СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль предмета « Русский язык» в формировании функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль предмета « Русский язык» в формировании функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.»





Роль предмета « Русский язык» в формировании функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.


На уроках русского в 5–11 классах формирование функциональной грамотности является важной и неотъемлемой частью.

Развитие функциональных навыков на уроках русского языка предполагает развитие следующих компетенций:

– коммуникативная, включающая владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; выражаться устно и письменно;

– языковая, предполагающая знание языковой системы, развитие чувства языка и формирование орфографической и пунктуационной грамотности;

– лингвистическая, которая направлена на формирование мировоззрения языка, изучение его истории, а также овладение работами лингвистов и культурологов.

Формирование функциональной грамотности — это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения, позволяющие воспитать инициативную, самостоятельную, творчески мыслящую личность

Для формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка я применяю некоторые приёмы и методы, используя игровые технологии и технологию развития критического мышления.


Интерактивные методы обучения можно применять на разных этапах урока (Таблица 1)

Этап урока

Методическая цель

Примерные методики 

Мотивация

Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы

Мозговой штурм, блиц- опрос, микрофон 

Интерактивное задание

Практическое усвоение материала

Дебаты, семинар, работа в группах, «Карусель», «Микрофон», «Шляпы мышления», «Защита проекта», «Аквариум», «Ярмарка», «Пресс». 

Подведение итогов

Обсуждение с целью закрепления материала

«Большой круг, «Неожиданное предложение», «Шкала мнений», дискуссии, комментирование. 






На уроках русского языка использую следующие приемы развития функциональной грамотности:


Приём «Реконструкция текста»  


Эффективен при изучении, например,  в 5 классе тем: «Текст», «Тема текста». Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.



«Реставрация текста».

Перепутать предложения и попросить учащихся восстановить текст. Для восстановления текста можно предложить использовать схемы предложений.

Например, 27 задание ЕГЭ( русский язык).

В тексте Ю. Я. Яковлева раскрывается проблема материнской любви – сильных и бескорыстных чувств, которыми мамы окутывают своих детей.

Автор текста с трепетом повествует о «самом необходимом человеке на свете» – о маме. Яковлев нежно описывает ее внешность, голос, шаги. С помощью слов он детально передает образ своей матери, рисуя в головах читателей четкий портрет женщины. Материнская любовь проявляется в бережных прикосновениях, о которых вспоминает автор даже спустя многие годы.

Примером материнской любви служат письма, отправленные мамой своему сыну на фронт. В них она доложила радостную весть – под Новый год нарядили елку и украсили ее разноцветными огоньками. К сожалению, вся эта история была выдуманной: умирающая от голода и холода мама «посылала последние капли своего тепла». Она хотела сделать своего сына счастливее, вселить веру в лучшее, чтобы он не отчаивался.

Оба примера выражают главную идею текста: мама оберегает ребенка до своего последнего вздоха. Она заботится о чаде даже в те моменты, когда к ней подкрадывается смерть.  

Автор убежден в том, что материнская любовь обладает невероятной силой, она не угасает ни при каких обстоятельствах. 

Я разделяю мнение Ю. Я. Яковлева. О проявлениях материнской любви я знаю не понаслышке. Моя мама делает все для моего блага: ухаживает во время болезни, всегда стремится сделать приятный сюрприз, после возвращения с работы собирает по крупинкам оставшиеся силы, чтобы приготовить мне вкусный ужин.

Таким образом, материнская любовь занимает в нашей жизни особое место. Никто другой нас так сильно не полюбит. Мама радуется нашим маленьким победам и большим достижениям, помогает встать на ноги, когда мы падаем. Она всегда готова прикрыть своим хрупким станом от всех опасностей и пожертвовать собой.



Распределить абзацы сочинения по плану (задание 27).

В тексте Ю. Я. Яковлева раскрывается проблема материнской любви – сильных и бескорыстных чувств, которыми мамы окутывают своих детей.

Автор убежден в том, что материнская любовь обладает невероятной силой, она не угасает ни при каких обстоятельствах. 

Примером материнской любви служат письма, отправленные мамой своему сыну на фронт. В них она доложила радостную весть – под Новый год нарядили елку и украсили ее разноцветными огоньками. К сожалению, вся эта история была выдуманной: умирающая от голода и холода мама «посылала последние капли своего тепла». Она хотела сделать своего сына счастливее, вселить веру в лучшее, чтобы он не отчаивался.

Я разделяю мнение Ю. Я. Яковлева. О проявлениях материнской любви я знаю не понаслышке. Моя мама делает все для моего блага: ухаживает во время болезни, всегда стремится сделать приятный сюрприз, после возвращения с работы собирает по крупинкам оставшиеся силы, чтобы приготовить мне вкусный ужин.

Автор текста с трепетом повествует о «самом необходимом человеке на свете» – о маме. Яковлев нежно описывает ее внешность, голос, шаги. С помощью слов он детально передает образ своей матери, рисуя в головах читателей четкий портрет женщины. Материнская любовь проявляется в бережных прикосновениях, о которых вспоминает автор даже спустя многие годы.

Оба примера выражают главную идею текста: мама оберегает ребенка до своего последнего вздоха. Она заботится о чаде даже в те моменты, когда к ней подкрадывается смерть.  

Таким образом, материнская любовь занимает в нашей жизни особое место. Никто другой нас так сильно не полюбит. Мама радуется нашим маленьким победам и большим достижениям, помогает встать на ноги, когда мы падаем. Она всегда готова прикрыть своим хрупким станом от всех опасностей и пожертвовать собой.





ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

Расставьте ударение в выделенных словах

Балованный агент действительно черпал удовольствие в покупке для своих детей мальчиковых штанишек, подростковых туфель, а также пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мелькомВероисповедание агента, которого не компроме(н)тировала принадлежность к аристократии (свой гербовый знак он хранил вместе с фотографией умершего дяди-украинца), не позволяло ему менять гражданство, испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры. На его мышление влияло изучение традиций русской иконописи, свидетельств о посмертных мытарствах души и размышление о близости апокалипсиса. Он ощущал себя не еретиком, а избранником небес и видел знаменье последних времен в каждом новом изобретении.



Проверьте себя

БалОванный агЕнт действительно чЕрпал удовольствие в покупке для своих детей мАльчиковых штанишек, подрОсткОвых тУфель, а также пеленок для новорождЕнной дочери, которую он видел только мЕлькомВероисповЕдание агЕнта, которого не компрометировала принадлежность к аристокрАтии (свой гЕрбовый знак он хранил вместе с фотографией умЕршего дяди-украИнца), не позволяло ему менять граждАнство, испытывать катАрсис от пребывания в партЕре театра, читать пАсквили и выносить приговОры. На его мышлЕние влияло изучение традиций русской Иконописи, свидетельств о посмертных мытАрствах души и размышление о близости апокАлипсиса. Он ощущал себя не еретикОм, а избраАнником небес и видел знАменье последних времен в каждом новом изобретЕнии











































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!