочка»

11.05

18.05

0.5

0.5

1

11

94

Определение эмоционально-нравственных переживаний персонажей. Г.Х. Андерсен «Русалочка» Определение главной темы и мысли произведения. Г.Х. Андерсен «Русалочка».


14.05

21.05

1


1

11

95

Определение главной темы и мысли произведения. Г.Х. Андерсен «Русалочка».

18.05

К 21.05

0.5

0.5

1

11

96 /7

Итоговая контрольная работа за год.




1

1

11

97 /8

Составление устного рассказа о главной героине по плану. Г.Х. Андерсен «Русалочка». Тема первой любви в произведении М.Твена «Приключения Тома Сойера»

21.05

25.05

1


1

11

98

Тема первой любви в произведении М.Твена «Приключения Тома Сойера»

25.05

к 25.05

0.5

0.5

1

11

99

Сравнение героев, мотивов их

поступков. М.Твен «Приключения Тома Сойера». Написание отзыва о произведении. М. Твен «Приключения Тома Сойера»


28.05

28.05

1


1

11

100

Написание отзыва о произведении. М. Твен «Приключения Тома Сойера»




к 28.05

0.5

0.5

1

11

101

Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература»




1

1

11

102

Урок-игра «Литературные тайны»




1

1


Всего:

51

51

102













Лист корректировки рабочей программы


Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

Выразительное чтение, иллюстрирование И. А. Бунин «Листопад»

6.11

Приказ №93 от 26.04.21 "О внесении изменений в календарный учебный график на 2020-2021 учебный год"

Объединение тем

к 13.11

Выразительное чтение. Наблюдение за отношением автора к персонажам. Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок)

3.11

к 24.11

Тема первой любви в произведении М.Твена «Приключения Тома Сойера»

25.05

к 25.05

Сравнение героев, мотивов их

поступков. М.Твен «Приключения Тома Сойера».

28.05

к 28.05

Написание отзыва о произведении. М. Твен «Приключения Тома Сойера»


к 21.05




Отчёт о выполнении реализуемой учебной программы

по содержанию по литературному чтению 2020– 2021 уч. год

Учитель Отрывина Н.Е.

Предмет литературное чтение

Класс 4«а»

Количество часов: в неделю 3 часа; в год 102 часа

Программа Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина.—М.: Просвещение, 2014.

Учебник Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций/ [Л. Ф. Климанова и др.] – М.: Просвещение, 2019.


Темы

По программе

По рабочей программе

№ контр. работы

Проведено часов

I четв.


II четв.


III четв.


IV четв.


Год


Вводный урок по курсу литературного чтения


1


1




1

Летописи, былины, жития


9

№1

9




9

Чудесный мир классики


16

№2, №3

13

2



15

Поэтическая тетрадь


8

№4


4



4

Литературные сказки


15

№5, №6


13

2


15

Делу время – потехе сейчас


7

№7



7


7

Страна детства


10

№8



10


10

Природа и мы


12

№9, №10



9

3

12

Родина


5





5

5

Страна Фантазия


6

№ 11




6

6

Литература зарубежных стран


13

№12




10

10

Итого


102

12

23

19

28

24

94















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!