Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный этап | Сдача рапорта. | Готовятся к уроку, ведут отчет об отсутствующих и уровне готовности класса к уроку | Р. К. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Подводит учеников к постановке проблемы: В обществоведении выделяют 4 сферы общества, какие? Проводит актуализацию ранее изученного материала: На предыдущих уроках вы изучали эпоху Ивана Грозного. Какие аспекты его политики вы раскрыли на уроках? Какая сфера не изучена? Какая проблема перед вами возникла? Как ее решить? С помощью чего? Какие задачи вы ставите перед собой? Просит сформулировать тему урока. | отвечают на вопрос учителя: духовная социальная, политичная, экономическая. Отвечают на вопросы преподавателя: (внешняя и внутренняя политика, личность царя), не изучена социальная сфера. Проблема: отсутствие представлений о социальном аспекте в эпоху Ивана Грозного. Чтобы разрешить эту проблему, следует рассмотреть какие группы населения входили в социум и как осуществлялось у них взаимодействие. Чтобы решить проблему нужно работать с учебником, учителем, словарем. Задачи: выделить группы населения, определить природу их возникновения и оценить взаимодействия внутри групп и между группами русского общества в XVI веке. Формулируют тему урока. Записывают в тетрадь вместе с задачами. | |
3. Актуализация знаний. | Задает вопросы: что такое общество, на какие группы оно делиться? По каким критериям выделяете вы эти группы. | Отвечают на вопросы с аргументацией ответов, поиск информации: смотрят в словаре, если не знают определения «общества», из личного опыта и знания истории называют известные группы населения, выделают критерии, по которым были выделены ими или историками группы. | |
4.изучение нового материала. | Учитель выводит на экран схему «Слои Древнерусского государства» (м.п. параграф 7) Предлагает ученикам открыть параграф 9 в учебнике, прочитать его название. С помощью приема просмотрового чтения просит учеников определить, кто относится тяглым и служилым. | Актуализирует ранее изученный материал, определяют критерий выделения групп. Вспоминают, что такое сословие (работа со словарем) В названии параграфа выделают критерий выделение групп населения (тяглые и служилые). Предполагают, кто это были такие. Используя названия пунктов и выеденные слова в параграфе выполняют индивидуально задание. | |
| Задания в парах: 1п.п. определить кто входит в группу служилые, 2п.п.определить кто входит в группу тяглые, что такое крепостное про и документы его регулирующие | Работа в парах, прочтение текста, выделение категорий. | |
| Работа в группах. Обсудить наработанный материал и свести в один вариант ответа и выступить. | Осуществляют взаимодействие внутри малой группы, анализируют материал каждого, выдвигают общую модель (определяют форму выступления и отчета). | |
| Выступление групп. Учитель обращает внимание на поставленные задачи Задает вопрос о горожанах и духовенстве, казаках в какую группу их можно отнести? | Слушают друг друга, выполняют записи, задают уточняющие вопросы. Ученики определяют, что уже достигнуто. Обсуждают, как осуществлялось взаимодействие между сословиями. Высказывают свое мнение по цепочке. | |
5. Первичное закрепление изученного | Тестирование м.п. | Индивидуально отвечают на вопросы для самооценки. | |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Записи учить. Написать сочинение от имени одного из представителей любого сословия. | Записывают в дневник, задают вопросы. | |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Что реализовано, чего достигли, что помогло, что мешало, рекомендации самому себе. | Идивидуаьно отвечают на вопросы. «ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ»» Учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки. Комфортно Уверен в своих силах Хорошо Плохо Крайне скверно | |