Роль предмета « Русский язык» в формировании функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.
На уроках русского в 5–11 классах формирование функциональной грамотности является важной и неотъемлемой частью.
Развитие функциональных навыков на уроках русского языка предполагает развитие следующих компетенций:
– коммуникативная, включающая владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; выражаться устно и письменно;
– языковая, предполагающая знание языковой системы, развитие чувства языка и формирование орфографической и пунктуационной грамотности;
– лингвистическая, которая направлена на формирование мировоззрения языка, изучение его истории, а также овладение работами лингвистов и культурологов.
Формирование функциональной грамотности — это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения, позволяющие воспитать инициативную, самостоятельную, творчески мыслящую личность
Для формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка я применяю некоторые приёмы и методы, используя игровые технологии и технологию развития критического мышления.
Интерактивные методы обучения можно применять на разных этапах урока (Таблица 1)
Этап урока | Методическая цель | Примерные методики |
Мотивация | Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы | Мозговой штурм, блиц- опрос, микрофон |
Интерактивное задание | Практическое усвоение материала | Дебаты, семинар, работа в группах, «Карусель», «Микрофон», «Шляпы мышления», «Защита проекта», «Аквариум», «Ярмарка», «Пресс». |
Подведение итогов | Обсуждение с целью закрепления материала | «Большой круг, «Неожиданное предложение», «Шкала мнений», дискуссии, комментирование. |
| | |
На уроках русского языка использую следующие приемы развития функциональной грамотности:
Приём «Реконструкция текста»
Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: «Текст», «Тема текста». Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
«Реставрация текста».
Перепутать предложения и попросить учащихся восстановить текст. Для восстановления текста можно предложить использовать схемы предложений.
Например, 27 задание ЕГЭ( русский язык).
В тексте Ю. Я. Яковлева раскрывается проблема материнской любви – сильных и бескорыстных чувств, которыми мамы окутывают своих детей.
Автор текста с трепетом повествует о «самом необходимом человеке на свете» – о маме. Яковлев нежно описывает ее внешность, голос, шаги. С помощью слов он детально передает образ своей матери, рисуя в головах читателей четкий портрет женщины. Материнская любовь проявляется в бережных прикосновениях, о которых вспоминает автор даже спустя многие годы.
Примером материнской любви служат письма, отправленные мамой своему сыну на фронт. В них она доложила радостную весть – под Новый год нарядили елку и украсили ее разноцветными огоньками. К сожалению, вся эта история была выдуманной: умирающая от голода и холода мама «посылала последние капли своего тепла». Она хотела сделать своего сына счастливее, вселить веру в лучшее, чтобы он не отчаивался.
Оба примера выражают главную идею текста: мама оберегает ребенка до своего последнего вздоха. Она заботится о чаде даже в те моменты, когда к ней подкрадывается смерть.
Автор убежден в том, что материнская любовь обладает невероятной силой, она не угасает ни при каких обстоятельствах.
Я разделяю мнение Ю. Я. Яковлева. О проявлениях материнской любви я знаю не понаслышке. Моя мама делает все для моего блага: ухаживает во время болезни, всегда стремится сделать приятный сюрприз, после возвращения с работы собирает по крупинкам оставшиеся силы, чтобы приготовить мне вкусный ужин.
Таким образом, материнская любовь занимает в нашей жизни особое место. Никто другой нас так сильно не полюбит. Мама радуется нашим маленьким победам и большим достижениям, помогает встать на ноги, когда мы падаем. Она всегда готова прикрыть своим хрупким станом от всех опасностей и пожертвовать собой.
Распределить абзацы сочинения по плану (задание 27).
В тексте Ю. Я. Яковлева раскрывается проблема материнской любви – сильных и бескорыстных чувств, которыми мамы окутывают своих детей.
Автор убежден в том, что материнская любовь обладает невероятной силой, она не угасает ни при каких обстоятельствах.
Примером материнской любви служат письма, отправленные мамой своему сыну на фронт. В них она доложила радостную весть – под Новый год нарядили елку и украсили ее разноцветными огоньками. К сожалению, вся эта история была выдуманной: умирающая от голода и холода мама «посылала последние капли своего тепла». Она хотела сделать своего сына счастливее, вселить веру в лучшее, чтобы он не отчаивался.
Я разделяю мнение Ю. Я. Яковлева. О проявлениях материнской любви я знаю не понаслышке. Моя мама делает все для моего блага: ухаживает во время болезни, всегда стремится сделать приятный сюрприз, после возвращения с работы собирает по крупинкам оставшиеся силы, чтобы приготовить мне вкусный ужин.
Автор текста с трепетом повествует о «самом необходимом человеке на свете» – о маме. Яковлев нежно описывает ее внешность, голос, шаги. С помощью слов он детально передает образ своей матери, рисуя в головах читателей четкий портрет женщины. Материнская любовь проявляется в бережных прикосновениях, о которых вспоминает автор даже спустя многие годы.
Оба примера выражают главную идею текста: мама оберегает ребенка до своего последнего вздоха. Она заботится о чаде даже в те моменты, когда к ней подкрадывается смерть.
Таким образом, материнская любовь занимает в нашей жизни особое место. Никто другой нас так сильно не полюбит. Мама радуется нашим маленьким победам и большим достижениям, помогает встать на ноги, когда мы падаем. Она всегда готова прикрыть своим хрупким станом от всех опасностей и пожертвовать собой.
ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Расставьте ударение в выделенных словах
Балованный агент действительно черпал удовольствие в покупке для своих детей мальчиковых штанишек, подростковых туфель, а также пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мельком. Вероисповедание агента, которого не компроме(н)тировала принадлежность к аристократии (свой гербовый знак он хранил вместе с фотографией умершего дяди-украинца), не позволяло ему менять гражданство, испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры. На его мышление влияло изучение традиций русской иконописи, свидетельств о посмертных мытарствах души и размышление о близости апокалипсиса. Он ощущал себя не еретиком, а избранником небес и видел знаменье последних времен в каждом новом изобретении.
Проверьте себя
БалОванный агЕнт действительно чЕрпал удовольствие в покупке для своих детей мАльчиковых штанишек, подрОсткОвых тУфель, а также пеленок для новорождЕнной дочери, которую он видел только мЕльком. ВероисповЕдание агЕнта, которого не компрометировала принадлежность к аристокрАтии (свой гЕрбовый знак он хранил вместе с фотографией умЕршего дяди-украИнца), не позволяло ему менять граждАнство, испытывать катАрсис от пребывания в партЕре театра, читать пАсквили и выносить приговОры. На его мышлЕние влияло изучение традиций русской Иконописи, свидетельств о посмертных мытАрствах души и размышление о близости апокАлипсиса. Он ощущал себя не еретикОм, а избраАнником небес и видел знАменье последних времен в каждом новом изобретЕнии