Российская молодежь в современном обществе.
МОЛОДЕЖЬ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА.
- « Молодежь– поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и другие соц. функции»
- « Молодежь – соц.-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения».
Социальная стадия – еще не взрослые, но и не дети; свой особенный стиль жизни, поведения и мироощущения формирует почву для складывания молодежных сообществ с собственными отличительными чертами.
К молодежи социологи относят группу населения в возрасте от 14 до 25 лет.
Отличительные черты как социальной группы:
• осознание собственного «Я», познание своего внутреннего мира, самооценки, сравнение себя со сверстниками;
• особый порыв, ощущение большого энтузиазма и сил;
• завершение физиологического созревания молодых людей;
• интенсивная степень социализации, приобретение все больших соц. ролей;
• начало формирования индивида как личность, связанного со взаимодействием с окружающей средой и обществом.
Сегодня наиболее остро стоит вопрос о проблемах молодежи . Как и в остальных сферах жизни проблем, требующих особого подхода, предостаточно. Но те или иные проблемы вытекают из одного – меняющейся духовно-нравственной сферы бытия молодых людей.
Главная проблема, по нашему мнению, связана с переориентацией молодёжи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям .
Молодежь, как еще не сформировавшаяся группа, более всех подвержена любому влиянию со стороны. Особенно это относится к некоторому негативному влиянию СМИ, Западной культуры и коммерциализации. Эти 3 основных компонента определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения.
С другой стороны, нельзя не отметить и положительные стороны нашей российской молодежи. Некоторые ее представители настроены патриотично, они верят в достойное будущее России, высказываются за перемены в сторону повышения социально- экономического уровня жизни. Более того, нередко они сами являются инициаторами в развитии общества и вкладывают в него немалое.
Молодёжь легче адаптируется к новым экономическим условиям, она стала более рациональной, реалистичной, ориентирована на стабильное развитие и созидательный труд.
ЦЕННОСТИ И ВЗГЛЯДЫ МОЛОДЕЖИ РОССИИ.
В обществе, где материальное благополучие и обогащение становятся приоритетными целями его существования, соответствующим образом формируется культура и ценностные ориентации молодых людей. В социокультурных ценностях современной молодежи превалируют потребительские ориентации. Культ моды и потребления постепенно и поэтапно овладевает сознанием молодежи, приобретая универсальный характер
Цели современной молодежи
Цели современной молодежи
По результатам таблицы можно сказать, как и отмечалось ранее, что идет изменение направленности жизненных ориентаций от социальной (коллективистской) составляющей к индивидуальной. Материальное благосостояние стало цениться гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Доминирующими в системе ценностей современной молодёжи в основном выступают деньги, престижное образование и деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие .
По результатам экспертного исследования, проведённого в 2007 году фондом имени Питирима Сорокина, иерархия доминирующих ценностей молодых россиян выстраивается следующим образом:
Материальное благополучие.
2) Ценность «Я» (индивидуализм).
3) Карьера (самореализация).
4) Семья.
5) Стабильность.
6) Свобода.
7)Уважение к старшим.
8) Бог (вера в Бога).
9) Патриотизм.
10) Долг и честь.
Сорокин Питирим Александрович
При этом, анализируя нынешнее состояние российского общества, было отмечено, что место ценностей в России во многом занято антиценностями. Среди ценностных установок, доминирующих сегодня в российском обществе экспертами были отмечены следующие антиценности:
1) Культ денег;
2) Безразличие и индивидуализм.
3) Вседозволенность.
4) Циничный прагматизм, культ карьеры.
5) Крах семьи.
6) Социальное иждивенчество.
7) Сексуальная распущенность.
8) Вредные привычки: наркомания, алкоголизм, сквернословие.
Заключение
Подводя итог, нужно сказать, что тема молодежи нашего общества очень обширна и касается всех сфер деятельности людей. И если подумать, что наша жизнь в целом будет зависеть от того, какой будет молодежь, то уже давно пора задуматься страшим поколениям о том, как «научить думать, научить жить и куда направить» представителей молодежи. Являясь молодыми ростками, так важно вырасти чем-то действительно большим и сильным при поддержке и понимании взрослых.