СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль игры в обучении младшего школьника

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа раскрывает особенности дидактической игры и её виды в работе с младшими школьниками.

Просмотр содержимого документа
«Роль игры в обучении младшего школьника»


Государственное Бюджетное общеобразовательное учреждение


Луганской Народной Республики

«Стахановская средняя общеобразовательная

школа I-III ступеней № 32»

Роль игры в обучении младшего школьника



Учитель: Чубар И.В.

2017 год



Содержание

стр.

Введение ……………………………………………………………2

Глава 1 Структура и функции дидактической игры

в работе с младшими школьниками ……………….6


1.1. Роль игры в обучении и воспитании детей в работах выдающихся педагогов ………………………………………………….6

1.2. Структура, функции и методика проведения

дидактических игр ……………………………………………….8


Глава 2 Дидактическая игра – занимательное средство

обучения и воспитания младших школьников …15


2.1. Использование дидактических игр и игровых

упражнений на уроках обучения грамоте, чтения,

русского языка, математики …………………………………..15

2.2. Проведение дидактических игр во внеурочное время …25


Заключение ………………………………………………………29

Литература ………………………………………………………31








Введение

Руководствуясь Национальной доктриной развития образования в Украине (2002 г.), Национальной программой воспитания детей и учащейся молодежи в Украине (2004 г.), статьями Закону про загальну середню освіту, Национальной стратегией развития образования в Украине до 2021 г. (2013 г.) и Держстандартом початкової освіти (2013 р), учителя начальных классов ставят перед собой задачу воспитания образованного, всесторонне развитого гражданина Украины.

В Державном стандарте общего среднего образования в основу факторов, которые определяют качество учебного процесса, положен принцип учёта возможностей детей младшего школьного возраста начальной школы.

Проблемы методов обучения приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии [1. 23]. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе [1.36]. В настоящее время дидактики пытаются найти наиболее эффективные методы обучения, позволяющие активизировать и развивать у учащихся познавательный интерес к содержанию обучения. Одним из них является игровой метод.

Вопросы использования дидактических игр на уроках рассматривает В.А. Сухомлинский в работе «О воспитании». Автор пишет об использовании игры: «…Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.» [10,107]. В своей работе «Психология игры» Д.Б. Эльконин говорит о том, что игра влияет на развитие психических процессов: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. В игре возникает новая психологическая форма мотивов» [12]. Ш.А. Амонашвили в своей книге «В школу - с шести лет» описывает опыт обучения шестилетних детей в школах, а также рассматривает проблему использования игры на уроках: «Дидактическая игра, если не делать из неё самоцель, может выполнить свою исключительное задание усиления сложного процесса учения, ускорения развития [13]».

В начальном звене необходимо создать такие условия, чтобы те качества, умения, достижения дошкольников, формирование которых ещё не завершилось в дошкольном возрасте, могли полноценно развиваться в начальных классах и одновременно содействовать формированию учебной деятельности. Резкая смена позиций, среды, эмоциональная нестойкость к оценочному влиянию, физические нагрузки требуют перестройки всех психических процессов.

Личностно-ориентированная модель воспитания, в которой учитываются возрастные и индивидуальные особенности, использование дидактических игр поможет педагогу установить с учащимися оптимальные партнёрские отношения.

Актуальность выбранной темы обусловлена такими обстоятельствами.

Во-первых, к учащихся младшего школьного возраста, как и у дошкольников преобладают игровые интересы.

Во-вторых, дидактические игры помогают ребёнку лучше адаптироваться к обучению, активизируют интерес и внимание детей, развивают память, мышление, интерес, находчивость.

В-третьих, дидактические игры способствуют облегчению запоминания сложного учебного материала, выполняют роль эмоциональной разрядки, снимают усталость.

Выдающиеся педагоги Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. обращали внимание на эффективность игры в процессе обучения, потому что, играя, дети в полной мере, и даже иногда неожиданно, проявляют способности к поиску, к открытиям.

Цель работы: раскрыть сущность и особенности дидактических игр в

учебно-воспитательном процессе в начальной школе.

При раскрытии темы планируется выполнить такие задания:

  • раскрыть структуру и функции дидактической игры в работе с младшими школьниками;

  • доказать, что дидактическая игра – занимательное средство обучения и воспитания младших школьников.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы (библиографии).

Во введении раскрывается актуальность избранной темы, цель и задания работы, освещается содержание глав, даётся краткий обзор литературы.

В І главе освещаются мысли выдающихся педагогов об использовании игр в обучении и воспитании младших школьников, раскрывается понятие «дидактическая игра», структура и функция, а также методика проведения дидактических игр.

Во ІІ главе даётся описание дидактических игр, которые используются в учебном процессе, рекомендации к их проведению на разных этапах урока. Также даётся описание игр, которые можно использовать во внеклассной работе.

В заключении обосновывается необходимость проведения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе.

Обзор литературы. При подготовке к написанию работы была изучена и проработана научно-методическая работа, использованы интернет ресурсы.

Сухомлинский В.А «О воспитании» освещает вопросы воспитания, даёт практические рекомендации, как воспитать у детей положительные качества личности 10.

В работе Выготского Л.С. «Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка» обосновывается понимание игры, значение игры для психического развития ребёнка 3.

Значение дидактических игр и занимательных заданий по математике, психолого-педагогические основы обучения раскрывает Жикалкина Т.К. в своей книге «Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах» 4.

Методические рекомендации по организации и проведении дидактических игр с первоклассниками рассматриваются в книге Кудыкиной Н.В. «Дидактические игры и занимательные задания для 1 класса» 6.

В книге Н.И. Подгорный М.М. Бибик, Н.Ф. Скрипченко «Дидактические игры и познавательные задания в 1 классе» изложены основные требования к методике проведения дидактических и познавательных заданий в 1 классе, представлен игровой и познавательный материал по обучению грамоте, математике.

Аникеева Н.П. в своей работе «Воспитание игрой» рассматривает психолого-педагогические возможности игры как косвенного метода воспитания детей 2.

Работы этих и других педагогов оказали большую помощь в раскрытии темы.



















Глава І

Структура и функции дидактической игры

в работе с младшими школьниками.

Можно ли представить себе младшего школьника ничем не занятым? Жажда деятельности, подвижность этого возраста постоянно ищут выхода. Поэтому естественно, что в свободное от обязательных занятий время он либо читает, либо рисует, либо подолгу и с большим интересом играет.

Исследование педагогов-психологов показали, что игра влияет на формирование личности ребёнка и является такой деятельностью, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются главнейшие психические качества. Ни в какой другой деятельности ребёнок самостоятельности не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутомимости, как в игре.


    1. Роль игры в обучении и воспитании детей в произведениях выдающихся педагогов.

На большие педагогические возможности игры и необходимость разработки методов руководства игровой деятельностью детей в своё время указывали выдающиеся педагоги. Так, К.Д. Ушинский писал: «…если мы сравним интерес игры, а равно число и разнообразие следов, оставленных ею в душе дитяти, с подобными же влияниями учения …то, конечно, всё преимущество останется на стороне игры» 11,516

А.С. Макаренко писал: «Есть ещё один важный метод – игра. Я думаю, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребёнка. В детском возрасте игра – это норма, и ребёнок должен всегда играть, даже когда делает серьёзное дело. У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» 7,56

Указывая на то, что «игра имеет большое значение в жизни человека» 7,366, А.С. Макаренко советовал проводить игру не ради игры, а чтоб в процессе её у детей воспитывались и развивались необходимые черты личности. «Детям нужно давать, говорил он, такие игры, в которых они активно проявляют свои усилия, проникаются чувством ответственности и серьёзностью в выполнении правил игры, приучаются к коллективной дисциплине». 7,367

Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребёнка отмечал, что в связи с переходом в школу, игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. Он говорил: «В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет своё внутренне продолжение в школьном обучении и труде …» 3,75

В игре ребёнок с большим интересом и охотой выполняет то, что вне её ему кажется очень трудным и неинтересным. Одним из первых об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». 10.103

Н.К. Крупская, изучая психические особенности детей, отмечала, что игра есть потребность растущего организма, и если дети не играют, это значит, что они или больны, или перепедагогизированы. Надежда Константиновна говорила об огромных воспитательных и развивающих возможностях игры: «В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициативность. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.» 5.189

Игра является эффективным средством обучения, но не универсальным. Ещё К.Д. Ушинский предостерегал против «потешающей педагогики», подчёркивая, что в игре можно легко научить читать и писать, но серьёзный учебный труд требует таких усилий, которые упражняются только в соответствующей деятельности.

Так высоко ценила игровые формы целенаправленной организации жизни детей наша прогрессивная педагогика.

1.2.Структура, функции и методика проведения дидактических игр.

Младшие школьники только что вышли из периода, когда ролевая игра была ведущим типом деятельности, (т.е. деятельностью, определяющей особенности психического и социального развития на данном возрастном этапе). Для возраста 6-7 лет характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Ведущей деятельностью после поступления в школу у детей становится учение. Благодаря высокой восприимчивости, отзывчивости и доверчивости младших школьников их легко вовлечь в любую деятельность, а в игровую особенно.

В научной литературе игры детей дошкольного и младшего школьного возраста принято называть дидактическими или познавательными. Понятие «познавательные» распространяется практически на все типы детских игр. «Термин «дидактические» (от греч. – поучение) правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемым в раздел дидактики (теории и методики обучения). Такие определения, как «обучающие», «учебные», «предметные» (и др.) входят в понятие «дидактические» 9,11

Термин «Дидактическая игра» ввели Ф. Фребель и М. Монтесори как «специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры».

По характеру используемого материала дидактические игры подразделяют на три группы:

  • предметные (в основном это дидактические игрушки и материалы);

  • настольно-печатные: игры, основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино) или сложение из частей целого (разрезные картинки); развивая логическое мышление, настольно-печатные игры несут и важную познавательную нагрузку: знакомят детей с представителями животного и растительного мира, с техникой и т. д.;

  • словесные игры включают в себя большинство народных игр («Краски», «Молчок», «Чёрное и белое»); сюда относятся многие игры-упражнения, игры-путешествия, игры-загадки, игры-предположения («Что было-бы, если») и др. сложность словесных игр в том, что они чаще всего не связаны с непосредственным восприятием предметов, явлений, а требуют определённого абстрагирования: в них дети оперируют представлениями самостоятельно делают выводы и умозаключения, замечают логические ошибки, проявляют внимательность, быстроту реакции» 8,13.

Современная дидактика оставляет за ребёнком право на игру в школе и рассматривает её как один из показателей соответствия обучения возрастным особенностям младшего школьника.

Особое место занимает дидактическая игра и игровые приёмы в учебном процессе первоклассников, т.к. становление и развитие их учебной деятельности происходит в период ещё слабых психических процессов: внимания, восприятия, памяти и др. некоторый программный материал требует от ребят больших волевых усилий и многоразового выполнения упражнения для его усвоения. Именно тогда игра, предупреждая психические перегрузки, и помогает реализовать учебную цель намного быстрее и прочнее, чем какой-нибудь педагогический метод.

Во время игры у школьника проявляется мотив, суть которого заключается в том, чтобы успешно выполнить взятую на себя роль. Система действий в игре выступает как цель познания и становится непосредственным содержанием сознания учащегося. Всё, что помогает успешному выполнению роли (знания, умения, навыки), имеет для школьника особое значение и качественно им осмысливается.

В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, самостоятельно думать. Увлёкшись игрой, дети не замечают, что учатся. К активной деятельности приобщаются даже самые пассивные ученики. Ситуация игры оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребёнка.

В игре ребёнок приобретает навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребёнка и заставляя его подчиняться правилам, игра воспитывает дисциплинированность, настойчивость в достижении цели и другие положительные качества личности.

Игра органично объединяет триединую цель обучения: обучающую, развивающую, воспитывающую.

Дидактическая игра направлена на усвоение, расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, развитие интересов и способностей.

Высокого профессионального мастерства педагога требует руководство ходом игры. Игровые элементы позволяют «спрятать» от детей дидактическую задачу и таким образом облегчить на первых порах трудный для них процесс приобретения знаний. Эти элементы входят в структуру игры.

Структурные компоненты дидактической игры:

  • дидактическая задача;

  • игровой замысел;

  • игровые действия;

  • правила игры;

  • подведение итогов игры.

Дидактическая задача определяется содержанием программного учебного материала конкретных учебных предметов. Например, задачи раздела «Нумерация чисел первого десятка» должны способствовать формированию у детей понятий о натуральном ряде чисел от 1 до 10; выработке умения устанавливать соответствие между числом и группой предметов, которая характеризует это число, а также между названием числа и его обозначением (цифрой); ознакомлению со свойствами натурального ряда чисел. Они находят отражение в играх: «Наседка и цыплята», «Зайчики, по домам!», «Кто знает, пусть дальше считает».

Программа предусматривает ознакомление детей с действиями сложения и вычитания, а также формирование умения выполнять эти действия в пределах 10.

Игровой замысел – следующий обязательный элемент дидактической игры.

Дидактическая задача в игре преднамеренно замаскировывается, она предстаёт перед школьниками в виде игрового замысла (задачи), что интересно детям. Например, первоклассников привлекает воссоздание воображаемого сюжета, активные действия с предметами, что-то загадочное, таинственное, проверка своих возможностей соревнованием, ролевое перевоплощение. Общая двигательная активность.

На активных действиях с предметами основан игровой замысел игры. «Из каких материалов предметы в твоём портфеле?». Соревновательный элемент лежит в основе игрового замысла игр: «Каких предметов больше?», «Поможем товарищу». На двигательной активности основывается игровой замысел игр: «Найди предметы», «Что в мешочке?», в которых движения представлены в виде перемещения по классной комнате, отыскивания предметов с указанными свойствами на ощупь и других видов двигательной активности.

В основе игрового замысла редко лежит какой-то один фактор, повышающий интерес школьников – ролевое перевоплощение, активное манипулирование с наглядностью и т.д. чаще всего они сочетаются друг с другом, как, например, в играх «Выбери товарища», «Удачливые рыболовы»

Игровые действия взаимосвязаны с игровым замыслом, исходят из него. Являясь средством реализации игрового замысла, они в то же время включают в себя и действия, направленные на выполнение поставленной педагогом задачи.

По содержанию игровые действия очень разнообразны. Это может быть отгадывание загадок, как в играх «Что в мешочке?», «Сюрпризы для кукол»; ролевые действия по воображаемой ситуации («Магазин игрушек», «Поможем Красной шапочке»); рисование по воображению («Придумай рисунок»); движения, основанные на внимании («Будь внимателен», «Запомни и нарисуй»); действия, включающие сравнения предметов и их классификацию («Подбери предметы по форме», «Только одно свойство»); составление заданных фигур («Танграм»); пространственные преобразования (головоломки, связанные с геометрическими понятиями) и др.

Правила дидактической игры дети воспринимают как условия, поддерживающие игровой замысел. Их невыполнение разрушает игру, делает её неинтересной. Играя, дети осознают, что придерживаясь правил скорее достигнешь результата. Правила дисциплинируют, формируют выдержку, терпение. Кроме того, они влияют на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной программной задачи учебного предмета. Например, в процессе игры «Математические ручейки» каждый ученик следит за вычислениями, которые проводят товарищи, придумывает свой пример на сложение или вычитание. Это он делает в соответствии с правилами игры: получил мяч – составляй новый пример. Если это правило не соблюдается, игра не получится: не решишь предыдущий пример или не придумаешь свой – команда так же не решит свою игровую задачу (воды ручейка не достигнут озера). Таким образом, решается не только образовательная задача, но и воспитывается умение играть в команде.

Подведение итогов игры проводится сразу же по её окончании. Оно заключается в подсчёте очков и определении команды-победительницы и выявлении тех детей, кто наиболее правильно выполнил игровое задание. Что касается воспитательной цели, то нужно отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих ребят и подбодрить их, вселить уверенность в успехе в следующей игре.

Руководство играми с условной ситуацией заключается в том, чтобы сохранить все структурные элементы игры, т. к. именно с их помощью разрешаются дидактические задачи и удовлетворяются интересы ребят.

Наряду с дидактическими играми учитель широко использует занимательные по форме и содержанию дидактические игровые упражнения. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Их назначение – упражнять детей с целью выработки умений и навыков.

Дидактическая игра на уроке – не самоцель, а средство обучения и воспитания. Игровой приём может быть включён в середине урока, в конце или в начале, в зависимости от темы, цели и характера игры 7.51

Эффективность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет у детей, а учитывается, насколько она хорошо помогает решить учебную задачу применительно к каждому ученику.

Сам термин «дидактическая игра» подчёркивает её педагогическую направленность и многогранность применения. Поэтому самыми главными вопросами для учителя на любом уроке будут такие вопросы:

  • определить место дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке;

  • целесообразность их использования на разных этапах изучения разнообразного по характеру учебного материала;

  • разработка методики проведения дидактических игр с учётом дидактической цели урока и уровня подготовленности учащихся;

  • предвидение способов стимулирования учащихся, поощрения в процессе игры тех, кто больше всех отличился, а также подбадривание отстающих.

Перед проведением игр необходимо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательные задачи, подготовить необходимую наглядность. В игре должен принимать участие каждый ученик класса. А если в игровой деятельности задействована часть учащихся, то все остальные должны выполнять роль судей, контролёров.

При объяснении правил игры, нужно добиваться того, чтобы дети самостоятельно чувствовали её значение. Проявляли инициативу, руководствовались предыдущими пояснениями учителя, не дожидаясь дополнительных указаний. Много значит и темп игровой деятельности. Если он очень быстрый, учащиеся не успевают подумать, поэтому дают неправильные ответы. медленный темп снижает интерес школьников, не отвечает их естественной подвижности.

Важно придерживаться определённой последовательности при подборе игр: играм, содержащим сложные задачи, должны предшествовать более лёгкие. Они подготовят детей к преодолению учебных трудностей, обусловят успех в играх большей сложности.

Во время использования игрового метода обучения целесообразно придерживаться таких требований:

  • игровое задание по содержанию должно совпадать с учебным (игровой есть только форма его постановки);

  • содержание игры должно быть посильным для каждого ребёнка;

  • дидактический материал по способу изучения и использования должен быть простым;

  • правила игры – просты и чётко сформулированы;

  • игра будет интересной, если в ней принимают участие все дети;

  • итог игры – чёткий, справедливый;

  • роль игрового материала целесообразно снижать, если дети овладели основными способами учебной деятельности и сформировали стойкий познавательный интерес к ней.

При использовании дидактическ4их игр важно следить за отношением детей к игре: при отсутствии или угасании интереса к ней ни в коем случае не следует принудительно навязывать её детям – игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение. Из игровой деятельности в этом случае выпадает самое ценное – её эмоциональное начало.


















Глава ІІ

Дидактическая игра – занимательное средство

обучения и воспитания младших школьников

Обучение младшего школьника должно быть интересным, радостным, и одновременно должно обеспечивать глубокое усвоение учебного материала. Задача учителя начальных классов не только учить, но и побуждать у детей чувство эмоционального удовлетворения, радость от получения знаний и от самого процесса их усвоения.

Дидактические игры и игровые упражнения используются не на отдельных уроках или внеурочных занятиях, а во всей системе работы с детьми.


2.1. Использование дидактических игр и игровых упражнений

на уроках обучения грамоте, чтения, русского языка, математики.

Когда учитель использует на уроке элементы игры, то в классе складывается доброжелательная обстановка, бодрое настроение, желание учиться. А это особенно важно в 1 классе на уроках обучения грамоте, т.к. многие дети испытывают большие трудности при овладении навыками чтения. Так в 1 классе для развития фонематического слуха, умений подбирать слова на заданный звук можно использовать такие дидактические игры.


«Кто сидит в реке?»

Учитель прикрепляет металлические скрепки к картинкам-названиям животных. Дети по очереди берут удочку с магнитом и «вылавливают» разных животных. Затем называют это животное, определяют наличие или отсутствие в его названии заданного звука (например, т), его позицию в слове (в начале, в середине, в конце). За правильный ответ учащиеся получают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.


«Поймай-отвечай»

Учитель называет какой-нибудь звук и предлагает детям назвать слова, в которых он встречается. Учитель бросает мяч. Тот, кто его поймал, должен произнести слово с этим звуком, после чего получает фишку. Победитель определяется по количеству набранных фишек.

Для развития навыка чтения целесообразно использовать такую игру.


«Выручай»

МОС

Р

СЫ

СНЕ

Т

Г

Учитель говорит, что сказочный герой (Буратино, Чебурашка и т.д)попал в беду. Чтобы его спасти. Нужно преодолеть препятствие (например, переплыть через речку). Для этого необходимо составить слова из слогов и отдельных букв.


Также детям очень нравятся игры: «Буква заблудилась», «Какие слова спрятались».

В первой игре учитель читает рифмованные строки. Учащиеся ищут ошибку – называют, какая буква «заблудилась».

Мчится лодочка вперёд,

Лихо наш матрос гребёт.

На деревьях бочки,

Будут и листочки.


Распустились на цветах батоны,

Заалели маки и пионы.


Есть у нашей Тани

Скоростные бани.


Во второй игре учитель показывает карточки со словами. Предлагает учащимся найти слова, которые «спрятались». Например, ворота (вор, рот), волокно (вол, окно), крапива (парк), трудно (труд, дно), сеновал (сено, вал) и др.

Большой интерес к чтению вызывает «Грамматическая арифметика». Из букв, входящих в данные слова составить название цветов.

шок + рама = ромашка

наезд + будка = незабудка

мул + пари = примула

угол + ад + лис = гладиолус

В процессе этой игры развивается не только интерес к чтению, навык чтения, но и логическое мышление учащихся.

Аналогична по назначению игра «Найди слова». Конец первого слова является началом второго слова.

поро (…) олад – порошок – шоколад

пере (…) ок – перерыв – рывок

со (…) ибри – сокол – колибри

подли (..) яц – подлиза – заяц

Использование игр на уроках чтения способствует положительному отношению к учению, закрепляет навыки чтения, требует от ребёнка внимания, сообразительности, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.

Дидактическая игра «Лото» больше подходит для учащихся 3-4 класоов. На одной карточке написана фамилия, имя, отчество писателя, на другой – название его произведения. Задание для детей: выбрать из общего количества карточек те, которые относятся к одному автору.

Игры, описанные выше, используются на уроках письма и русского языка.

Во время проведения словарных диктантов можно использовать игру «Путаница». Словарные слова записаны на отдельных карточках. В каждом слове переставлены буквы или слоги. Учащиеся должны «распутать» буквы, назвать изученное слово, объяснить его написание.

Дети очень любят игру «Шифровальщик». В ходе этой игры нужно организовать работу со словарём. Например, учитель называет шифровку: д-з. дети ищут в словаре третье слово на буквы д. объясняют его написание и записывают в тетрадь.

Для развития орфографической зоркости можно использовать игру «Ассорти». На доске нарисована банка и прикреплены рисунки фруктов. На обратной стороне рисунка написаны слова с пропущенными орфограммами. Ученики выходят к доске. Записывают слово, объясняя его правописание. После этого, если всё было правильно (и описание, и объяснение), помещают фрукт в банку.

Также можно использовать игры «Цепочка», «Составь слово».


Дидактическая игра «Цепочка»

Вариант 1. Первый игрок называет любое слово. Следующий игрок придумывает слово на звук, каким заканчивалось слово первого игрока. И т. д. (коТ – торТ – танК – кастрюлЯ – яблокО – овЦы – цыплёноК и т. д.) Учитель следит за правильностью называния слов.

Вариант 2. В эту игру можно играть, записывая своё слово. Первый игрок записывает слово на листе бумаги (на доске)и передаёт лист следующему по очереди (следующий выходит и записывает). Учитель следит за правильностью написания слов и выполнением  правила игры (называть слова на последний звук предыдущего слова).


Дидактическая игра «Составь слово»

Для игры необходимы буквы алфавита, желательно 2 – 3 набора. Подойдут так же буквы, вырезанные из бумаги (картона): гласные – красные, согласные мягкие – зелёные, согласные твёрдые – синие.

Вариант 1: Водящий называет слово (слово произносится чётко, выделяя все звуки), ребёнок выкладывает это слово буквами на столе. Водящий проверяет написание слова по звукам. Например, сок – СОК; липа – ЛИПА и т. д.

Вариант 2: Дети самостоятельно выкладывают разные слова, стараясь не повторяться. Водящий проверяет правильность написания слов.

Русский язык является одним из сложных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом и помогают дидактические игры, их периодическое использование на уроках.

В процессе проведения уроков русского языка с элементами игры у учащихся развивается внимание, наблюдательность, память, орфографическая зоркость, интерес к предмету.

Уроки математики, на которых детям предлагается дидактическая игра, более продуктивен, интересен. Основная цель применения математической игры на уроках и на внеклассных занятиях по математике – это развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету через разнообразие используемых математических игр.

Так же можно выделить и следующие цели применения математических игр:

  • развитие мышления;

  • углубление теоретических знаний;

  • самоопределение в мире увлечений и профессий;

  • организация свободного времени;

  • общение со сверстниками;

  • воспитание сотрудничества и коллективизма;

  • приобретение новых знаний, умений и навыков;

  • формирование адекватной самооценки;

  • развитие волевых качеств;

  • контроль знаний;

  • мотивация учебной деятельности и др.

Математические игры призваны решать следующие задачи.

Образовательные:

  • способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;

  • способствовать расширению кругозора учащихся и др.

Развивающие:

  • развивать у учащихся творческое мышление;

  • способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях;

  • способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей и др.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности;

  • воспитать нравственные взгляды и убеждения;

  • способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе и др.

Математические игры выполняют различные функции.

    1. Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Действительно, игра сближает то, что в жизни не сопоставимо и разводит то, что считается едино.

    2. Математическая игра требует от школьника, то чтобы он знал предмет. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик не сможет участвовать в игре.

    3. В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.

    4. Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности, тренированности. Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету.

    5. Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.

К игровым формам внеклассных занятий предъявляется ряд требований.

К участникам математической игры должны предъявляться определенные требования в отношении знаний. В частности, чтобы играть – надо знать. Это требование придает игре познавательный характер.

Правила игры должны быть такими, чтобы учащиеся проявили желание поучаствовать в ней. Поэтому игры должны разрабатываться с учетом возрастных особенностей детей, проявляемых ими интересов в том или ином возрасте, их развития и имеющихся знаний.

Математические игры должны разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с учетом различных групп учащихся: слабые, сильные; активные, пассивные и др. Они должны быть такими, чтобы каждый тип учащихся смог проявить себя в игре, показать свои способности, возможности, свою самостоятельность, настойчивость, смекалку, испытать чувство удовлетворенности, успеха.

При разработке игры нужно предусмотреть более легкие варианты игры, задания, для слабых учащихся и наоборот более сложный вариант для сильных учеников. Для совсем слабых учащихся разрабатываются игры, где не нужно думать, а нужна, лишь смекалка. Таким образом, можно привлечь больше учащихся на уроке и к посещению внеклассных занятий по математике и тем самым способствовать развитию у них познавательного интереса.

Математические игры должны разрабатываться с учетом предмета и его материала. Они должны быть разнообразны. Многообразие видов математических игр поможет повысить эффективность внеклассной работы по математике, послужит дополнительным источником систематических и прочных знаний.

Таким образом, математическая игра как форма внеклассной работы по математике имеет свои цели, задачи и функции. Соблюдение же всех требований предъявляемых к математическим играм позволит добиться хороших результатов по привлечению большего числа учащихся к внеклассной работе по математике, возникновению у них познавательного интереса к ней. Не только сильные учащиеся будут больше проявлять заинтересованность к предмету, но и слабые учащиеся начнут проявлять свою активность в учении.

В 1 классе с целью обобщения и систематизации знаний письменной нумерации чисел в пределах 10 можно провести следующие игры:


Игра «Телефон».

Идет соревнование по рядам. Каждому ученику, сидящему за партой, учитель шепотом называет однозначное число так, чтобы не слышали другие ученики класса. Далее учитель показывает на следующую схему, записанную на доске:


Например, учитель называет шести ученикам, сидящим за первыми партами, числа: 2, 3, 4, 2, 3, 4 – и показывает на первый прямоугольник. Все ученики, получившие от учителя числа, прибавляют к нему число 5, и каждый из них поворачивается к ученику, сидящему за ним, и называет ему результат. Далее учитель показывает на следующий прямоугольник. Ученики, сидящие за второй партой, производят действие умножения на 2 и тихо называют ответы ученикам, сидящим за ними, и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока ученики не выполняют всех действий по схеме. Сидящие за первыми партами, играют роль контролёров. Они выполняют всю цепочку действий. В конце соревнования ученики, сидящие за последними столами, должны записать окончательные ответы в схему, а сидящие за первыми – утвердить их или отвергнуть.

Побеждает тот ряд, который правильно и раньше всех выполнит всю цепочку действий. Если обнаружены ошибки, учитель проверяет с учениками всю цепочку действий. К анализу ошибок привлекаются и слабые ученики.

С помощью таких игр и подобных учащиеся воспроизводят вычислительные приемы устно (в уме). Эти игры направлены на формирование вычислительных навыков.


«Лучший летчик»

Ученики I класса практически воспроизводят вычислительный прием прибавления и вычитания трех.

Содержание игры. До игры учитель проводит небольшую беседу, выясняя у детей: «Кто хочет стать лётчиком? Каким должен быть лётчик? Что он должен хорошо знать и уметь?» Далее обобщает: «Многое должен знать и уметь лётчик, чтобы уверенно вести свой самолёт к назначенной цели. И прежде всего он должен правильно вести расчеты».

«Чтобы лётчиком стать,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
И при этом и при этом,
Вы заметьте-ка,
Лётчикам помогает
Арифметика». (В. Корыстылёв, М. Львовский)

На доске записаны 3 столбика примеров, под ними - рисунки самолетов. Над каждым примером – 3 ответа, один из них правильный, другие неверные:

4 7 6

3+3

5 7 6

4+3

3 4 5

2+3

8 7 9

10-3

6 7 8

5+3

10 9 7

8+2

Класс делится на 3 команды. В каждой команде назначается летчик. Учитель вызывает трех лётчиков, остальные – контролёры. Каждый из лётчиков производит расчёты (решает свой столбик примеров, начиная с нижнего примера) и правильно ведёт свой самолёт по намеченному курсу. Решив пример, лётчик делает вокруг него петлю (обводит его мелом) и показывает линией, куда должен подняться самолёт (он проводит линию к правильному ответу). Далее каждый лётчик делает новый расчёт (решает второй пример) и поднимает свой самолёт выше, показывая мелом правильный ответ.

В конце игры подводятся итоги. Учитель показывает на пример, контролёры подтверждают или исправляют путь движения самолёта. Все правильные ответы записывают справа от примеров, другие ответы стирают. Выявляют лучшего лётчика. Ему учитель выдает рисунок самолёта. Допущенные ошибки анализируются.


«Ёжик-счетовод»

Учитель говорит, что к ним в гости пришёл Ёжик, который очень любит математику. Тот у которого он окажется на парте, должен решить пример. учитель включает аудиозапись. Дети под музыку передают друг другу Ёжика. Учитель останавливает запись. Тот, у кого оказался в руках Ёжик, решает пример, остальные ребята проверяют правильность решения.

В 1-2 классах с целью формирования вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 20 можно использовать игру «Сорви огурец». На таблице нарисована грядка, на которой растут огурцы. В прорези вставлены огурцы. На обратной стороне каждого огурца написан пример. Ученик выходит к доске. «срывает» огурец и решает пример. За правильное решение примера ученик получает жетон.

Аналогично проводятся игры: «Поймай рыбку», «Кто больше соберёт грибов», «Садовники», Правильно решил пример, значит поймал рыбку, сорвал гриб, яблоко.

Детям очень нравится игра «День и ночь». Когда учитель произносит слов «ночь», учащиеся кладут голову на парту и закрывают глаза. В это время учитель читает приер на деление или умножение. Следует небольшая пауза. затем. Учитель говорит: «День». Дети садятся прямо, и те, кто сосчитал, поднимают руку и говорят ответ. Эта игра ценна тем, что даёт возможность сосредоточиться при счёте более рассеянным ученикам, приучает их решать пример не по записи на доске, а на слух.

На уроках математики можно провести игры, приведённые в таблице, они так же нравятся детям. К тому же они развивают внимание, любознательность, приучают к усидчивости и доводить начатое дело до конца.

Открой картинку

Заветный ключик

Мишка любит мёд

Помоги собачкам

Чётное или нечётное

Рассади детей по автобусам


Дети очень любят нестандартные уроки: урок-сказка, урок-путешествие, урок-аукцион знаний.

Использование дидактических игр на уроках математики влияет на развитие различных сторон мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического, прививает интерес к учебным занятиям, воспитывает волевые качества личности.

2.2. Проведение дидактических игр во внеурочное время.

Задачи, которые решаются в процессе обучения на уроке, решаются и во внеклассное время. Используя дидактические игры во внеклассной работе, учитель закрепляет, расширяет и углубляет знания, полученные детьми на уроках, подготавливает их к усвоению новых знаний.

Дидактические игры, которые проводятся во внеурочное время, не обязательны для всех детей, их можно проводить с подгруппами (от 3 до 10 человек или индивидуально)

Игры могут возникать как по инициативе педагога, так и по инициативе детей. В первом случае учитель организовывает игру, активно руководит нею, является непосредственным участником.

Если же игра возникает по инициативе самих детей, педагог, как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя самостоятельный характер игры, руководит развитием игровых действий, выполнением правил незаметно, деликатно, ненавязчиво.

Вот некоторые игры для внеурочной работы.

Игра «Назовите три предмета» упражняет детей в классификации предметов. Развивает скорость реакции.

Дети выбирают водящего, который называет любое слово, обозначающее обобщённое родовое понятие (например, мебель) и передаёт при этом кому-либо из играющих фишку. Дав фишку, водящий считает: «Раз, два, три». Получивший фишку должен за это время подобрать три слова, относящихся к данному родовому понятию (стол, стул, кровать). Тот, кто правильно ответит, становится водящим.

Следующая игра – обратная данной, но цель и задачи у неё такие же.

Игра «Назови одним словом»

А) назовите одним словом

Яблоня, дуб, каштан - это...". (Деревья)

Окунь, щука, карась - ...

Картофель, помидор, огурец –

Б) Замените словосочетания одним словом:

- промежуток времени в 60 минут …

- военнослужащий, стоящий на посту …

- ребенок, любящий сладкое …

- очень смешной фильм …

Выигрывает тот, у кого больше правильных ответов.


Игра «Найди слово к каждой схеме».

На доске три столбика схем и три столбика слов к ним. Слова расположены в иной последовательности, чем на схеме. Соревнуются три команды.

Школьники по очереди подбирают слова только к одной схеме, соединяя их линией. Выигрывает та команда, которая правильнее и быстрее других выполняет задание.


юля пенал


мяч учебник


ведро ручки


машина линейка


барабан ластик


Игра «Узнай предмет» учит детей мыслить, задавать вопросы, делать правильные умозаключения.

Дети выбирают водящего, который должен выйти за дверь. Играющие договариваются, какой предмет загадают. Водящий с помощью вопросов, должен узнать, что задумано. Он может задавать наводящие вопросы.

Например. Этот предмет съедобный? Он деревянный? Красный? Живой? И т.п. Если водящий отгадал название предмета, то его роль берёт на себя другой.

Так же ребята очень любят такие дидактические игры как «Охотник», «Испорченный телефон», «Улиточка», «Кто самый внимательный» и др.

В конце семестра, года заметно снижается работоспособность учащихся. В эти дни целесообразно проводить игру «Самый умный». Эта игра стимулирует учащихся повторять учебный материал, способствует расширению общих знаний. Формирует навыки самостоятельной работы.

Игра состоит из трёх туров.

В І туре принимают участие все ученики класса. Они получают карточки с 13 заданиями и выполняют из в течение нескольких минут. Задания тестовые, много времени не занимают. Жюри проверяет работы и называет 6 наилучших по количеству набранных баллов.

Во ІІ туре соревнуются 6 учеников. Они получают загадки. Кто выполнил задание первым, получает первый номе, вторым – второй, третьим – третий. И так до шестого.

К доске прикрепляются карточки с названиями 12 категорий знаний: чтение, русский язык, звуки и буквы, сказки, пословицы, математика, природоведение, Родина, здоровье, искусство, общие знания, сюрприз.

Шестеро участников, в соответствии с полученными номерами, по очереди выбирают категории знаний и начинают отвечать на 12 вопросов из выбранной категории. Жюри подсчитывает количество правильных ответов и называет трёх победителей, которые выходят в ІІІ тур.

Третий тур начинается с конкурса. В соответствии с тем, как быстро выполнена работа, участники получают номер.

В ІІІ туре участники выполняют 2 задания. В первом они получают 5 картинок и описывают предметы, изображённые на картинках, не называя их. Разгадывают болельщики. Количество отгадок соответствует количеству полученных баллов. Второе задание ІІІ тура развивает зрительную память. Перед участниками на доске появляется 18 квадратов красного, жёлтого и зелёного цветов. В соответствии с порядковым номером участники по очереди выбирают себе цвет. После этого дети в течение 30 секунд смотрят на квадраты, стараясь запомнить свои номера. Через 30 секунд участники поворачиваются спиной к квадратам и называют номера своих квадратов выбранного цвета. Жюри подсчитывает количество правильных ответов и определяет победителя. Ему вручается медаль «Самый умный» 1 место. Соответственно получают медали и за занятые 2 и 3 места.

При проведении дидактических игр во внеурочной работе соблюдаются следующие условия: связь игры со знаниями, полученными на уроках и в личном жизненном опыте детей; обеспечение игрового процесса необходимыми материалами; хорошее знание педагогом каждой игры, её содержания и влияния; последовательность, систематичность и планомерность проведения игр; связь игр с внеурочной воспитательной работой.





















Заключение

В данной работе рассмотрена проблема эффективности применения дидактических игр в обучении детей младшего школьного возраста (1-2 классы). Теория и практика использования дидактической игры в учебно-познавательном процессе является одной из самых актуальных тем современной педагогики начального обучения.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. Она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение достигнутыми успехами, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из дидактических игр требуют умения построить высказывание, высказать суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Объединяя две формы деятельности – игру и обучение, учитель должен сохранить самостоятельный характер игры, ту радость и удовольствие, которые она даёт ребятам. И одновременно добиваться, чтобы у детей формировались запланированные знания, умения и навыки, и осуществлялись качественные сдвиги в развитии познавательных способностей, двигательной активности, нравственном становлении личности.

Уроки с использованием дидактических игр являются эффективным средством обучения и воспитания. Содержание дидактической игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. Дети чаще проявляют активность, находчивость сообразительность и добиваются порой самых высоких для себя результатов. Поэтому учитель должен непрерывно изучать детей, их индивидуальные особенности, учитывать эти сведения в своей работе, строить учебно-воспитательный процесс так, чтобы каждый ребёнок ежедневно в школе ощущал чувство радости и удовлетворения от познания нового и преодоления трудностей.





























Список литературы


  1. Державний стандарт загальної середньої освіти //Освіта України – 2012– № 1/9 – 426

  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой – М. Просвещение, 1994. – с.104

  3. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. – 1966. - №6 – с. 18-24

  4. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1и 2 классах. – М. Новая школа, 1995 – с. 102

  5. Крупская Н.К. Пед.соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1974-1980, т.2 – с. 415.

  6. Кудыкина Н.В. Дидактические игры и занимательные задания для 1 класса. – К.:Рад. Шк., 1989. – с. 112

  7. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. – Соч.: В 7 т. – М.: Педагогика,1958. т.5. – с. 400

  8. Ноздрова О. Дидактичні ігри як засіб вирівнювання індивідуально пізнавальних розбіжностей дітей 6-7 років //Початкова школа. – 2007. - №5 с.50-53

  9. Салюк А. Дидактичні ігри у 1 класі //Початкова школа. – 2008. - №3 – с.30-33

  10. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1975. – с. 120

  11. Ушинский К.Д. Собрание сочинений; в 11 т. – М.: Педагогика, 1960, т. 10 – с. 534

  12. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1973. – с. 180

  13. Амонашвили А.Ш. В школу с шести лет – М.: Просвещение, 1980. – с.150

  14. Шкільний світ. Дидактичні ігри в початковій школі. – К. Видавничий дім Шкільний світ, 2014.– с. 128

  15. http://www.google.com.ua




21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!