СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль школьных библиотек и ИБЦ в повышении качества образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьные библиотеки должны стать ресурсным информационно-библиотечным центром, способствующим формированию у обучающихся личностных и метапредметных результатов при освоении основных образовательных программ всех уровней

Просмотр содержимого документа
«Роль школьных библиотек и ИБЦ в повышении качества образования»



Роль школьных библиотек в повышении качества образования


Слайд 1. Роль школьных библиотек в повышении качества образования.

Слайд 2. Модернизация образования определяет, что главной задачей образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Слайд 3. В общегосударственном плане качество образования - это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. Современный ученый педагог Марк Поташник определяет: “Качество образования – совокупность показателей, характеризующих эффективность деятельности образовательного учреждения, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование. Качество образования, особенно качество школьного образования – это специфическая область качества вообще, так как оно чрезвычайно зависимо от конкретных людей, с которыми взаимодействует обучающийся человек, будь то первоклассник, или старшеклассник”.

Слайд 4. Для учащихся качество образования связано с возможностями получения качественных, разносторонних знаний для поступления в ВУЗ; с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни; с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов; с глубокими прочными знаниями по всем предметам.

Слайд 5. Для родителей с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей; со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов; с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом

Слайд 6. Для учителей с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно (морально); с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать; со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает как их достичь и чувствует душевный комфорт.

Слайд 7. Развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:

  • образовательных результатов;

  • организации образовательного процесса;

  • квалификации педагогических работников.


Слайд 8. Соответствие знаний обучающихся Государственным стандартам, успешная работа общеобразовательной организации, деятельность каждого педагога – это и есть сегодня понимание качества образования.

Слайд 9. Факторы, влияющие на качество знаний

Слайд 10. Факторы, влияющие на качество преподавания

Слайд 11. Школьная библиотека должна превратиться из простого хранилища книг и учебников в современный медиаинформационный центр, обладающий новейшими ресурсами, а работники школьных библиотек должны получить возможность постоянного совершенствования своего профессионального уровня.

Слайд 12. Как должна измениться школьная библиотека.

Слайд 13. Задачи школьной библиотеки

  • Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценки информации;

  • Обеспечение достоверной информацией, гарантирование быстрого доступа, извлечения и передачи информации;

  • Содействие непрерывному образованию путем обеспечения информационно-библиотечных ресурсов и создания атмосферы, необходимой для усвоения материала;

Слайд 14.

  • Участие в проведении занятий с использованием ресурсов Интернет, электронных версий справочно-энциклопедических изданий, электронных пособий, баз данных и т.д.;

  • Предоставление учителям возможности использования информационных ресурсов библиотеки в урочной и внеурочной деятельности;

  • Вовлечение детей и подростков в мир чтения; 

  • Повышение качества жизни посредством воспитания национального самосознания, толерантности, передачи и сообщения эстетического опыта, развития навыков восприятия искусства, стимулирования способностей к творчеству и развития гармоничных человеческих отношений.

Более подробно о задачах:

1) В библиотеке практикуется дифференцированный подход к каждому читателю, библиотекарь помогает в формировании направленности разных читательских интересов. Наиболее тесно библиотекарь будет работать с учителями литературы. Совместными усилиями нужно добиваться осознания «значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, понятий о добре и зле, нравственности; формирования потребности в систематическом чтении, понимания роли чтения – обсуждение книг, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев и др. Это и «деловое чтение» учебной литературы, чтение художественной литературы по «программе» и «досуговое» чтение.

2) Применение в библиотечной работе новых педагогических технологий предоставляет возможность библиотекарям вместе с учителями способствовать овладению необходимыми навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Личностно-ориентированный подход обязывает библиотекарей учить детей готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, а также излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, давать оценку событиям. Школьная библиотека обслуживает всех членов школьного сообщества: учащихся, учителей, родителей, выпускников. Для работы со всеми этими группами требуются особые навыки общения и взаимодействия.

3) Библиотекарь должен приложить максимум усилий для выработки у учащихся умения самостоятельно выбирать интересующую литературу, для этого используется справочно-поисковый аппарат библиотеки (алфавитный и систематический каталоги, знакомство с электронным каталогом, обучение поиску книг по ключевым словам, справочные издания), экскурсии в городские и поселковые библиотеки, проведение цикла библиотечных уроков по темам: «Книга в жизни человека. Структура книги», «Твои первые энциклопедии, словари, справочники», «Периодические издания, адресованные подросткам», «О книге и библиотеке», «Информационно-поисковые системы», и др.

4) Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Формы могут быть разными: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты и др.

Слайд 15. Школьная иблиотека длжна стать средой для разития детей. Комфортному пребыванию учащихся в уютном «книжном доме» способствует: ориентированная на читателя расстановка фонда, рекламная работа, удобная мебель, оригинальный дизайн, современное техническое оснащение и фитодизайн.

Слайд 16. Школьные библиотеки должны стать ресурсным информационно-библиотечным центром, способствующим формированию у обучающихся личностных и метапредметных результатов при освоении основных образовательных программ всех уровней, где приоритетное внимание уделяется достижению умения быстро ориентироваться в информационном пространстве, развитию способности находить, анализировать, обрабатывать и преобразовывать, обобщать, сохранять и передавать информацию.

Слайд 17. В школьных библиотеках должен быть обеспечен доступ к источникам информации на любых носителях,в том числе к печатным, мультимедийным и цифровым коллекциям, а также к множительной технике для тиражирования учебных и методических материалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся. В библиотеках должен быть предоставлен педагогам и обучающимся доступ к федеральным электронным библиотекам.

Слайд 18.Повышению качества образования способствует интеграция информационных технологий следующих типов:

  • декларативных, предусматривающих предъявление обучающимися определенной доли учебной информации (компьютерные учебники, учебные видеофильмы, технология презентаций);

  • сетевых, ориентированных на самостоятельный выбор последовательности изучения материала и обмена информацией на расстоянии (WWW-технология, HTML-технология, мультимедийные учебники, телеконференции);

  • справочно-информационных, позволяющих самостоятельно находить необходимую информацию (базы данных, справочные системы).

Слайд 19.Внедрение и освоение новых инновационных и информационных технологий, позволяющих открыть новые возможности школьных библиотек образовательных организаций, требуют специальной профессиональной подготовки школьных библиотекарей.

Слайд 20. Профессиональная компетентность библиотекаря формируется из следующих компонентов: достаточный уровень профессионального образования;

  • профессиональный опыт;

  • наличие индивидуальных особенностей человека;

  • -мотивированное стремление к непрерывному самообразованию;

  • - творческое и ответственное отношение к делу.

Слайд 21.Чем лучше профессиональные качества, результативнее деятельность, тем выше востребованность и значимость роли школьных библиотек в повышении качества образования в целом.

Слайд 22. Положительным результатом в направлении повышения качества образования при внедрении и интеграции инновационных и информационных технологий в практику работы школьных библиотек можно считать:

  • повышение доступности общего образования, с расширением форм получения образования;

  • существенное расширение и совершенствование организационного обеспечения образовательной деятельности;

  • независимость образовательной деятельности от места и времени обучения;

  • совершенствование методического и программного обеспечения образовательной деятельности;

  • развитие технологического мышления у обучающихся, умения самостоятельно планировать свою образовательную деятельность.



Список литературы

1. Илларионова Н. Ф. Школьная библиотека — учебно-информационный центр: теория и практика // Школьная библиотека сегодня и завтра. 2015. № 8. С. 61–66.

2. Кузнецова Н. В. От школьной библиотеки к информационно-библиотечному центру: внедряем ФГОС основного общего образования // Школьная библиотека сегодня и завтра. 2015. № 8. С. 49–60.

3. Рязанцеваа Т. В. Практика работы школьной библиотеки по повышению качества образования посредством внедрения и интеграции инновационных и информационных технологий // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 2(49). С.85–91.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!