МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Курская область, Курский район, с. Глебово, д. 37
Рассмотрено Принято Утверждаю Руководитель МО Педсовет _____ от «___» _________2020г. Директор МБОУ
________________ Председатель педсовета «Глебовская СОШ»
О. А. Прохорова зам. директора по УВР ________________
Протокол ____ от __________________ И. И. Ниникина
«___» _________ 2020 г. В. В. Чаплыгина Приказ ______________ от
«____» ___________ 2020 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности в 3 классе
по общекультурному направлению
«Чтение с увлечением»
на 2020 - 2021 учебный год
Программа переработана и адаптирована
Алтуховой Мариной Ивановной,
учителем русского языка и литературы
первой квалификационной категории
с. Глебово.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Чтение с увлечением» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
3. Инструктивное письмо от 21.05.2015 г. «Об организации внеурочной деятельности» № 03-20-2057/15-00
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
5. Учебный план МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области на 2020-2021 учебный год
6. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа» (утверждено приказом №1-88 от 17 июня 2016 г.)
Общая характеристика
Одной из главных задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы является повышение качества образования и воспитания учащихся. Наряду с уроком – основной формой учебного процесса – в начальных классах все большее значение приобретает внеурочная работа.
Внеурочная деятельность по чтению способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия «Чтение с увлечением» помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.
Для современного ребенка чтение - одно из органичных условий восхождения к собственному образу, выбор точки зрения в сегодняшнем культурном ландшафте. Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!
Педагогическая целесообразность данной внеурочной деятельности обусловлена возрастными особенностями третьеклассников, их разносторонними интересами, любознательностью, увлечённостью, инициативностью.
Основными целями изучения курса «Чтение с увлечением» являются:
создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
формирование познавательного интереса к предметам литературного чтения и русского языка через задания творческого и занимательного характера;
формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному, культурному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Программа определяет ряд задач:
формировать мотивацию чтения младших школьников, развивать их устойчивый и осознанный интерес к чтению детских произведений;
знакомить обучающихся с детской книгой как явлением культуры;
формировать читательские умения, расширять читательский кругозор;
вырабатывать привычку к осознанному чтению, умению применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения и русского языка (развитие речи);
способствовать формированию информационной культуры обучающихся через различные виды заданий работы с текстами;
развивать воображение, литературно-творческие способности третьеклассников;
совершенствовать коммуникативные навыки;
создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
формировать стремление ребёнка к рассуждению и поиску.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности литературоведческих знаний, а также личностную заинтересованность в их расширении.
Ведущие принципы программы «Чтение с увлечением».
Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:
художественно-эстетического; литературоведческого; коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа
охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,
драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Принципы проведения занятий
Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.
Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках.
Учет возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и групповых форм работы.
Связь теории с практикой.
Доступность и наглядность.
Включение в активную жизненную позицию.
Рефлексия. Совместное обсуждение понятого на занятиях.
Особенностями построения программы «Чтение с увлечением» является то, что в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы ребёнка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость, доброта, забота, чуткость и др.
Характерной особенностью программы является занимательность материала либо по содержанию, либо по форме.
Отбор детской литературы для чтения производился по следующим критериям:
все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей младшего школьного возраста;
все используемые произведения входят в круг детского чтения и могут использоваться в процессе самостоятельного чтения.
Основными характерными при реализации данной программы формами работы являются комбинированные занятия, которые состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном;
фронтальная, когда обучающиеся одновременно работают под управлением педагога;
самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Курс «Чтение с увлечением» является интегрированным. На каждом занятии используются задания, которые можно разделить на четыре блока:
предметный блок;
блок по развитию речи;
воспитательный блок;
занимательный блок.
Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий предметного блока (включены задания на отработку знаний по литературному чтению и русскому языку (развитию речи)):
называть автора произведения;
записывать название произведения;
определять тему произведения;
составлять вопросы по содержанию рассказа;
понимать содержание произведений и отвечать на вопросы;
формулировать письменные ответы на вопросы;
восстанавливать сюжетную линию произведения.
Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий блока по развитию речи:
восстанавливать порядок плана;
восстанавливать цитатный план;
дополнять план произведения;
называть героев рассказа;
составлять план произведения;
составлять картинный план;
выбирать сюжет, к которому относится рисунок;
отвечать на вопросы текста;
дополнять предложения из текста и вписывать пропущенные слова (в кроссворде);
собирать из слов предложения;
записывать значения слов, пословиц и фразеологизмов;
находить и подбирать слова-синонимы;
подбирать свои заголовки к рассказам;
определять ключевые слова в произведении;
восстанавливать предложения.
Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий воспитательного блока (включены задания на духовно-нравственное развитие):
определять смысл пословиц;
выбирать из пословиц те, которые соответствуют идейному пониманию рассказа;
давать характеристику герою, определять его качества характера;
анализировать чувства героев на протяжении всего рассказа;
анализировать поступки героев рассказов и делать вывод о том, какие действия являются положительными, какие отрицательными;
определять главную мысль произведения;
подбирать слова – ассоциации к предложенным словам;
определять тему и содержание произведения;
описывать героев, используя слова для справок;
определять качества героя, используя описание из текста.
Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий занимательного блока:
разгадывать кроссворды;
заполнять кроссворд, используя слова для справок;
вписывать предметы, изображённые на рисунке;
разгадывать анаграммы;
читать и отгадывать зашифрованные загадки и пословицы;
составлять из слов пословицы;
составлять из предложенного слова новые слова;
читать слова наоборот;
разгадывать слова по указанным номерам букв.
Содержание программы занятий «Чтение с увлечением» создает возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.
Занятия проходят во внеурочное время. Продолжительность курса определена из расчёта 68 часов (по 2 часа в неделю).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности «Чтение с увлечением»
Программа кружка «Чтение с увлечением» обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные:
формирование интереса к чтению, мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности;
формирование эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому;
формирование первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности;
осознание значимости чтения для личного развития;
формирование потребности в систематическом чтении.
Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления;
работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
Обучающиеся получат возможность научиться:
освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
навыкам смыслового чтения в соответствии с целями и задачами находить ответы в тексте, иллюстрациях;
Обучающиеся получат возможность научиться:
выполнять логические действия (анализ, сравнение);
активно использовать речевые средства для решения познавательных задач;
овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между предметами и процессами.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
Обучающиеся получат возможность научиться:
сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач;
принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Формирование ИКТ – компетентности:
полуавтоматический орфографический контроль;
источник информации и способы её поиска (словари, энциклопедии, в т. ч. компьютерные);
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями;
с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;
понимать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
анализировать поступки героев рассказов и делать вывод о том, какие действия являются положительными, какие отрицательными;
Обучающиеся получат возможность научиться:
полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
знакомиться с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях;
знакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости;
воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств.
Планируемые результаты освоения программы кружка
Учащиеся 3 класса научатся:
Словесно рисовать картины к художественным текстам;
Самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий;
анализировать поступки героев рассказов и делать вывод о том, какие действия являются положительными, какие отрицательными;
понимать содержание произведений, отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту;
определять качества героя, используя описание из текста.
разгадывать кроссворды, заполнять кроссворд, используя слова для справок.
Учащиеся 3 класса получат возможность научиться:
закрепить умение работать с книгой, текстом;
проявить интерес к книге;
расширить читательский кругозор;
заинтересовать родителей и стимулировать их активно участвовать в развитии познавательных способностей у своих детей.
понимать образные выражения, используемые в книге.
коллективно обсуждать творческие работы, доброжелательно относиться к результатам творческих поисков одноклассников.
Основные критерии оценки деятельности учащихся:
правильное, качественное выполнение заданий педагога;
осознанное выполнение задания;
трудолюбие, самостоятельность, инициатива, творчество, самоконтроль
В качестве воспитательного результата внеурочной деятельности выступает непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Происходит это в процессе рассуждения детей о том, что нужно быть трудолюбивым, отзывчивым, чутким, внимательным, поступать по совести, быть добрым, доброжелательным к окружающим людям и готовым прийти на помощь.
Влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности будет производить стойкий воспитательный эффект.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Настоящий читатель
Знакомство с курсом внеурочной деятельности «Чтение с увлечением». Отгадывание загадок. Беседа « Кого можно считать настоящим читателем?» Права читателя. Виды смыслового чтения. Продуктивное чтение: глубокое восприятие и понимание текста. Какой я читатель? Викторина «Я – читатель». Реклама любимой книги. Экскурсия в школьную библиотеку. Библиотека. Библиотечный формуляр. Знакомство с профессией библиотекаря. Домашняя библиотека. «Какие книги стоят на моей книжной полке». Беседа «Надо много читать или почему читающему человеку легко общаться с окружающими?» Проверка скорости и качества чтения. Составление памятки «Как научиться быстро и правильно читать». Коллективная творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе»
Раздел 2. Чтение с увлечением. По страницам добрых книг
Валентина Осеева. Знакомство с краткой биографией Валентины Осеевой; просмотр презентации. Рассказы «Добрая хозяюшка», «Печенье», «Отомстила», «Почему?», «Волшебное слово». чтение произведений; определение темы произведений и основной мысли; составление плана; анализ прочитанных произведений; оценивание своей работы на занятиях. Викторина «Будьте вежливы» для знатоков творчества В.Осеевой, иллюстрирование понравившегося эпизода.
Любовь Воронкова. Знакомство с краткой биографией Любови Воронковой. Просмотр презентации. Рассказы «Что сказала бы мама?», «Ласковое слово». Чтение произведений; определение темы произведений и основной мысли; анализ прочитанных произведений; составление картинного плана; оценивание своей работы на занятии; выборочное чтение для характеристики главных героев, работа над выразительным чтением. Викторина по рассказам Любови Воронковой. Ответы на вопросы викторины, чтение в лицах отдельных эпизодов из прочитанных произведений
Проект «Чтение – лучшее учение» (Высказывания известных людей о чтении). Сбор информации по теме проекта,
оформление
Нина Артюхова. Знакомство с краткой биографией Нины Артюховой, просмотр презентации. Рассказы «Подружки», «Три копухи», «Камень», «Строгая бабушка», «Большая берёза», «Мяу», «Фарфоровые шаги», «Совесть заговорила», «Кролик и репутация», «Новые соседи». Чтение произведений; отработка техники чтения; определение темы произведений и основной мысли; анализ прочитанных произведений; составление плана; составление картинного плана; краткий и подробный пересказ; выборочное чтение для характеристики главных героев, работа над выразительным чтением; разгадывание кроссвордов; подбор пословиц; оценивание своей работы на занятии; «Тонкие» и «толстые» вопросы по рассказам Нины Артюховой. Составление диафильма к любому из прочитанных произведений.
Борис Емельянов. Знакомство с краткой биографией Бориса Емельянова; просмотр презентации; Рассказы «Храбрая девочка», «Зелёная букашина», «Мамины руки». Чтение произведений; отработка техники чтения; определение темы произведений и основной мысли; анализ прочитанных произведений; составление плана; составление картинного плана; краткий и подробный пересказ; выборочное чтение для характеристики главных героев, работа над выразительным чтением; разгадывание кроссвордов; подбор пословиц; оценивание своей работы на занятии. Викторина по произведениям Бориса Емельянова
Проект «Герой моей любимой книги» (выставка рисунков). Творческая работа: портрет героя одного из прочитанных на занятиях произведения.
Виктор Драгунский. Знакомство с краткой биографией Виктора Драгунского; просмотр видеофильма. Произведения «Сверху вниз, наискосок!», «Надо иметь чувство юмора», «Друг детства». Чтение произведений; отработка техники чтения; определение темы произведений и основной мысли; анализ прочитанных произведений; составление плана; составление картинного плана; краткий и подробный пересказ; выборочное чтение для характеристики главных героев, работа над выразительным чтением; разгадывание кроссвордов; подбор пословиц; оценивание своей работы на занятии. «Тонкие» и «толстые» вопросы по рассказам Виктора Драгунского
Николай Носов. Знакомство с краткой биографией Николая Носова; просмотр видеофильма. «Леденец», «Про репку», «Карасик», «Клякса», «Огурцы», «Замазка», «Фантазёры», « Про тигра», « Мишкина каша». Чтение произведений; отработка техники чтения; определение темы произведений и основной мысли; анализ прочитанных произведений; составление плана; составление картинного плана; краткий и подробный пересказ; выборочное чтение для характеристики главных героев, работа над выразительным чтением; разгадывание кроссвордов; подбор пословиц; оценивание своей работы на занятии. Конкурс «знатоков» произведений Н.Н. Носова. Ответы на вопросы викторины, разгадывание ребусов, кроссвордов.
Проект «Пословицы о честности, добре, труде, совести, дружбе». Подбор пословиц по темам, творческая работа по оформлению проектов. Защита проектов.
Евгений Пермяк. Знакомство с краткой биографией Евгения Пермяка; просмотр видеофильма; «Чужая калитка», «Надёжный человек», «Обманное озеро», «Торопливый ножик», «Пичугин мост», «Славка». Чтение произведений; отработка техники чтения; определение темы произведений и основной мысли; анализ прочитанных произведений; составление плана; составление картинного плана; краткий и подробный пересказ; выборочное чтение для характеристики главных героев, работа над выразительным чтением; разгадывание кроссвордов; подбор пословиц; оценивание своей работы на занятии. Викторина «В мире рассказов Евгения Пермяка»
Аркадий Гайдар. Знакомство с краткой биографией Аркадия Гайдара; просмотр видеофильма; Рассказ «Совесть». чтение произведения; отработка техники чтения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; выборочное чтение для характеристики главных героев, подбор пословиц к содержанию произведения.
Проект «Книга – надёжный товарищ и друг» (Буклет – совет). Сбор информации для буклета. Творческая работа по оформлению буклета
Итоговое занятие. Конкурсная программа « По страницам прочитанных произведений». Ответы на вопросы викторины, разгадывание ребусов, кроссвордов.
IY. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Дата проведения |
планируемая | фактическая |
| Раздел 1. Настоящий читатель | | | | |
| Знакомство с курсом внеурочной деятельности «Чтение с увлечением». | 1 | Знакомство с планом внеурочной деятельности. Отгадывание загадок. | | |
| Беседа « Кого можно считать настоящим читателем?» | 1 | Беседа «Кого можно назвать настоящим читателем?». Права читателя. | | |
| Виды смыслового чтения. | 1 | Запись информации в тетрадь | | |
| Продуктивное чтение: глубокое восприятие и понимание текста | 1 | Запись информации в тетрадь | | |
| Какой я читатель? Моя любимая книга | 1 | Викторина «Я – читатель». Реклама любимой книги | | |
| Экскурсия в библиотеку | 1 | Экскурсия в библиотеку. Библиотека. Библиотечный формуляр. Знакомство с профессией библиотекаря. | | |
| Домашняя библиотека | 1 | Беседа «Какие книжки стоят на моей книжной полке» | | |
| Беседа «Надо много читать или почему читающему человеку легко общаться с окружающими?» | 1 | Проверка скорости и качества чтения. Составление памятки «Как научиться быстро и правильно читать» | | |
| Итоговое занятие: «Твоё представление о настоящем читателе» | 1 | Коллективная творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе» | | |
| Раздел 2. Чтение с увлечением. По страницам добрых книг | | | | |
| Валентина Осеева «Добрая хозяюшка» | | Знакомство с краткой биографией Валентины Осеевой; чтение произведения; определение темы произведения и основной мысли; составление плана; анализ прочитанного произведения; оценивание своей работы на занятии. | | |
| Валентина Осеева «Печенье» | | Чтение произведения; определение темы произведения и основной мысли; составление плана; детальный анализ прочитанного произведения; оценивание своей работы на занятии. | | |
| Валентина Осеева «Отомстила» | | Чтение произведения; определение темы произведения и основной мысли; детальный анализ прочитанного произведения; работа над выразительным чтением. | | |
| Валентина Осеева «Почему?» | | Чтение произведения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; составление вопросов по произведению; работа над выразительным чтением. | | |
| Валентина Осеева «Волшебное слово» | | Чтение произведения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; выборочное чтение для характеристики главных героев, работа над выразительным чтением. | | |
| Викторина «Будьте вежливы» для знатоков творчества В.Осеевой | | Ответы на вопросы викторины, иллюстрирование понравившегося эпизода. | | |
| Любовь Воронкова «Что сказала бы мама?» | | Знакомство с краткой биографией Любови Воронковой; Просмотр презентации; чтение произведения; определение темы произведения и основной мысли; составление плана; анализ прочитанного произведения; оценивание своей работы на занятии. | | |
| Любовь Воронкова «Ласковое слово» | | Чтение произведения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; составление картинного плана; оценивание своей работы на занятии; выборочное чтение для характеристики главных героев, работа над выразительным чтением. | | |
| Викторина по рассказам Любови Воронковой | | Ответы на вопросы викторины, чтение в лицах отдельных эпизодов из прочитанных произведений | | |
| Проект «Чтение – лучшее учение»» (Высказывания известных людей о чтении) | | Сбор информации по теме проекта, оформление | | |
| Проект «Чтение – лучшее учение»» (Высказывания известных людей о чтении) | | Сбор информации по теме проекта, оформление | | |
| Нина Артюхова «Подружки» | | Знакомство с краткой биографией Нины Артюховой; просмотр презентации; чтение произведения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; составление картинного плана; оценивание своей работы на занятии; выборочное чтение для характеристики главных героев, работа над выразительным чтением. | | |
| Нина Артюхова «Три копухи» | | Чтение произведения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; оценивание своей работы на занятии; выборочное чтение для характеристики главных героев. | | |
| Нина Артюхова «Камень» | | Чтение произведения; отработка навыков чтения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; оценивание своей работы на занятии; выборочное чтение для характеристики главных героев, работа над выразительным чтением. | | |
| Нина Артюхова «Строгая бабушка» | | Чтение произведения; отработка навыков чтения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; оценивание своей работы на занятии; выборочное чтение для характеристики главных героев, работа над выразительным чтением. | | |
| Нина Артюхова «Большая берёза» | | Чтение произведения; отработка навыков чтения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; выборочное чтение для характеристики главных героев, работа над выразительным чтением. | | |
| Нина Артюхова «Мяу» | | Чтение произведения; отработка навыков чтения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; составление картинного плана; выборочное чтение для характеристики главных героев, работа над выразительным чтением; оценивание своей работы на занятии. | | |
| Нина Артюхова «Фарфоровые шаги» | | Чтение произведения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; выборочное чтение для характеристики главных героев, работа над выразительным чтением. | | |
| Нина Артюхова «Совесть заговорила» | | Чтение произведения; отработка навыков чтения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; составление вопросов к произведению; подбор пословиц; работа над выразительным чтением; оценивание своей работы на занятии; | | |
| Нина Артюхова «Кролик и репутация» | | Чтение произведения; отработка навыков чтения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; оценивание своей работы на занятии; выборочное чтение для характеристики главных героев, подбор пословиц к содержанию произведения | | |
| Нина Артюхова «Новые соседи» | | Чтение произведения; отработка навыков чтения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; разгадывание кроссворда. | | |
| «Тонкие» и «толстые» вопросы по рассказам Нины Артюховой | | Ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы по рассказам Нины Артюховой. Составление диафильма к любому из прочитанных произведений. | | |
| Борис Емельянов «Храбрая девочка» | | Знакомство с краткой биографией Бориса Емельянова; просмотр презентации; чтение произведения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; работа над выразительным чтением; заучивание наизусть отрывка. | | |
| Борис Емельянов «Зелёная букашина» | | Чтение произведения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; работа над выразительным чтением; иллюстрирование понравившегося эпизода. | | |
| Борис Емельянов «Мамины руки» | | Чтение произведения; отработка навыков чтения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; оценивание своей работы на занятии; выборочное чтение для характеристики главных героев, подбор пословиц к содержанию произведения | | |
| Викторина по произведениям Бориса Емельянова | | Ответы на вопросы викторины. | | |
| Проект «Герой моей любимой книги» (выставка рисунков) | | Творческая работа: портрет героя одного из прочитанных на занятиях произведения | | |
| Проект «Герой моей любимой книги» (выставка рисунков) | | Творческая работа: портрет героя одного из прочитанных на занятиях произведения | | |
| Проект «Герой моей любимой книги» (выставка рисунков) | | Творческая работа: портрет героя одного из прочитанных на занятиях произведения | | |
| Проект «Герой моей любимой книги» (выставка рисунков) | | Творческая работа: портрет героя одного из прочитанных на занятиях произведения. Защита проектов | | |
| Виктор Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» | | Знакомство с краткой биографией Виктора Драгунского; просмотр видеофильма; чтение произведения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; работа над выразительным чтением; заучивание наизусть отрывка. | | |
| Виктор Драгунский «Надо иметь чувство юмора» | | Чтение произведения; отработка техники чтения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; работа над выразительным чтением. | | |
| Виктор Драгунский «Друг детства» | | Чтение произведения; отработка техники чтения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; выборочное чтение для характеристики главных героев, подбор пословиц к содержанию произведения. | | |
| «Тонкие» и «толстые» вопросы по рассказам Виктора Драгунского | | Ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы по рассказам писателя; иллюстрирование эпизода из любого произведения автора. | | |
| Николай Носов «Леденец» | | Знакомство с краткой биографией Николая Носова; просмотр видеофильма; чтение произведения; отработка техники чтения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; выборочное чтение для характеристики главных героев, подбор пословиц к содержанию произведения. | | |
| Николай Носов «Про репку» | | Чтение произведения; отработка навыков чтения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; пересказ отрывка по выбору; подбор пословиц; работа над выразительным чтением; оценивание своей работы на занятии; | | |
| Николай Носов «Карасик» | | Чтение произведения; отработка навыков чтения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; составление вопросов к произведению; подбор пословиц; работа над выразительным чтением; оценивание своей работы на занятии; | | |
| Николай Носов «Клякса» | | Чтение произведения; отработка навыков чтения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; краткий пересказ произведения; разгадывание кроссворда; | | |
| Николай Носов «Прятки» | | Чтение произведения; отработка навыков чтения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; составление «тонких» и «толстых» вопросов к произведению. | | |
| Николай Носов «Замазка» | | Чтение произведения; отработка навыков чтения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; составление плана; подробный пересказ отрывка из произведения; работа над выразительным чтением; | | |
| Николай Носов «Фантазёры» | | Чтение произведения; отработка навыков чтения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; инсценировка отдельных фрагментов; оценивание своей работы на занятии; | | |
| Николай Носов «Мишкина каша» | | Чтение произведения; отработка навыков чтения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; составление вопросов к произведению; чтение произведения в лицах; оценивание своей работы на занятии; | | |
| Николай Носов «Про тигра» | | Чтение произведения; отработка навыков чтения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; составление вопросов к произведению; работа над выразительным чтением. | | |
| Конкурс «знатоков» произведений Н.Н. Носова. | | Ответы на вопросы викторины, разгадывание ребусов, кроссвордов. | | |
| Проект «Пословицы о честности, добре, труде, совести, дружбе» | | Подбор пословиц по темам, творческая работа по оформлению проектов | | |
| Проект «Пословицы о честности, добре, труде, совести, дружбе» | | Подбор пословиц по темам, творческая работа по оформлению проектов. Защита проектов | | |
| Евгений Пермяк «Чужая калитка» | | Знакомство с краткой биографией Евгения Пермяка; просмотр видеофильма; чтение произведения; отработка техники чтения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; выборочное чтение для характеристики главных героев, подбор пословиц к содержанию произведения. | | |
| Евгений Пермяк «Надёжный человек | | Чтение произведения; отработка навыков чтения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; краткий пересказ произведения; разгадывание кроссворда; | | |
| Евгений Пермяк «Обманное озеро» | | Чтение произведения; отработка навыков чтения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; составление «тонких» и «толстых» вопросов к произведению. | | |
| Евгений Пермяк «Торопливый ножик» | | Чтение произведения; отработка навыков чтения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; составление плана; подробный пересказ отрывка из произведения; работа над выразительным чтением; | | |
| Евгений Пермяк «Пичугин мост» | | Чтение произведения; отработка навыков чтения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; инсценировка отдельных фрагментов; оценивание своей работы на занятии; | | |
| Евгений Пермяк «Славка» | | Чтение произведения; отработка навыков чтения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; составление вопросов к произведению; чтение произведения в лицах; оценивание своей работы на занятии; | | |
| Викторина «В мире рассказов Евгения Пермяка» | | Ответы на вопросы викторины. | | |
| Аркадий Гайдар «Совесть» | | Знакомство с краткой биографией Аркадия Гайдара; просмотр видеофильма; чтение произведения; отработка техники чтения; определение темы произведения и основной мысли; анализ прочитанного произведения; выборочное чтение для характеристики главных героев, подбор пословиц к содержанию произведения. | | |
| Проект «Книга – надёжный товарищ и друг» (Буклет – совет) | | Сбор информации для буклета | | |
| Проект «Книга – надёжный товарищ и друг» (Буклет – совет) | | Творческая работа по оформлению буклета | | |
| Проект «Книга – надёжный товарищ и друг» (Буклет – совет) | | Творческая работа по оформлению буклета | | |
| Проект «Книга – надёжный товарищ и друг» (Буклет – совет) | | Творческая работа по оформлению буклета | | |
| Итоговое занятие. Конкурсная программа « По страницам прочитанных произведений» | | Ответы на вопросы викторины, разгадывание ребусов, кроссвордов. | | |