«Роль детской общественной организации во всестороннем развитии личности школьника»
Педагог воспитывает всегда: своим общением, своим преподаванием, своим опытом, своей личностью. Центральной фигурой учебно-воспитательного процесса является личность ученика. Помочь в становлении личности может только совместная деятельность следующих аспектов:
детская общественная организация во главе со старшей вожатой, работа классных руководителей с социальным педагогом, психологом и заместителем директора по воспитательной работе, взаимодействие семьи и школы, кружки и спортивные секции. Отношения между ними – только тесное сотрудничество и взаимодействие.
Детская организация «Галактика» МКОУ Луговской СОШ Зонального района Алтайского края входит в состав районной организации «Факел», работает под девизом «За Родину, добро и справедливость». Основные ее требования к каждому члену выражены в Уставе, по которому живут и действуют ребята.
Деятельность ДОО «Галактика» регламентируется нормативно-правовой базой:
Конвенцией о правах ребенка;
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным законом Российской Федерации от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
Уставом школы;
Уставом детской общественной организации «Галактика».
Целью работы детской общественной организации является:
создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе индивидуального подхода во внеурочной деятельности.
Достижению этой цели способствует решение следующих задач:
-создание условий для развития общешкольного коллектива через систему КТД;
-развитие ученического самоуправления;
-развитие детской организации как основы для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого обучающегося;
-развитие патриотических чувств и любви к Родине у детей через игровые ситуации и моменты, интереса молодежи к истории Отечества, своего края, участие в сохранении памятников истории и культуры, защите своей страны
-понимание и уважение себя, а через любовь к себе прийти к пониманию и уважению;
-создание условий для здорового образа жизни через спортивные состязания, походы и системное закаливание;
-обеспечение сотрудничества детей ивзрослых, направленного на интеллектуальное, духовное и физическое развитие каждого;
-поддержка благотворительности и милосердия, оказание помощи в освоении культурных, духовных и трудовых традиций своего народа.
Детская организация в школе – коллектив, созданный для творчества и для обучения детей отношению к своей и общественной жизни. Осуществлять задуманное – это значит проявлять творческую заботу о своей школе, о близких и далеких людях, о родном крае. У детей постепенно вырабатывается привычка заботиться не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно. Детям предоставляется возможность самим быть организаторами своих дел, проявлять инициативу и заботу об общественно-полезных делах, о коллективе и товарищах. Стараемся создать детям условия для проявления самостоятельности и передать в руки ребят функции самодеятельного управления. В своей работе с детьми придерживаемся принципа: все, что дети могут делать сами, они должны делать самостоятельно.
Участие ребят в составлении плана воспитательной работы, подборе материалов для праздников, в распределении заданий и контроле за их выполнением, имеет важное воспитательное значение: дети приобретают организаторские навыки и умения, развивается их самостоятельность, появляется ответственность за выполнение полученного дела, т.е. формируется их активная жизненная позиция, выявляются интересы школьников.
Высшим руководящим органом организации является сбор детской организации, который проводится не реже 3 раз в год.
В период между сборами руководство организацией осуществляет Совет детской общественной организации. В Совет выбраны самые творческие, инициативные учащиеся, которые могут повести за собой. Заседания Совета проводятся ежемесячно, согласно плану.
Итоги работы учащихся отражаются на стенде и подведением итогов в конце учебного года.
Необходимость подготовки юных организаторов в детских общественных организациях вполне очевидна: подростки не обладают заведомо всей необходимой совокупностью знаний и навыков для исполнения непростых функций вожака и организатора жизни своей организации. Без него, развитие реальной детской самостоятельности просто невозможно. На заседаниях ребята учатся, как правильно организовать КТД, как сделать интересной школьное мероприятие, знакомятся с функциями актива и т.д.
В школе еженедельно проходит дежурство. Это позволяет детям почувствовать ответственность и нужность выполняемой работы.
Все коллективно-творческие дела распределены в течение учебного года.
Коллективное дело – «крупная доза воспитания».
Ведущей идеей является ориентация на личность школьника, его интересы и способности.
Целевые установки:
-Формирование личности – главная цель школы.
–Всесторонне и гармонически развитая личность.
-Развитие социальной активности.
-Формирование ответственности, гражданского самосознания.
-Развитие творческих способностей детей.
-Формирование целостной научно обоснованной картины.
-Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей.
-Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.
Месяц | Направ- ление | КТД | Мероприятия |
Сентябрь | Оздорови- тельное | «Здравствуй, школа!» | «День Знаний», кросс «Золотая осень», соревнования по футболу, «Праздник осени». |
Октябрь | Трудовое | «Золотая осень» | «День Дублера», «Трудовой десант», соревнования по шахматам, настольному теннису и футболу, операция «Забота», «Неделя ПДД». |
Ноябрь | Эстетическое | «Выдумывай, пробуй, твори!» | Концертная программа «Слово о Матери», предметные олимпиады. |
Декабрь | Духовно-нравственное | «Новогодний калейдоскоп» | «Новогодний карнавал», «Мастерская Деда Мороза». |
Январь | Познаватель-ное | «Интеллек- туальный марафон» | «Неделя профориентации», «Дни воинской славы», уроки мужества в музее. |
Февраль | Историко-краеведчес- кое | «Служу Отечеству» | Вечер встречи выпускников, «А ну-ка, парни!» «Смотр песни и строя», «Зарница. |
Март | Профессио- нально-ориенти- рованное | «Я верю, что все женщины прекрасны» | Концертная программа для мам, «А ну-ка, девочки!», «А ну-ка, девушки!», «Неделя книги». |
Апрель | Экологичес- кое | «Живи, земля!» | «Говорим здоровью – ДА!», «Неделя добра», «Экологический десант» |
Май | Гражданско-патриотичес-кое | «Рассвет Победы» | «Вступление в детскую организацию», экскурсии в сельский музей, «День Победы», «Последний звонок», «Малые олимпийские игры». |
Одним из главных направлений деятельности детской общественной организации «Галактика» является гражданско-патриотическое.
Ребята принимают активное участие в акции «Добро без границ». На территории села проживают дети войны, труженики тыла, вдовы ветеранов ВОв. Ни один из них не остался без внимания школьников. К каждому - был прикреплен класс. В течение учебного года дети постоянно посещают пенсионеров на дому, поздравляют с праздниками, а также оказывают посильную помощь.
Учащиеся принимают активное участие в акции «Обелиск». На территории села находится памятник погибшим воинам в годы ВОв. Ребята постоянно ухаживают за ним, занимаются благоустройством, следят, чтобы прилегающая территория находилась в хорошем состоянии. Осенью и весной ребята очищают территории памятника от сухой листвы, мусора.
В рамках акции «Мы этой памяти верны» учащиеся школы и педагоги тесно сотрудничают с сельским музеем имени А. Казанцева. Ребята – частые гости в нашем сельском музее. Они посещают тематические экскурсии, участвуют в уроках мужества, в митингах, в факельном шествии. В прошлом году учащиеся 7 класса реализовали проектную работу ««След Великой Победы в моей семье», которую представили всем ученикам школы на сборе ДО. Совместно с директором музея Шебалиной Л.Д. 5 лет назад осуществили долговременный проект «Память о них священна».
Ведется работа по формированию ЗОЖ. Основная цель данной работы заключается в формировании у ребят ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом. Для более эффективной работы по укреплению и сохранению здоровья учащихся проводятся различные мероприятия: «Мы за здоровый образ жизни», Дни Здоровья, спортивные праздники, эстафеты, участие в школьных и районных спортивных соревнованиях и т.д.
Большое внимание в школе уделяется духовно-нравственному воспитанию.
Работа детской общественной организации «Галактика» в направлении нравственного воспитания включает в себя участие ребят в традиционных мероприятиях: «День Знаний», «День матери» (концерт для мам, выставка творческих работ мам, изготовление поздравительных открыток, фотогазета), праздники, посвященные Международному женскому дню 8 марта, Неделя детской книги, «Последний звонок» и т.д.
В ДОО «Галактика» создан волонтерский отряд «Школа добра» в количестве 8 человек. Одним из направлений деятельности отряда стало оказание помощи одиноким и престарелым гражданам села, детям ДС «Солнышко», школьной и сельской библиотеке. В прошлом году реализовали проект «В детский сад с улыбкой», который представили на районном слете волонтеров, а также выступили на VII краевых детских Шукшинских чтениях «…важно прорваться в будущую России», за что получили диплом I степени, а также награждены специальным призом симпатий жюри за оригинальность и высокий исследовательский уровень представленного проекта.
В школе стало традицией разрабатывать клумбы на школьном дворе и садить цветы и овощи в школьном огороде. Все зоны школьной территории нарядны и ярки по своим качествам. Данная деятельность дает возможность всем участникам проявить свои творческие способности и лидерские качества в самых разнообразных сферах деятельности. Причем каждый учащийся чувствует себя в данном деле востребованным, успешным и главным.
Работа детской общественной организации «Галактика» направлена на формирование у подростков социальной зрелости и образа выпускника Луговской средней общеобразовательной школы, как личности успешной во всех отношениях:
-духовно развитой личности, обладающей осмысленностью личной жизни, целеустремленностью, высокими гражданско-патриотическими качествами;
- имеющей высокое интеллектуальное развитие;
- ведущей здоровый образ жизни;
-стремящейся к повышению уровня эстетической, этической, правовой, экологической культуры.
Участие членов детской общественной организации «Галактика» в общественной жизни своего учебного учреждения, своего села, района, края, своей страны формирует человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
В своей педагогической деятельности, как координатор детского движения, стараюсь следовать заповедям:
Воспитывать, опираясь на природу ученика!
Любить детей!
Доверять детям!