ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Ханты-Мансийского автономного округа
бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты - Мансийского автономного округа – Югры
«Когалымский политехнический колледж»
Утверждаю:
директор БУ «Когалымский
политехнический колледж»
_______________ И.Г.Енева
«_____» ___________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 02 ИСТОРИЯ
по программе подготовки специалистов среднего звена
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Форма обучения очная
Курс 2
Семестр 3
г. Когалым, 2016 г.
Рабочая программа разработана в соответствии c разъяснениями по реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и профиля получаемого профессионального образования (одобрено решением научно-методического совета Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» протокол № 1 от 10 апреля 2014 г.), а также примерной программы учебной дисциплины ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ, предназначенной для изучения истории в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 21.07.2015г.. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 17.03.2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее - СПО) по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Организация - разработчик: бюджетное учреждение профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Когалымский политехнический колледж».
Рабочая программа рассмотрена на методическом объединении по УД гуманитарного цикла
Протокол №______ от_________ 2016 г.
Руководитель МО _____________ З.А. Рахматуллина
(подпись)
Рабочая программа рекомендована методическим советом БУ «Когалымский политехнический колледж»»
Протокол № от
Председатель МС _____________ Е.М. Свищук
(подпись)
Рабочую программу разработал:
Преподаватель общественных дисциплин высшей квалификационной категории БУ «Когалымский политехнический колледж» ________________ Н.С. Иванова
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 6 ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 12
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 02 «История» реализуется в пределах основной профессиональной образовательной программы специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) СПО социально-экономического профиля.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина ОГСЭ.02 «История» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В ходе изучения дисциплины ставится задача формирования следующих компетенций:
ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
Рабочая программа учебной дисциплины
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 63 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | 8 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 15 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Мир в современную эпоху. Процесс глобализации – его пути и направления. Общественные перемены, связанные с глобализацией. Центры силы в глобальном мире. Место России в современном мире. Основные проблемы, существующие в современном мире. Знакомство со структурой в содержании курса. | 2 | 1 |
Раздел 1. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.) | 12 | |
Тема 1.1. Геополитические реалии современного мира | Содержание учебного материала Распад СССР: причины и геополитические последствия. Формирование многополюсного мира. | 2 | 2 |
Тема 1.2. Россия на современной геополитической карте мира | Содержание учебного материала Постсоветское пространство. Россия –США – Западная Европа: партнерство или новая «холодная война». Россия и мусульманский мир | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить развернутый план ответа на вопрос «Каковы основные направления и задачи внешней политики России» | 2 | 3 |
Тема 1.3. Запад в новой конфигурации геополитических сил | Содержание учебного материала Геостратегическая политика США. Расширение НАТО. Европа как одна из «несущих конструкций» нового миропорядка. Американо-японский альянс. Доктрина Монро и геополитические реальности на американском континенте. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Работа с тестом «Америка и Европа расширение на восток» | 1 | 3 |
Тема 1.4 Место Китая в новой системе геополитических отношений | Содержание учебного материала Специфические условия развития Китая. Сущность современной геополитики Китая. Интеграция в «Большой Китай» | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить план ответа на вопрос «Геополитика Китая» | 1 | 3 |
Раздел 2. Сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв. | 20 | |
Тема 2.1. Природа конфликтного взаимодействия | Содержание учебного материала Структура, функции, причины возникновения, динамические показатели конфликта. | 2 | 2 |
2.2 Содержание и типология политического конфликта | Содержание учебного материала Уровни конфликтного взаимодействия на международной арене. Политическая и правовая специфика глобальных, региональных и внутригосударственных конфликтов. Этнический, конфессиональный, идеологический ресурсный факторы в современных международных конфликтах. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа Проанализировать политические конфликты и определить что явилось причинами в XXвеке. | 1 | 3 |
Тема 2.3 Пути и формы урегулирования международных конфликтов | Содержание учебного материала Предупреждение, урегулирование и разрешение конфликтов. Основные принципы и фазы урегулирования конфликтов. Роль «третьей стороны». Посредничество, оказание добрых услуг и наблюдение за ходом переговоров. | 2 | 3 |
Практические занятия Практическая работа № 1 Деятельность неправительственных организаций в условиях конфликта. Международное право и международно-политические конфликты. | 2 | 2 |
Тема 2.4. Роль интеграционных международных структур в урегулировании конфликтов и кризисов. | Содержание учебного материала Международные организации и специфика принятия в них рещений. Основные направления деятельности ООН по предотвращению конфликта и воздействию на него: превентивная дипломатия, поддержание мира, миротворческтво, миростроительство. Миротворческие операции ООН. Деятельность региональных международных организаций в кризисных ситуаций. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Написать реферат по теме: «Деятельность международных и российских организаций по обеспечению государственной безопасности на Северном Кавказе» | 2 | 3 |
Тема 2.5 Региональные конфликты в современном мире | Содержание учебного материала «Конфликтная карта» планеты: специфика региональных проблем безопасности в различных регионах мира и способов их решения. Региональные конфликты на Ближнем и Среднем Востоке. Конфликтный потенциал регионов Южной и Восточной Азии. Региональные и локальные конфликты в Африке. Конфликтные ситуации в Латинской Америке. «Мировые центры силы» и международные конфликты. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Работа с тестом «Региональные конфликты» | 1 | 3 |
Тема 2.6 Конфликты постсоветского пространства | Содержание учебного материала Причины возникновения, направления развития. Типология. | 2 | 3 |
Практические занятия Практическая работа № 2 Геополитические проблемы в современном мире. | 2 | 3 |
Раздел 3. Основные процессы политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира | 15 | |
Тема 3.1.Глобализация как основная характеристика современной жизни | Содержание учебного материала Этапы, движущие силы, основные направления, сферы проявления глобализации. Экономическая, политическая, социально-культурная глобализация. Оценка последствий глобализации. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Проанализировать положительные и отрицательные стороны глобализации | 1 | 3 |
Тема 3.2. Глобальные проблемы современности | Содержание учебного материала Понятие глобальных проблем и их типология. Глобальные проблемы экологии. Демографическая ситуация. Глобализация социальных проблем. военно-террористические угрозы миру. | 3 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Предложить пути решения глобальных проблем | 1 | 3 |
Тема 3.3. Современные интеграционные объединения | Содержание учебного материала Виды и сущность интеграционных объединений: таможенный союз, общий рынок, зона свободной торговли, экономический и валютный союз. Политический союз. Основные международные экономические и политические организации и союзы: ЕС, НАТО, ООН, ОПЕК. Назначение, структурные элементы, системы регулирования их деятельности. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить систематизирующую таблицу, характеризующую основные интеграционные объединения. Подготовить сообщение на тему «Основные миграционные потоки в современном мире, Их причины и перспективы». | 2 | 3 |
Тема 3.4. Миграция как фактор современной политики | Содержание учебного материала Трактовка понятия «миграция». Современные миграционные процессы в России. Тенденции международной миграции. Последствия распространения миграции в современном мире. Практика «плавильного котла» и мультикультурализм. | 2 | 3 |
Практические занятия Практическая работа № 3 Миграция как фактор современной политики. | 2 | 2 |
Раздел 4. Духовная сфера современного общества. Её роль в воспроизводстве национального образа жизни. | 14 | |
Тема 4.1 Сущность и содержание понятия «культура» | Содержание учебного материала Основные теоретические подходы в исследовании культуры. Сущность, структура, функции культуры. Культурные универсалии и многообразии культурных форм. Социализация как фактор сохранения культуры. Факторы, влияющие на социализацию. Традиции и культура. Процессы изменений в культуре. Виды культуры – материальная, духовная и социальная. Политическая культура и ее составляющие. «Национальный характер» | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося Влияние материальной и духовной культуры на социализацию общества. | 1 | 3 |
Тема 4.2 Государство и политическая культура | Содержание учебного материала Внутренний и внешний суверенитет государства. Нации и национальности. Национальное государство. Этнические факторы в государственном развитии. Национальный фактор во внутригосударственных и межгосударственных конфликтах. Национализм и патриотизм. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Дать определение понятиям: традиции, культура, этническая общность, национализм, суверенитет, патриотизм, религия, фундаментализм, теократия, светское государство, мультикультурализм, шовинизм | | |
| 1 | 3 |
Тема 4.3 Религии в культурах мира | Содержание учебного материала Распространение религиозных конфессий на Земле. Мировые религии. Разделение жизни на мирскую и церковную. Индивидуалистический и миссионерский взгляды на распространение религии. Влияние религии на государственное устройство и политику. Теократические режимы. | 2 | 2 |
Тема 4.4 Культурные различия и современные конфликты | Содержание учебного материала Бытовой расизм. Экстремистские формы протеста против неравенства. Религия и язык как факторы взаимодействия народов | 2 | 2 |
| Практические занятия Практическая работа № 4 Роль культуры в воспроизводстве национального образа. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа (реферат) Раскрыть проблему «конфликта цивилизаций» | 1 | 3 |
Зачет | 1 | 3 |
| Всего | 63 | |
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
-репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «История».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий по литературе;
лингвистические словари.
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор;
мультимедийный экран;
персональный компьютер.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интеренет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
В.В.Артемов .Ю.Н.Лубченков. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Москва.- Издательский центр «Академия», Ч 1 , 2 ., 2011.
В.В.Артемов .Ю.Н.Лубченков. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Москва.- Издательский центр «Академия», дидактические материалы ., 2011.
контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
Ориентируется в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и в мире. | Чтение и анализ учебной и дополнительной литературы, участие в дискуссии |
Выявляет взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социальноэкономических, политических и культурных проблем. | Чтение и анализ учебной и дополнительной литературы, участие в дискуссии, составление сравнительной таблицы. |
Знания: | |
Знает основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.) | Чтение и анализ учебной и дополнительной литературы, участие в дискуссии, составление таблицы. |
Знает сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX -начале XXI в. | Чтение и анализ учебной и дополнительной литературы, участие в дискуссии, составление сообщения |
Знает основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира | Чтение и анализ учебной и дополнительной литературы, участие в дискуссии, составление и защита реферата |
Знает назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности | Чтение и анализ учебной и дополнительной литературы, участие в дискуссии |
Знает роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций | Чтение и анализ учебной и дополнительной литературы, участие в дискуссии, защита реферата, презентации |
Знает содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения | Чтение и анализ учебной и дополнительной литературы, участие в дискуссии. Подготовка сообщений. |
Критерии оценки компетенций обучающихся
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
OK 1. Понимать сущность и | - демонстрация понимания сущности и социальной значимости своей будущей | анкетирование участие в |
социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | профессии; - демонстрация устойчивого интереса к будущей профессии | творческих конкурсах, олимпиадах, участие в конференциях. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | умение формулировать цель и задачи предстоящей деятельности; умение представить конечный результат деятельности в полном объеме; умение планировать предстоящую деятельность; умение выбирать типовые методы и способы выполнения плана; умение проводить рефлексию (оценивать и анализировать процесс и результат). | выполнение практических работ. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | умение определять проблему в профессионально -ориентированных ситуациях; умение предлагать способы и варианты решения проблемы, оценивать ожидаемый результат; умение планировать поведение в профессионально ориентированных проблемных ситуациях, вносить корректировку | участие в деловых играх, конференциях. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | умение самостоятельно работать с информацией: понимать замысел текста; умение пользоваться словарями, справочной литературой; умение отделять главную информацию от второстепенной; умение писать аннотацию и т. д. | написание реферативных, творческих работ с использованием информации из средств массовой информации, Интернета. |
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - умение пользоваться возможностями, предоставляемыми Интернетом. | активное использование навыков работы с компьютером |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться | | участие в деловых играх, конференциях. |
с коллегами, руководством, потребителями. | способность контролировать свое поведение, свои эмоции, настроение; умение воздействовать на партнера общения и др. | |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | умение осознанно ставить цели овладения различными видами работ и определять соответствующий конечный продукт; умение реализовывать поставленные цели в деятельности; умение представить конечный результат деятельности в полном объеме; | подготовка творческих заданий |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | демонстрация стремления к самопознанию, самооценке, саморегуляции и саморазвитию; умение определять свои потребности в изучении дисциплины и выбирать соответствующие способы его изучения; умение осуществлять самооценку, самоконтроль через наблюдение за собственной деятельностью умение осознанно ставить цели овладения различными аспектами профессиональной деятельности, определять соответствующий конечный продукт; умение реализовывать поставленные цели в деятельности; умение представить конечный результат деятельности в полном объеме; понимание роли повышения квалификации ля саморазвития и самореализации в рофессиональной и личностной сфере; | диспуты, беседы, участие в практических занятиях. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | | Решение типичных заданий. |
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | | беседы на занятиях. |