«Роль групповой работы в социализации детей с ОВЗ в условиях образовательного пространства начальной школы»
Инклюзивное образование — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.
Социализация и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе не становится менее актуальной, ее злободневность только возрастает. Согласно данным ООН, каждая десятая семья мира воспитывает ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ), развитие которого отягощено неблагоприятными факторами, усугубляющими проблему социальной дезадаптации.
В организации процесса образования детей с ОВЗ необходимо понимание целей обновленного содержания образования, принятие своей собственной роли – не только как транслятора знаний, а организатора непосредственно образовательной деятельности детей с ОВЗ и принятие необходимости внедрения инновационных социальных технологий в образовательный процесс.
Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
Особой заботой становятся не только проблемы обучения, воспитания и развития детей, но и создание благоприятных условий для реализации прав и гарантий равных возможностей в получении адекватного образования и обеспечении достойной жизни в обществе. Приоритетной задачей сегодняшнего дня в инклюзивном образовании является усиление внимания к проблемам социализации и интеграции в общество лиц с особенностями психофизического развития, к созданию целостной системы психолого-педагогического сопровождения. На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.
Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с особыми нуждами. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах.
В Федеральном государственном стандарте общего образования прописано, что школа должна научить детей универсальным учебным действиям (УУД). Эти действия можно сгруппировать в четыре категории: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
· постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
· управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Из всего вышеперечисленного следует, что развивая коммуникативные УУД на уроках и во внеурочной деятельности, мы социализируем детей, а социализация детей с ОВЗ является целью специального образования и должна «красной нитью» проходить через преподавание каждого предмета, в том числе и математики.Математика является трудным для слабослышащих учащихся (в плане восприятия, понимания и усвоения) учебным предметом, требующим от них постоянной, кропотливой и значительной по объему работы, весьма специфичной и разнообразной. У учащихся школ 1 и 2 вида нарушен слух, как следствие, недоразвитие самостоятельной связной речи, слабое развитие психических процессов, снижение мыслительных операций. Ограниченный запас слов, неточное пониманиелексического значенияслов, недостаточное овладение грамматическим строем речивызывает у слабослышащих учащихся определенные трудности в связи снеобходимостью понять обращенную речь и смысл читаемого текста.
Для слабослышащих учащихся диалоговое обучение на уроках математики вызывает определенные трудности, потому что нарушение слуха ведет к отсутствию полноценного общения с окружающей средой. Из-за низкого уровня навыков общения становится невозможным получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточно включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение. Формирование речи слабослышащих учащихся – важнейший компонент социализации, без усвоения которого невозможно полноценно овладеть и мышлением, и коммуникацией. На уроках математики со слабослышащими учащимися обогащение словарного запаса, уточнение уже имеющихся понятий, расширение речевой практики, создание условий для развития диалоговой среды является одной из приоритетных задач социализации и обучения.
Формированию коммуникативных УУД способствуют групповые и коллективные формы обучения, когда ученики самостоятельно изучают новый материал, обсуждают варианты решения задачи, рассматривают различные точки зрения на одно и то же явление. Систематическое обучение, основанное на групповых формах организации урока, формирует класс как учебное сообщество, способное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач.
Групповая работа, будучи давно известной, до сих пор несёт в себе черты инновационного обучения:
- самостоятельное «добывание» учащимися знаний в результате организации поисковой деятельности,
- субъект-субъектные отношения участников совместной деятельности,
- создание ученику ситуации успеха,
- активность, интерес, учебная мотивация.
Учитель выступает организатором сотрудничества.
В настоящее время перед школой стоит социальный заказ общества - воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. Таким образом, при обучении в сотрудничестве особое внимание уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который может быть достигнут только в результате работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими ее членами при работе над темой (проблемой, вопросом), подлежащей изучению. Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, но и в том, чтобы узнать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки.
В содержании специального образования условно выделяются и рассматриваются два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и «жизненной компетенции».
«Жизненная компетенция» включает в себя:
- овладение умением использовать математические знания при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.).
-развитие способности гибко и самостоятельно использовать математические знания в жизни.
На уроках математики необходима реализация как общих, так и особых образовательных потребностей, поэтому при обучении слабослышащих усилено внимание к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных математических знаний в реальных условиях. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания детей с ОВЗ, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по поэтапному и планомерному расширению его жизненного опыта.
Для формирования «жизненной компетенции» целесообразно проводить интегрированные уроки, внеклассные мероприятия, включать каждого учащегося в проектную деятельность.
Коллективная проектная деятельность преследует цель социализации и развития коммуникативных УУД, помогает учащимся лучше запомнить новые слова и их лексическое значение. Создается ситуация, в которой у учащегося будет возможность говорить, делая что-то конкретное. Деятельность выступает как внешнее условие развитие у ребёнка познавательных процессов.
Как известно, дети лучше усваивают не то, что получили в готовом виде и заучили, а то, что открыли и выразили сами. В проектной деятельности учитель лишь направляет учеников, подвергает сомнению их высказывания, предлагает им прислушаться к мнениям друг друга. Деятельность учителя заключается в организации интерактивной работы в классе для обеспечения формирования универсальных учебных действий: общения и сотрудничества со сверстниками при поиске решения поставленной проблемы, формулировании выводов.
Ребята больше думают, учатся анализировать информацию, аргументировать свою точку зрения. Технология проектной деятельности позволяет развивать самостоятельную связную речь, интеллект и творческие способности слабослышащих учащихся. Ученик приобретает опыт общения и сотрудничества со сверстниками при обсуждении полученных результатов и получает возможность проявить свои знания и способности. Происходит активизация мыслительной деятельности и как следствие непринужденное общение, происходит автоматическая коррекция речи, мышления, развивается сознание. Очевидна, передача социального опыта через систему обучения и воспитания. Влияния людей друг на друга в процессе общения и совместной деятельности.