ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ |
«ТЮМЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» (ГАПОУ ТО «ТКПСТ») |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | Приложение №__ |
| | к ОПОП ППКРС по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА |
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
| | | | | | | | |
ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ |
|
Тюмень 2020
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с:
– Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 декабря 2016 г. № 1547.
– Примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» (Протокол № от дата; рецензия № от дата);
– Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), Письмом об уточнении рекомендаций, одобренным Научно-методического совета ЦПОиСК ФГАУ «ФИРО» (Протокол № 3 от 25.05.2017г.)
Организация-разработчик: ГАПОУ ТО «ТКПСТ»
Разработчик: Есенболатова Азиза Казбековна, преподаватель первой квалификационной категории
РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО |
на заседании ПЦК Общественных наук |
Протокол №__ от __ __________ 2020 г. |
СОДЕРЖАНИЕ
| |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины | |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 История является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.
1.2. Место дисциплины в структуре программы: учебная дисциплина принадлежит к учебным дисциплинам общеобразовательной подготовки.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины ОГСЭ.02 «История» направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно- нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
В результате изучения учебной дисциплины «История» обучающийся должен:
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель дисциплины: дать представление об основных направлениях мирового развития на рубеже 20 – 21 веков.
Задачи дисциплины:
ознакомить студентов с современной политической, экономической и культурной ситуацией в России и мире;
дать студентам знания, которые будут способствовать формированию у них логического мышления, умений анализа исторических событий.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
Изучение дисциплины обеспечивает освоение части профессиональных и общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | 8 |
лабораторные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося | 24 |
в том числе: | |
перечисляются виды самостоятельных работ | |
| |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия и самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Раздел 1Россия в конце 80-х гг. XX в., начале XXI. Страны мира на рубеже XX – XXI вв. | 14 | |
Тема. 1.1 СССР в годы перестройки. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Практическая работа №1. Начало политики перестройки. Экономические реформы. Реформы политической системы. Национальная политика. Политика Гласности. ГКЧП и распад СССР. |
Самостоятельная работа № 1. Просмотреть документальный фильм: «Как Горбачев пришел к власти». Ответить на вопросы к фильму | 2 | – |
Тема 1.2. Российская Федерация в конце ХХ – ХХI века. Общественно - политическое развитие 1991-1999 | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Общественно – политическое развитие 1991 – 1993 год. Б.Н Ельцин. Демонтаж системы советской власти. Федеральное собрание. ЛДПР. КПРФ. Чеченская война. В.В. Путин. Шоковая терапия. Приватизация и ее особенности в России. Результаты приватизации. |
Самостоятельная работа № 2. Просмотреть документальный фильм: « Шоковая терапия» ответить на вопросы к фильму. | 2 | - |
Тема 1.3. Россия в начале 21 века. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Укрепление центральной власти. Единая Россия. Национальные проекты: «Здоровье», «Качественное образование», « Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрного – промышленного комплекса». |
Самостоятельная работа 3 Выполнение творческих работ по теме: «Характеристика деятельности (любой) политической партии, ее роль». | 2 | - |
Тема 1.4. Россия на международной арене в конце 20 в начале 21 века. | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
Практическая работа № 2. Распад СССР. Б.Н. Ельцин. Отношение с США. ШОС. СНГ. ГУАМ. |
Тема 1.5.Ведущие капиталистические страны: экономическое, политическое развитие. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Превращение США в ведущую мировую державу. Ведущие страны Западной Европы. Падение авторитарных режимов в европейских странах. Европейская интеграция. Миграционные процессы в Европе. Япония. |
Тема 1.6. Страны Восточной Европы: особенности внутреннего развития. | Содержание учебного материала | | |
Начало строительства социализма. СЭВ. ОВД. Варшавский договор. Развитие стран народной демократии в 50-80 г ХХ века. Берлинская стена. Особый путь Югославии. Страны Восточной Европы в конце ХХ- ХХI века. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа № 4. Подготовить сообщение: Биографический очерк И. Ганди, М. Ганди, Дж. Неру, М. Цзэдун. | 2 | - |
Тема 1.7. Страны Латинской Америки. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Практическая работа № 3. Условия развития стран Латинской Америки. Каудильистские традиции. Организация американского государства. Куба. Правительство народного единства в Чили. «Левый поворот» в Латинской Америке. Латифундизм. Альфредо Стреснер. Хуан Доминго Перон. Хустиализм. Анастасио Самос. Эрнесто Че Гевара. Р.Ф. Батиста. Фидель Кастро Рус. Народное единство. Сальвадор Альенде. Аугусто Пиночет. Никалас Мадуро. Рафаэль Корреа. |
Раздел 2. Раздел 2. Рассмотрение локальных, региональных, межгосударственных конфликтов во второй половине XX – начале XXI вв | 12 | |
Тема 2.1Военно-политические блоки и «Холодная война». Карибский кризис. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Практическая работа № 4. Образование военно – политических блоков. Периоды холодной войны и международные кризисы. Причины Карибского кризиса. Операция «Анадырь». Морская блокада Кубы. Готовность к ядерной войне. |
Самостоятельная работа № 5. Просмотреть документальный фильм: « Холодная война» и ответить на вопросы к фильму | 2 | - |
Тема 2.2.Война во Вьетнаме. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Предпосылки. Первые столкновения. Ввод войск. Войнах в горах. Партизанские действия. Последнее сражение. Завершение войны. |
Самостоятельная работа № 6 Просмотреть документальный фильм: «Война во Вьетнаме» и ответить на вопросы к фильму. | 2 | - |
Тема 2.3.Война в Афганистане. | Содержание учебного материала | | |
Практическая работа № 5. Предпосылки Афганской войны. Начало войны. Ход войны. Потери в войне. Противодействие СССР со стороны США. | 2 | 2 |
Тема 2.4. Ближневосточный конфликт. | Содержание учебного материала | | |
Военно-политическое противоборство Израиля и соседних арабских стран, крупный региональный конфликт, возникший в Юго – Зап. Азии в сер. 20 в. конец 19 века. ООП. Ясир Арафат. Палестинская автономия. Хесболла. Предпосылки конфликта до образования государства Израиль. | 2 | 2 |
Тема 2.5. Разрядка. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Улучшение отношений между СССР и Западом. ПРО. ОСВ-2. Последствия разрядки и ее конец. |
Тема 2.6. Международные отношения в конце 20 начале 21 века | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Практическая работа № 6 М.С Горбачев. Идея нового политического мышления. Однополярный мир. НАТО. СЕАП. |
Раздел 3. Изучение новой системы международных отношений | 6 | |
Тема 3. 1. Образование ООН. Устав ООН. Структура ООН. Совет безопасности ООН | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Акты международного права. Международное публичное право. Международное частичное право. Национальное право. Всеобщая декларация прав человека. Создание ООН. Структура ООН. Генеральная ассамблея ООН. Совет безопасности ООН. |
Самостоятельная работа № 7 Выполнение творческих работ по теме: «Роль ООН при решении международных конфликтов ( в разных регионах и в разное время)». | 3 | - |
Роль ООН в современном мире. | | |
Тема 3.2. Международные организации в современном мире. | Содержание учебного материала | 2 | - |
Международные организации в современном мире. Назначение основных международных организаций, их направления деятельности. Общие принципы деятельности. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Европейский суд по правам человека |
Самостоятельная работа № 8 Выполнение творческих работ по теме: «Роль международных организаций в современном мире» | 2 | - |
Тема 3. 3. Роль России в деятельности международных организаций. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Какую роль Россия оказала в деятельности международных организации |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 | 3 |
Всего: | 34 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: плакаты.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, проектор, экран, доска, стенды.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
Артемов, В.В. История (для всех специальностей СПО): учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования / В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков. – 7-е изд., испр. – М.: Академия, 2018. – 256 с.
Артемов, В.В. История: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2017. – 352 с.: ил.
Артемов, В.В. История: учебник для студ учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2017. – 400 с.
Дополнительная литература:
Зуев М.Н. История России XX-начала XI века: учебник и практикум для СПО / М.Н. Зуев, С.Я. Лавренов. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 299 с. – Серия: Профессиональное образование – ЭБС, неограниченный доступ
Сафонов А.А. История: международные конфликты в XI веке: учебник и практикум для СПО А.А. Сафонов, М.А. Сафонова – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 299 с. – (Серия Профессиональное образование) – ЭБС, неограниченный доступ
Интернет-ресурсы
Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://window.edu.ru.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru.
Национальный портал «Российский общеобразовательный портал». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.school.edu.ru.
Министерство образования Российской Федерации. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ed.gov.ru;
.Специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ict.edu.ru;
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; | Защита реферата; оценка результатов устного опроса |
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем. | Оценка результатов устного опроса |
Знания: | |
| Оценка результатов устного опроса |
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX- начале XXI в.; | Защита реферата; оценка результатов устного опроса; оценка результатов тестирования |
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; | Защита реферата; оценка результатов устного опроса |
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; | Защита реферата; оценка результатов устного опроса |
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; | Защита эссе; оценка результатов устного опроса |
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. | Оценка результатов устного опроса; оценка результатов тестирования |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверять у обучающихся развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений:
Результаты освоения ОК | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. | - проявляет интерес к будущей профессии; - стремится к освоению профессиональных компетенций, знаний и умений. | Оценка результативности выполнения заданий: Вводное занятие: Математика в науке, технике, информационных технологиях и практической деятельности |
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. | - обосновывает выбор и применяет методы и способы решения профессиональных задач; - эффективно и качественно выполняет профессиональные задачи; - продумывает организацию собственной деятельности в соответствии с поставленной целью; - точно определяет и выбирает способы решения задач в соответствии с заданными условиями и имеющимися ресурсами; - качественно решает профессиональные задачи. | Оценка результативности выполнения заданий: Практическая работа №12 Решение комбинаторных задач Практическая работа №26 Исследование и преобразование графиков функций |
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | - разрешает педагогические ситуации; -обосновывает принятые решения в нестандартных ситуациях; - способен нести ответственность за результаты своей работы; - соответствует выбору способов разрешения проблем с заданными критериями. | Оценка результативности выполнения заданий: Практическая работа №36 Повторные испытания Практическая работа №37 Случайная величина |
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | - результативно ищет необходимую информацию с использованием различных источников, включая электронные; - оптимально выбирает значимую информацию на основе анализа содержания; - качественно оформляет информацию. | Оценка результативности выполнения заданий: Самостоятельная работа № 5. Решение прикладных задач |
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.. | - эффективно использует информацию для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; - владеет приемами работы с компьютером, электронной почтой, Интернетом. | Оценка результативности выполнения заданий: Самостоятельная работа № 2. Создать презентацию |