муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа № 50
Рассмотрена на педагогическом совете Протокол № ____ от ____________ | «Утверждаю» __________ / В. И. Гулидова/ Директор МАОУ СОШ № 50 Приказ № ___ от __________ |
Рабочая программа
по ВУД «Чтение с увлечением»
для 4 класса
базовый уровень обучения
Разработчик: Карабаджак В.В.
2022 год
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ 4
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 6
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по ВУД «Чтение с увлечением» для четвертого класса составлена в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС НОО, учебным планом МАОУ СОШ № 50 на 2019—2020 учебный год.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы
Н. Ф. Виноградовой «В мире книг», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа основывается на следующих программно – методических материалах:
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана- Граф, 2011
- ФГОС начального общего образования приказ № 363 от 06.10.2009, зарегистрирован Мин Юст № 17785 от 22.12.2009.
направлена на достижение обучающимися личностных, метопредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (34 недели).
Для реализации программного содержания используется следующий учебно – методический комплект:
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана Граф, 2011. — 168 с.;
- О. Н. Крылова «Чтение. Работа с текстом», издательство Экзамен, 2013
Изучение курса «Чтение с увлечением» на начальной ступени общего образования направлено на достижение следующих целей:
- создание на практике условий для развития читательских умений интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства обучающихся начальных классов;
формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА ВУД «Чтение с увлечением» Личностными результатами изучения курса в 4-м классе является формирование следующих умений:
Целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме.
Характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены.
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Строить алгоритм поиска необходимой информации.
Определять логику решения практической и учебной задач.
Моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом задания.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Находить аргументы, подтверждающие вывод (самостоятельно и с помощью учителя).
Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
С помощью учителя определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части.
Использовать ознакомительный, изучающий и поисковый виды чтения.
Ориентироваться в учебной литературе (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем, таблиц.
Понимать текст, опираясь на его жанр и структуру.
Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
Составлять простой план текста.
Формулировать несложные выводы, основываясь на текст (самостоятельно и с помощью учителя).
Отвечать на вопросы учителя по тексту.
Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Высказывать оценочные суждения (с помощью учителя) о прочитанном тексте.
Оценивать содержание текста (самостоятельно и с помощью учителя).
Обнаруживать недостающие данные в информации (с помощью учителя) и находить пути восполнения пробелов.
Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать небольшие по объему художественные и научно-популярные тексты.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Оценка УУД учащихся проводится через:
тесты – контроли;
олимпиады;
комплексные работы
Предметными результатами изучения курса в 4-м классе являются формирование следующих умений:
Читать вслух любой незнакомый текст (художественный и нехудожественный, поэтический и прозаический) целыми словами, ориентируясь на ключевые слова, знаки препинания (темп чтения не менее 95 слов в минуту).
Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.
Выразительно читать эпическое и лирическое художественные произведения.
Определять жанры: рассказ, повесть, миниатюра, сказка, басня, стихотворение, послание.
Выявлять роль заглавия произведения, портрета, пейзажа, интерьера в выражении авторской позиции.
Составлять простой план повествовательного или описательного текста.
Ставить перед собой творческие задачи перед созданием текста собственного сочинения.
Создавать текст собственного сочинения согласно авторскому замыслу с использованием выразительных средств; подбирать заголовок к такому тексту.
Выбирать тексты для самостоятельного чтения согласно своим читательским интересам.
Составлять устное высказывание в соответствии с обсуждаемой темой.
Составлять план рассказа и рассказывать по плану.
Выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
25 небольших текстов: художественных, научно-популярных, публицистических, и 8 комплексных работ, где интегрированы все основные предметы обязательной учебной программы (русский язык, математика, литературное чтение и окружающий мир). К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лингвистике и пунктуации. Определяя тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, различая текст и составляющие его части как единицы речи, определяя общую тему текста, составляя план, различая абзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам, определяя сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор, ученик использует знания, полученные на уроках русского языка и литературного чтения.
Работая с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
С целью развития познавательной активности внесены такие виды работы, как заполнение таблицы на основании содержания прочитанного текста, работа с иллюстративным материалом, работа с фразеологизмами.
Формы занятий
Основной формой образовательного процесса являются:
− практико-ориентированные учебные занятия
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание);
фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы);
парная (работа в паре)
Основные виды деятельности учащихся:
выполнение тренировочных заданий и упражнений;
работа с иллюстрациями, таблицами;
составление плана;
самопроверка;
взаимопроверка;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п | Раздел | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
1 | Работа с текстом «Ливень». | 1 | Озаглавливание частей текста. Определение темы текста, типа речи. Орфографическая работа. Работа с иллюстративным материалом. Части речи. Схема предложения |
2 | Работа с текстом «Солнечный день». | 1 | Определение стиля и темы текста. Сравнение. Работа с иллюстративным материалом. Орфографическая работа. |
3 | Работа с текстом «Гнездо ласточки». | 1 | Определение темы текста, типа речи. Составление плана. Работа с таблицей. Определение последовательности событий. Состав слова. Кроссворд |
4 | Входной тест | 1 | Стартовый контроль |
5 | Работа с текстом «Сахар» (По материалам энциклопедии «Хочу всё знать»). | 1 | Определение стиля и темы текста. Работа с таблицей и иллюстративным материалом. Антонимы. Орфографическая работа. |
6 | Работа с текстом «Кошка и ёж». | 1 | Определение темы текста, типа речи. Озаглавливание частей текста. Работа с иллюстративным материалом. Схема предложения. Орфографическая работа. |
7 | Работа с текстом «Осень». | 1 | Определение темы текста, типа речи. Работа с иллюстративным материалом. Сравнение. Орфографическая работа. |
8 | Тренировочная комплексная работа № 1. | 1 | Определение темы текста, типа речи. Сравнение. Работа с таблицей и иллюстративным материалом. Синонимы. Орфографическая работа. |
9 | Работа с текстом «Клёны». | 1 | Определение темы текста, типа речи. Сравнение. Работа с таблицей и иллюстративным материалом. Синонимы. Орфографическая работа. |
10 | Работа с текстом «Слонёнок». | 1 | Озаглавливание текста. Вымысел. Сравнение. Определение последовательности событий. Части речи и члены предложения. Орфографическая работа. |
11 | Работа с текстом «Язык – средство общения» (По материалам энциклопедии «Хочу всё знать»). | 1 | Определение темы и стиля текста. Фразеологизмы. Синонимы. Антонимы. Работа с иллюстративным материалом. Кроссворд. |
12 | Тренировочная комплексная работа № 2. | 1 | Определение темы и стиля текста. Фразеологизмы. Синонимы. Антонимы. |
13 | Работа с текстом «Колибри». | 1 | Определение темы и стиля текста. Сравнение. Синонимы. Описание. Работа с иллюстративным материалом. Орфографическая работа. |
14 | Работа с текстом «Экология» (По материалам энциклопедии «Хочу всё знать»). | 1 | Определение темы и стиля текста. Главная мысль текста. Работа с иллюстративным материалом. Антонимы. Орфографическая работа. |
15 | Работа с текстом «Осень» по И. Соколову – Микитову. | 1 | Определение темы текста, типа речи. Составление плана. Работа с иллюстративным материалом. Кроссворд. Орфографическая работа. |
16 | Тренировочная комплексная работа № 3. | 1 | Определение темы текста, типа речи. Составление плана. Орфографическая работа |
17 | Работа с текстом «Четыре желания». | 1 | Определение темы текста, типа речи. Главная мысль текста. Работа с иллюстративным материалом и таблицей. Орфографическая работа |
18 | Работа с текстом «Планеты» (По материалам энциклопедии «Хочу всё знать»). | 1 | Определение темы и стиля текста. Синонимы. Работа с иллюстративным материалом. Состав слова. Кроссворд. Орфографическая работа. |
19 | Работа с текстом «Жираф». | 1 | Определение темы текста, типа речи. Работа с иллюстративным материалом. Антонимы. Орфографическая работа. |
20 | Тренировочная комплексная работа № 4. | 1 | Определение темы текста, типа речи. Антонимы. Орфографическая работа. |
21 | Работа с текстом «Жадный заяц». | 1 | Определение темы и стиля текста. Заголовок. Антонимы. Кроссворд. Орфографическая работа. |
22 | Работа с текстом «Рябина». | 1 | Определение темы текста, типа речи. Деление текста на части. Озаглавливание частей текста. Работа с таблицей и иллюстративным материалом. Орфографическая работа. |
23 | Работа с текстом «Совы» (По Н. Дудникову). | 1 | Определение темы и стиля текста. Заголовок текста. Работа с иллюстративным материалом. Кроссворд. Орфографическая работа. |
24 | Тренировочная комплексная работа № 5. | 1 | Определение темы и стиля текста. Заголовок текста. Орфографическая работа. |
25 | Работа с текстом «Утренние лучи» (К. Ушинский). | 1 | Определение темы текста. Вымысел и реальные события. Антонимы. Работа с иллюстративным материалом. Кроссворд. Орфографическая работа. |
26 | Работа с текстом «Как Маша стала большой» (По Е. Пермяку). | 1 | Определение темы и стиля текста. Последовательность событий. Фразеологизмы. |
27 | Работа с текстом сказки «Умный ворон». | 1 | Определение темы текста и типа речи. Выбор заголовка из предложенных вариантов. Деление текста на части. Озаглавливание частей. Антонимы. Орфографическая работа. |
28 | Тренировочная комплексная работа № 6. | 1 | Определение темы текста и типа речи. Выбор заголовка из предложенных вариантов. Деление текста на части. Озаглавливание частей. Антонимы. Орфографическая работа. |
29 | Работа с текстом «Злая мать и добрая тётя» (В. Осеева). | 1 | Определение темы текста и типа речи. Деление текста на части. Озаглавливание частей. Работа с пословицами. Работа с иллюстративным материалом. Орфографическая работа. |
30 | Работа с текстом «Однажды в лесу» (По Г. Скребицкому). | 1 | Определение темы, стиля и главной мысли текста. Работа над планом. Кроссворд. Антонимы. Работа с иллюстративным материалом. Орфографическая работа. |
31 | Работа с текстом «Рыбалка» (По П. Молчанову). | 1 | Определение темы текста и типа речи. Заголовок. Антонимы. Работа с иллюстративным материалом. |
32 | Работа с текстом «Художник – Осень» (По Г. Скребицкому). | 1 | Определение темы текста и типа речи. Сравнение. Работа с иллюстративным материалом. Синонимы. Кроссворд. Орфографическая работа. |
33 | Итоговый тест | 1 | итоговый контроль |
34 | Итоговое занятие | 1 | |